В книге Э. Профет «Каббала: ключ к вашей внутренней силе» читаем:
«Итак, первая теория книги «Зохар» о происхождении зла гласит: зло было побочным продуктом эманации сфирот. Вторая точка зрения, представленная в «Зохаре» и разделяемая некоторыми каббалистами, состоит в том, что зло берет начало в грехе Адама, сотворенном в эдемском саду. Но в данном случае адамов грех описан совсем не так, как у других толкователей книги «Бытие», ведь для каббалистов слова Писания являют собой символы намного более глубоких мистерий.
Согласно этой теории, Адам согрешил, поклоняясь сфире Малхут/Шхина отдельно от других сфирот. «Вместо того, чтобы вникать в безграничность единства всех сфирот в целом, Адам, — пишет Гершом Шолем, — столкнувшись с проблемой выбора, предпочел самое простое, решив постигать только последнюю сфиру (так как ему казалось, что она включает в себя и все остальное) отдельно от других сфирот, и приписал ей свойства всего Божественного Начала». В результате этого Шхина — женский аспект Бога — была отрезана от верхних
сфирот, разведена со своим супругом Тифэрэт и вынуждена пойти в изгнание с Адамом.
Какое влияние оказал грех Адама на человечество? До того, как совершить грех, Адам имел постоянную, непосредственную связь с Богом. Но его грех оборвал эту связь. «Если бы не адамов грех, — пишет Шолем, — высшая божественная воля продолжала бы бесперебойно работать в Адаме и Еве и во всех их потомках, и все творение функционировало бы в ... гармонии, передавая божественный поток сверху вниз и снизу вверх, так что не было бы никакого разделения между Творцом и Его творением».
Изгнание Шхины символизирует разделение мужского и женского аспектов Бога. Воссоединение Бога и Его Шхины соединит мужской и женский принципы и восстановит гармонию и непрерывный ток энергий Всевышнего между сферами божественного и человеческого.
Воссоединение Бога и Его Шхины, Бога и человека — вот, что является целью каббалистов. Гершом Шолем пишет:
«Задача добра в мире, орудиями которого являются Тора и ее заповеди, — перебросить мост над пропастью разделённости, образованной человеческим грехом, и вернуть все сущее к его изначальной гармонии и единству. другими словами, конечной целью является воссоединение божественной и человеческой воли ...
В отличие от христианской догмы о первородном грехе, каббала не отвергает идею о том, что каждый чело век обладает силой преодолеть свое тленное состояние ... призвав собственные врожденные силы и ... божественную помощь».
Только от нас зависит, восстановится ли связь между Богом и человеком. Получив доступ к энергии сфирот и собственной внутренней силе, мы можем принести гармонию и целостность и в мир божественный, и в мир человеческий».
С моей точки зрения здесь мы имеем весьма интересную версию, в которой, однако есть одна «заковырочка». Дело в том, что грех Адама – грех поклонения Шхине отдельно от других сфирот, на мой взгляд, никак не мог «отрезать» саму Шхину от Бога и, тем более, «отправить её в изгнание вместе с Адамом». Другое дело, если мы посмотрим на энергии Шхины в самом Адаме – тогда другое дело. Фактически Адам сам отрезал «свою» Шхину, свои энергии «Инь» от остальных божественных энергий.