ВНУТРЕННЕЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
Понимать свободу человеческого духа как формальную и безмерную - было бы
глубокой и опасной ошибкой: ибо внешняя свобода ("не заставляй, не прельщай,
не запрещай, не запугивай"...) дается человеку именно для внутреннего
освобождения. Именно от него она получает свое истинное значение и свой
глубокий смысл.
Что же есть "внутренняя свобода"?
Если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в
духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращает свои требования не к
другим людям, а к самому человеку. Свобода по самому существу своему есть
именно духовная свобода, т. е. свобода духа, а не тела и не души. Это
необходимо однажды навсегда глубоко осознать и прочувствовать с тем, чтобы
впредь не ошибаться самому и не поддаваться на чужие соблазны.
Тело человека несвободно. Оно находится в пространстве и во времени, среди
множества других тел и вещей - то огромных, то микроскопических.. Все это
делает тело человека несвободным в движении, смертным и всегда подчиненным
всем законам и причинам вещественной природы. Эти законы человек может
комбинировать себе на пользу или себе во вред; но создавать и нарушать их он
не может. Он может не знать о них или забыть об их действии, но освободиться
от них он не может никогда.
Несвободна и душа человека. Прежде всего она связана таинственным образом с
телом и обусловлена его здоровой жизнью. Далее, она связана законами времени
и последовательности и, наконец, - своим внутренним устройством: душа имеет
свою природу, природа эта имеет свои законы, которых душа не создает, а
подчиняется им и не может их произвольно изменять.
Но духу человека доступна свобода, ибо дух есть сила самоопределения к
лучшему - истинному. Он имеет дар - вывести себя внутренне из любого
жизненного содержания, избрать его или отвергнуть. Дух есть сила, которая
имеет дар усилить себя и преодолеть в человеке то, что отвергается; дух
имеет силу и власть создавать формы и законы своего бытия, творить себя и
способы своей жизни. Ему присуща способность внутренне освобождать себя -
извлекать себя из потока обыденной пошлости, усиливая человека до победы над
ней.
Утвердиться в этой силе и внутренне освободить себя - значит воспитать в
себе духовный характер, добыть себе "самостояние". Причем имеется в виду не
просто бытовая самостоятельность человека, а его духовное самоопределение;
не только внешняя автономия человека, но и внутренняя власть его над телом и
душой. Такое самообладание означает заполненность душевных пространств
свободно и верно выбранными божественными содержаниями.
Освободить себя означает не столько стать независимым от других людей,
сколько стать господином своих страстей. Господин своих страстей не тот, кто
их обуздывает, когда они всю жизнь бушуют в нем, а он занят тем, чтобы не
дать им хода, но тот, кто их духовно облагородил и преобразовал. Свобода от
страстей состоит не в том, что человек задушил их в себе, лишив себя большей
части жизненных сил, а в том, что страсти сами - добровольно и целостно
служат его духу и несут его к цели, подобно "серому волку", преданно
везущему на себе "Ивана Царевича" в тридесятое царство. Свободный дух так же
мудро комбинирует и законы телесной природы в свою пользу: он найдет нужную
ему и верную для него (духа!) меру еды и питья, меру движения и труда,
превратив тело в свое орудие.
Внутренняя свобода отнюдь не есть отрицание закона и авторитета, т. е.
беззаконие и самомнение. Она есть способность духа самостоятельно увидеть
верный закон, признать его авторитетную силу и самодеятельно осуществить его
в жизни. Свобода не есть произвол, который есть всегда потакание бездуховным
силам прихоти и похоти. Свободный человек свободен и от произвола, он
духовно превзошел его и больше ему недоступен.
Вот что значит внутренняя свобода, предоставленная духу. Для нее же дается
и внешняя свобода, как естественное и необходимое условие для скорейшего
водворения и упрочения свободы внутренней. Здоровая жизнь нуждается в обеих
свободах: человек пользуется тем, что никто не имеет права вторгаться с
насильственными предписаниями и запрещениями в его жизнь, навязывая ему свои
представления о том, "как надо жить правильно". Ему предоставлена
возможность самому испытать Божественность, открыть себе доступ к духовному
опыту, пробудить в себе духовное видение, внутренне освободить себя,
воспитать в себе духовный характер и определить себя к верным, чистым,
нравственным, прекрасным, божественным путям жизни...
Люди, требующие себе внешней свободы и не постигшие ее внутреннего смысла и
назначения, неизбежно приходят к злоупотреблениям этим орудием для
внутреннего самоосвобождения. Слепая сила всегда опасна. Это означает
буквально: дай мне внешнюю свободу, чтобы я исказил и погубил свою
внутреннюю свободу. Внешняя свобода священна только как верный залог свободы
внутренней, но предоставлять ее человеку для унизительного и преступного
заполнения нет никакой необходимости.
Помочь человеку в его внутреннем освобождении и в установлении его духовной
самостоятельности может прежде всего духовное общение с другими людьми. Вот
почему внутренняя свобода и самостоятельность не исключают воспитания и
преподавания. Напротив, всякий, не доросший до этой свободы, должен быть
воспитан в ней; и всякий, не имеющий самостоятельности, поступит правильно,
если начнет учиться ей у тех, кто ее уже достиг. Люди держатся на ногах
сами, ходят самостоятельно, однако сначала их учат ходить... И кто захотел
бы не учить своих детей ходить, а предоставил им свободу ползать на
четвереньках? И точно так же люди читают, считают и рассуждают свободно и
самодеятельно, однако сначала их учат этому... И вот, подобно этому,
человек, владеющий духовным опытом и религиозным видением, призван
преподавать другим свою способность и власть. Свободу духа нельзя
истолковывать как свободу от духа...
Если же человек превращает свободу духа - в свободу от духа и совести, то
она будет у него отнята. Так было в человеческой истории много раз, так
будет и впредь. Если внешняя свобода развращает человека и делает его
разнузданным, то самое разнуздание его вызовет к жизни такой строй и такую
власть, которые урежут или погасят эту свободу. Это исторически неизбежно.
Внутреннее око человека призвано к тому, чтобы свободно, добровольно, без
принуждения обратиться к духу и ко всему Божественному на земле и небе. И
высший смысл всех правовых установлений и государственных законов состоит
прежде всего в том, чтобы обеспечить людям эту возможность. Шопенгауэр
говорил: "Вера подобна любви, ее нельзя вынудить. И поэтому это рискованная
затея - пытаться ввести ее при помощи государственных мероприятий". Но
пользование внешней свободой для совращения себя и других людей, особенно
малолетних, в бездуховное и противодуховное состояние - что может быть хуже
этого для общества?
Акт духовного опыта, любви и веры своеобразно слагается и вынашивается
народами на протяжении столетий. Он созревает незримо и медленно,
передаваясь в процессе воспитания и преемства от одного поколения другому. В
этом процессе каждое новое поколение получает сначала в детстве
воспитательный заряд внутренней свободы, потом, к зрелому возрасту, - все
увеличивающуюся от поколения к поколению долю внешней свободы, на основе
которой оно должно довершить свое воспитание - самовоспитанием.
Пути слагающейся, колеблющейся, заблуждающейся, крепнущей и исчезающей веры
- суть пути сложные, трудные и многообразные. Людям далеко не всегда и не
легко удается разбирать, что написано на путеводных камнях или столбах духа,
и куда они указуют. Человеческая душа, бредущая по этим путям и сбивающаяся
с дороги, есть существо нежное, впечатлительное и беспомощное: она нуждается
в помощи, указании и наставлении точно так, как об этом рассказывается в
русских сказках. От кого же ждать ей помощи и наставления, если не от тех,
кто уже владеет зрелым духовным опытом и верным религиозным видением? И
почему эта помощь могла бы урезать ей свободу? Разве, заблудившись в
незнакомом городе или в лесу, мы не расспрашиваем встречного
доброжелательного путника о верной дороге?
Вот почему дети в особенности не могут быть предоставлены на произвол
"внешней" свободы. Напротив, они должны быть подготовлены и воспитаны к
"внутренней" свободе. Дело не в том, чтобы "оставить их в покое" или "не
вторгаться в их внутреннюю жизнь", но в том, чтобы пробудить их к духовной
жизни - не насилием, а любовью, не запугиванием, а живым примером. Духовная
свобода ребенка совсем не состоит в том, чтобы он рос как лопух у канавы, но
в том, чтобы он приобрел внутреннюю способность - достойно пользоваться
своей свободой.
Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в
чем никаких препятствий, так что он может делать все, что придет ему в
голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность созидать свой дух
из материала своих страстей и талантов, и значит, прежде всего способность
владеть собой и вести себя, а затем - и внутреннюю способность жить и
творить в сфере духовного опыта, добровольно, искренне и целостно
присутствуя в своей любви и вере. Воистину свободен духовно-самостоятельный
человек. Человек же, освобожденный только во внешнем, может злоупотреблять
своей свободой и превращать ее в совершенную внутреннюю несвободу, в
ужасающее внутреннее рабство.
Словом, верное отношение духа и свободы состоит не столько в том, что дух
(т. е. духовный опыт, любовь и вера) нуждается во внешней свободе, сколько в
том, что дух освобождает человека внутренне, сообщая ему внутреннюю силу,
самостоятельность, характер и крылья для победоносного полета через жизнь и
смерть.
Иван Ильин