Полную версию книги можно скачать по здесь без регистрации (размер 290 Kb)
Рамачарака
НАУКА О ДЫХАНИИ
ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ
Дыхание по восточным методам,
как средство
физического, умственного и духовного развития
Глава I.
"ЙОГИ"
На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое
"йоги", какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии
рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусников,
заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя "йогами".
Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного "йога" в
виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного индуса, который или
сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми
вверх, пока они не одеревенеют и не высохнут, и так и останутся на всю
дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его
пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют - это
правда, но называть их "йогами" - это звучит для настоящего йога
такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором
именуют мозольного оператора или "профессором" - уличного продавца
знахарских снадобий.
Издавна в Индии и в других
восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению
методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых
поколений этих искателей передавался веками от учителей к ученикам, и
постепенно сложена была наука - йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в
конце концов придано название "йоги" - от санскритского слова
"юг" - что значит "соединять".
Йога делится на несколько
отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения
высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон
предмета книги, если он сам не приведет к тому.
"Наука о дыхании"
часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет
развитие в человеке сил его физического организма, но некоторыми сторонами
своими она служит и его духовному развитию.
В Индии существуют большие
школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны.
Философия йогов составляет правило жизни для многих и многих людей. Истинные
учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются
крохами, падающими со столов образованных классов, - восточный обычай в этом
отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают
оказывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сообщались
лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подготовлен
достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении,
пользуясь этим для взаимных влияний.
Индийские йоги оказывают
большое внимание "науке о дыхании" по причинам, которые станут ясны
читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части
учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для
западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала "Науки о
дыхании" йогов и излюбленнейшие их упражнения и методы. Мы употребляем
везде привычные Западу термины, по возможности избегая санскритских названий,
чтобы не затруднять читателя.
Первая часть книги посвящена
физической стороне "Науки о дыхании", далее её физическая сторона
рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец
излагается влияние её на духовное развитие человека.
Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой небольшой
книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми
для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней
простоты своей и ясности, эти учения будут приняты, как нечто чересчур легкое
и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти
что-то "глубокое, таинственное и непонятное". Однако, западный ум -
чрезвычайно практический ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и
практичность изложения этой книги будет вполне признана.