Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Образ Действия. Звучание Жизни


Душевный портал <<Мистическая Волна>> представляет рассылку

Образ Действия

Звучание Жизни 


Обзор Реальности и Мистики из разных источников


Идрис Шах

Сказки дервишей


Несмотря   на   то,   что  дервишские  сказки   чрезвычайно
привлекательны  для  читателей как откровенно  развлекательная
литература,   они  не  являются  просто  баснями,   легендами,
произведениями фольклора. Эти сказания выдерживают сравнение с
прекраснейшими  произведениями любой культуры по  остроумию  и
тонкости,  по  композиционному изяществу; однако  их  истинная
функция  -  суфийских  обучающих историй  -  чрезвычайно  мало
известна  в современном мире, так как ни в специальных,  ни  в
обычных терминах ее невозможно объяснить.
   Дервишские  мастера  на  протяжении  веков  обучали   своих
учеников,  используя подобные истории, которые, как считается,
призваны   способствовать  развитию  восприятия,  недоступного
обычным  людям. Некоторые из них должны рассказываться  только
тем,  кто  уже  получил  определенную мистическую  подготовку;
другие специально предназначены для людей определенных эпох  и
культурных традиций.
   Идрис   Шах  много  лет  провел  в  путешествиях  по   трем
континентам,   собирая   и   сличая   устные   варианты   этих
замечательных  рассказов, многие из которых  в  той  или  иной
форме проложили себе путь в литературу Востока и Запада.

   Идриса   Шаха   называют   "самым  выдающимся   современным
летописцем  человеческих  верований".  Его  работы  охватывают
ритуалы   и   практику  египетской,  вавилонской,   тибетской,
индийской,  персидской,  китайской  и  японской  традиций.  Он
встречался  и  беседовал  с  дервишскими  учителями,  с  махди
Судана,  с  королем  Саудовской Аравии, факиром  Ипи,  королем
Иордании,   суданскими   чародеями,  сирийским   колдуном,   с
самозваным имамом мусульман...
   Основная  его  работа  по  суфизму  -  "Суфии",  в  которой
показана  связь между средневековым христианством, мистическим
направлением  иудаизма,  дервишами и  классической  персидской
литературой,  стала сейчас программным пособием для  студентов
Оксфорда.  Принадлежащая  ему книга  "Тайное  наследие  магии"
представляет собой солидную коллекцию текстов, переведенных  с
древнееврейского, арабского, латинского, французского и других
языков.   Она  считается  превосходным  документом   и   часто
цитируется в академических исследованиях.
   Такие  произведения  Идрис Шаха, как книга  о  путешествиях
"Цель  путешествия  - Мекка" и "Восточная магия",  описывающая
путешествия  и  содержащая в себе исследования,  предназначены
для  более широкого круга читателей, нежели только востоковеды
и оккультисты.
   "Сказки   дервишей"  -  еще  одна  его  работа,  знакомящая
читателя  с малоизвестным материалом. Она указывает на  особые
обычаи, существующие в древних учениях.


ФАТИМА-ПРЯДИЛЬЩИЦА И ШАТЕР

   Некогда  в  одном городе на далеком Западе жила девочка  по
имени  Фатима.  Она  была  дочерью процветающего  прядильщика.
Однажды  отец  сказал  ей: "Дочь моя,  собирайся  в  путь.  Мы
отправляемся  в  путешествие. У меня есть  кое-какие  дела  на
островах  Средиземного моря. Может быть, там  тебе  встретится
красивый  юноша с хорошим будущим, который полюбит тебя  и  вы
поженитесь".
   Итак,  они отправились в путешествие от острова к  острову.
Отец  занимался  своими торговыми делами, а  Фатима  проводила
время  в  мечтах о будущем муже. Однажды, когда  они  плыли  в
сторону  Крита,  их застиг ужасный шторм, и корабль  пошел  ко
дну.  Фатиму,  потерявшую сознание, волнами вынесло  на  берег
недалеко  от  Александрии. Отец и все,  кто  был  на  корабле,
погибли, и она осталась одна без всякой поддержки.
   Сцена  кораблекрушения и длительное пребывание  в  открытом
море  так  на  нее подействовали, что о прошлой  жизни  у  нее
остались только смутные воспоминания.
   Очнувшись,  она  встала  и  побрела  по  берегу.  Там   она
наткнулась  на  семью  ткача. Это были  бедные  люди,  но  они
прониклись состраданием к ее бедственному положению, взяли  ее
в свое убогое жилище и обучили своему ремеслу.
   И  вот  для  нее  началась вторая жизнь. Год  или  два  она
прожила с ними вполне счастливо и была довольна своей судьбой.
Но  однажды,  когда она зачем-то вышла на берег,  ее  схватили
работорговцы,   отвели  на  корабль   и   вместе   с   другими
невольниками увезли.
   Сетования  и горькие жалобы Фатимы не вызвали у этих  людей
ни капли жалости; они привезли ее в Стамбул, чтобы продать там
как рабыню.
   На  невольничьем рынке было несколько покупателей. Один  из
них  искал  себе  раба  для  работы  в  цеху  по  изготовлению
корабельных  мачт. Несчастный вид Фатимы привлек его  внимание
и, желая облегчить ее участь, он купил ее, т.к. считал, что  у
него ей будет легче, чем у другого хозяина.
   Он  привез Фатиму к себе, решив отдать ее в услужение жене.
Но  дома  его  поджидало  печальное известие:  корабль  с  его
товаром,  в который он вложил весь свой капитал, был  захвачен
пиратами. Теперь он не мог себе позволить содержать рабочих, и
ему,  его  жене и Фатиме пришлось самим заняться изготовлением
мачт.
   Фатима,  благодарная хозяину за его доброту,  так  прилежно
работала,  что вскоре он даровал ей свободу, и она  стала  его
доверенным  лицом и помощником. Итак, для нее началась  третья
жизнь, и она снова почувствовала себя вполне счастливой.  Как-
то  хозяин сказал ей: "Фатима, я хочу, чтобы ты отправилась  в
качестве  моего агента на Яву с грузом мачт и выгодно  продала
их там".
   И  вот  Фатима  пустилась в плавание, но  у  берегов  Китая
мощный  тайфун обрушился на ее корабль и потопил его. Каким-то
чудом  девушке  снова  удалось спастись,  и  она  очнулась  на
незнакомой  земле.  Придя немного в  себя,  она  стала  громко
плакать  о  своей  несчастной судьбе.  Как  только  ее  жизнь,
казалось  бы,  приближается к благополучию,  безжалостный  рок
разрушает  все ее надежды. "Почему так случается, - восклицала
nm`,  -  за  что бы я ни взялась, всегда меня ждет  неминуемая
неудача. Почему на меня сваливается столько несчастий?" Но  ей
никто  не ответил, и она, заставив себя подняться, пошла  куда
глаза глядят.
   Хотя  никто в Китае никогда ничего не слышал о Фатиме и  не
знал  об  ее  испытаниях, всем, однако, была известна  древняя
легенда о том, что какая-то чужестранка прибудет однажды в  их
страну  и  сделает шатер для их императора. Так  как  никто  в
Китае  не  умел делать шатров, все с живейшим интересом  ждали
осуществления этого предсказания.
   Чтобы  не  пропустить  такой женщины, когда  она  прибудет,
каждый  китайский император по традиции раз в год  посылал  во
все города и деревни гонцов, которые должны были доставлять  в
столицу всех чужестранок.
   Когда Фатима добрела до ближайшего приморского города,  там
как раз был оглашен императорский указ о чужестранках, и люди,
заметив  ее,  поняли,  что  она  издалека  и  привели   ее   к
императорским посланцам.
   Фатиму  доставили  ко дворцу и провели в тронный  зал.  Сын
неба спросил ее: "Девушка, сумеешь ли ты сделать нам шатер?"
   - Думаю, что сумею, - ответила Фатима.
   Итак, ей отвели помещение, и она принялась за работу.
   Прежде  всего  ей понадобилась веревка. Но  никто  даже  не
знал,  что  это  такое.  Тогда Фатима,  вспомнив  свое  первое
ремесло  прядильщицы, насобирала льна и свила  веревку.  Затем
она  велела  принести  прочной  материи.  Во  всем  Китае   не
оказалось  такой материи, которая ей была нужна. Вспомнив  то,
чему  она  обучалась  у александрийских  ткачей,  она  соткала
прочное   полотно.   Наконец,  чтобы   окончить   работу,   ей
понадобились шесты, но их не оказалось во всем царстве. Тут ей
пригодилось  умение делать мачты, приобретенное в Стамбуле,  и
она ловко смастерила надежные шесты.
   Закончив  работу,  она  стала  припоминать,  как  выглядели
всевозможные  шатры, которые она видела в своих  скитаниях  по
свету, и, наконец, собрала шатер.
   Когда  это  чудо показали императору, он был так  восхищен,
что  обещал  Фатиме исполнить любое ее желание.  Она  пожелала
остаться  в  Китае,  где  вскоре вышла  замуж  за  прекрасного
принца,  с которым прожила долгую и счастливую жизнь,  оставив
после себя многочисленное потомство.
   Таким  образом, Фатима поняла, что то, что  казалось  ей  в
свое  время  тяжелыми  испытаниями,  неожиданно  обратилось  в
необходимый опыт, который помог ей достичь конечного счастья.


   Эта   история  хорошо  известна  из  греческого  фольклора,
многие  произведения  которого несут в  себе  идеи,  созвучные
основным  идеям  дервишей  и  их  легенд.  Приводимый  вариант
рассказа  приписывается шейху Мухаммеду Джамал ад-дину  Ансари
из Анатолии. Он основал орден Джамалийа ("Прекрасный").
   Умер он в 1750 году.




   ВОРОТА В РАЙ

   Давным-давно  жил-был один добрый человек. Всю  свою  жизнь
он  следовал  высоким  заповедям, ибо  надеялся  после  смерти
попасть в рай. Он отдавал щедрую милостыню нищим, любил  своих
ближних  и  служил  им.  Помня,  как  важно  обладать  стойким
терпением,  он  с  достоинством  переносил  самые  тяжелые   и
неожиданные  испытания, жертвуя многим ради других.  Время  от
времени он совершал путешествия в поисках знания. Его смирение
и  образцовое поведение снискали ему славу мудрого человека  и
уважаемого гражданина, которая разнеслась от Востока до Запада
и от севера до юга.
   Все  эти достоинства он в самом деле культивировал  в  себе
всякий  раз,  когда  вспоминал о  них.  Но  был  у  него  один
недостаток - невнимательность. Это качество не имело  над  ним
большой  власти,  и  он  считал,  что  по  сравнению   с   его
достоинствами   невнимательность   -   весьма   незначительный
недостаток.  Так,  иногда  он оставлял  без  помощи  некоторых
нуждающихся  людей,  потому что порой  не  замечал  их  нужду.
Любовь и служение также временами оказывались забытыми - когда
он бывал поглощен своими личными нуждами или даже желаниями.
   Он  любил  спать и частенько засыпал именно в  те  моменты,
которые  были благоприятны поиску знания или пониманию  его  и
практике подлинного смирения, или тогда, когда можно  было  бы
увеличить число добрых дел - такие возможности он просыпал;  а
ведь они уже больше не возвращались.
   Невнимательность  оказывала  на  его  сущностное   "я"   не
меньшее влияние, чем его добрые качества.
   И  вот  однажды  он умер. Обнаружив себя за пределами  этой
жизни,  добрый  человек направился к райской  обители.  Пройдя
немного,  он решил передохнуть, чтобы проверить свою  совесть.
Все  тщательно взвесив, он пришел к выводу, что вполне достоин
войти в райские чертоги, и продолжил свой путь.
   Подойдя,  наконец, к райским воротам, он  увидел,  что  они
закрыты,  и  в этот момент услышал голос, обращенный  к  нему:
"Будь  внимателен, ибо ворота открываются  только  раз  в  сто
лет". Добрый человек устроился неподалеку ждать, взволнованный
предвкушаемой  перспективой. Однако, не будучи  занят  в  этот
момент,  как обычно, совершением добродетельных поступков,  он
обнаружил,  что у него плохо с вниманием: в течение некоторого
времени,  которое  ему  самому  показалось  целым  веком,   он
старался  не заснуть, но в конце концов голова его  склонилась
на  грудь,  и сон на какое-то мгновение смежил его веки.  И  в
этот  миг ворота широко распахнулись. Но прежде, чем он  успел
открыть  глаза,  они захлопнулись с шумом и грохотом,  которые
могли бы разбудить и мертвого.


   Эта  любимая  обучающая история дервишей иногда  называется
"притчей  о  невнимательности". Несмотря  на  то,  что  данная
история  широко известна как народная сказка,  сведения  о  ее
происхождении утеряны. Некоторые приписывают ее  Хазрату  Али,
четвертому  халифу.  Другие говорят, что она  так  важна,  что
могла  быть тайно передана самим пророком. Ее, конечно, нельзя
встретить ни в одном из достоверных хадисов пророка.
   Литературная  форма,  в  которой  она  представлена  здесь,
ong`hlqrbnb`m` из работ одного неизвестного дервиша ХVII века,
Амир-Бабы,  в  которых подчеркивается, что  "истинным  автором
является  тот,  чьи писания анонимны, так как  в  этом  случае
никто не становится между изучающим и предметом изучения".


Страница коллектива рассылки


 

Коллектив рассылки не претендует на истинность и единственность представляемых точек зрения. Материал публикуется с целью ознакомления и дискуссии. Различная реклама печатных изданий пресекается вашим игнорированием. Развиваемые концепции могут не соответствовать действительности. Предлагаемая терминология способна идти в разрез с некоторыми нормами философского понимания. Попытки повторения экспериментов не всегда доступны и безопасны. Просим соблюдать нравственно-эстетические нормы реагирования, сделайте лучше и красивее!

 


 

Группа "Образ действия"

До следующего выпуска!



В избранное