“Падение человечества началось с унижения женского начала. Потому с
наступлением Эпохи Матери Мира женщина должна осознать, что в ней заключены
все силы, и стоит ей сбросить с себя вековой гипноз в своей якобы законной
подчиненности и слабости, заняться всесторонним своим созиданием, и она, в
сотрудничестве с мужским началом, создаст новый и лучший мир. Необходимо,
чтобы именно сама женщина опровергла недостойное и глубоко невежественное
утверждение, что она является началом лишь пассивным, воспринимающим, и
потому якобы не может самостоятельно творить. Во всем Космосе нет начала
пассивного. В цепи созидания каждое явление по очереди становится
относительно пассивным или активным, дающим или принимающим. Космос
утверждает величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение
Природы, и не человек учит Природу, но Природа учит человека. Поэтому пусть
женщины осознают все величие своего начала и устремления к знанию. Там, где
знание, там и мощь”.
Из письма Е. И. Рерих
СЕСТРЫ СЫНОВ ПРОМЕТЕЯ
В наступлении Новой Эпохи, кажется, никого убеждать не надо. Говорят об
этом давно и много. Как и том, что существенным образом изменится и
человек. Особая роль на этом этапе эволюции принадлежит женщине. “Грядущее
время снова должно, как и в лучшие времена человечества, предоставить
женщине место у руля жизни - рядом с мужчиной, ее вечным спутником и
сотрудником, - писала еще в 30-е годы Е. И. Рерих. - Разве возможны были бы
все творимые сейчас ужасы и преступления, если бы оба Начала были
уравновешены?! В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина
должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться
к ответственности за судьбы человечества. Мать, жизнь дающая, имеет право
распоряжаться судьбой своих детей... Именно женщине предстоит совершить
подвиг двоякий: поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину”.
В течение последних тысячелетий мы живем в эпоху патриархатной культуры,
созданной мужчинами и для мужчин. Вехами истории в этой эпохе считаются
войны, походы, завоевания. (Кстати, во время правления княгини Ольги (945 -
964 гг.) Русь практически не воевала ни с одним из сопредельных государств,
решая конфликты с помощью переговоров и посольств. Примечательно, что в
составе их были женщины). И писалась эта история опять-таки мужчинами,
которым все содеянное женщинами казалось незначительным, нестоящим
отображения в летописи развития человечества. И так уж получилось, что из
нее выпал женский аспект.
И все же в процессе эволюции в ХХ веке женщина вошла в культуру. Однако
пока отнюдь не как равноправная с мужчиной личность. У нее ныне есть два
пути: либо самой стать “мужчиной”, то есть перенять присущие ему образ
мысли и деятельности, либо лишить цивилизацию ее сугубо мужского характера
(согласно эзотерическим учениям, это и есть миссия женщины). Однако
массовым пока стало первое.
Сегодняшние “деловые” женщины делают себя по образу мужчины: они более
самодостаточны, чем заботливы, эмоционально фригидны, чем душевно теплы.
Сходство с мужчиной они соблюдают в одежде, манерах поведения, пристрастия
к алкоголю и сигаретам. Утвердить достоинство личности удается лишь
единицам. А в большинстве случаев к женщине продолжают относиться, как к
вещи - как к орудию труда, игрушке, средству получения тепла или
удовольствия. Вещь используют для целей, лежащих вне ее, а то, что внутри
нее - ценности для общества как бы и не представляет.
Однако, это, конечно, не так. Вхождение женщины в культуру означает
превращение ее из существа, с которым все только происходит, в деятеля,
творца событий. Конечно, и в своей предыстории женщина реально не была
только привычно второстепенным “тылом”. Чего бы стоили все мужские
“главные” фронты без этакой “второстепенной детали”? Они тут же потеряли бы
все свое “первостепенное значение” и вообще исчезли бы как факт. И в этом
смысле для истории мужчины и женщины всегда были равновелики, хотя и не
равны между собой.
Итак, проблема и парадокс заключаются в том, что женщина уже вошла в
культуру, но мужчина (впрочем, как и многие женщины) как бы этого не
замечает и продолжает вести себя так, будто ничего не изменилось. Для
женщины это обернулось тяжким бременем, ибо ей приходится выполнять
одновременно две функции: рабочей силы (на службе и дома) и “украшения
жизни”. Есть женщины, которые несмотря на работу больше ориентированы на
семью; другие, имея ее, отдают предпочтение карьере. Но подавляющее
большинство разрывается между тем и другим, будучи неудовлетворенными ни
своими успехами на работе, ни положением в семье. Рожденная в этих тяготах
нервозность заставляет женщин-карьеристок презирать “домашних клуш”, и
наоборот. Не говоря уже о том, что обоюдную неприязнь вызывает третий
социальный тип женщин, живущих не для дома или работы, а для бесконечного
удовлетворения непомерно растущих потребностей. Все эти три типа -
порождение мужской патриархатной культуры, и в этом смысле общество имеет
то, что заслужило.
В мироощущении патриархатной культуры отсутствует идея человека как
космоса, где все основано на двуеродном принципе. Женщина и мужчина
являются на физическом плане бытия олицетворением двух начал, причем начал
равноценных. Нарушение равновесия, преобладание одного начала над другим
неукоснительно влечет за собой разрушительные процессы. “Недопустимы
рассуждения о более сильном или более слабом начале... Равновесие
космическое не держится на более сильном и слабом началах. Именно это
человеческое разделение привело Космические весы к такому состоянию. И лишь
искупление человечеством нарушенного закона даст новое строительство.”
(“Мир Огненный”)
Именно такое нарушение равновесия между мужским и женским началом,
подавление и подчинение мужчиной женщины произошло на нашей планете в
результате затянувшегося периода сугубо патриархатной культуры. Е. И. Рерих
указывала, что все переживаемые и грядущие бедствия и космические
катаклизмы в значительной степени являются следствием порабощения и
унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и дегенерация
некоторых народностей имеют в основании рабскую зависимость женщины. Но
женщина-раба может дать миру только рабов. Поговорка - у великой матери и
великий сын - имеет глубокое космическое основание. Ибо сын часто больше
заимствует от матери, и обратно, дочери - наследницы отцовских сил. Унижая
женщину, мужчина унизил себя. В этом нужно искать объяснение скудности
проявления мужского гения в наши дни.
Все это сказано почти 70 лет назад. Что-то изменилось коренным образом?
А ведь еще тогда был дан и ответ на сакраментальный вопрос: Что делать?
“Начать нужно именно с перевоспитания самих себя, и призыв к женщинам
должен быть прежде всего призывом к очищению, к самоусовершенствованию, к
осознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании
основ самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и Красоте. Женщина
должна стать не только равноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но
и вдохновительницей на жизненные подвиги. Важнейшая задача ее состоит в
том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнуть в него
стремление к подвигу и красоте”.
И в этом - залог выхода из кризиса. Вяч. Иванов, называя женщину
“ключарницей жизни и смерти, вечной невестой, всегдашней матерью”, верил,
что она “призвана нести своей рукою семя света и солнца, ибо сама захотела
утвердить в себе сестру сынов Прометея”.
Н. А. Тоотс, “Дельфис”