Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru


О НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ


Простится все, чего не смог,
Но не простится то, чего не захотел
Г. Ибсен

Современный мир идет навстречу духовному обновлению. Многие еще не видят
этого: одни - потому, что не изжили своих старых заблуждений и продолжают
считать их "последним словом" жизни и правды; другие - потому что страдания
и лишения нашей эпохи слишком велики и поглощают у людей все их силы. Есть и
такие, которые почувствовали необходимость духовного обновления, но не видят
нового, верного пути и не знают, как начать... Но близится тот "день", когда
духовное обновление начнется само собою и притом потому, что старые пути и
направления окажутся исчерпавшимися, разочарование охватит души и
человеческие лишения и страдания покажутся невыносимыми...

Ввиду этого было бы важно предвидеть, каковы же будут эти иные, новые пути
и что нам надо ныне делать для того, чтобы вступить на них без сомнений и
колебаний. Человеку недостойно пребывать в беспомощности и пассивности,
предаваясь своей непонятной "судьбе" с покорностью младенца. Человек должен
разуметь свои ошибки и заблуждения, свободно судить их, а не придаваться
изжитому психозу, принесшему уже столько бед.

Человек призван овладевать своей душой и слабостями, освобождать себя из
состояния духовной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом
Божьим. Трагические события истории, смуты и бедствия посылаются нам для
того, чтобы мы одумались и сосредоточились на самом жизненно существенном,
чтобы мы вспомнили о нашей творческой свободе и отыскали в самих себе нашу
собственную духовную глубину, с тем чтобы из нее повести наше обновление -
свободно, мужественно и активно.

И прежде всего нам нужно сосредоточиться на том, что мы утратили.
Человечество попыталось за последние два века создать культуру без веры, без
сердца, без созерцания и без совести; и ныне эта культура являет свое
бессилие и переживает свое крушение.

Люди не захотели больше веровать, потому что они уверили себя, будто вера
есть противоразумное, научно несостоятельное и "реакционное" состояние души.

Люди отреклись от сердца, потому что им стало казаться, что сердце мешает
инстинкту, что оно есть разновидность "глупости" и сентиментальности, что
оно подрывает человеческую деловитость и ставит человека в смешное
положение; а "умный" человек больше всего боится показаться смешным; он
желает "делать дела" и утверждаться в земной жизни.

Люди отвергли созерцание, потому что их трезвый, прозаический "ум"
презирает человеческую "фантазию" и считает, что самое важное в жизни есть
"эмпирическое" и "прозаическое".

Они вытеснили из жизни начало совести, потому что ее живоносные призывы и
укоры совершенно не укладываются в контекст хладнокровных расчетов и деловых
планов.
И за всем этим, наряду с черствым себялюбием и самомнением,
скрывался ложный стыд и ложный страх: люди боятся остаться в бедности и
неизвестности, они боятся прослыть ребячливыми, несерьезными и смешными...
Голодное самочувствие, тщеславие и честолюбие соединяются здесь с робостью
перед "общественным мнением"...

Этот ложный стыд будет преодолен и устранен великими лишениями и
страданиями нашей эпохи. Ибо страдание есть подлинная и могучая реальность,
оно приобщает человека бытию настолько, что люди научаются быть, а не
казаться, и их тщеславное желание "прослыть" и "прославиться" отходит на
задний план. Но это и значит, что современному человеку предстоит еще
мучиться и терпеть, и может быть, еще в неизведанных им формах гнета и
унижения, - до тех пор пока не отпадет все кажущееся, условное и мертвое и
пока не вырвется наружу исток внутренней реальности и творческой силы.

Человек должен снова возжелать подлинной реальности, субстанции всяческого
бытия и всякой жизни. Тогда в нем оживет и раскроется сердце; тогда он
свободно и решительно отдастся сердечному созерцанию; на этом пути он вновь
обретет Бога, примирится со своей совестью и начнет создавать новую
культуру, - обретая новую веру во Христа, слагая новую науку, созидая новое
искусство, формулируя новое право и водворяя новую, отнюдь не
социалистическую социальность...

Нельзя ни предусмотреть, ни предсказать, когда именно начнется это духовное
обновление и когда наступит час творческого прорыва и постижения. Отдельные
носители и осуществители его жили во все века и совершают свое дело и ныне.
Во всяком случае, мы должны и теперь уже искать верного диагноза для
современного духовного кризиса и намечать верные пути, ведущие к духовному
обновлению.

К этому призвана особенно философия как любовь к мудрости, как потребность
в божественных содержаниях, как ответственнейшее исследование, как воля к
очевидности в делах высшей и предельной важности. Подлинная философия прежде
всего разоблачает иллюзии и указывает на духовные раны современной культуры,
начиная с утраты священного во всей человеческой жизни и кончая
исследованием тех бездн, в которых гнездится зло мира. Она ставит диагноз
нашего культурного кризиса и показывает, как современное человечество
переоценивает чувственную жизнь и наслаждения, как оно создает бессердечную
культуру и погружается в хаос духовного затмения.

Обращаясь к путям духовного обновления, люди должны будут заняться прежде
всего вопросами воспитания, чтобы указать его важнейшие, забытые и
запущенные в нашу эпоху задания: родителям надо будить духовное начало в
детском инстинкте, приучать его к чувству ответственности, укреплять в людях
предметную силу суждения и волю к духовной цельности в жизни.

Особенно важно понять и объяснить людям сущность творческой жизни. Это
величайшая задача для поколений, идущих нам на смену. Строение творческого
акта, созидающего культуру, должно быть постигнуто до глубины и обновлено из
самой глубины, и притом - во всех областях и духовных призваниях. И для
того, чтобы разрешить все эти задания, людям надо обеспечить себе доступ к
первоначальным основам духа и жизни.

Человек будущей культуры должен снова возлюбить духовную свободу, предаться
живой сердечной доброте, взрастить в себе драгоценное смирение как источник
подлинной силы, преклониться перед тайной Божьего мироздания, укрепить в
себе силу сердечного созерцания, научиться радости благодарения и
восстановить в себе подлинную религиозность.
И то, что он тогда будет излучать в мир, освятит его личную жизнь и поведет
его культуру по путям истинного христианства.

Иван Ильин

P.S.
Напоминаем, что на нашем сайте также произошли обновления...


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное