Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Личность и "Я"
Напротив сидел человек, имеющий положение и власть. Он хорошо это сознавал; его взгляд, жесты, манеры свидетельствовали о
собственной важности. Люди, окружавшие его, держались весьма подобострастно. Он разразился громом по поводу действий своих
подчиненных, которые осмелились беспокоить его "по такому ничтожному поводу"; на их лицах лежали страх и нервозность. Мы
летели над облаками на высоте восемнадцати тысяч футов, и сквозь просветы в облаках было видно синее море. Когда облака
разошлись, показались горы, покрытые снегом, острова, широкие бухты. Как далеки и красивы были одинокие дома и небольшие
селения! Река спускалась к морю с гор. Она проходила мимо большого города, дымного и серого; здесь ее воды замутнели, но
немного дальше они снова стали чистыми и сверкающими. Недалеко от нас сидел офицер в форме, самоуверенный и держащийся
особняком; грудь его была покрыта орденскими ленточками. Он принадлежал к особому классу, который существует во всех
странах.

Почему мы так жаждем, чтобы нас признали, возвысили, поощрили? Почему в нас так жив снобизм? Почему мы цепляемся за свое
особое имя, положение, приобретения? Умаляет ли анонимность ценность результата, и должна ли безвестность вызывать
пренебрежительное отношение? Почему мы домогаемся славы, популярности? Почему мы не довольствуемся быть самим собой? Не
потому ли имя, положение, приобретения имеют для нас первенствующее значение, что мы боимся и стыдимся того, что мы есть?

Удивительно, насколько сильно в нас желание получить признание, одобрение. В пылу битвы мы совершаем невероятные вещи, за
которые нам воздают честь; мы становимся героями, убивая своих собратьев. Благодаря привилегированному положению,
одаренности, способностям и умению хорошо работать мы достигаем каких-то высот, хотя вершина никогда не бывает завершением
– в упоении успехом мы жаждем все большего и большего.

Страна или предприятие – это вы сами, от вас зависят результаты, вы сами – власть. Организованные религии наделяют вас
положением, престижем, почестями, там вы тоже представляете собой нечто, вы выделены из массы, вы – важная персона. Или
еще: вы становитесь учеником духовного руководителя, гуру. И здесь вы – важное лицо, пусть вы только орудие, но все же
исполнитель – вы. Вы можете надеть набедренную повязку или одеяние монаха, но это – вы, который делает жест, совершает
отречение…

В том или ином виде, в тонкой или грубой форме, мы питаем и поддерживаем свое "я". Почему личность должна отстаивать себя?
Даже находясь в смятении и скорби, среди преходящих радостей, почему личность цепляется за внешнее и внутреннее
удовлетворение, почему она стремится к тому, что неизбежно принесет горе и страдание? Жажда деятельности побуждает нас
стремиться быть; это стремление создает внутри нас чувство, что мы живем, что существует цель в нашей жизни, что мы сможем
постепенно устранить причины конфликтов и скорби. Мы чувствуем, что если бы наша деятельность остановилась, мы превратились
бы в ничто, оказались бы потерянными, а жизнь утратила бы свой смысл; поэтому мы продолжаем пребывать в конфликте, в хаосе,
в антагонизме. Но мы также сознаем, что есть нечто большее; что существует другое состояние, которое выше и находится за
пределами всех этих страданий. Вот почему мы пребываем в постоянной схватке с самими собой.

Чем больше показная сторона, тем больше и внутреннее убожество; но свобода от нищеты – это не набедренная повязка. Причина
внутренней пустоты – желание стать кем-то, а не самим собой, своей сутью. Однако, хотите вы того или нет, эта пустота
никогда не может быть наполнена. Вы можете попытаться уйти от нее каким-либо способом, грубым или утонченным; но она
останется с вами, как ваша тень. Украшения и отречения, в которые облачается личность, никогда не могут прикрыть этой
внутренней нищеты. С помощью деятельности, внешней и внутренней, личность пытается найти способ обогащения, называя это
опытом или другими названиями, в зависимости от того, что ей удобно. Личность никогда не может остаться анонимной; она
всегда готова примерить новые одежды, получить другое имя, так как отождествление с чем-либо – ее подлинная сущность. Этот
процесс отождествления препятствует осознанию ее собственной природы. Процесс накопления и отождествления создает "я",
позитивно или негативно; и его деятельность всегда замкнута в себе, каким бы широким ни было огороженное пространство.
Любое усилие "я" – быть или не быть – это движение в сторону от того, что есть. Если отбросить его имя, свойства,
особенности, накопления – что, собственно, такое есть это "я"? Существует ли "я", личность, если отнять ее качества? Именно
страх быть ничем и толкает "я" к деятельности; но оно – ничто, оно – пустота.

Если мы в состоянии бесстрашно взглянуть в эту пустоту и соприкоснуться с этим вызывающим боль одиночеством, то страх
совсем исчезнет и произойдет глубокая трансформация. Для того чтобы так случилось, необходимо переживание этого "ничто",
которое невозможно, если существует переживающий, желающий возвыситься над пустотой. Только состояние переживания того, что
есть, без того чтобы его назвать, дать ему имя, приносит свободу от того, что есть.
Из дневников Джидду Кришнамурти


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное