(Из Рассказов, Дискуссий и Уроков, Писем и Лекций)
Впервые опубликовано в 1982 году.
Печатается по изданию "SEEKER
AFTER TRUTH, a Handbook by IDRIES SHAH. THE
OCТAGON PRESS. LONDON.1992
P.O. Box 227, London
N6 4EW, England
Москва 1999.
Часть первая: Рассказы классиков
Молитва о дожде
Рассказывают, что в месте, именуемом Касраль-Арифин, однажды случилась
засуха. И люди пришли к Мастеру БахааддинуНакшбанду, прося его помолиться
о дожде.
И он вывел их на улицу и повел их по улице, и водил их по улицам, пока
не
нашел женщину, которая нянчила младенца на своих руках.
"Я молю тебя, накорми сво дитя!" -
сказал Мастер.
"Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его" -
сказала женщина, -
"потому что это мой ребенок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ты
ничего не
понимаешь?"
Бахааддин велел записать слова женщины и
прочесть их публично.
Одно без другого
Известно, что однажды к Ахмеду Ясави, Суфи из Туркестана пришел человек и
сказал:
"Я хочу учиться, но учиться без помощи книг, и без помощи учителя,
который
стоял бы между мной и истиной, потому что любой учитель бренен, а любая
книга пуста"
Ясави отвечал:
"Я вижу, ты хочешь научиться есть, не пользуясь ртом, и
переваривать пищу
без помощи желудка? Быть может ты еще хочешь
ходить без ног, и покупать, не
внося платы?... Возможно, я и помогу тебе, но
это случится только после
того, как ты расстанешься с соответствующими органами своего тела!
Представь на секунду, как ты можешь есть без
пищеварительной системы, найти
суфи, без помощи слов, которые ты так не
любишь, как ты можешь жаждать
истины и не желать подходящего тебе е источника?
Возможно, это и забавно: размышлять об учении без книг, как основы и
упражнениях без учителя. Так же забавно,
наверное, мечтать о чудесах и
магии. Но кроме забавы: как насчет непосредственного результата?"
Ослушание Моисея
Как пишет Абу-ТалибМакки, Моисей, великий пророк, рассказывал, как он смог
расширить степень своего понимания от отдельных догадок и предположений
до
правильной и четкой перспективы.
Моисей был прикован к постели, и хотя различные доктора предлагали ему
средства от его болезни, он отказал всем, уповая на Бога.
Однако сам Господь, как говорят, повелел Моисею воспользоваться
лекарством,
сказав при этом:
"Отвергая лекарства, ты ставишь под сомнение мудрость того, кто
наделил их
целебными свойствами!"
Вот почему говорится: "Веруй в Бога, и привязывай своего верблюда
на ночь"
Если ты этого не делаешь, то зачем вообще нужна такая вещь, как
верблюжья
уздечка?
ХазратБахааддинНакшбанд сказал как-то по этому поводу:
"Если вянущий лист своим появлением говорит тебе о том, что
растение
нуждается в поливе, то, так как ты можешь это сделать, это и есть твой
долг, то эти "слова" листа, есть не что иное, как приказ
творца лично тебе.
И если ты ждешь еще чего-то, спроси себя, если между тобой и творцом
есть
средство общения, затем ли оно, чтобы им пренебречь?
Превращение яда в лекарство
В городе Бистаме жили однажды два вельможи,
ненавидевшие друг друга из-за
древней вражды. Однако, случилось так, что оба
они захотели обучиться
секретам человеческой природы и судьбы под началом одного и того же
человека, известного мудреца Али Бега, который жил в отдаленной части
Персии.
Однако Али, перед тем как принять их, отписал другому мудрецу, Ибн Хамзе,
который жил неподалку от Бистама, с просьбой принять
двух вельмож и
поговорить с ними от его имени.
Но каждый из них отказался встречаться с Ибн Хамзой.
"Я хочу припасть к корню, а не к ветви" - сказал первый.
Второй сказал:
"Ибн Хамза - никто для меня!".
И вот Ибн Хамза
начал распространять недостойные слухи о двух "кандидатах в
просветленные". Через несколько месяцев, заваленные со всех сторон
гадкими
слухами, след от которых вел вне всякого сомнения вел к Ибн Хамзе, двое
аристократов почувствовали себя задетыми за живое, и, забыв старые
обиды
ворвались в дом Ибн Хамзы,
полные ярости и гнева, забыв полностью о своих
поисках истины и человеческой природы.
"Известно ли тебе, о презренный червь, зачем мы пришли в твой
дом?" -
вскричали они, едва завидев Ибн Хамзу.
"Доподлинно известно", отвечал Ибн Хамза, "вы пришли:
Во-первых, потому что Али Бег хотел показать вам, насколько мелочна и
ничтожна ваша "глубокая" неприязнь друг к другу:
Во-вторых, потому что вам надо было продемонстрировать, до чего просто
управлять вашими поверхностными чувствами, заставив вас прийти сюда,
хотя
каждый из вас твердо решил не делать этого:
В-третьих, хотя вы и не подчинились указаниям Али Бега, вам стоит
знать,
что некоторые желания должны быть доведены до конца:
В-четвертых, вы здесь для того, чтобы стать хотя и невольными, но
учителями
людям, присутствующим здесь:
В пятых, Али Бегу и мне надо было показать
местным жителям, любителям
подозревать и распространять слухи, наподобие тех, что я распустил о
вас
двоих, что люди сердца - не простая добыча для них, что их пагубные
привычки могут быть обращены против них же.
И наконец, в-шестых, вы здесь, потому что в последовательности будущих
событий, фактов и разъяснений я вижу перспективу превращения яда в
лекарство, и оружия в ценный инструмент."
Полную версию книги можно скачать здесь.(depositfiles размер 320 Kb)
Уважаемый читатель, если у Вас есть пожелание по содержанию следующих выпусков, то я с удовольствием выполню их. Спасибо.