Приучай себя внимательно относиться к словам других людей и старайся по возможности проникнуть в душу говорящего.
*
Не приносящее пользы улью не принесет ее и пчеле.
*
Если бы матросы вздумали бранить кормчего или больные врача, то кого бы они стали слушать? Или как мог бы первый добиться
спасения плывущих, а второй - выздоровления больных?
*
Страдающему развитием желчи мед кажется горьким; страдающие бешенством боятся воды, а детям кажется прекрасным мяч. На что
же я буду гневаться? Или ты думаешь, что заблуждение менее способно к таким действиям, нежели разлитие желчи у больного или
яд у страдающего бешенством?
*
Никто не может помешать тебе жить согласно разуму твоей природы, и ничто не происходит вопреки разуму всеобщей природы!
*
Что такое порок? То самое, что ты уже часто видел. И что бы ни произошло, всегда будь готов сказать: "Ведь это то самое,
что я уже часто видел". Вообще, куда ни повернись, всюду найдешь одно и то же: оно составляет содержание истории древней и
новой, к нему же сводится в данный момент жизнь государств и отдельных домохозяйств. Нет ничего нового: все обыденно и
кратковечно.
*
Что могло бы свести на нет основоположения, кроме угасания соответствующих им представлений? Но в твоей власти всегда
вновь вызывать к жизни эти представления. Я могу составить себе о данном предмете надлежащее убеждение. А если так, то чего
же мне тревожиться? То, что вне моей души, не имеет решительно никакого отношения к моей душе. Усвой это - и ты на
правильном пути. Ты можешь - еще воскреснуть. Смотри же снова на вещи так, как ты смотрел некогда: в этом и есть
воскресение.
*
Суетные заботы о внешнем блеске, сценические представления, приобретение стад мелкого и крупного скота, бои гладиаторов,
драка щенков за брошенную им кость и рыб за корм в садке, кропотливая работа муравьев, беготня испуганных мышей; движения
кукол, потягиваемых за веревочку, - все это явления одного порядка. Среди всего этого следует хранить благожелательность,
без заносчивости; но не упускать из вида, что ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений.
*
Хватит ли моих душевных сил для этого или же нет? Если хватит, то я воспользуюсь ими для дела как орудием, данным мне
природой Целого. Если же не хватит, то я уступлю это дело тому, кто сможет его лучше исполнить, если только оно не является
моею обязанностью, или же свершу, что сумею, призвав на помощь того, кто, воспользовавшись и моим разумом, осуществит
требуемое в данный момент общим благом. Ибо, делаю ли я что-нибудь своими силами или же с помощью другого, стремиться
следует лишь к тому, что требует общее благо и согласно с ним.
*
Не стыдись прибегать к помощи другого. Тебе предстоит выполнить свою задачу, подобно воину при штурме стены. Что если ты,
вследствие хромоты, не сможешь один влезть на стену, а при помощи других это могло бы удастся тебе?
*
Все сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли найдется что-нибудь чуждое всему остальному. Ибо все
объединено общим порядком и служит к украшению одного и того же мира! Ведь из всего составляется единый мир, все проникает
единый бог, едина сущность всего, един закон, един и разум во всех одухотворенных существах, едина истина, если только
едино совершенство для всех существ одного и того же рода и причастных одному и тому же разуму.
*
Каково отношение между членами сплошного и единого тела, таково же и между разделенными пространством разумными
существами, созданными для соучастия в едином деле. Эта мысль глубже западет в тебя, если ты будешь часто говорить себе,
что ты являешься членом Целого, состоящего из разумных существ. Если же ты назовешь себя частью, то не будешь еще любить
людей от всего сердца, и деятельность на благо других не доставит тебе еще окончательного удовлетворения. В этой
деятельности ты будешь видеть только свой долг, а не свое собственное благо.
*
Пусть с тем, что может претерпеть от чего-либо приходящего извне, происходит что угодно; потерпевшее и будет жаловаться,
если пожелает. Я же, если не буду убежден, что случившееся - зло, не понесу вреда. Не быть же убежденным - зависит от меня
самого.
*
Кто бы что ни делал или не говорил, я должен оставаться хорошим человеком. Так золото, изумруд или пурпур могли бы
сказать: "Что бы кто ни говорил или ни делал, а я должен оставаться изумрудом и сохранить свою окраску".