Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Служба Рассылок Subscribe.Ru

О ЧТЕНИИ


Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. Поймут ли? Увидят ли
то, что он хотел сказать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? От этого
зависит так много... И прежде всего  состоится ли у него желанная, духовная встреча
с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?
Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают
по буквам, "из букв вечно выходит какое-нибудь слово" (Гоголь), и всякое слово
что-нибудь да "значит"; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель
представляет себе что-то  "подержанное", расплывчатое, иногда непонятное, иногда
приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое... И это называется
"чтением". Механизм без духа. Безответственная забава. "Невинное" развлечение.
А на самом деле культура верхоглядства и поток пошлости.
Такого чтения ни один писатель себе не желает. Таких "читателей" мы все опасаемся.
Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл...
Как возникло, как созрело написанное?
Кто-то жил, любил, страдал и восхищался; наблюдал, думал, искал  надеялся и отчаивался.
И в результате не мог не поведать нам о том, что для всех нас важно, что нам
необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит  что-то
значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начал отыскивать верные
образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было не легко, удавалось не всегда
и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго, годами, иногда
 всю жизнь, не расстается с нею ни днем, ни ночью, отдает ей свои лучшие силы,
свои вдохновенные часы, "болеет" ее темою и "исцеляется" ее писанием. Ищет сразу
и правды, и красоты, и "точности" (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного
ритма  и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца...
И, наконец, произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние
исправления  и книга отрывается и уходит к читателю, неизвестному, далекому...
Уходит  без него, автор выключает себя и оставляет читателя со своею книгою "наедине".
И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений,
идей, образов, волевых разрядов, призывов, открытий, доказательств  целое здание
духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за
этими черными "мертвыми крючками", за этими общеизвестными, поблекшими от частого
употребления людьми словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными
понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух  должен из-за них добыть сам читатель.
Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и
не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его "чтение"
и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному...
Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?
Потому что настоящий читатель отдает книге все свое внимание, все свои душевные
способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая
необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных
слов через сознание, оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания
верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения
недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить в
себе эту книгу, увидеть все ее глуби и дали; а ее правда может потребовать не
более и не менее как всего человека.
Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный
акт писателя  зажить им. Только при этом условии состоится желанная встреча между
обоими и читателю откроется то важное и значительное, над чем трудился писатель.
Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано
и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить
в них и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль
и эпоху. Это есть сила духа  оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и
смысла за словами, заполнять внутренние "пространства" души, созерцать нематериальное,
отождествляться с незнаемыми людьми и вместе с автором художественно и мыслительно
постигать сущность богозданного мира.
Читать  значит искать и находить; ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем
духовный клад, во всей его полноте. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить
значит творить. Это есть движение к духовной встрече, свободное единение с тем,
кто впервые приобрел искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не
переживал, всегда будет казаться, что от него требуют "невозможного".
Искусство чтения надо вырабатывать в себе  оно должно стать творческим и созерцательным.
И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая
сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение,
углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее
и обессиливающее.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что
он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно
тем, что мы вычитываем из прочтенного,  как бы букетом собранных нами в чтении
цветов или ...
Книга, для которой я пишу это предисловие, выношена в сердце, написана от сердца
и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении.
Но я верю, что она найдет своих читателей.

Иван Ильин
"Поющее сердце. Книга тихих созерцаний".

Сайт газеты "Чистый Мир" http://welcome.to/pureworld/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное