Так случилось, что "помотавшись" за мужем по бывшему Советскому Союзу, и имея семнадцать лет медицинского стажа, я
оказалась в средней школе, где и работаю уже семь лет.
Наша система образования действительно пагубна для детских душ, вся ее деятельность направлена на загрузку огромного
объема информации, причем возрастная планка для этого объема знаний с каждым годом опускается все ниже. И хотя ни педагоги,
ни врачи, ни психологи не имеют единого мнения на этот счет, система образования продолжает набирать технократическую мощь.
Она окрепла, обрела независимость в силу своего эгрегора, и если раньше она работала на детей и для детей, то теперь – для
себя и на себя. Так и получилось, что школьники и учителя стали заложниками самой системы.
Школа – это отражение нашей действительности, она такая, какие мы, и наши дети несут в нее взгляды своих родителей, устои
и миропонимание своих семей. Не секрет, что и профессиональная подготовка, и морально-этический уровень наших учителей
оставляет желать лучшего. Но ведь и среди родителей много таких, кто с пеной на губах и помутневшим от гнева взглядом
отстаивает свое чадо, не пытаясь вникнуть в суть содеянного им. Воистину не ведаем, что творим. Мы возводим ребенка в ранг
эдакой безобидной жертвы, но верно ли это? Ребенок – это айсберг, со скрытой подводной частью в глубинах трансперсонального
пласта бессознательного, и кто знает, что несет в себе это бессознательное. Принеся с собой "шлейф" своих воплощений,
ребенок пришел в этот мир в конкретную ситуацию, к конкретным людям, и только объединившись можно помочь ему решить
кармические задачи.
Мы забыли древнее изречение: "Воспитание, наставление и обучение – суть три различные вещи". А значит, обсуждая вопрос о
способности возвышенно мыслить и чувствовать, нужно помнить, что процесс воспитания начинается в семье, школа должна
развивать то, что уже заложено там, и на этой основе давать образование. Только тогда этот процесс станет творческим. Но
давайте посмотрим, к чему сводится воспитание во многих наших семьях. Накормить, одеть и обуть по моде, проследить, когда
пришел, наспех спросить: "Уроки сделал?" Мы загнали себя в болото вещизма, с его неуемным аппетитом и быстроменяющейся
модой. Нам не хватает времени, не хватает денег... Так и бежим по кругу, задыхаясь и сетуя.
Может, не стоит возлагать слишком большие надежды в вопросах воспитания на воспитателей садиков и учителей школы, где у
них по 20-25 детей? Да еще в нашей школе, задавленной информационной лавиной, постоянными новшествами и проверками. Ведь
сказано: "Какой смысл изучать то, что не принесет пользы; а незнание не принесет вреда". Мне приходилось проводить уроки
"Вселенной" по замене в 5-6 классах. Такая ностальгия сжала сердце по "Природоведению" наших 60-ых годов. Вспомнились
рисованные календари погоды, вылазки в весенний с проталинами и первыми листочками лес, шуршащие осенние листья под ногами,
резные снежинки на ладони – вот оно, единение с природой через наше детское ощущение необъятности и целостности Мироздания.
И никакие выхолощенные формулы не заменят этот естественный познавательный процесс, который живет в нас с рождения и
толкает вперед.
Но если система образования не способствует этому, может быть мы, родители, попытаемся сломать стереотип, пересмотрев
шкалу своих ценностей и вопросы воспитания? Подождет мягкая мебель, дубленка, евроремонт. Ведь мы в первую очередь
ответственны за судьбы наших детей, и менять систему необходимо одновременно и нам, и учителям, и всем окружающим. Ведь
вчерашние дети завтра придут в школу учителями, и все пойдет по кругу, без энтузиазма и желания. Но если совместными
усилиями мы сумеем объединить образование, воспитание и наставление в единой личности, в мире появится еще один Человек,
чего так не хватает нашему суматошному времени.
Может тогда система образования перестанет "изобретать велосипед" и осознает, что, несмотря на технократический прогресс,
миром правит "природное, разумное и полезное". Как сказал Жан–Жак Руссо: "Жить – вот ремесло".
Елена Горбунова, г.Добруш
*
Письмо к сыну
Вот опять, сын, я на тебя ругался: возмущался, что ты читаешь "хуже всех в классе", отвратительно пишешь, слишком медленно
считаешь. Ты нерасторопен, безответственен, рассеян, ленив. Пора "браться за ум", ведь "ты уже не маленький". "Сколько
можно? И в кого ты такой!?" (хороший вопрос). Я повысил на тебя голос, пытаясь воздействовать на процесс "воспитания"
интонацией. Даже появилось желание отшлепать. Но ты взглянул на меня своими кристально чистыми, как заснеженные вершины
гор, немного грустными, как осенний деревенский пейзаж, глазами и я…осекся. Любовь, сквозь эти большие голубые, по-детски
наивные, глаза, на меня смотрела Любовь. Я не выдержал Ее взгляда, я ушел в другую комнату, чтобы хотя бы на бумаге
признать свое поражение.
Сын, я мечтал о тебе с семи лет, и ты пришел ко мне, чтобы "исцелить меня" (это твои слова). Ты услышал Зов и пришел,
чтобы сыграть свою роль для одного зрителя – твоего отца. Ты спустился в мир, который ждал тебя, но был не подготовлен к
твоему приходу. Теперь я понимаю, что я ничего, ровным счетом ничего не сделал для того, чтобы встретить тебя достойно.
Сегодня я увидел, что ты надел эту маску шута, дабы твой близорукий от рождения отец смог наконец-то увидеть самого себя.
И я увидел, я узнал себя – гордого, честолюбивого, малодушного. Я увидел свое истинное "Я" во всей красе.
Твой взгляд, малыш, - это мое поражение, это поражение всего того, чем я и ради чего я жил до этого момента. Я
осудил-измерил тебя – тем самым отделился от вечного источника жизни, который ты не утратил и так щедро изливаешь. Я
морская волна, уже почти превратившаяся в зловонное болото. Волна, до сих пор не осознавшая, что не может существовать без
собственно моря, из которого родилась; без ветра, благодаря которому живет-движется; без солнца, которое украшает ее всеми
цветами радуги; без скал, разбиваясь о которые она может почувствовать вкус жизни. Она, волна, должна служить тебе, мой
юный фрегат, чтобы ты мог плыть легко, свободно, с ветерком...
Я оказался на месте булгаковского Понтия Пилата, который не захотел признать Истину Христа, ибо испугался своей внутренней
пустоты. Сегодня я кричал на тебя, но, по сути, кричал на самого себя. Я расписался в собственном бессилии. Так тщетно
пытается ужалить ядовитый змей парящего высоко в небе голубя. Рожденный ползать, летать…
Сынок, ведь в том, что ты все еще пребываешь в этом ужасном, сковывающем движение, карнавальном костюме, виноват только я.
Я (опять в лексиконе эта последняя буква алфавита) медленно, очень медленно меняюсь. И так же медленно вынужден
раскрываться-раздеваться ты. Потерпи, мой Щелкунчик (это твой самый любимый мультфильм), потерпи, дорогой, еще немного. Мне
нужно торопиться, ибо много зла своим невежеством, непониманием, неслышаньем-невиденьем несу я и себе и миру.
Сынок, я с детства не привык сдаваться без боя. Вот уже почти целых 33 года как я нахожусь в непрерывной борьбе. Но,
теперь понимаю - то была не борьба, а слепое, никому не нужное геройство. Ведь, подобно разъяренной толпе воинов, в которых
по совету влюбленной Медеи Ясон бросил тяжелый камень, я боролся сам с собой. Ослепленный гордыней, в этой кровавой схватке
я не заметил, как наношу сокрушительные удары по самому себе. Бьюсь с врагом невидимым, на пределе человеческих сил,
обезумевший от боли и безысходности, и уже почти потерял веру в победу. Но, Слава Богу, послал Он мне ангела с Неба, дабы
вразумить.
И прозрел я. Сбрасываю с себя доспехи воина и зализываю раны, с горечью вспоминая о кровавой битве, о глупых потерях и
ничтожных приобретениях. Воистину глупый учится на своих ошибках, цена которым порою сама жизнь. Плачу я скрытной и такой,
не по-мужски обильной, слезой. И в эту нелегкую годину ты вновь, мой Алексашка, рядом со мной. Ты со мной, но уже в обличье
лекаря-целителя души человеческой.
Терпел ты, родной, ждал пока отец образумится. Молча сносил все зачастую незаслуженно нанесенные тебе обиды, переживая в
себе, а теперь, позабыв о былом, как будто его и не было, пришел лечить отца-дурака. О, Любовь, воистину Ты долготерпишь,
милосердствуешь, наставляешь, исцеляешь!
Всю жизнь я ждал-призывал-искал тебя, Истина. Верил, что каждый человек должен найти свое Сокровище. Шел-плутал своим
неповторимым путем. Пробирался сквозь дремучие леса, карабкался по сыпучим горам, пересек знойную пустыню, но так ничего и
не понял. И только ты, мой Александр, шесть лет назад незаметно войдя в мою жизнь, раскрыл мне глаза. На ЛЮБОВЬ.
Сын мой, я, твой отец, становлюсь пред тобой на колени. Мое сердце рыдает от боли пережитого, от радости обретенного, от
счастья, что теперь, наконец-то, смогу быть вечно с Тобой, нести в себе, защищать и любить Тебя - о, сокровенная, такая
далекая и такая близкая, Душа Мира!
Сергей ТЕЛЕШУК, г.Минск