Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Музеи духа

Видел по телевизору передачу о традициях самураев в Японии. Показывали потомков самураев, дедов, хранящих традиции и
воспитывающих молодежь. Некоторые из них хранят доспехи прадедов, создали из них небольшой музей. Подробно рассказывали,
как одевались самураи, чем жили, как себя вели в каких обстоятельствах. Какую помаду и духи использовали перед боем, какие
седла и маски для лошадей делали и т.д.

Смотрел и думал, отчего же жить сегодня так противно. Вот были самураи, беззаветно преданные своему господину; харакири -
единственный выход, чтобы сохранить честь. И не только в Японии, в Индии каста воинов, в Европе рыцари, дворяне. Все это по
сути явления один класс, один духовный уровень человеческих существ, различающийся по форме, соответствующей времени и
культуре своего проявления. Каждая культура имеет своих самураев, но не каждое время их имеет. Наше время, щедрое на
достижения в области технической, самураев как раз и утеряло.

Не говорю, хорошо это или плохо, наверное, ни то ни другое. Это так потому, что так оно, видимо, и должно быть, на то есть
свои законные причины. Если эволюция идет по спирали, а периоды наступают и уходят по синусоиде, стоит ли винить людей в
том, что сегодня такой период. Но у людей должна быть, и непременно есть в любой период своя ответственность за сохранение
традиций, дабы в период будущих самураев дух человеческий смог подняться на большую, нежели в предыдущую волну, высоту.
Люди творят эволюцию духа, а периоды - лишь внешние условия ее протекания.

Наверное, люди и чувствуют, что должны хранить нечто, сегодня утраченное, не востребованное современной жизнью. Не знают
зачем, только чувствуют, что должны. Это и не дает им покоя, заставляет собирать старые дедовы сапоги и организовывать из
них музеи. Оно понятно, идут новые самураи, уже показались на горизонте их первые ряды. Я вижу людей, жертвующих жизнью
подобно самураю для того только, чтобы унести с собой десятки и сотни жизней совершенно незнакомых людей. Да, их обманули,
пообещали загробный рай или еще чего, но дело не в этом. Люди уже родились, чтобы служить, потому и обманываются так легко,
что есть внутри потребность служить преданно и самоотверженно. Только некому в этом мире еще служить, не родилась идея,
которой стоит служить, но есть множество жуликов и хитрецов, готовых использовать нарождающуюся потребность в своих
корыстных интересах.

В общем-то разговор не о самураях, а о музеях. Сегодня много их развелось, денег от них немного, но некоторые люди
организуют и поддерживают музеи по каким-то неосознанным внутренним мотивам, как бы исполняя этим свой человеческий долг
перед природой. Иные собирают записи старых исполнителей, издают собрания сочинений великих писателей, иллюстрированные
книги великих художников…
Все это кажется призвано сохранить культуру. Наше общество с некоторого времени уже ничего культурного не создает и все
менее пользуется тем, что создано раньше. Все великие писатели, поэты, художники, музыканты уже в прошлом. Есть, конечно,
кое-что и сегодня, только это далеко не то же самое.

Это уже не культура. Люди просто зарабатывают деньги на культуре, этот бизнес у них получается лучше, чем торговать на
рынке, вот и торгуют музыкой. Культура тем и отличается от торговли, что работает не на себя, а на идею, на красоту, на
более высокое начало, нежели собственное чрево. Самураи - это культура. Они служили, как служит истинный художник,
самоотверженно и бескорыстно, потому и стали культурой, что служили, а не зарабатывали на кусок хлеба.

Современные музеи - печальное зрелище, подобное мумии в красивой гробнице. Люди ходят, смотрят на умершие некогда формы…
Говорят, это нужно людям, что тот, кто не знает прошлого, не имеет будущего. Красиво сказано, только слова все это. О каком
прошлом и каком будущем речь? Отжившие формы умирают и нарождаются новые, более совершенные, это закон природы. Если
держаться за старые формы, новое не протиснется в старые узкие рамки, тогда уже выйдет наоборот - кто держится за прошлое,
не имеет будущего. Так что слова всегда только слова…

Наверное, старые формы не так уж сильно нужны. Какая в конце концов разница, как приготовлялась помада для самураев, в
какого цвета наряд они наряжались по выходным и какого вида маски напяливали на лошадей, чтобы испугать противника. Неужели
в этом суть их существа? Если много внимания расточать на формы, для сути места не остается. Через формы сути не познать,
не добраться до ушедшего из них живого существа.

Что же тогда хотят люди, создающие музеи? Наверно, истинный мотив вовсе не в том, чтобы собрать в кучу множество пустых
оболочек. Даже картины великих художников, произведения великих музыкантов, писателей и поэтов, все уникальные творения
человеческого гения имеют свой срок жизни и умирают: люди постепенно перестают переживать то, что некогда было сокровенным
зерном лучших человеческих чувств. Не потому, что они становятся хуже или лучше, просто смещается фокус, актуальное
пространство человеческих чувств, люди переживают иные проблемы.

Конечно, люди должны хранить традиции, чтобы новый круг развития фазы человеческих чувств начинался не с нуля, или он не
превзойдет уже установленного порога. Хранители и движут эволюцию человеческого существа, но не музейные работники.
Хранить-то нужно не мумии, а дух, существо, в них пребывающее. Дух самурая и костюм самурая - принципиально различные вещи.
Дух в том, чтобы научить ребенка самоотверженно служить истине, красоте, высокой идее, жертвуя при этом земными благами и
даже собственной жизнью. И совсем не важно, в какой костюм будет при этом одет ребенок, какой помадой будет пользоваться и
какие жесты и обряды совершать. Под изменившиеся условия среды придут новые формы и обряды, но дух должен жить, чтобы
оживить собой эти новые формы.

Не знаю, есть ли где на земле такие вот музеи духа, а не формы. Надеюсь, что есть. Наверное, так и должно быть, что такие
организации незаметны, иначе наша действительность непременно уничтожила бы их. Она очень агрессивна к тому, что подрывает
ее основы. Иногда человек сам не понимает своей ненависти к каким-либо явлениям жизни, удивляясь своим объективно ничем не
обоснованным чувствам и поступкам. Это потому, что чувствует и совершает поступки не сам человек, а более мощные,
манипулирующие его сознанием силы, лежащие далеко за границами сознательного человеческого "я". Люди в абсолютном
большинстве очень зависимы от этих великих сил и горе тому, кто попадет на передний край их борьбы. Они легко крушат тысячи
человеческих душ, человек не в силах здесь бороться. Он обращается в слепого исполнителя воли этих страшных сил, разрушая
уже своими руками судьбы и головы противников. Можно ли за это винить? Думаю, что можно. Орудиями этих сил не становятся
простые обыватели, эти не в состоянии ни удержать смысла битвы, ни выдержать напряжения великой борьбы. Орудия, как
правило, люди достойные. Чем достойнее, тем страшнее орудие, тем тяжелее его собственная судьба. Люди сами своей свободной
волей подводят себя под власть вскормленного собственными желаниями и надеждами монстра. Ничего не бывает случайно и просто
так, без веского основания и причины, а потому любая судьба достается по заслугам.

Что же тогда музей духа? Полагаю, что-то вроде общины с духовным человеком в центре. Он и поддерживает дух общины. Внешние
традиции не так важны, за них не держатся вовсе, наоборот, они держатся на духовной основе. Человеку необходимо как-то
выразить свое внутреннее состояние, он и выражает посредством традиционных приемов и форм, это проще, чем изобретать новые.
Если они стесняют, тогда рождаются новые, более широкие. Дух - это существо, идея единства, смысл жизни, совесть общины. Он
определяет жизнь традиций. Многие меня не поймут, но дух есть живое существо в буквальном смысле этого слова. Он имеет свое
лицо, свой характер, свое "я", он рождается, живет, развивается, стареет и умирает.

При этом зачинает другой, такой же живой дух. Так что музей духа скорее будет жилищем духа, где тот до поры до времени
развивается для будущих ратных дел, либо даже тихо умирает. Иногда и умирание следует охранять. Старцы нередко являются
прекрасными духовными воспитателями.
Законы духовного воспитания люди совсем не знают. Дух высокий и сильный может воспитать другой дух совершенно иного
направления и окраски, но он воспитает также высокий и сильный дух. А посредственность может воспитать только
посредственность, ни на сантиметр выше, хотя она может обмануть неопытного наблюдателя, делая вид. Такое воспитание есть
насилие над духом. Не может человек дать другому то, чего сам не имеет. Но с другой стороны он не может и утаить, что
имеет. Если он живет рядом, то уже отдает. Все же остальные воспитательные мероприятия только форма, часто мешающая людям
жить, но на передачу духа влияния не оказывающая.

Наверно, она нужна как сосуд, в котором передается существо, но если есть существо, за сосудом дело не станет.
Какой-нибудь найдется сам собой.
Выходит, музей духа есть не что иное, как собственно живой дух воспитателя. Самурая может воспитать только самурай,
способный пожертвовать жизнью ради убеждения, хладнокровно вспоров себе живот. А музеи с костюмами и помадой самурая не
воспитают. Нет там того, что можно ему передать.
Игорь, г.Тула


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное