Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Испытание

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Ф.ТЮТЧЕВ

Трудно жить в эпоху крутых перемен. Трудно и страшно: за себя, за Россию, за человечество. Шатаются устои, множатся
угрозы, теряются ориентиры. Исчезает представление о русле жизни, люди превращаются в джокеров.
Но послушаем оптимиста: "Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества,
совершающийся лишь раз в тысячелетия… Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть
счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать". (В.Вернадский)

"Храбрым каждый раз надо быть заново", – говорил Экзюпери. И новая храбрость может очень отличаться от прежней
самоотверженной драки с очевидными врагами. В переходном слое истории нет четкого разделения на своих и чужих, привычные
ценности перемешаны, никакой выбор не внушает уверенности. Меняется не сторона баррикады, не цвет знамен, а сама постановка
глобальной проблемы, решение которой необходимо для выхода в ноосферу.

Проблема – в переходе от разделения к единению, от вражды к сотрудничеству. Проблема, в принципе, уже осознанная, но еще
не освоенная. Мысль продолжает метаться в лабиринтах одномерной плоскости, тщетно пытаясь найти спасение в "золотой
середине" между губительными крайностями противоречий. Храбрость теперь должна проявиться в том, чтобы не побояться шагнуть
в новые измерения смыслового пространства. Однако новые смыслы, выражающие неожиданные события, несут угрозу старым устоям
и воспринимаются как опасности. Но они же несут и новые возможности, а чтобы воспринять и понять новые закономерности,
нужно прежде всего поверить в их существование. Пора распространить область доверия на ноосферу, сферу разума и духа,
пространство смыслов.

Реализация возможностей опирается на витальный потенциал общества. Жив ли он в России? Способны ли мы избавиться от
пресловутой склонности к крайностям? Чехов заметил, что русскому человеку середина неинтересна. Но это не удручает, а
обнадеживает, так как будучи свободным от привязки к середине, интерес легче направляется в новые измерения. Павлов
признавал несосредоточенность, пристрастность, фантастичность русского ума, не оставляя надежды на его способность
посмотреть на себя и окружающее без самообмана.

Горячо болея за Россию, Моисеев восклицал: "Исчезновение чувства собственного достоинства русского человека – одно из
самых мерзких преступлений большевизма и источник неисчислимых бед". Но так ли уж безнадежно положение с достоинством, если
вновь и вновь обнаруживается способность русского человека к жертве – этому предельному проявлению человеческого
достоинства?

В поисках места России в современном мировом пространстве обычно рассматривают ось Восток-Запад, но такой подход не ведет
к адекватному решению: суть России находится в ином измерении смыслового пространства. Политический нос и экономический
хвост вязнут сейчас в нашей безнравственной реальности, ибо душа народа еще не прошла через очищающее раскаяние.

Преемственность ответственности пока не стала императивом общественного сознания. "Если суждены нам впереди революции не
губительные, но спасительные, то они должны быть революциями нравственными", – справедливо полагает Солженицин.
Из статьи Рэма БАРАНЦЕВА, "Светоград"


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное