Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Наедине с собой

Последний великий правитель Рима эпохи его расцвета, Марк Аврелий (121 -180) остался в памяти потомков как "философ на
троне". Перед лицом близкого и неизбежного крушения одной из величайших цивилизаций древности император-мудрец обращается к
тому, что несокрушимо: к своей душе, миру и Богу. Как жить в критические моменты истории? Как относиться к смерти? Как
постичь свое место в этом мире и исполнить свое предназначение - об этом размышляет благородный мудрец-стоик.

*
Жизнь следует слагать из отдельных действий и быть довольным, если каждое из них удовлетворяет своему назначению. Но никто
не может помешать тебе в том, чтобы каждое твое действие удовлетворяло твоему назначению.
– А препятствия извне?
– Таких нет для деятельности справедливой и благоразумной.
– Но, может быть, какая-либо другая деятельность натолкнется на препятствия?
– Однако, благодаря спокойному отношению к самому препятствию и разумному подходу к данным условиям, на месте прежнего
тотчас же появляется новое действие, пригодное для того сложения жизни, о котором идет речь.
*
Видел ли ты когда-нибудь отрубленную руку, или ногу, или отсеченную голову, лежащую отдельно от туловища? Таким делает
себя, поскольку то от него зависит, тот, кто, обособляя себя, не приемлет происходящего или же делает что-либо идущее
вразрез с общим благом. Ты отторгнут некоторым образом от единения, согласного с природой: ты рожден быть частью, но теперь
сам отсек себя. Однако здесь тебе предоставлено еще то преимущество, что ты можешь вновь привести себя к единению. Этого
Бог не дозволил никакой другой части, – вновь сойтись, будучи уже отделенной и отсеченной. Оцени же милость, которой Он
взыскал человека: Он предоставил его власти не отторгать себя с самого начала от Целого и отторгнутому уже дозволил вновь
сойтись, срастись и занять положение части.
*
Повод для радости у каждого свой. Меня радует, если руководящее начало не проявляет признаков болезни, если оно не
отвращается ни от кого-либо из людей, ни от того, что происходит с людьми, но, взирая на все преисполненным
благожелательности взором, все приемлет и всем пользуется сообразно его ценности.
*
Я не заслуживаю того, чтобы огорчать самого себя, ибо никогда преднамеренно не огорчил кого-либо другого.
*
Возьми меня и забрось, куда пожелаешь. И там я сохраню свой гений благорасположенным, то есть удовлетворенным, если его
состояние и деятельность будут отвечать свойственному ему строению.
Стоит ли это того, чтобы из-за него болела моя душа и под действием приниженности, вожделения, смятения и страха сделалась
хуже, нежели теперь? И есть ли вообще, что-нибудь, что стоило бы этого?
*
Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним.
Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и
потери - и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы
отнять у меня то, чего я не имею?
*
Ни с одним человеком не может случиться ничего такого, что не составляет удела человека; с быком, виноградной лозой,
камнем - что не составляет их удела. Если же с каждым случается только то, что для него обычно и естественно, то на что же
ты станешь негодовать? Общая природа не ниспослала тебе ничего такого, чего ты не мог бы претерпеть.


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное