Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Имя и личность Инайят Хана - виднейшего суфийского мастера и музыканта начала ХХ столетия до последнего времени было мало
известно у нас, также как и духовная традиция суфизма. Суфии существовали во все века, еще до появления на Земле Будды,
Христа и Мухаммада. Основу корня “суфий” выводят из слова “софия” - “мудрость”, а также “сафа”, - в переводе с арабского
“чистота” - это то, к чему стремятся суфии. Истинная чистота достигается посредством чистоты помыслов и поступков, через
чистоту суфий движется к любви, а через любовь приходит к Богу.

Инайят Хан родился 5 июля 1882 г. в Индии, в семье потомственных музыкантов и уже с детства помимо музыки и поэзии проявил
не свойственное его годам глубокое понимание мира, - особенно его привлекали философия и религия. После головокружительного
успеха во время путешествий с концертами по Индии перед 18-летним Инайятом, казалось бы, была начертана прямая дорога стать
первым музыкантом страны, однако его больше привлекала некая тайна, лежащая в основе мироздания. В юноше начал пробуждаться
мистик и мудрец, а музыка стала его способом общения с Богом.

В 1910 г. Хазрата Инайят Хана пригласили выступать с первыми концертами индийской классической музыки в Америку и Европу,
а в 1913 он почти на год приехал в Россию, где помимо лекций и концертов не только познакомился и сотрудничал с сыном Льва
Толстого - Сергеем Толстым и композитором Александром Скрябиным, но и открыл филиал “Суфийского ордена” для всех тех, кого
влекли духовные дисциплины. Более того, в 1914 г. в России издается первая его книга “Суфийское Послание о Свободе Духа”, а
перевел и смог издать “Послание” в то время, когда даже на печать визитных карточек требовалось разрешение полиции, офицер
Андрей Балакин, сотрудник царской “охранки”, который стал учеником суфийского мастера.

Суфийское Послание, которое Инайят Хан принес миру, можно сравнить с космической симфонией любви, гармонии и красоты,
пробуждающей сердце ищущего пути к Истине. Он перестал активно заниматься музыкой для того, чтобы передать людям настрой на
безмолвную песню, наполняющую его собственное сердце и постоянно звучащую на каждой его странице.
Предлагаем вам отрывок из серии “Суфийское Послание”

ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА


В произведениях искусства, независимо от вложенного в них мастерства и передаваемых ими идей, существует еще некое
чувство; оно как бы в них и за ними. Когда я был в Берлине, я видел скульптуры вокруг дворца Кайзера; это были произведения
искусства, вызывающие мысли об ужасе, терроре, разрушении. Как только я увидел это, то сказал: “Неудивительно, что все
случилось здесь так, как случилось, поскольку эти статуи были созданы заранее”. На произведение искусства может быть
приятно смотреть, в нем может быть заключено большое мастерство, и все же энергия художника действует через него, и эффект,
производимый картиной, - не в том, что она внушает внешне, но в том, о чем она говорит вслух голосом своего сердца. В
каждой картине, статуе, в каждой художественной форме можно это увидеть; в них есть скрытый голос, постоянно говорящий о
цели, с которой они в действительности были созданы.

Иногда художник не осознает своего творения. Он следует своему воображению и может действовать против собственного
творения. Он, может быть, вызывает действие, которого не хотел бы ни для себя, ни для тех, кому это произведение
предназначено. Однажды я побывал в одном храме. Я не могу назвать этот храм красивым, но он был замечательным, уникальным в
своем роде. Как только мой взгляд упал на его цветовое построение и на стоящие в виде барельефов изображения, я был удивлен
и подумал, как такой храм мог просуществовать столь долгое время - он должен был быть разрушен давным-давно. И вскоре после
этого я узнал, что этот храм и подвергся разрушению. Идея заключалась в том, что зодчий этого храма был столь поглощен
своим проектом, что забыл о гармонии духа, с которой следовало бы создавать план. И поэтому все кончилось неудачно.
Однажды подруга позвала меня взглянуть на картины, написанные ее мужем. Как только я увидел их, мне открылась вся история
этого человека: как его душа шла по жизни, пройденные ей мучения, - все это было выражено в картинах. А каково было
состояние обладателя этих картин? Ничего, кроме печали и депрессии.

Лучше бы художник боялся создавать работы, которые могут вызвать что-либо нежелательное. А если бы он попытался узнать
эффект, который они вызывают, то научился бы различать негативные воздействия и работал бы корректно. Очень легко
наслаждаться красочной идеей, но человек должен понимать, что важна не столько сама идея, сколько ее результат:
разрушительный он или созидающий. Например, более чем не мудро - надо бы подобрать для этого другое слово - помещать в
школьной комнате или в часовне сцены смерти; особенно - связанные со святыми и Учителями, которые, будучи бессмертными,
никогда не умирали.

То же самое и с поэзией. У индусов существует психология поэзии, которой обучают поэта прежде, чем ему будет позволено
писать стихи. Потому что это не только выражение ритма или игры воображения и эмоций. Писать - это означает воплощать и
конструировать что-то; создавать или разрушать. С поэзией связана соответствующая наука. Человек может возвышенно говорить
о чем-то или ком-то в стихах, но стоящая за ними сила может быть вредоносной. Они вредят не только тому, для чего были
написаны, но и самому написавшему их.

Могут спросить: “Тогда разве драма и трагедия не приносят вреда?” Есть много вещей, ранящих нас, приносящих вред, но есть
и множество вещей, которые в то же время очень полезны и интересны. Иногда есть рана, и эта рана болит некоторое время, но
это ощущение может быть полезным. Его можно назвать болью, но в то же время это - полезная боль... Не читать Шекспира - это
значит лишать себя великой радости. Поэзия Шекспира всеобъемлюща, его пьесы производят сильный эффект. Все это
соответствует психологической точке зрения.

И так же с музыкой: для музыканта может быть очень интересно создавать некую магическую музыку, отражающую игру мощных
невидимых сил; но такая музыка может иметь очень разное и грозное влияние, даже если кажется развлечением для
эксцентрического воображения.

Самым интересным является то, как посредством искусства - поэзии, музыки или движений в танце - создается ощущение, эффект
которого является результатом всего действа. Можно сказать, что искусство - это покров. Любому космическому плану требуется
покров, чтобы выразить жизнь этого плана.

Музыка - это мир, поэзия - это мир, искусство - это мир. Человек, живущий в мире искусства - это тот, кто чувствует и
знает этот особый мир, кто любит, ценит и видит его. Например, для того чтобы обладать видением музыки, человек должен жить
в ней и наблюдать этот мир более пристально. Другими словами, недостаточно, чтобы человек был музыкальным и занял свое
сердце и душу музыкой; он также должен развить интуицию, чтобы видеть с большей проницательностью, каким силам он служит и
энергию какого плана несет людям...

Как прекрасно замечать, что искусство во всех своих аспектах является чем-то живым, говорящим о добре и зле. Но если выйти
за пределы искусства и посмотреть на процессы влияния шире, они научат нас, что наши мысли и чувства тоже неосознанно
воспроизводятся во всем, что мы используем: в месте, в камне, в дереве, во всех вещах, которые мы готовим. Все, что
когда-либо было создано, несет в себе магнетическое влияние. Если работа была сделана с ненужной мыслью, это означает
опасности, ждущие людей на корабле, в вагоне поезда или в машине. Очень часто вы обнаруживаете неполадки, не имеющие
видимой причины, - в создание этой вещи была привнесена через мысль энергия разрушения, она работает через нее. Аналогичное
происходит, когда строится дом, - важно, какие вибрационные силы действовали через тех, кто его строил, кто проектировал.
Коротко говоря, существуют определенные и разные по качеству энергии вибрации, связанные со всеми вещами, сделанными
индивидуально или коллективно, и эти ощутимые для человеческой интуиции вибрации приносят соответствующие своему качеству
результаты. А поскольку люди сами создают для себя именно такие, а не другие результаты, то они же и несут полную
ответственность - пожинают то, что некогда посеяли.

По материалам: Хазрат Инайят Хан, “Космический язык”


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное