Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru


ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Иван Ильин


Немногие знают о том, что человеческий опыт на самом деле бесконечно шире,
богаче и разнообразнее, чем люди это себе представляют. Когда они говорят о
восприятии, то имеют в виду лишь чувственный опыт, который дается человеку
через его внешние чувства (зрение, слух, осязание и т. д.) и открывает ему
доступ к материальному миру. Если человек привержен одному-единственному
источнику опыта, верит только в него и пользуется исключительно
чувственными, внешними ощущениями, он как материалист отличается
односторонностью, ограниченностью, скудостью своего опыта и соответственно -
всей своей жизни.

Причем, такой человек ограничивает себя сам: он вырабатывает себе
бессознательно или сознательно такую жизненную установку, как если бы он не
имел никакого другого опыта. Он живет и думает так, как если бы его
восприятие действительно не имело способности к другим - нечувственным
содержаниям - и захлопывает дверь перед всем, что выходит за пределы области
материального. Он не привык вращаться в сфере иного опыта и иных предметов.
Он как бы прильнул раз и навсегда к состояниям своего тела и к показаниям
его органов, только им доверился и затем уверил себя, будто ни у него, ни у
других людей нет доступа ни к чему иному. Его внимание, интерес, желания и
деятельность обращены на внешнее. И если он видит человека, обращенного к
внутреннему, нечувственному миру, то оказывается неспособным ни понять его,
ни поверить ему, объявляя того выдумщиком, фантазером или обманщиком.

Такой наивный и самоуверенный материалист не понимает и не видит того, что
вся проблема сводится к односторонней скудости его собственного опыта или,
еще точнее, к нежеланию это заметить и принять всерьез другой опыт, без
которого любая полноценная жизнь не может обойтись. У материалиста, как и у
всякого человека, имеются не только телесные, но и душевные состояния; и
многие из этих душевных состояний дают ему не-чувственный опыт и открывают
ему не-чувственные предметы. Неумно и вредно закрывать глаза на это
разнообразие и богатство опыта, культивировать свои низшие способности и
отвергать или даже отрицать высшие. Еще глупее и вреднее - пытаться
уговорить других людей к такому же скудному образу жизни или прямо
навязывать им его.

В действительности дело обстоит так, что человеку наряду с чувственными
ощущениями даны и другие, бесконечно более благородные, утонченные и
значительные источники опыта. Судьба каждого отдельного человека, целых
поколений и национальных культур зависти от того, живут ли люди эти опытом,
умеют ли ценить, развивать и творчески пользоваться источниками его. Весь
современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем,
что вот уже в течение нескольких поколений оно пренебрегало источниками
этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими. Ослепленное успехами
естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно
доверилось всецело чувственным ощущениям и вырастающим из них теории и
практике. Вследствие этого, люди нового времени изощрились в изучении
материальной природы и технических изобретениях и незаметно оказались в
состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной
очевидности и духовных умений. Преодолеть этот кризис можно только одним
способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта,
пробудить их и творчески зажить ими.

Человек не может жить одними телесными чувственными восприятиями, ему
присущи еще душевные чувствования, сила воображения, воля и энергия мысли.
Конечно, он может пренебрегать внутренними актами и сводить их к известному
минимуму, уподобляясь животным, у которых преобладают чувственные ощущения и
телесные потребности. Человек может также превратить высшие потребности
своей души в простое оружие своих телесных раздражений и потребностей, т. е.
не столько жить ими, сколько злоупотреблять ими. Но как только он вступает
на этот путь, из этого возникают лишь величайшая нужда, варварство и
пошлость. Почему? Потому что эти пренебреженные и заброшенные душевные силы
отнюдь не перестали бы жить и действовать, а стали бы нести нечистую жизнь и
увлекать душу на гибельные пути, ибо орудие, которое не чистят и запускают,
всегда становится вредным и опасным.

Конечно, можно относиться с презрением к жизни высокого чувства - к любви,
радости, благодарности, уважению, чести - и отвергать все это как
"сентиментальность", но от этого душевные чувствования не исчезнут, а станут
только грубыми, злобными, нечистыми и отвратительными. Они прилепятся к
дурным содержаниям, и человеческая жизнь исполнится ненависти, зависти,
гордости и мстительности.

Точно так же отвергнутая и запущенная сила воображения отнюдь не исчезает и
не прекращает свою жизнь. Напротив, она разнуздывается и предается самым
низменным и грубым содержаниям: она отыскивает безвкусные, похотливые, злые
образы и наслаждается ими, проносясь мимо образов целомудренной чистоты,
благородства и божественной красоты. Люди, не выводящие своего воображения к
высшим, нечувственным содержаниям, становятся пленниками пошлости и, по
слову мудрого Гераклита, всю жизнь "наслаждаются грязью".

Такая же судьба постигает и человеческую волю, если она оказывается
духовно-беспризорной и нравственно разнузданной: она начинает служить волку
в человеке и становится его свирепым орудием. Невоспитанная,
неодухотворенная, необлагороженная воля есть источник всех коварных, злобных
и преступных поступков на земле.

Подобно этому и мышление человека только тогда на творческой высоте, когда
оно способно подниматься от конкретно-чувственного к крылатому и интуитивно
насыщенному нечувственному опыту, сосредоточиваться на духовных содержаниях,
пребывать в них, созерцать их и познавать их.

Все это означает, что помимо внешнего (чувственного) опыта человеку дан еще
внутренний (нечувственный) опыт. И вот этот внутренний, духовный опыт и есть
истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры
вообще. Воспитать человека - значит прежде всего пробудить в нем эти
духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту. Только в этом
опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и
в чем ее священное значение. Только здесь он может научиться отличать правду
от лжи, услышать в себе голос совести, постигнуть, что такое честь,
благородство и служение. Только в этой области он может увидеть, что такое
художественность и прекрасное искусство, воспитать свой вкус и развить
восприятие красоты. Только духовный опыт может открыть ему, что такое
истинное знание.

Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией мира и входит
в живое соприкосновение с Богом. Отсюда возникает "верующая" вера, здесь
зарождается религия.
Пренебрегающий духовным опытом - теряет доступ ко всему этому. Он как бы
сам залепляет себе духовные очи и отдается слепоте и пошлости. От всех вещей
он видит только внешнюю пустую видимость. Глубина и тайна жизни уходят от
него. Он блуждает по распутьям до тех пор, пока не ударится головой о
гранитную стену тех духовных законов, которые он отверг или пока не
сокрушится в пропасти тех духовных запретов, над которыми доселе издевался.
Ибо духовные законы связуют всех людей, в том числе и тех, которые отвергают
и измываются над ними. Человеку дана свобода отвергать и попирать их; но
никогда еще человек и народ, идущий по этому пути, не вел на земле
достойной, творческой и прекрасной жизни; напротив, все они разлагались
душевно, впадали в общественный беспорядок и смуту и исчезали в небытии.

Только духовный опыт открывает человеку доступ к любви, совести и чувству
долга, к искусству и красоте, к очевидности и знанию, к молитве и религии,
только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в
его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить и ради чего стоит нести
жертвы, открыть ему истинный и единственный источник Жизни. Надо, чтобы он
сам увидел духовными очами то, во что он будет отныне веровать, чтобы он
подлинно испытал и узнал божественность Бога и прилепился к нему свободно и
целостно - не понаслышке, не от отчаяния и не из доверия к чужому
авторитету, ибо все это изменчиво и ненадежно. Человеку же нужен Предмет
веры, который вечно был бы с ним - и в пустыне, и в снежной буре, и в
непролазном лесу, и в тюремной одиночке, и в одиночестве всеобщей клеветы и
злобы; такой камень, который всегда можно было бы осязать как неколебимую
твердыню и стать на него, как на некий столп утверждения.

Человеку необходим свет очевидности, который горел бы в нем самом, чтобы он
мог и сам возгореться от него. Ему необходим свет не иссякающий и ему всегда
внутренне доступный. Источник такого света один: это духовный опыт, в коем
человеку открывается лицезрение Божие. Отсюда - всякая подлинная вера, эта
первая и высшая сила человеческой жизни, дающая ему свободный полет через
жизнь и смерть. Только этот внутренний опыт делает человекообразное существо
- воистину человеком, т. е. духовной личностью, с неразложимым, священным
центром, со способностью творить и наполнять духом все области жизни.
Иными словами: вся духовная культура возникает лишь из того и благодаря
тому, что человек не ограничивает себя чувственно-внешним опытом, но
признает основным и руководящим духовный опыт, из него живет, любит, верует
и оценивает все вещи, а следовательно - им же определяет последний смысл и
высшую цель внешнего, чувственного опыта, т. е. сперва обретает "внутри
себя" Божественное начало, а затем предоставляет ему водительство во всей
внешней жизни.


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное