Под спудом времени
(нравственные письма воображаемому юному другу)
Как-то раз я читал книгу одного Учителя. Он много и пламенно говорил в ней о косности и порочности традиционной религии, о
необходимости новой религиозности, делился своими прозрениями относительно нашей жизни. Его работу отличали яркость
высказываний и необыкновенная мощь, исходившая от правдивости автора. Истина буквально пробуждала дремавшие во мне силы. Но
была одна червоточина…
Обнародовав очередную истину, он всякий раз повторял: “Пусть это станет вашим идеалом!”, “У вас должны быть не менее
высокие идеалы…” И вдруг меня осенило: “Зачем это? К чему здесь вводится откладывание на потом? Если это правда, то я
принимаю её прямо сейчас, полностью и безусловно! Для этого мне не нужно время…”
В тот же момент мне стало ясно, что истина должна заключаться не столько в словах, но в подходе к ней. Если я осознаю
какую-то истину, то она в тот же момент входит в мою жизнь. Если же этого не происходит, то я сразу могу угодить в
приготовленную мне ловушку: когда я признаю нечто истиной, но не впускаю в свою жизнь, не становлюсь этим немедленно, а
утверждаю, что это - мой идеал и я буду к нему стремиться, то совершаю большую ошибку… Как можно допустить в свою жизнь
столь вопиющую ложь, пусть и прикрытую респектабельным самообманом под названием “идеал”?.. Подражание какому-то образцу
или следование идеалу предполагают временной интервал и, по сути дела, являются процессом искусственного становления. А это
есть эгоистическое движение, даже если оно имеет "благородные" цели и респектабельные формы. Не случайно совесть, которая
всякий раз выводит нас из эгоизма, требует немедленного действия – не в будущем, а в настоящем.
Время сопровождает все материальные проявления, в том числе и человеческую жизнь. Но есть в нашей жизни сфера
вневременного, где время не властно, а если оно всё же туда проникает, то приводит к большим иллюзиям.
Это – психологическая сфера, или сфера души. Особенно много заблуждений бытует подле главного события в жизни каждого
человека – его психологической революции, религиозной трансформации. Это своего рода момент истины, “духовные роды”. А
духовные феномены не могут быть обусловлены материальными, истина не зависит от времени. Как и понимание её не может быть
временным процессом, а происходит мгновенно – в настоящем.
Кстати, настоящее не имеет никакого отношения ко времени. Настоящее время существует лишь в лингвистике, в жизни же есть
только точка настоящего, одно мгновение. Эта точка – место сборки нашим умом прошедшего и будущего. Это действие
проистекает из глубокой обусловленности нашего мышления и является абсолютно противоестественным, когда касается
психологической сферы. Привычность этого ущербного действия всячески поддерживается в нас “системой”, обеспечивая таким
образом непрерывность нашей вовлечённости в мыслительный процесс, а значит – и отсутствие в настоящем. Однако точно так же,
как ум собрал прошлое и будущее, оно может быть разобрано, только не действием мысли, а осознанием себя в настоящем. Это
дверь в иной мир и одновременно возможность выхода из “системы”.
В некоторых племенах североамериканских индейцев не существует слов, обозначающих время. Говоря о прошлом, они показывают
назад, о будущем – вперед, а о настоящем – вверх. И это очень верно. Когда твоё горизонтальное движение из прошлого в
будущее прекращается, ты выходишь на вертикальную (вневременную) ось. В этот момент через точку настоящего, словно через
воронку, ты можешь переместиться в вечность. Здесь твоё настоящее (в хронологическом смысле) существование становится
настоящим (то есть – подлинным), а не искусственным, запрограммированным “системой”.
Почти каждый скажет, что для него важна не длительность жизни, а её полнота, глубина, (высота, если хочешь, то есть её
вертикальная составляющая). Но далеко не каждый задумывается, что выход на эту жизненную ось ординат возможен только через
точку настоящего. Этот прорыв от количества к качеству хорошо объясняет происхождение и смысл поговорки: “Счастливые часов
не наблюдают”… Однако, настоящее – это не только место сборки прошлого и будущего, но и их компонента – причин и следствий.
Постигнув в настоящем подлинную суть какого-либо явления либо привычки, мы разрываем цепочку его причины и следствия.
Действие следствия на тебя будет ослаблено, смягчено, а причина, вызвавшая его, вновь уже не возникнет. Твои действия в
этой осознанной сфере жизни не будут обусловленными, а сознательными и свободными, то есть без причин. Но, как говорится,
“свято место пусто не бывает”, и туда, где нет причин, приходит любовь. Если это место в твоей жизни занято другими вещами,
то знай: это другое занимает место любви и счастья, а тебе пока остаётся лишь грезить о любви и счастье в будущем.
Я знаю, у тебя случаются приступы любви и нежности к близким людям, от которых ты отделён в пространстве или во времени.
Ты сожалеешь о своей невнимательности к ним, и кажется, будь они рядом – ты отдал бы им всю свою любовь. Но стоит вновь
вступить с ними во взаимоотношения, как эта нежность быстро улетучивается, а её место занимают привычные стереотипы
отношений, бытовавшие в прошлом… Нежность – это важнейшая вещь. Без неё любовь превращается в пустой звук. Но любовь
существует только в настоящем, любви в будущем нет и быть не может. И чтобы нежность заполнила твой сегодняшний день,
необходимо осознание взаимоотношений в настоящем, – если твой ум полон прошлых стереотипов поведения, то он не может быть
чувствителен к настоящему. Мы сами лишаем себя НАСТОЯЩЕГО (в обоих смыслах слова) и становимся всё более сентиментальными
существами, а наши жизненные возможности уменьшаются. Сентиментальность… Что это, как не предчувствие горечи от напрасно
прожитой жизни и несовладание со временем?! Есть один шанс не быть сентиментальным – впустить любовь в настоящее.
И прошедшее, и будущее являются мыслью и находятся в мире идей, грез и иллюзий. В первом случае оно уже умерло, во втором
– ещё не родилось. В мире живого действия находится лишь настоящее, лишь оно вполне реально. Чем больше ты пребываешь в
настоящем, тем ближе ты к самопознанию, а значит – к вечности, к действительности, к Богу. И наоборот, чем больше ты занят
прошлым и будущим, тем более суетны твои действия и дальше ты от Бога. Врата в храм самопознания – это настоящее, другого
входа в святилище духа не существует.
Недавно я нашел в старой тетради чей-то афоризм: “Время и пространство - это раскрошение бесконечного для пользования им
существами конечными”. Для того чтобы ребёнок воспользовался пищей, её надо раскрошить; такое же дробление производит время
для нас, чтобы мы могли жить в бесконечности. Так что для вечности времени не существует…
А создаётся чувство времени процессом "становления", который запускается нашими постоянными желаниями быть кем-то или
чем-то. Такое положение вещей будет продолжаться, пока ты не остановишь движение своей жизненной энергии по руслу
становления и не перейдёшь от жизни во времени к жизни в вечности… Конечно, полностью пребывая в настоящем, человек
свободен. Не убегая от себя мыслью ни в прошлое, ни в будущее, человек свободен в этот момент от времени и мысли, но не
свободен в целом от процесса становления и, следовательно, от обусловленности “системой”. Свобода, которую даёт настоящее –
это свобода для того, чтобы двигаться. И не от одного объекта желания к другому, а в заинтересованное самопознание, без
которого нельзя вырваться из “системы”.
Мы жертвуем настоящим ради прошлого и будущего. Жертву эту мы приносим “системе”. Цена этой жестокой жертвы – наша жизнь.
И это не только жестоко, но и пошло. “Люди системы” – политические и религиозные деятели – постоянно предлагают нам эту
модель. Мы часто посмеиваемся над ней, но всё же принимаем, сознавая то или нет…
Говорят: “позаботься о будущем”, но заботиться надо как раз о настоящем, ведь если изменится настоящее, то другой станет и
вся будущая жизнь. А настоящее не наполнит каждый день твоей жизни, если ты полностью не умрёшь для вчерашнего дня. Прошлое
настолько укрепилось в нашем сердце, что обусловило собой практически всё восприятие в настоящем. И только глубокий
жизненный кризис, серьезные потрясения могут вернуть нам на какое-то время непосредственность в восприятии настоящего,
вернуть нас к самим себе. Для того чтобы настоящее действительно вошло в твою жизнь, необходимо каждый новый день умирать
для дня прошедшего. Для всех его накоплений – обид, привычек, заслуг, знаний, привязанностей, боли и удовольствия. Особенно
трудно умирать для милых привычек, для многочисленных прелестей счастливой жизни, но только со смертью всего этого может
исчезнуть стереотип прежнего обусловленного мышления. Без такой смерти всего прошлого не произойдет смерти эгоистической
личности, а значит – и “рождения свыше”.
Время и смерть вообще находятся в интереснейших взаимоотношениях… Всё, что заключено в границы времени, всегда пребывает в
страхе перед концом. Нет времени – не может быть и страха. Конец времени – это смерть. Физически смерть наступает с
окончанием жизни, психологически – с окончанием обусловленного личностью мышления. И в том, и в другом случае время
закончено. Настоящее принадлежит тебе, будущее – смерти. Настоящее у тебя никто и ничто не отнимет, никакая “система” и
даже смерть не может помешать тебе наполнить его любовью. “Система” же программирует тебя заменить настоящее будущим
(которое большинства людей есть проекция прошлого), так как время – в её власти. “Система” вся насквозь искусственна и ей
ненавистно всё настоящее. В нашей жизни нет ничего неизбежнее смерти, но у каждого из нас два её варианта: либо двигаться к
смерти и откладывать свою жизнь на будущее (которого может вовсе и не будет), либо умереть в душе для всего временного,
личностного и родиться для настоящей, вечной жизни, а именно – жизни в любви. Разве жизнь без любви – это жизнь?
А по поводу смерти один Великий учитель сказал: “Если бы мы помнили то, что мы неизбежно и скоро умрём, вся жизнь наша
была бы совсем другая. Если человек знает, что он умрёт через полчаса, то он наверное не станет делать ни пустого, ни
глупого, ни, главное, дурного в эти полчаса. Но полвека, которые, может быть, отделяют тебя от смерти, разве не то же, что
полчаса?.. О смерти нужно не вспоминать, а спокойно, радостно жить с сознанием её постоянного приближения".
Есть у времени ещё одна ипостась, ставшая для всех нас бременем – спешка. Резко возросшая скорость жизни в XX веке
привнесла её в человеческий уклад. Особенно возрос ритм жизни в последние десятилетия, подстёгнутый научно-техническими
достижениями. Повсеместно прививается идеал спешащего человека: не поторопишься – не преуспеешь, а успех, как известно –
бог современной цивилизации. В этом смысле новый век обещает нам ещё более высокие скорости…
Как-то один Учитель сказал: “Поспешность – это грех”. Поверхностный ум не увидит в этой фразе истины, но мы не из их
числа, не так ли?.. Человек, который торопится, полностью вовлечён во время. Ему не достаёт глубины ощущений, полноты
жизни, а значит – счастья! Ещё раз вспомни поговорку о счастливых… Спешащий человек как бы скользит по поверхности. Он
лишён вертикального среза жизни. Это очень просто обнаружить, сравнив себя торопящегося куда-то и просто прогуливающегося
по улице или парку. “Торопыжка” смотрит вниз или прямо перед собой, мало что замечая. Гуляющий человек способен поднять
голову вверх – увидеть небо, птиц и оказаться, таким образом, в качественно новом пространстве. Без этого жизнь лишена
объёма, ущербна.
Возможно, вовлекаясь в бешеный ритм, мы и приобретаем в количестве, но неизменно теряем в качестве жизни. А откуда же
взяться качеству, если нет внимания? В спешке человек устремлён в будущее. Его интересует то, куда он должен успеть. А где
же при этом настоящее? То, что здесь и сейчас? К примеру, во время еды, когда ты принимаешь пищу торопливо, ты
уподобляешься кочегару, заполняющему топку. При этом вкус, аромат, качество пищи (важные части её энергетической
составляющей) тебя не касаются. Другое дело, когда ты вкушаешь не спеша и внимательно. Все ощущения от полученной пищи
только добавляют тебе радости и жизненных сил. К слову, пребывание в настоящем вообще исключает трату психической энергии,
каким бы активным ни было твоё физическое действие…
Мне нравится дорожный знак в некоторых англоязычных странах. На нём написано: “Stop! Look! Listen!” (“Остановись, смотри и
слушай!”). Заметь: прежде, чем “смотри” и “слушай”, написано “остановись”, иначе второй и третий призыв останутся
“холостыми”.
Ещё один важнейший момент, связанный с потерей внимания к себе во время спешки: человеком, лишенным внимания, легко
манипулировать. В навязывании сверхвысоких ритмов жизни напрямую заинтересована “система”. Спешка делает людей послушными в
рамках заданной “системой” программы. Причём, речь идет не только о видимой (социальной) части “системы”, но и невидимой
(тонкоэнергетической) её составляющей. А конкретнее, о том, что некоторые называют “одержанием бесами”…
Если в твоей речи часто стали употребляться фразы: “Мало времени”, “Нет времени”, то впору задаться вопросом: “Для чего
нет (мало) времени?” Может быть, для участия, любовной заботы, сочувствия, помощи, радости – для всего, что составляют
подлинные человеческие отношения?.. Написанное выше не означает, что нам необходимо всё делать медленно, наподобие коалы,
или становиться всем флегматиками, насилуя свой собственный темперамент. Нет, очень многое в жизни нужно и можно делать
быстро и чётко, будучи всегда продуктивным. Важно другое – не допускать в себе суетливости. Ведь суета – это уже почти
беспокойство. А от постоянного беспокойства до душевной болезни – один шаг. Поэтому, как говорили древние: “Поспешай
медленно”.
К концу письма у тебя могло сложиться впечатление, что у “человека системы” крайне мало возможностей трансформации, нет
времени, чтобы двинуться по направлению к самопознанию. И это действительно так. В первую очередь потому, что “система” не
заинтересована оставлять человека в уединении, тишине. Без этого условия становится невозможным выход на вертикальный
уровень взаимоотношений, а значит, невозможно и увидеть (обрести) самого себя. У “системы” ассортимент соблазнов широк:
всегда найдётся то, что отодвинет самопознание (Бога) на последнее место…
И, пожалуйста, не ожидай от меня напоследок чего-то обнадёживающего. Этого не будет. Есть факт: тиски времени сжимаются, и
для каждого, кто до сих пор находится в них, грядёт персональный апокалипсис или, говоря проще, конец времён. Чтобы не быть
раздавленным в этих тисках “системой”, нужно впрыгнуть в вечность. Как?
“Вцепиться зубами” в настоящее – оно само вытащит тебя. Опять “как?”. Здесь нужно внимание, подлинное вдохновение!..
Обними сердцем каждое встреченное тобой живое существо; не отпускай от себя неосознанной ни одну посетившую тебя мысль;
переживи до конца всякое нахлынувшее на тебя чувство… Не оставляй после себя в прошлом никакого “шлака” в сфере мыслей,
слов и действий. И ты – в настоящем!
Андрей Шобин, из книги "Мы никогда не изменимся?", "Пилигрим-пресс"