Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Наедине с собой

Последний великий правитель Рима эпохи его расцвета, Марк Аврелий (121 -180) остался в памяти потомков как "философ на
троне". Перед лицом близкого и неизбежного крушения одной из величайших цивилизаций древности император-мудрец обращается к
тому, что несокрушимо: к своей душе, миру и Богу. Его книга "Наедине с собой" - это искренний, глубокий разговор с самим
собой, с тем внутренним человеком, который живет в каждом из нас. Как жить в критические моменты истории? Как относиться к
смерти? Как постичь свое место в этом мире и исполнить свое предназначение - об этом размышляет благородный мудрец-стоик.

*
Следует обратить внимание и на то, что даже и привходящее к произведениям природы обладает какой-то привлекательностью и
заманчивостью. Так, на печеном хлебе местами имеются трещинки, и хотя эти расщелины некоторым образом чужды цели пекарского
искусства, однако они как-то уместны и особливо возбуждают аппетит к еде. Точно так же и плоды смоковницы лопаются,
достигнув наибольшей зрелости, а в переспелых маслинах самая близость гниения сообщает какую-то особую прелесть плоду.
Низко склоненные колосья, хмурое чело льва, пена, бьющая из пасти вепря, и многое другое, далеко не миловидное, если
рассматривать его само по себе, сопутствуя тому, что произведено природой, способствует общему впечатлению и влечет к себе;
так что тому, кто обладает восприимчивостью и более глубоким проникновением в происходящее в Целом, едва ли что-нибудь из
сопутствующего произведениям природы не покажется некоторым образом уместным. На пасти живых зверей он будет взирать с
неменьшим удовольствием, чем на изображенные в подражание природе художниками и ваятелями; а разумными очами своими он
сможет узреть как особый расцвет и красоту старца и старухи, так и привлекательность ребенка. И много есть такого, что
ведомо не всякому, но открывается лишь тому, кто действительно сблизился с природой и ее делами.
*
Не расточай остатка жизни на мысли о других, если только дело не идет о чем-либо общеполезном. Ведь раздумывая о том, что
кто делает и ради чего он это делает, что кто говорит, замышляет и предпринимает, ты упускаешь другое дело: все подобное
отвлекает от забот о собственном руководящем начале. Надлежит, следовательно, удалять из своих представлений все бесцельное
и праздное, а в особенности все, внушаемое любопытством и злобой. Следует приучать себя, далее, к таким мыслям,
относительно которых на внезапный вопрос: "О чем ты теперь думаешь?", ты мог бы без обиняков откровенно ответить, что о
том-то и том-то, ибо из них непосредственно явствует, что все они преисполнены искренности и благожелательности и достойны
существа общежительного, гнушающегося дурными мыслями о наслаждении строптивостью, завистью, подозрительностью и вообще
всем тем, что заставит тебя покраснеть, если ты сознаешься, что оно было в тебе. Ведь подобный человек, никогда не
оставляющий попечения о том, чтобы быть в числе наилучших, дружен и с живущим внутри него божеством, которое делает
человека недосягаемым для чувственных наслаждений, неуязвимым для каких бы то ни было страданий, чуждым всякой гордыне,
нечувствительным к какому бы то ни было проявлению злобы, борцом в величайшей борьбе, где он должен противостоять всем
страстям, побуждает его глубоко проникнуться справедливостью и от всей души приветствовать все происходящее и выпадающее
ему на долю. Он занят исключительно своими личными делами, а постоянным предметом его размышлений является жребий,
предуготовленный ему строением Целого. Первые он стремится довести до совершенства, а что касается второго, то он твердо
уповает на его благость. Ибо жребий, выпадающий на долю каждого, и приноровлен ему, и полезен для него. Он помнит также,
что все разумное в родстве между собой, что заботиться о всех людях сообразно природе человека и что ценно одобрение не
всех людей, а только живущих согласно природе. Он никогда не упускает из виду, что представляют собой те, кто живет не так,
каковы они дома и вне дома, ночью и в течение дня, и с кем и какую водят дружбу. И похвалу людей, которые и сами-то себя не
удовлетворяют, он не ставит ни во что.
*
Не поступай ни против своей воли, ни в разрезе с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию
какой-нибудь страсти, не облекай свою мысль в пышные формы, не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием. Пусть
божество в тебе будет руководителем существа мужественного, зрелого, чувствующего себя на посту, подобного человеку,
который, не нуждаясь ни в клятве, ни в поручителях, с легким сердцем ждет зова оставить жизнь. И светло будет у тебя на
душе, и ты не будешь нуждаться ни в помощи извне, ни в том спокойствии, которое зависит от других.
Итак, следует быть правым, а не исправляемым.


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное