Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Капитуляция философии

*
по Марку Аврелию
Мир – изменение,
Жизнь – восприятие…
Дух – в ощущении,
Мудрость – в приятии.
Владимир СИПЯГИН

Греческая философия соединяла в себе три начала: физическое, метафизическое, этическое. Физическое достигло вершины в лице
Аристотеля, метафизическое – Платона, этическое – в лице Зенона. Отделив науку от философии, Архимед и Гиппарх положили
конец развитию физического направления; концом метафизики стал скептицизм Пиррона; этика держалась до тех пор, пока
эпикуреизм и стоицизм не были побеждены или поглощены христианством.

1. Натиск скептицизма
Посреди разрастающейся эллинистической культуры Афины – мать этой культуры и ее госпожа – сохраняли свое первенство в двух
областях: в драматургии и философии. Мир был не настолько поглощен войнами и революциями, новыми науками и религиями,
любовью к красоте и погоней за золотом, чтобы вовсе не уделять внимания неразрешимым, но и неизбежным вопросам об истине и
ошибке, материи и духе, свободе и необходимости, благородстве и низости, жизни и смерти. Юноши со всего Средиземноморья
прокладывали себе дорогу в Афины, преодолевая множество трудностей, чтобы поучиться в залах и садах Ликея, где еще жива
была память о Платоне и Аристотеле.

Однако эпоха Разума миновала: все гипотезы были высказаны, взвешены и позабыты; вселенная хранила свою тайну, и люди
устали от поиска, в котором потерпели крушение даже самые блестящие умы. Аристотель был согласен с Платоном только в одном:
возможность открытия последней истины существует. Но вернувшийся вслед за войском Александра из Индии, где он учился у
"гимнософистов" Пиррон поделился подозрениями своего времени, намекнув, что оба они ошибались прежде всего в этом вопросе.

Он жил в безмятежной бедности, уча философии, и был слишком скромен, чтобы писать книги, но его ученики обеспечили
воззрениям Пиррона всемирную известность. В их основе лежали три убеждения: достоверность недостижима, и мудрец будет
воздерживаться от суждения; поскольку все теории, вероятно, ложны, ничто не мешает принятию мифов и условностей своего
отечества и времени. Ни чувства, ни разум не могут снабдить нас прочным знанием: воспринимая предмет, чувства его искажают,
а разум – всего лишь софист, угождающий желаниям.
"На любой довод имеется соответствующий контрдовод; одно и то же ощущение может доставить радость или причинить боль в
зависимости от обстоятельств и расположения духа; один и тот же объект кажется то малым то большим, то уродливым, то
прекрасным; одно и то же действие может быть нравственным или нет в зависимости от места и времени, в котором мы живем; на
взгляд различных племен человечества, одни и те же боги существуют и не существуют; все – лишь мнение, нет ничего вполне
истинного. Следовательно, бессмысленно становиться на одну из сторон в споре, искать нового местожительства или образа
жизни, завидовать прошлому или будущему; всякое желание обманчиво. Даже жизнь не является несомненным благом, а смерть
несомненным злом; не следует питать предубежденности ни против одной, ни другой. Лучшее – кроткое всеприятие: не
переделывать мир, но терпеливо его переносить; не распаляться горячкой прогресса, но довольствоваться безмятежностью".

Пиррон искренне пытался жить в согласии с этой полу-индуистской философией. Он смиренно соблюдал обычаи и религиозные
обряды Эллады, не стремился избежать опасностей или продлить себе жизнь и умер 90 лет от роду. Он был так любезен
согражданам, что в его честь они освободили философов от налогов.

2. Эпикурейский побег
Нравственная проблематика не потеряла своей привлекательности для греческого ума, и как раз этическое начало возобладало в
философии в последний период. Развитие этики протекало теперь в двух противоположных направлениях: первое следовало примеру
Гераклита, Сократа и Диогена, преобразовывая кинизм в стоицизм; другое восходило к Демокриту, Аристиппу и
трансформировалось в школу эпикуреизма. Обе эти попытки преодолеть религиозный политический упадок афинского государства
брали свое начало в Азии как продолжение восточного фатализма и смирения.

Эпикур родился в 341 году до н.э. и уже в 12 лет влюбился в философию; в 19 он пришел в Афины и провел год в Академии.
Затем вернулся в Азию и преподавал философию на родине. На горожан его идеи и характер произвели столь сильное впечатление,
что они почувствовали себя эгоистами, удерживающими Эпикура в такой глуши, собрали деньги, купили философу на окраине Афин
дом и сад, чтобы те служили ему жилищем и школой. Эпикур поселился здесь в 306 году и 36 лет учил афинян, не делая различий
между сословиями, расами и полом, философии, не имеющей ничего общего с расхожим эпикурейством. Он жил в стоической
простоте и благоразумном уединении под лозунгом: "Проживи незаметно", довольствуясь водой и каплей вина, хлебом и куском
сыра. Он послушно участвовал в религиозных обрядах города, но не пачкал рук политикой, и дух его был свободен от мирской
суеты. Он был предан родителям, щедр к братьям и кроток со слугами, которые присоединялись к его философским занятиям.
Ученики смотрели на него как на бога среди людей и после его смерти выбрали своим лозунгом: "Живи так, словно на тебя
направлен взор Эпикура".

Между делом он написал триста книг, но пепел истории сберег для нас лишь несколько фрагментов из его главной работы "О
природе". Эпикур утверждает, что цель философии – освобождение людей от страха, и в первую очередь от страха перед
многочисленными богами. Он испытывает к религии неприязнь, ибо по его мнению, она процветает за счет невежества,
способствует ему и омрачает жизнь ужасами перед беспощадными фуриями и неизбывными карами. Отвергнув религию, он
ниспровергает и метафизику: мы не способны что-либо знать о сверхчувственном мире; разум должен ограничить себя рамками
чувственного опыта и принимать ощущения как конечный критерий истины. Тем не менее чувства не дают нам верного знания о
внешнем мире, поэтому лучше посвятить все свое время изучению человека. Человек целиком есть творение природы. Душа
представляет собой тонкую материальную субстанцию, которая разлита по всему телу и умирает вместе с ним. Несмотря на это,
мы должны принять непосредственное свидетельство нашего сознания: воля человека свободна, иначе мы были бы бессмысленными
марионетками на жизненной сцене.

Однако подлинной задачей философии является не объяснение мира – ведь часть никогда не может объяснить целое. Философия
должна руководить нами в поиске счастья, которое почитается высшим благом. "То, к чему мы стремимся – это не набор схем и
дутых мнений, но гораздо скорее жизнь, свободная от всяческого беспокойства. Невозможно жить приятно, не живя разумно,
достойно и справедливо.

Чувственные удовольствия сами по себе законны, и мудрость найдет место и для них; но поскольку они могут иметь дурные
последствия, их нужно выбирать с той разборчивостью, какую может дать лишь разум. Поэтому когда мы говорим, что наслаждение
есть конечная цель, то разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности – нет, мы разумеем свободу от страданий
тела и от смятений души. Ибо не бесконечные попойки и праздники с роскошными пирами делают нашу жизнь сладкою, а только
трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее мнения, поселяющие великую тревогу в
душе".

В конечном счете, разумение и есть высшее счастье, потому что больше любой другой нашей способности оно помогает нам
избегать боли и горя. Только мудрость освобождает от рабствования страстям, от страха жизни и ужаса смерти; она учит нас
переносить несчастье и извлекать глубокое и прочное наслаждение из простых жизненных благ и тихих духовных удовольствий.
Смерть не так уж страшна, если посмотреть на нее разумно: сопутствующее ей страдание бывает более кратким и легким, чем те,
которые мы неоднократно терпели в течение жизни; это наши ребяческие фантазии о том, что несет с собой смерть, делает ее
столь ужасной.

"Смекни, как мало нужно для мудрого довольства: свежий воздух, самая дешевая пища, скромный кров, несколько книг и друг.
Все естественное добыть не трудно, и только бесполезное дорого. Не стоит изнурять себя, осуществляя любое желание, какое
взбредет в голову. Привыкнуть к простой жизни и нехитрым потребностям – значит встать на верную дорогу к здоровью. Из всех
вещей, какими мудрость снабжает нас для счастья целой жизни, наиважнейшей является дружба.

Мудрец не пылает честолюбием или жаждой славы; он не завидует благополучию своих врагов или друзей; он сторонится
лихорадочного соперничества городской жизни и суматохи политической вражды; он ищет тишины на лоне природы и находит самое
верное и глубокое счастье в безмятежности тела и ума. За то, что он повелевает своими страстями, живет без притязаний и
чужд любым страхам, природа награждает его высшим из благ – покоем".
По материалам: Вил ДЮРАНТ, "Жизнь Греции".


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное