НАЕДИНЕ С СОБОЙ
Последний великий правитель Рима эпохи его расцвета, Марк Аврелий (121
-180) остался в памяти потомков как "философ на троне". Перед лицом
близкого и неизбежного крушения одной из величайших цивилизаций древности
император-мудрец обращается к тому, что несокрушимо: к своей душе, миру и
Богу. Его книга "Наедине с собой" - это искренний, глубокий разговор с
самим собой, с тем внутренним человеком, который живет в каждом из нас. Как
жить в критические моменты истории? Как относиться к смерти? Как постичь
свое место в этом мире и исполнить свое предназначение - об этом размышляет
благородный мудрец-стоик.
*
Если ты, следуя правому разуму, будешь старательно, ревностно и любовно
относиться к делу, которым ты в данный момент занят, и, не глядя по
сторонам, будешь блюсти чистоту своего гения, если ты будешь поступать так,
ничего не ожидая и не избегая, но довольствуясь наличной деятельностью
согласно с природой и геройским правдолюбием во всем, что ты высказываешь -
ты будешь жить хорошо. И никто не в силах помешать этому.
*
Когда внутреннее господствующее начало верно природе, то его отношение ко
всему происходящему таково, что оно всегда может легко приноровиться к
возможному и данному. Ведь оно не испытывает любви к какой-нибудь
определенной материи, но стремится к предпочтительному; заступающее же
место последнего обращается в материал для себя. Оно подобно огню,
овладевающему тем, что брошено в него: слабая лампада была бы погашена, а
яркое пламя мгновенно охватывает попавшее в него, пожирает его и вздымается
благодаря этому еще выше.
*
Люди ищут уединения, стремятся к деревенской тиши, к морским берегам, в
горы. И ты также привык более всего желать этого. Все это, однако, говорит
лишь о крайнем невежестве, ибо в любой момент ты можешь удалиться в самого
себя. Ведь самое тихое и безмятежное место, куда человек может удалиться, -
это его душа. В особенности же человек, который найдет внутри себя то,
вглядевшись во что, он тотчас преисполнится спокойствием; под спокойствием
же я разумею здесь не что иное, как сознание своей добропорядочности.
Почаще же разрешай себе такое уединение и черпай в нем новые силы.
Пусть будут установлены краткие и основные положения, первого
соприкосновения с которыми будет достаточно, чтобы разогнать всю печаль и
отправить тебя обратно недосадующим на то, к чему ты возвращаешься. На что
ты в самом деле будешь досадовать? На порочность людей? Но если ты
поразмыслишь над положением, гласящим, что разумные существа рождены друг
для друга, что терпение есть часть справедливости, что люди заблуждаются
против своей воли, если ты вспомнишь, что что столько людей враждовавших,
ненавидевших, соперничавших, умерло и обратилось в прах, то скоро
успокоишься.
Но не досадуешь ли ты на удел, доставшийся тебе в силу устройства Целого?
Тебя смущает еще состояние тела? Подумай о том, что дух, сосредоточившийся
в самом себе и познавший свою собственную мощь, не смешивается с тихо или
порывисто движущейся жизненной силой, и обо все другом, что ты слышал и
одобрил относительно наслаждения и страдания.
Тебя увлекает мечта о славе? Обрати внимание на то, как быстро все
предается забвению, на хаос времени, беспредельного в ту и другую сторону,
на суетность похвал, изменчивость и безрассудство тех, которые по-видимому
тебя ценят, на незначительность пространства, пределами коего слава
ограничена. Ведь вся земля только точка. А какой крошечный уголок ее
занимает место твоего пребывания?
Вспомни же, наконец, об удалении в свою собственную обитель, и, главное,
не разбрасывайся, не суетись, но будь свободным и смотри на вещи, как муж,
гражданин, смертный! Среди истин, которые всегда должны быть под рукой,
заметь особенно две. Во-первых, вещи не касаются души, но пребывают в покое
вне ее; причины жалоб коренятся в одном лишь внутреннем убеждении.
Во-вторых, все то, что ты видишь, подлежит изменению и скоро исчезнет.
Размышляй постоянно и о том, скольких изменений ты уже был свидетелем. Мир
- изменение, жизнь - убеждение.