Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru

НАСКОЛЬКО МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СВОБОДНЫ?

Наука сегодня все больше ставит под вопрос нашу способность к свободному
выбору. Исследователи человеческого мозга уже практически доказали, что
речь идет всего лишь об иллюзии, а психологи указывают на множество
"предварительно запрограммированных" генами и обществом типов поведения,
которые не носят признаков свободной воли. Выходит, что личное впечатление,
будто принимаемые нами решения свободны, не более, чем самообман? Насколько
же человек на самом деле свободен? Каковы возможности и границы его
свободной воли?

Всем хорошо известна проблема: человек полон добрых намерений и решает
наконец перейти к здоровому питанию, бросить курить и закончить
бессмысленные перебранки с соседями. Однако "любимые привычки" ненадолго
оставляют избранника, - все быстро возвращается на круги своя. Тем не менее
он продолжает надеяться победить свои слабости: "Вот если бы я
действительно захотел", - утешает он себя, - "тогда бы я изменился!"

К этому загадочному "захотел", которое кажется таким само собой
разумеющимся, современная наука подходит с большим скепсисом. Психология
описывает сегодня человека, как существо, предопределенное его ранними
детскими переживаниями и общественными условностями, зависимое от
инстинктов и влечений - к удовольствиям и власти, которое совершенно
предсказуемо на всем своем жизненном пути. Таким образом, мысль о
собственной свободе является только красивой иллюзией, которая повышает
самооценку и стимулирует Эго. С действительностью же она не имеет ничего
общего.

Ну хорошо, можно согласиться, что в принятии серьезных решений, которые
призваны целиком изменить жизнь, наша "свободная воля" не оправдала надежд.
Но разве можно из-за этого ставить под сомнение свободу выбора вообще? Если
взять простейшую физическую активность, например, поднятие руки, - она-то
ведь послушна нашей воле. Я выбираю движение, и тело следует моему решению
- разве это не доказывает наличие свободной воли?

Последние исследования головного мозга не позволяют принять такое
доказательство, поскольку недавно стал известен следующий эксперимент,
вызвавший целую бурю среди специалистов: голова подопытного соединялась
проводами с прибором, который регистрирует мозговые токи, возникающие при
выполнении движения, например, сгибе локтевого сустава. При этом активна
определенная зона больших полушарий мозга, а сгибанию локтя предшествует
так называемый "потенциал готовности", который наблюдается в мозговых токах
за секунду перед собственно движением. Исследуемый должен был указать
точное время, в которое он принимает решение поднять руку, предшествующее
собственно началу движения. Однако мозговые токи ясно демонстрируют, что
еще до момента принятия решения подопытным "потенциал готовности" в больших
полушариях уже создан. То есть, когда мы решаем усилием воли: "Вот сейчас я
согну локоть", то этот сигнал оказывается существующим в мозге еще до
того...

Такие эксперименты подтвердили предположение исследователей, что вся наша
убежденность в свободе принимаемых решений - это только представление,
созданное нашим мозгом. "Биологическая машина", именуемая человеком, не
имеет действительно свободной воли. Иначе: мы хотим того, что делаем - но
мы делаем не то, чего хотим.

Такое положение вещей очень хорошо вписывается в материалистическое
мировоззрение нашей эпохи, в котором изначально немыслимо нечто такое
абстрактное и неуловимое, как свободная воля. Свобода ведь означает и
независимость от материального мира. И это свободное Нечто будет еще
воздействовать на наш мир и управлять им?! Как бы не так - нужно снять
"розовые очки" и мужественно посмотреть правде в глаза: мы несколько
преувеличиваем с этой свободой воли, ведь на самом деле мы способны только
реагировать, а ре-акция - это не сознательная акция-действие.

Откуда происходит сознательная воля

Столь популярную в наше время мысль об ограниченности человеческой свободы
никто не решается однако додумать до конца: это привело бы к чудовищным
последствиям на всех уровнях нашего существования. Ведь если, как это
представляется, мы действительно решаем все не по своей воле, то ни одного
человека нельзя привлечь к ответственности за его деяния - значит тираны и
преступники только следуют биологически заложенным импульсам, так же, как
террористы или садисты... Все этические и моральные принципы стали бы
сомнительны, религиозные и духовные устремления можно было бросить за борт,
а поиски смысла жизни лишились бы смысла. Непредсказуемые изменения
охватили бы все человеческое общество. Поэтому картина мира с безвольным
человеком в ней пока обретается в виде некой теории, которая нежелательна
для нашей действительной жизни.

Но несмотря на все это вопрос остается открытым: может и в самом деле
"законно положенная" нам свободная воля - всего лишь иллюзия ума? Если
критически посмотреть на результаты исследований мозга, становится ясным
одно: все, что применяет сегодня наука - микроскопы, зонды, кабеля и
мониторы - позволяют заглянуть только внутрь тела, но на основе полученных
данных еще нельзя утверждать, что человек - это только его физические
органы, управляемые из "командного пункта" в черепной коробке. Вряд ли
кто-нибудь серьезно захочет отождествить себя самого с этой серой массой
клеток!

Если уж говорить о подлинно человеческих ценностях, то это совсем другие
вещи: удивительная способность к ощущениям любви, радости, красоты,
справедливости; потребность во впечатлениях, культуре и искусстве;
стремление к смыслу, духовному свету, Богу. Все это относится к нашему
сознанию - к человечности, и очень относительно связано с мозгом и телом.

Наша внутренняя жизнь - ощущения, образы, идеалы и цели, которые
мотивируют нас к действию - вот реально проживаемые нами доказательства
того, что все не ограничивается физической материей. То, что делает нашу
жизнь поистине бесценной - это возможность осознавать мир и самого себя,
что уже не передается никакими словами. И это человеческое самосознание не
несет в себе ничего материального, его не возможно воспроизвести
искусственно, никакие эксперименты и аппараты не способны увидеть нашу
внутреннюю жизнь во всей ее полноте. Как ни замеряй мозговые токи, можно
лишь констатировать воздействие на органы тела некой высшей силы.
Собственно человек, его духовное самосознание имеют иную, нематериальную
природу. Очевидно, что и присущая человеку свободная воля также относится к
духовному уровню. Мы ведь реально ощущаем, что каждое наше подлинное
решение исходит от этого нематериального "Я", а не от тела или мозга.

Свободная воля и мозг

Итак, если мы можем доверять личному опыту в обладании свободной волей,
которая принадлежит духовному измерению человека и делает нас
ответственными за собственную жизнь, - как тогда расценить вышеописанный
эксперимент по исследованию мозга? Почему удается зафиксировать потенциал
готовности к действию еще до принятия нами соответствующего решения?

Ответ прост для того, кто не отождествляет человека только с его телом.
Собственно волевое решение протекает совсем не в мозге, а является
проявлением Духа - нематериальной человеческой сути. Мозг только реагирует
на духовное воление, так как служит инструментом Духа для деятельности в
вещественном мире и реализации Его воли. Вообще-то дух воздействует сначала
на солнечное сплетение, откуда импульс идет дальше - в мозжечок, где
формируется образ, который затем обретает форму мысли в большом переднем
мозге. Поэтому при сильном спонтанном ощущении в предчувствии чего-то мы
совершено правильно говорим: "Я это нутром чую", "Мне это по сердцу" и т.д.
То есть именно нервный узел в районе живота и является "воротами" для любой
духовной активности: волевых актов, тонких ощущений, совестливых движений.
И только потом при посредничестве мозга все это становится привычным для
нас "дневным сознанием".

И если исследования устанавливают, что в определенных случаях сначала
возбуждаются те отделы мозга, которые передают импульс движения телу, и
лишь после - те, что ответственны за выработку мысли об этом движении, то
все это только свидетельствует о том, что действия тела имеют преимущество
перед "обдумыванием" их. Такая закономерность хорошо известна нам из
обычной жизни: когда мать вдруг спохватывается и без всяких раздумий
молниеносно выхватывает из-под колес мчащейся машины оставшегося без
надзора ребенка. Только потом она осознает, что именно она успела сделать
"чисто автоматически". Теперь она может укорять себя и наставлять ребенка,
но гораздо важнее всех этих умствований то действие, что произошло до и без
участия ума.

Итак, решение духа к действию всегда предшествует, однако этот волевой акт
нематериален и потому в большинстве случаев осознается уже в позднейшей,
умственной активности, а не напрямую. Результаты исследований мозга лишь
потому могут обескуражить и внести неуверенность, что наше
материалистическое мировоззрение отождествляет сознание с мыслью и мозговой
деятельностью вообще. Однако в действительности наша способность осознавать
является характерным признаком нематериального духа. Например, мы ведь
способны получать интенсивные переживания и во время сна, когда наш мозг
"отключен"...

Свободная и несвободная воля

Таким образом, наша свободная воля "прописана" в духе и является
выражением нашей духовности. Только вот в обыденной жизни свобода этой воли
серьезно ущемлена бурной деятельностью рассудка, который склонен подавлять
импульсы, приходящие из сферы духовного, и предпочитать им собственные
потребности и интересы. Так уж "сложилось исторически" - за многие века
человек не раз сделал свой свободный выбор - стать несвободным...

К сожалению, огромное множество людей сегодня прочно уловлены иллюзорным
миром, сфабрикованным их рассудком, а вместо них живут их предубеждения,
привычки и пристрастия, образуя ту рутину, которую они называют
"человеческим существованием". Такая странная зависимость от собственного
инструмента - мозга и подчиненного ему тела, конечно же, не осознается. Но
это приводит к тому, что их свободная воля становится в результате
несвободной. И когда психологи говорят, что это мысли и чувства управляют
человеком, а не наоборот, как должно быть, то такая перевернутая ситуация
только подтверждает, что свободная воля человека по вине его ложного выбора
становится пленницей "земных обстоятельств".

Столь печальное и даже позорное для человека положение, когда он
добровольно сдается в плен, тем не менее имеет выход. Несвободная воля при
известных усилиях человека может снова стать свободной. Не будем забывать,
чьим выразителем она является, и что может дух, если только человек
способен осознать это и восстановить утраченную связь...

В. Хюмер, "Мир Граля"
перевел с нем. Сергей Коржицкий


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.pureworld
Отписаться

В избранное