ЭСТАФЕТА СВЕТА
И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно
синтезирование духовного с материальным.
(Елена Рерих)
В кратком "Автореферате" Павел Александрович Флоренский определил свою
жизненную задачу как "проложение путей к будущему цельному мировоззрению". И
действительно, в своем творчестве он словно воплощал идеал целостного
знания. Религиозный мыслитель, священник и ученый-энциклопедист, он оставил
заметный след в самых разных областях: был математиком, физиком, инженером,
искусствоведом, филологом, историком, богословом и поэтом.
Родился Павел 19 января 1882 г. Это был необыкновенно впечатлительный и
чуткий ребенок, ему было свойственно мгновенное проникновение в глубинную,
скрытую от других суть явлений и предметов. В детстве и юности все его
внимание и время поглощала страсть к знанию. День без опытов и наблюдений
казался потерянным, преступно упущенным. В конце курса гимназии Павел
переживает духовный кризис: он вдруг осознал свою ограниченность,
относительность физического знания. Воспитанный в семье, где о Боге говорить
было не принято, он после неоднократных зовов из мира Горнего обращается к
религиозному мировоззрению.
По окончании гимназии юноша решает уйти в народ и даже обращается за
советом к Л. Н. Толстому. Но родители настаивают на продолжении образования,
и Павел поступает в Московский университет на физико-математический
факультет с параллельным обучением на историко-философском. К концу учебы он
порывается уйти в монахи, но епископ Антоний, ставший его духовным
наставником, убеждает его поступить в Московскую Духовную Академию. По
окончании Академии Флоренский принимает сан священника, продолжая
плодотворно заниматься наукой и философией. При этом он - замечательный
семьянин, любящий и мудрый наставник своих детей.
10 лет отец Павел был любимым преподавателем Духовной Академии, читая курс
по истории философии, в т. ч. и по оккультизму. Он преподает также физику и
математику, пишет статьи и книги. В 1914 г. Флоренский заканчивает книгу
"Столп и утверждение истины", где развивает соловьевскую концепцию
всеединства. Этот труд стал значительной вехой в решении задачи привести к
согласию религию и точное знание, доказать равноправие истин веры и истин
настоящей - духовно ориентированной науки.
В 20-е годы Флоренский сформулировал, что основной закон мира - это закон
понижения энергии, энтропии, когда в результате всеобщего усреднения
(энергетического выравнивания) грозит наступление хаоса, смерти мироздания.
Силой, противостоящей этому процессу, является Логос, - эктропия. Далее он
подчеркивает, что культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием.
Ее роль - в повышении разности потенциалов во всех областях как условие
жизни.
После революции, оставаясь служителем церкви, Флоренский работает и в
советских учреждениях до ареста в 1928 г. так и не сняв рясы - он следует
своему принципу: "Из убеждений своих ничем никогда не поступаться". В это
время он ведет активную преподавательскую работу в системе Наркомпроса,
научно-исследовательскую в Главэлектро, делает ряд открытий и изобретений в
различных областях науки и техники.
С 1918 г. Павел Флоренский вошел в комиссию по охране памятников искусства
и старины Троице-Сергиевской Лавры. Он пишет ряд прекрасных и убедительных
статей о Лавре, ее основателе Сергии Радонежском, их роли в становлении и
укреплении России. Именно благодаря этим усилиям было сохранено от
разграбления церковное и национальное достояние неизмеримой духовной и
материальной ценности.
В 1933 Флоренский снова арестован и отправлен по этапу в Сибирь. Там он
работал сначала в научно-исследовательском отделе БАМлага, затем на
опытно-мерзлотной станции. Приехавшая к нему жена с младшими детьми привезла
с собой предложение чехословацкого правительства переехать с семьей в эту
страну. Однако он ответил словами апостола Павла - надо довольствоваться
тем, что есть. Вскоре Флоренского отправляют в Соловецкий лагерь, где через
три года он был расстрелян, что только подтвердило его слова: "Свет устроен
так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и
гонением".
Этот уважаемый на Соловках человек - мужественный философ, математик и
богослов шлет из ссылки и лагерей письма, полные любви и заботы о матери,
жене, детях. Он заочно направляет научные исследования старших детей,
старается развивать их художественные вкусы, призывает растить волю,
мужество, мудрость. Дочери Ольге пишет: "Старайся не требовать от жизни, а
сама давать". Он красочно живописует северное сияние, закаты, прибой,
удивительные цвета северной осени, шлет рисунки свои и коллег по работе.
По его исследованиям вечной мерзлоты издана позднее книга; методика
изучения грунтов использована для образцов лунного грунта. На Соловках
написана и последняя полная философская работа "Предполагаемое
государственное устройство в будущем".
Осмысливая пройденное, Павел Флоренский писал: "Мои занятия математикой и
физикой привели меня к признанию формальной возможности теоретических основ
общечеловеческого религиозного миросозерцания... Философски же и исторически
я убедился, что говорить можно не о религиях, а о религии, и что она есть
неотъемлемая принадлежность человечества, хотя и принимает бесчисленные
формы".
Поставив еще в юности задачей синтезировать церковность и светскую
культуру, Флоренский сумел подчинить успехи самых разных направлений своей
деятельности служению высшей - духовной истине. А своими замечательными
человеческими качествами, проявленными в сложнейший период жизни страны, он
дает нам пример подлинного жизнелюбия, мужества, трудолюбия и красоты духа.
Н. Величко, г. Новокузнецк, "Свет Утренней Звезды"