Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Известное и неизвестное

Длинные вечерние тени легли над тихими водами; река постепенно успокаивалась к концу дня. Рыбы
выскакивали из воды, а крупные птицы возвращались на ночь к высоким деревьям. Не было ни
единого облака, небо стало серебристо-голубым. Лодка, наполненная людьми, прошла вниз по реке;
люди пели и били в ладоши, а вдали мычала корова. Чувствовался аромат вечера. Гирлянда
оранжевых цветов календулы плыла по воде, которая искрилась в лучах заходящего солнца. Как все
это было прекрасно и полно жизни – река, птицы, деревья и люди!

Мы сидели под деревом и смотрели вниз на реку. Совсем близко стоял небольшой храм, и несколько
тощих коров бродили вокруг него. Какой-то человек совершал вечерний обряд, и в его голосе
звучали долготерпение и скорбь. С последними лучами солнца вода приобрела оттенок только что
распустившихся цветов.

Можем ли вы или я найти то, что неизмеримо? Можно ли то, что не от времени, искать при помощи
того, что создано временем? Может ли усердно практикуемая дисциплина привести нас к
непознаваемому? Существуют ли пути к тому, что не имеет ни начала, ни конца? Может ли эта
реальность быть поймана в сеть наших желаний? То, что мы можем поймать – это проекция
известного; но непознаваемое не может быть поймано известным. То, что имеет название – вне
сферы того, что не может быть названо, а называя, мы лишь пробуждаем обусловленные ответы. Эти
ответы, как бы они ни были возвышенны и приятны, не есть реальное. Мы отвечаем на стимулы, но
реальность не предлагает стимулов: она есть.

Ум движется от известного к известному, но не может достичь непознаваемого. То, о чем вы
думаете, исходит от известного, от прошлого, независимо от того, будет ли это прошлое
отдаленным во времени или недавним, произошедшим секунду назад. Это прошлое есть мысль,
сформировавшаяся и обусловленная многими влияниями; она претерпела изменения в соответствии с
обстоятельствами и воздействиями на нее, но она всегда остается процессом, который совершается
во времени. Мысль может только отрицать или утверждать, она не может делать открытия. Мысль не
может натолкнуться на новое; но когда мысль безмолвствует, может появиться новое, которое
тотчас преобразуется мыслью в старое, уже испытанное. Мысль постоянно придает форму,
видоизменяет, окрашивает опыт в зависимости от его характера.

Функция мысли имеет передаточный характер, она не заключается в том, чтобы находиться в
состоянии переживания. Когда прекращается состояние переживания, мысль подхватывает это
переживание и дает ему определение с помощью категорий известного. Мысль не может проникнуть в
непознаваемое, поэтому она никогда не может раскрыть или пережить реальное.

Отречение, ритуалы, практика добродетели – все это, каким бы ни было благородным, есть процесс
мысли; а мысль может действовать только в направлении к результату, в направлении достижения,
которое всегда есть известное. Достижения как бы гарантирует безопасность, защищенность,
убежище, самозащиту и уверенность в известном. Убежище, которое может быть найдено – только
проекция прошлого, известного. Вот почему ум должен быть полностью и глубоко безмолвным; но это
безмолвие не может быть достигнуто путем жертвы, сублимации или подавления. Эта тишина
приходит, когда ум более не ищет и не захвачен процессом самостановления. Эта тишина – не
результат накопления, ее нельзя достичь путем практики. Это безмолвие должно быть так же
непознаваемо для ума, как и то, что вне времени; ибо если ум переживает это безмолвие, то
существует переживающий, который является результатом прошлого опыта, познавшим безмолвие в
прошлом; и то, что он переживает – всего лишь повторение его собственной проекции. Ум никогда
не может переживать действительно новое, и потому он должен стать совершенно безмолвным.

Ум может быть безмолвным только тогда, когда не находится в процессе деятельности, т.е. когда
он не определяет, не дает наименования, не регистрирует, не создает накопления в памяти.
Подобный процесс наименования и регистрации постоянно совершается на разных уровнях сознания, а
не только в его верхних слоях. Когда поверхностные слои ума находятся в покое, более глубокий
ум может давать свои указания. Когда же все сознание в целом безмолвствует и свободно от
всякого становления (а это должно произойти само собой), только тогда приходит неизмеримое.
Желание удержать эту свободу создает длящуюся непрерывность в памяти того, кто занят
становлением; это препятствие для реального. Реальность не обладает длительностью: она есть в
каждый данный момент, от мгновения к мгновенью, всегда новая, всегда свежая. То, что обладает
непрерывностью, никогда не может иметь творческого характера.

Внешний ум – всего лишь инструмент общения, передачи информации; он не может измерить то, что
неизмеримо. Он не способен высказать реальное; реальное невозможно высказать, а если реальное
высказано, оно более не является реальным…
Из дневников Джидду Кришнамурти


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

В избранное