Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Стихия жизни

(Интервью епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия)

- Мы сейчас являемся свидетелями того, как каждый день нашего бытия приносит нам неутешительные вести. Человечество все
больше отягощается разными проблемами: политическими, экономическими, социальными…
- Катастрофы, лавины, ураганы, землетрясения. Только за последний год сколько боли и горя, потрясений…

- Для того чтобы осмыслить происходящее, требуется коллективный труд. Но есть иной путь, более короткий и благодарный –
обратиться к самой сущности нашего бытия, к нравственности человеческой: вот тут-то и есть корень всех проблем общества.
Если хотите, я проведу аналогию со своей личной жизнью.
- Конечно, все нам хочется больше узнать о вас как о личности, что думает и чем живет епископ одной из первых духовных
епархий отчизны.

- В годы юности я был вполне современным молодым человеком. Окончил техникум, ВУЗ, работал в престижной сфере – в системе
АН УССР, был сотрудником физико-технического института, который занимался в то время исследованиями в области космоса. Мы
разрабатывали лазеры, которые использовались для космических сверхсекретных программ. Я работал вместе с академиком
Лазаревым, который создал сплав для первого спутника Земли.
Я любил стихию науки и техники, увлекался ею, любил и все виды земной жизни – и спорт, и искусство, друзей… Все это
увлекало мою личность на 99 процентов, и только один процент моего сознания, моей жизни я уделял церкви. Бабушка Ирина
вселила в меня семя веры, она была духовником семьи. Мама была врачом, работала с нервнобольными, уставала очень. А отец –
военный, мы путешествовали за ним по стране…
- Значит, с детства вы были верующим?

- Только какие-то минуты с Богом были в течение дня. Встанешь утром – перекрестишься, и вечером, вот и все. А все
остальное время я был посвящен в жизнь земную и светскую. Моими путеводителями были именно светила нашей науки. Но я хорошо
помню, как, например, профессор Гарбер говорил о самом добром, с благоговением произнося перед началом эксперимента: "Ну,
дай нам Бог, помоги нам Бог…" Не формально, но искренне, как молитву. Во времена атеизма именно ученая элита среди хулы и
кощунства, среди преследований за веру показала свое содержание внутреннее.
Постепенно в моем сознании земное, которое я ставил на первый план, заменялось религиозным и духовным. И в конечном итоге
я оставил и должность, и круг учителей-наставников, и друзей, которых любил, и которые составляли стихию моей жизни.
- Что же было дальше, монастырь?

- Нет, поступил на первый курс духовной семинарии, когда мне было 27 лет. Совсем по-иному посмотрел на все проблемы жизни.
Ведь очень часто люди представляют религию придатком бытия.
- Вроде как уводящем в сторону? И без него можно обходиться?

- Ошибка эта рождена нашей недавней историей. Ведь нравственность – это то, без чего нет ни личности, ни общества. Она
регулирует все связи и взаимоотношения. Чем выше нравственность, тем и благополучнее общество. Предмет один: человек и его
мораль, а источники и содержание различны. Есть ученые-моралисты, они создавали свои системы норм поведения в обществе. И
здесь крайности: от идей гуманизма до идей эгоизма и даже ненависти. Из всего этого множества сложно выбрать подходящую
даже в рамках одного государства. Авторы тоже ведь не могут дать идеала, так как сами бывали далеки от той идеи, которую
проповедовали.
- В христианстве же дан источник нравственности – от Бога…

- Источник этот божественный, который дан создателем раз и навсегда применительно к душе человека и окружающей природе. Ты
не должен быть разрушителем, но созидать. Созидая личность, делая ее добрым рачителем повсюду.
- Так просто, действительно.

- Сегодня же мы имеем уже гораздо больше проблем, чем перед тем, когда вступали на путь атеизма. Плоды искусственных
идеалов выросли на наших глазах. Раньше ведь люди имели еще некий нравственный запас – вот он и иссякал потихоньку, из
поколения в поколение. А теперь видим то, что сокрушает сознание, дескать, бесперспективно все.
- Еще Достоевский о том же писал: "Бога нет – все дозволено…" Вот мы и приходим теперь в ужас от происходящих ежедневно
преступлений и насилия.

- Без веры нравственность безосновательна. Она не имеет стрежня. Силы не имеет, которой жила бы и действовала личность. Я
прочел недавно высказывание одного богослова, сделанное им в 1904 году: "Отрицание веры и обязательного сверхчеловеческого
божественного закона в конце концов делает тщетной и науку, и культуру, и цивилизацию в смысле общечеловеческого
благоустроения. Напротив, оно приводит всякое общество, как бы оно ни было по-видимому цивилизованным, к разврату, одичанию
и гибели…" В то время еще наших с вами проблем не было в такой степени, как сейчас. Но спустя столетие мы видим это.
Значит, всем нам не мешало бы посмотреть на сущность своего бытия.
- Вы обещали рассказать о себе. А получилось – обо всех нас, об общем для всех.

-
Почему я начал с себя? Потому что мысль о Боге занимала в моей жизни очень маленькое место. Но понял, что без веры
истинной, без учения, которое регулирует всю деятельность – и мысленную, и внешнюю, и чувственную, нельзя построить
благоустроенного общества…
Беседовала Ольга ЕГОРОВА, "СБ"


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное