Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выставка <<Взрослые тоже играют в куклы>> в Курске



Выставка «Взрослые тоже играют в куклы» в Курске
2018-01-27 17:53 antikvarius

Все мы когда-то были маленькими. И даже разменяв очередной десяток лет взрослой жизни, не забываем счастливые и беззаботные те времена. Порой нам кажется, будто детство ушло безвозвратно, хотя на самом деле оно шагает рядом и поддерживает нас, когда нам грустно, одиноко или тяжело. Все еще сомневаетесь в истинности этих слов? Тогда до 15 февраля непременно посетите краеведческий музей!

По инициативе сотрудников Курского областного Дома народного творчества в трех залах музея было собрано более 300 традиционных, коллекционных, авторских и интерьерных кукол. Выставку посвятили памяти нашего земляка, искусствоведа и этнографа Николая Бартрама, внесшего огромный вклад в сохранение традиций производства народной игрушки и создавшего тематический музей в Москве.

Жемчужины своих коллекций и творения умелых рук представили порядка 35 курян, но уместить все, что хотели показать организаторы, музейные залы не смогли. Поэтому у открывшейся выставки совсем скоро появится продолжение – вторая экспозиционная площадка откроется в Центральной городской детской библиотеке по улице Карла Либкнехта, 2. Экспозиция начнет работать 2 февраля.

Очаровательные скандинавские «тильды», забавные перчаточные куклы Англии, луноликие интерьерные куклы Франции, возраст которых идет на десятки лет и даже столетия. Среди вечно юных «старушек» особо выделяются кукла 1812 года, пупс, выпущенный в 1921-м и карманная куколка «миньонетта» 1893 года. Дошел до наших дней и игрушечный Гамлет, увидевший свет в XVI (!) веке. История его обнаружения не лишена сказочного волшебства. Завернутая в ворох газет кукла чудом избежала сожжения – печальной участи старых и ненужных вещей. Сверток пролежал так долго, что часть газетных листов буквально рассыпалась при попытке аккуратно его развернуть. Но кукла была спасена!

Отдельный зал организаторы посвятили традиционным куклам. И это не случайно, ведь у наших предков их было великое множество, и каждая кукла делалась для своего случая – одни использовались для игры, другие служили в качестве оберегов, третьи применялись для хранения снеди и ароматных целебных трав. Кукол мастерили из соломы, ткани, пеньки, еловых шишек, дерева и глины. Древние славяне намеренно делали их безликими, поскольку считалось, что лицо – это отражение души. По поверьям, через кукольные лица могли вселиться злые духи и навредить человеку. Хотя старинных славянских кукол в коллекции нет, и все представленные в витринах музея созданы современными мастерами, они в точности повторяют традиции предков, увлекая в удивительный мир человеческой выдумки и выдающегося мастерства.

– Представленные работы выполнены по тем канонам, по которым и делались куклы-обереги в древности, – говорит заведующая отделом традиционной культуры областного Дома народного творчества Галина Манекина. – Нам особенно приятно, что наши дети стали интересоваться традиционными игрушками и куклами. Многие мастера – преподаватели школ искусств рассказывают им о технике изготовления, и ребята с удовольствием делают кукол-мотанок, столбушек, крупеничек, играют с ними.

И если основная масса кукол и игрушек выполнена из вполне привычных материалов, то работы Сергея Пахомова сразу привлекают внимание своим металлическим блеском. Старые автомобильные детали и фрагменты негодного слесарного инструмента получают у курянина вторую жизнь. С помощью точечной сварки он создает из металлолома замысловатые, по-настоящему сказочные фигурки животных.

А вот народный мастер России Надежда Голикова делает своих кукол буквально «из того, что под ногами». Соломенные фигурки у нее чудо как хороши! Работы мастерицы с успехом экспонировались в Германии и Швейцарии. Готовых куколок она собирает в целые сюжетные композиции, основой для которых служат известные сказки или былины. Одна из таких композиций – «Как в солдаты меня мать провожала, тут и вся моя родня набежала» – представлена на выставке в краеведческом музее.

Но это далеко не все экспонаты, которые порадуют, удивят, пополнят багаж знаний и помогут на мгновенье вернуться в детство!

 

Ника СЕРЕБРОВСКАЯ, фото автора, kpravda.ru



Сколько стоит вернуть к жизни ретротехнику?
2018-01-27 19:18 antikvarius

Имя гродненца Сергея Мукасея у любителей ретротехники на слуху. Реставрацией и коллекционированием автомобилей он начал заниматься еще в конце 1980-х. Сейчас это хобби разделяют девять единомышленников, объединившихся в клуб.

 

Сергей Мукасей был владельцем престижных по тем временам “Жигулей” шестой модели, когда увидел на Брестчине в частном гараже шестиметровый ЗИМ-12. Послевоенный лимузин, на котором ездили представители партийной верхушки, в свое время попал сюда из Москвы и уже давно ржавел за ненадобностью. Сергей Витольдович вспоминает, что у него от такого раритета дыхание перехватило:

— Я тогда не задумываясь поменял почти новую “шестерку” на 39-летний ЗИМ. Люди в моем окружении не понимали такого порыва. Чтобы восстановить эту машину, понадобилось немало времени. Она и сейчас на ходу.
 

Уже годы спустя на выставке в Москве Сергей Витольдович увидел знаменитого собрата своего автомобиля — ЗИС-110, на котором ездил сам Сталин. Машина продавалась за миллион долларов. К слову, другие восстановленные авто этой марки сегодня стоят около 150 тысяч долларов. Свои же машины Сергей Мукасей не продает, считает, что у них другое предназначение — коллекционное. А три года назад осуществилась его давняя мечта — в Гродно было зарегистрировано любительское объединение “Культурно-исторический автомотоклуб “Винтаж”, основателем и руководителем которого он является. Так что сейчас Сергей Витольдович в команде таких же девяти неугомонных единомышленников. Многие знаковые городские мероприятия, парады открывает уникальная колонна автомобилей, которые вернули к жизни их умелые руки.

Сергей Мукасей открывает дверь мастерской. Первым бросается в глаза ЗАЗ-965. Крошка “Запорожец” стилизован под божью коровку, даже забавные рожки приделаны.

— Эта машина вызывает восторг у детворы, — улыбается Сергей Витольдович. — Разумеется, есть у нас и техника посерьезнее.

Он снимает чехол с соседней машины — и взору предстает свадебная карета, сделанная на базе Mercedes-Long 1970 года выпуска. Это своеобразный лимузин — три ряда сидений. Оригинальная задумка впечатляет. Не менее интересны знаменитая советская “Победа”, которой 67 лет от роду, и военный ГАЗ-69. Всего же в коллекции “Винтажа” более десяти автомобилей и пять мотоциклов. И это только начало.
 

В СССР личное авто было предметом роскоши: “Жигули”, “Москвич” были доступны далеко не каждой семье, не говоря уже о “Волге”. Сегодня дороги и дворы запружены в основном иномарками — и новыми, и видавшими виды. Тем не менее советские автомобили в последние годы снова в цене. Упомянутый ЗИМ, к примеру, тянет на 80 тысяч долларов.

А сколько сил и средств уходит на то, чтобы превратить “металлолом” в дорогой раритет? Сергей Мукасей раскрывает  некоторые нюансы:

— Реставрация автомобилей — дорогое хобби. И с каждым годом цены на ретротехнику растут. Машины стареют, их количество уменьшается, все это сказывается на стоимости. Чтобы восстановить один автомобиль, нужны, как правило, три донора аналогичной модели и того же года выпуска. Их предстоит разобрать, почистить, покрасить. И сам автомобиль мы полностью перебираем. Последний штрих — покраска. В итоге на реставрацию уходит около года при условии, что есть все запчасти.


Что же касается цены, она — в руках мастера и в немалой степени зависит от его способности найти детали подешевле. За необходимой частью автомобиля настоящие реставраторы могут даже отправиться за границу. И к гродненцам приезжали с той же целью мастера из России и Эстонии. Автомобиль под восстановление можно найти и за пару сотен долларов. Но это будет не машина, а одно название, поэтому обычно мастера изначально на цене не слишком экономят.


Во сколько же примерно обойдется реставрация модной нынче “Волги ГАЗ-21”, если брать детали в Москве, где на них большие спрос и предложение? Одна только накапотная фигурка “Олень” стоит примерно 280 рублей, плюс лодочка для нее — более 40, решетка радиатора обойдется в 110—1200 рублей, бампер в сборе — еще 1,5 тысячи, колпаки колес потянут на 90 рублей и так далее. По некоторым подсчетам, затраты на скрупулезную и основательную реставрацию машины составят около 35 тысяч рублей. Но это если все запчасти искать, например, на российских рынках. По словам Сергея Мукасея, в Беларуси цены на ретрозапчасти значительно ниже, можно уложиться и в полсуммы. Разумеется, самое дорогое в таком автомобиле — работа мастера.
 

Год назад “Винтаж” удивил гродненцев моторикшей, созданной на базе первого советского трицикла “Муравей”. А к нынешним новогодним праздникам здесь восстановили старинные сани, которые нашли в одной из деревень Гродненского района. Судя по ковке и другим элементам, они были сделаны в начале ХХ века и предназначались для выездов по торжественному случаю. При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму.

Сейчас гродненские умельцы вплотную подошли к теме эволюции велосипеда, в мастерских уже немало и двухколесных раритетов. Колдуют они и над ГАЗ-67 Б, который “служил” в Красной Армии еще в годы Великой Отечественной войны.

Сергей Мукасей не скрывает амбициозных планов клуба — создать в Гродно при поддержке таких же неуемных людей музей ретротехники.


Реставрация истинная и упрощенная

Известны два вида работ, применяемых для восстановления старых автомобилей, — истинная реставрация и упрощенная. Первая подразумевает возвращение машине первоначального внешнего вида с удалением всех позднейших наложений. В силу своей дороговизны она не слишком распространена, ведь найти оригинальные запчасти для автомобиля, который был снят с производства более полувека назад, иногда не представляется возможным даже за большие деньги. Поэтому такие услуги заказывают у специальных мастеров.

Упрощенная реставрация востребована у коллекционеров среднего класса. В данном случае желаемый внешний вид машина может приобрести и с небольшими изменениями. Частично такие агрегаты, как двигатель и коробка передач, могут собираться из деталей других автомобилей.

Чаще всего на первоначальном этапе дорабатывается основа автомобиля — рама. Если она не имеет серьезных повреждений, сразу можно переходить к реставрации кузова. При этом с машины полностью удаляется все навесное оборудование. Кузов тщательно осматривается на предмет деформаций и коррозии. Если они обнаружились, все трещины и повреждения устраняются посредством профессиональной сварки и шпатлевки. В некоторых случаях состояние металла кузова настолько плохое, что приходится искать “доноров” — автомобили такой же марки. Дальше следует покраска. Машина проходит полную подготовку, затем грунтуется, и на ее поверхность наносится краска в несколько слоев. После покраски места сварных швов и стыков подвергаются дополнительной антикоррозийной обработке.

Но на этом реставрация не заканчивается. Для таких деталей, как двигатель, трансмиссия и ходовая система, либо находятся похожие с “доноров”, либо они изготавливаются под заказ. Работы с салоном автомобиля — тоже нелегкий процесс. Здесь также перебирается и изготавливается под заказ каждая мелочь.

Реставрация автомобилей своими руками под силу только самому терпеливому коллекционеру. Что касается цены, то чем реже марка машины, тем дороже она будет стоить. Нередко, чтобы восстановить авто по всем параметрам, приходится выкладывать от 50 до 100 тысяч долларов. А если это, к примеру, раритетный “Мерседес” и таких в мире насчитывается не более пятидесяти, стоимость работ может оцениваться и миллионами долларов. Если же речь идет о стареньком ВАЗе, запчасти для которого найти не проблема, достаточно иметь в запасе 1—1,5 тысячи долларов. При этом отреставрированная машина будет выглядеть так, как будто только что сошла с конвейера.

Елена СЕМЕНОВА, sb.by

 
 
 


Археологи МГУ приступили к изучению средневекового центра золотодобычи в пустыне Судана
2018-01-28 02:54 antikvarius

Сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ имени М.В. Ломоносова в ходе Нубийской археолого-антропологической экспедицией провели первый сезон работ на памятнике Дерахейб. Он расположен на территории современной провинции Красное море Республики Судан и на протяжении многих веков являлся центром золотодобычи в Нубийской пустыне. Предварительные итоги археологического исследования были представлены на региональной конференции «Антропологическая среда. 2017-2018».

В средние века памятник Дерахейб, из арабских источников известный как ал-Аллаки, лежал на пути торговых караванов из арабских и африканских стран. Товары — пряности и благовония Индии и Аравийского полуострова, китайские шелк и фарфор — перевозили через Нубийскую пустыню в верхнеегипетский город Асуан. Кроме того, через ал-Аллаки шли в Мекку паломники из стран Магриба, Египта и мусульманской Испании.

«Считается, что в античные времена на территории памятника располагался город Береника Золотая. Такое название дано неслучайно: расположенные около него рудники значительно (согласно сообщению Плиния Старшего — в двадцать раз) превосходили по добыче золота остальные крупные прииски. Также существует предположение, что еще на рубеже 12-13 веков до нашей эры богатство привлекло на территорию Дерахейба старателей, организовавших здесь поселение», — сообщил Алексей Крол, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научных фондов и экспозиций Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ.

Основная часть древнего памятника занимает площадь в 1 км2. На его территории археологи обнаружили две крепости, поселение, три жилые зоны и некрополь. Поблизости нашлись и знаменитые шахты. Хотя раскопки на территории памятника ведутся давно, его систематическое исследование началось лишь в ходе данной экспедиции. Все объекты были зафиксированы с помощью GPS, нанесены на карту, засняты на камеру и тщательно описаны. Более того, ученые воспользовались новой методикой — создали трехмерную компьютерную модель одной из крепостей. Такой подход позволит детально изучить объект даже вдали от самого памятника.

«Первый сезон работ показал высокую перспективность территории для дальнейших научных исследований. Разнообразие археологических объектов и их прекрасная сохранность помогут нам понять, как функционировал средневековый город, бывший центром торговли и золотодобычи», — заключил Алексей Крол.

scientificrussia.ru



Выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии»
2018-01-30 15:34 antikvarius

Человеколюбие, милосердие, самосовершенствование - такими благородными и возвышенными были цели масонов XVIII-XIX веков, стремившихся сделать мир лучше.


Интересно, что самая в истории человечества закрытая, обильно поросшая мифами и легендами тайная организация «вольных каменщиков», как называют себя масоны, имела свои ложи и в нашем городе. Более того, Симбирск 200 лет назад был одним из центров мирового масонства.

Завесу тайны над обществом приоткрывает выставка «Вольные каменщики Симбирской губернии», которая разместилась в музее «Симбирское купечество» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Ее автор — Елена Беспалова, заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника. Она знает о масонах все или почти все, потому что занимается этой темой не один десяток лет.

Свой выставочный проект Елена Константиновна посвятила 300-летию масонства и 200-летию начала работы Симбирской масонской ложи «Ключ к Добродетели». Также выставка завершила этап программы Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» «Симбирский разлом. Люди и судьбы», посвященной 100-летию Великой российской революции.

Ульяновцы впервые увидят уникальные документы из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов и рукописного отдела Российской государственной библиотеки (Москва).

Партнером выставки стала и Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина, предоставившая переводную и отечественную литературу, раскрывающую «истинную мудрость» Братства вольных каменщиков, и книги, служившие руководством в масонских работах.

Посетители впервые смогут посмотреть подлинные предметы, предназначенные для проведения масонских обрядов и ритуалов. Это фартуки, мастерки, нагрудные ленты, печати. Украшают выставку подлинные редчайшие гравюры, портреты идеологов и наиболее известных деятелей этого общественного движения.

Они из коллекции москвича Андрея Кусакина, члена-учредителя Клуба коллекционеров изобразительного искусства, собирателя так называемой россики — произведений иностранных художников о России.

Но, пожалуй, самым интригующим разделом выставки являются награды и артефакты современных масонов, которые демонстрируются впервые. Эти экспонаты предоставил Георгий Дергачев из Москвы, доктор философских наук, профессор Славяно-греко-латинской академии, академик Общероссийской общественной организации «Российская академия естественных наук». Кстати, в недалеком будущем он планирует вместе с несколькими московскими писателями и общественными деятелями приехать в Ульяновск, чтобы провести «круглый стол», посвященный масонству.

 

Принцы крови, родовитые дворяне, именитые граждане…

В конце XVIII — первой трети XIX веков масонство было самым влиятельным и многочисленным движением в России. Кто же состоял в этой организации? Знаток русского масонства начала XX века Тира Соколовская дала следующее перечисление сословий русских «вольных каменщиков»: «.. .вот они, эти звенья масонской цепи, вот принцы крови, люди княжеского, графского и баронского родов, родовитые дворяне, именитые граждане, люди «подлого состояния», помещики, мещане, общественные деятели, люди науки и искусства, воспеватели ума и воспитатели духа, духовные лица, педагоги, блестящие храбрые воины».

По легенде, первым привез в Россию масонство Петр I. По одной из версий, он получил посвящение в Голландии. Якобы царь был вторым надзирателем у управляющего Мастера Лефорта. При царствовании дочери Петра Елизавете масонство в России стало распространяться более интенсивно. Несколько лож работали в Москве и Санкт-Петербурге.

Масонами были генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, генералиссимус Александр Суворов, книгоиздатель Николай Новиков, поэты Александр Пушкин и Василий Жуковский, философ Петр Чаадаев, писатель и дипломат Александр Грибоедов, архитекторы Василий Баженов и Андрей Воронихин, декабристы Николай Тургенев и Александр Бестужев-Марлинский, живописцы Владимир Боровиковский, Дмитрий Левицкий и другие.

Посвящение в масоны прошли и самые известные из наших земляков. Среди них — первый российский историограф, литератор и журналист Николай Карамзин.

Как рассказывает Елена Беспалова, московские «вольные каменщики» обратили внимание на Карамзина как на подающего большие надежды молодого человека, когда он воспитывался в частном пансионе при Московском университете. Юноша прекрасно переводил с немецкого языка. Николаю Новикову, известному издателю и деятелю масонства, как раз нужны были такие люди, поскольку многие масонские книги приходили в Россию из Германии, и их нужно было переводить для русского читателя.

Будущий автор «Истории государства Российского» даже жил в доме главы масонства того времени Ивана Шварца. Когда в 1787 году Екатерина II, сначала поддерживавшая масонов, стала их гонительницей, они, чтобы обезопасить Карамзина, решили отправить его за границу. На Карамзина пытались добиться признаний, но сделать этого не удалось.

Елена Беспалова убеждена, что масоном был и писатель Иван Гончаров. В юности они оказали на него свое влияние. Точно известно, что в масонах состоял морской офицер, крестный отец и воспитатель Ивана Александровича Николай Трегубов. По утверждению Елены Константиновны, в начале 2000-х годов на научную конференцию в Ульяновск приезжал исследователь, который говорил о том, что он нашел документ, подтверждающий, что Гончаров принадлежал к «вольным каменщикам».

Другой наш земляк Александр Керенский, председатель Временного правительства, сам писал в своих воспоминаниях, что вступить в масонство ему предложили в 1912 году после избрания в IV Думу. Есть версия, правда, не подтвержденная документально, что и Владимир Ульянов-Ленин также состоял в «вольных каменщиках».

 

«Златой Венец» и «Ключ к Добродетели»
Симбирск был одним из немногих городов России, где были основаны и вели работу целых две масонские ложи. «Златой Венец» в 1784 году создал один из активнейших деятелей московского масонства царствования Екатерины Великой, друг и сподвижник Новикова Иван Тургенев, а «Ключ к Добродетели» в декабре 1817 года — чрезвычайно деятельный представитель российского масонства александровского времени князь Михаил Баратаев.

— Масоны того времени были милые, наивные, добрые люди, — убеждена Беспалова. — Они искренне верили, что можно усовершенствовать самого себя и переустроить мир в лучшую сторону. Они проповедовали любовь к ближнему своему и, соответственно, помощь всем нуждающимся. Человеколюбие было одним из пунктов из деятельности. В этом смысле меня поражает судьба князя Баратаева. У него было девять детей, никакого солидного дохода он не имел, но при этом возглавлял в губернии симбирское дворянство и всю жизнь помогал нуждающимся. Я читала речи Баратаева. И каждый раз там слова — «человеколюбие», «милосердие»… В этих высоких категориях Баратаев воспитывал своих братьев-масонов. К сожалению, от его имения в Баратаевке ничего не сохранилось. А когда-то был масонский сад, посаженный самим князем…

Нельзя не вспомнить еще одного деятеля масонства, оказавшегося, по превратности судьбы, в Симбирске. Это последователь Новикова Александр Лабзин, кстати, ровесник Карамзина.

Он издавал «Сионский вестник», был вице-президентом Академии художеств, поэтом и переводчиком. За острый язык Лабзина сослали в Симбирскую губернию в 1822 году. Он тогда был уже пожилым человеком. Жил на Московской улице. Сохранились его письма. Так получилось, что Симбирск стал не только местом последних двух с небольшим лет его жизни, но и городом, в земле которого и доныне покоится его прах. Он скончался 26 января 1825 года и был похоронен на кладбище Покровского монастыря, на котором хоронили наиболее именитых и знатных жителей Симбирска. На могиле поставили масонский крест из дикого камня, как бы из неотесанных бревен. На нем поместили бронзовую табличку с эпитафией, написанной поэтом Михаилом Дмитриевым по просьбе вдовы Лабзина:

«Всю жизнь он верен был учению Христову,

Как веровал, так жил,

И братьям путь открыв к Спаси-телеву слову,

Он запад дней своих страданьем освятил».

 

«Мировая закулиса»?
К масонам в России, да и в других государствах, всегда было, мягко говоря, настороженное отношение. Их подозревали в государственных заговорах, свержениях правителей. До сих пор некоторые люди убеждены, что они закулисно правят миром. Неслучайно деятельность организации на протяжении истории не единожды запрещали. Последний раз в нашей стране это произошло в 1917 году, когда к власти пришли большевики. В современной России масонство разрешено. По свидетельству «Википедии», Великая ложа России в настоящее время насчитывает около тысячи членов.

Многочисленные мифы и легенды вокруг масонства порождены не только закрытостью организации, но и достаточно мрачными церемониалами и символикой. Например, в клятве масонов есть предупреждение о страшных последствиях в случае отступничества: «голова будет отсечена, сердце, язык и внутренности вырваны и выброшены в бездну морскую, тело сожжено, а прах развеян.».

— Но таких ужасов в Симбирской губернии не случалось ни разу, — говорит Елена Беспалова. — Был случай, когда однажды один из братьев пренебрег обязанностью посетить собрание ложи, поскольку посчитал более важным для себя быть на светском мероприятии. Его вызвали, буквально в нежных выражениях расспрашивали об обстоятельствах, наставляли на путь истинный. Но он упорствовал, стоял на своем, и только тогда его исключили из масонов.

Составить собственное мнение о «вольных каменщиках», понять, что в суждениях о них есть вымысел, а что истина, каждый сможет на выставке в музее «Симбирское купечество», которая впервые в нашем городе полно и объемно рассказывает о самой таинственном в истории человечества общественном движении.

Ирина Морозова, ulpressa.ru



Выставка «Ваша коллекция» приглашает коллекционеров
2018-01-30 16:29 antikvarius

Быть коллекционером вовсе не обязательно означает собирать произведения искусства. У каждого взрослого человека есть свои увлечения и хобби, и, неудивительно, что многие люди находят радость в создании собственных коллекций. Кто-то собирает кукол, а кто-то — вещи, связанные с любимой музыкальной или спортивной командой, или куски асфальта забавной формы: за каждой такой коллекцией простых, повседневных, даже странных предметов скрывается своя история или событие из жизни.

Личные коллекции подчас способны рассказать довольно тонкие, неочевидные вещи о времени, социуме, человеке. И, уж конечно, представляют интерес для исследователей самых разных специальностей, от психологов до искусствоведов.

Владельцы самых интересных коллекций получат возможность показать их всему миру. Предметы из коллекций будут представлены в нескольких проектах Выставочных залов Москвы 2018 и 2019 года, а также на отдельной выставке, посвященной лауреатам премии.

 Выставка «Ваша коллекция» в галерее «Богородское» откроется 27 марта

Даты проведения выставки: до 15 мая

 

Информация для участников:

Чтобы представить свою коллекцию на соискание премии, необходимо заполнить заявку и отправить её.

Все заявки будут рассмотрены экспертным советом.  Срок подачи: до 10 марта 2018 года

vzmoscow.ru



Коллекция жестяных коробок бельгийки Иветт Дарденн
2018-01-30 16:39 antikvarius

Фото: REUTERS/Yves Herman

Жительница Бельгии Иветт Дарденн (Yvette Dardenne) является обладательницей необычайной коллекции старинных литографированных жестяных коробок. В ее доме в восточной Бельгии хранится около 56 800 разнообразных ретро коробочек.

На данный момент Иветт Дарденн — 75 лет, ее страсть к коллекционированию началась 22 года назад, когда тетя подарила Иветт шоколадные конфеты в декоративной ретро коробке конца 50-х годов.

Сейчас дом Дарденн в Анню полностью завален жестяными коробочками всех возможных размеров и форм из разных уголков земного шара.

По словам женщины, ее коробочки, подобно учебникам по истории, описывают основные события последних двух столетий. Кроме размещенной на них рекламы продуктов, коробки часто украшены характерными для определенной исторической эпохи картинками, на них изображают важные исторические события, вроде королевской свадьбы.

В коллекции Дарденн имеются самые разнообразные виды жестяных литографированных коробок. Это не только упаковки из-под сладостей, исполненные в форме ретро автомобилей или фигурки британского солдата некоторые коробочки задумывались как игрушки.

Когда коробки заполнили все жилое пространство в доме, Иветт начала использовать их для хранения всевозможных вещей: фотопленок, таблеток, мыла, табака, бумаги, печенья – всего, что могло в них уместиться.

pixanews.com

 
 
 


Коллекционер Ульви Касимов
2018-01-30 16:49 antikvarius

Свое коллекционирование я называю изучением самого себя.

Например, покойный дед, мама, многие ее родственники — архитекторы. У нас известная фамилия в Баку. Однажды случайно нашел книгу с описанием некоторых исторических зданий Баку и с удивлением узнал, что многие здания, которые сегодня являются архитектурно-историческими памятниками, построили и владели когда-то мои предки. Так включился мой интерес к истории региона.

Я стал собирать старые книги. Как-то в «Букинисте» на Тверской копался в книжках — цап — книга 1989 года. Издание некачественное, бумага желтая, но название интересное «Похождения дона Хуана Персидского». Никогда о таком не слышал. Книга написана во времена Ивана Грозного, Бориса Годунова, когда в Персии правила азербайджанская династия, Шах-Аббас Великий. В книге идет речь о войне Персии с Турцией. И Шах-Аббас снарядил посольство, чтобы искать союзников среди христианских государств против Турции. Посольство по Каспию, по Волге добралось до Казани, оттуда на санях в Москву. Дальше они попали в Архангельск, из Архангельска обогнули всю  Скандинавию, проехались по мелким германским княжествам, а оттуда в Ватикан. В Ватикане часть посольства приняла католичество. Оставшаяся часть посольства доехала до самого в тот момент сильного европейского государства, Испании, где послы приняли католичество. Их крестил сам король. Один из послов, Орудж-бек Баят, стал доном Хуаном. Он написал книгу из трех частей. Первая об истории Персии, вторая — об обычаях и традициях Персии, третья — о своем посольстве, которое было сомасштабно путешествию Марко Поло. Это как раз тот период, когда предок моего дедушки дал фамилию династии. Книга была издана в 1604 году в Вальядолиде. Впервые ее перевели со староиспанского на английский. И все последующие переводы были с английского. 

Больше полугода мы искали оригинальное издание. Выяснилось, что за 30 лет оно дважды всплывало на аукционах. Нашли коллекционера, долго торговались, в итоге манускрипт я выкупил. Затем нашел в Москве талантливого переводчика, Михаила Чиликова. И он около года переводил книгу со старо-испанского. Это первый прямой перевод на русский язык. Почти полгода ушло на перевод сонетов. Потом я дал почитать перевод своему знакомому, художнику Алексею Кравченко из Академии Андрияки. Ему удалось сделать иллюстрации к книге, стилизованные под персидские миниатюры того времени. Все это время в проекте активно участвовала моя жена Рейхан. Она придумала шрифты и дизайн. В итоге тиражом в 50 экземпляров мы издали эту книгу. Нам хотелось повторить тот опыт, когда за книгу могли платить как за дом, вернуть книге ее предметную ценность. Чтобы она потом передавалась по наследству, как семейная реликвия. 

Исторический опыт показывает: больше всего шансов остаться в истории у тиражных вещей, а не уникальных. Получается, что тираж — способ сохранения культуры. Поэтому через какое-то время я опубликую, конечно, книгу с картинками в интернете с бесплатным доступом. Но прежде хочу устроить презентацию. 

 

Антикварные книги, фотографии, что вы еще собираете? 

Живопись. Мой дед был профессором архитектуры в Баку, а еще читал лекции в художественном училище. Однажды в Баку я покупал работы в мастерской у художника, разговорились, оказалось, он — ученик моего деда. И потом выяснилось, что из более 200 работ азербайджанских художников в моей коллекции большинство написаны учениками деда. 

Самая большая  часть коллекции — фотографии. Для меня фотография — машина времени, картинка, позволяющая увидеть, как это было в прошлом. 

 

Часто люди продают что-то, чему совершенно не придают значения. Я купил на аукционе несколько сотен фотографий на стекле какого-то важного вельможи начала XX века. Оказалось, это замначальника английского генштаба генерал Чарлз Харингтон. Все снимки упакованы в коробочки, обернуты папиросной бумагой и подписаны. На снимках в том числе Крым, Севастополь. Вместе со «стекляшками» продавался «волшебный фонарь», проектор. А еще в этой коллекции был альбом с бумажными фотографиями. Это были снимки 1922 года — отчет о подписании Муданского перемирия — важнейший документ в истории современной Турции. 

 

Что вас заставляет отдавать, дарить музею?

Главное желание человека — жить вечно. Маленький ребенок уверен в этом. Став постарше, человек  вынужден признать, что бессмертие возможно, но не сегодня, завтра. И дальше взрослые начинают хеджировать свою вечную жизнь через детей — самый простой способ продления себя, — или через дела, проекты. Коллекционирование, дарение музею — это еще один способ себя увековечить. Это очень естественно собрать работы, а потом подарить музею. 

Если музей принимает твой дар, это подтверждение качества твоей коллекции и качества тебя самого. 

Как только какой-то блок в коллекции собирается, я отправляю транш в музей. Например, эти фотографии начала XX века, Первой мировой — всего несколько тысяч снимков.

 

Посмотреть фотографии 100-летней давности вы можете в Мультимедиа арт музее  выставка «Война и мир. На заре фотожурналистики. 1910-е годы» из архивов, подаренных музею Рейхан и Ульви Касимовыми.

Яна Жиляева, Forbes





На правах рекламы:
Рецепты старых кулинарных книг
Магазин сварочного оборудования
Книга Счастья

В избранное