Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мировая экономика: Летопись

  Все выпуски  

15 марта 1906 - зарегистрировано создание компании Rolls-Royce


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Мировая экономика: летопись

15 марта 1906 - зарегистрировано создание компании Rolls-Royce


     Есть вещи, которые можно совместить только на страницах романов. Например, Короли и Капуста. Есть вещи, которые кажутся неразделимыми, настолько они подходят друг к другу. Например, Короли и Легенды. Особенно, если это Легенды о Призраках. Почему о Призраках? Вспомните модельный ряд Rolls-Royce: Silver Ghost ("Серебряный призрак") 1907, Phantom ("Фантом", "Приведение") 1922, Silver Wraith ("Серебряный призрак") 1949, Silver Spirit ("Серебряный дух") 1982. Но вернемся к легендам.

     Легенда первая. Имя. На официальном сайте компании ее история начинается со слов: "Имя – это легенда". Можно смело добавить: "также, как и люди ее создавшие".У истоков бизнеса стояли два выдающихся человека: сын мельника, талантливый механик-самоучка, удачливый предприниматель Генри Ройс и Чарльз Стюарт Роллс - спортсмен, аристократ, наследник многомиллионного состояния, выпускник престижного Тринити-колледжа (кстати, инженер по образованию), безумно увлеченный автомобилями и аэропланами. Их союз продолжался всего 8 лет, но за этот короткий промежуток Роллс и Ройс смогли придать новый смысл хрестоматийному "Качество превыше всего", сформулировав один из основных принципов компании ("Качество остается надолго, а цена забывается быстро") и воплотив его в жизнь. Восхищаться качеством уникальных автомобилей можно бесконечно долго (равно, как и великим рекламным слоганом "На скорости 60 миль в час самый громкий звук, который в слышите в "Роллс-Ройсе", – это тиканье электрических часов"). Роскошные "Роллс-Ройсы" до сих пор изготавливаются только вручную и только по индивидуальным заказам. Члены британской королевской семьи традиционно предпочитают именно эту королевскую марку, а желание Леди Ди заказать спортивную машину небританского производства вызвало в свое время бурю негодования.

     Однако, Rolls-Royce – это не только лимузины, но и одни из лучших в мире двигателей для морских кораблей и моторов для авиационной техники. С авиацией – отдельная история. Компания начала заниматься производством летательных аппаратов в 1908 году, а через два года с одним из новых самолетов произошла катастрофа, в которой в возрасте 33 лет погиб Чарльз Роллс. Роллс был первым англичанином, который перелетел Ла-Манш, и, увы, первым англичанином, который разбился на самолете во время показательных выступлений. Авиаторы боятся случайных слов – они летают слишком близко к Богу. А благосклонность высших сил – это нечто потустороннее. В 1933 г. умирает Генри Ройс, незадолго до этого за выдающиеся заслуги перед Великобританией удостоенный титула барона. В то время он работал над новым авиационным двигателем, имевшим воистину мистическое имя – Мерлин. В 1934 г. "Летящая Леди" стала коленопреклоненной, но "Летящая Леди" - это уже совсем другая легенда.

     Легенда вторая. Символ. У компании два символа. Во-первых, ее логотип: две "королевские" буквы R. "Королевские", потому что речь, все таки, идет о Великобритании, Royal в переводе с английского – королевский, а королева Великобритании – это отдельная легенда, невидимыми нитями переплетенная со всем истинно британским. Справедливости ради, следует отметить, что эти две буквы можно именовать и "ресторанными": по одной из версий Генри Ройс увидел эмблему RR на скатерти в одном из ресторанов и даже купил эту скатерть. Но это, всего лишь, одна из легенд. Факты же говорят о том, что логотип появился в 1907 году, сначала буквы были красными, а потом … Потом снова начинаются легенды. Согласно одним источникам черно-белыми эти буквы стали в 1930 г. с подачи стилистов компании (модный в то время бордовый цвет кузова "скрадывал" логотип), согласно другой версии – в 1933 г. в знак траура после смерти Ройса.

     Второй символ – это, наверное, главная легенда компании. Речь идет о Spirit of Ecstasy – маленькой статуэтке, украшающей капоты "Роллс-Ройсов" с 1911 г. (я прошу прощения у читателей рассылки, не знающих английский язык, – перевода этого словосочетания не будет: также, как невозможно перевести на английский язык слово "мелкотравчатый" (не потеряв скрытую игру слов), также невозможно адекватно перевести на русский это волшебно-мистическое - Spirit of Ecstasy). До 1910 г. фигурка-талисман отсутствовала, и владельцы машин сами украшали своих любимиц в меру сил, возможностей и фантазии. И не всегда удачно. Компания всерьез обеспокоилась тем, что некоторые украшения носили неподобающий характер - в оригинале "inappropriate" (слегка переиначивая Хайнлайна: нарушение самураем "гири" и "гиму" – это невинная шалость по сравнению с английским "inappropriate"). Решить проблему было поручено Клоду Джонсону (позже управляющему директору Rolls-Royce Motor Cars). Джонсон обратился к своему другу - молодому художнику Чарльзу Сайксу. И тут (о, удача!) выяснилось, что Сайкс только что разработал статуэтку для роллс-ройса Лорда Белью (кстати, тоже весьма легендарной личности, т.к. именно Лорд Джон Монтегъю написал первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский Королевский Автоклуб). Прототипом для статуэтки стала Элеонора Торнтон – личный секретарь Лорда Белью (и, по некоторым сведениям, его любовница), в которую был безнадежно влюблен Чарльз Сайкс. Джонсон, оценив изящество фигурки-талисмана, тем не менее, настаивал, чтобы Сайкс создал нечто подобное знаменитой Нике Самофракийской. Как удалось художнику переубедить заказчика, остается загадкой, но, в конечном итоге, статуэтка, получившая сначала название "Олицетворение Скорости" (Spirit of Speed), стала еще одним скульптурным воплощением мисс Торнтон.

     Сначала Spirit of Ecstasy изготавливалась из бронзы и имела высоту 7 дюймов. Сейчас высота фигурки составляет 3 дюйма и изготавливается она из хромированной нержавеющей стали (в редчайших случаях из чистого золота, но никогда из серебра, вопреки чрезвычайно распространенному заблуждению). Американцы называют ее "Летящей Леди" (The Flying Lady); очарование оригинального названия в этой интерпретации безнадежно теряется, но что взять с нации, у которой даже не было средневековья.

     Легенда третья. Судьба. Авиационная тематика всегда была "проклятьем" Rolls-Royce. Проблемы с двигателем RB211, созданным для компании Lockheed, привели в 1971 г. к банкротству компании. Rolls-Royce, как национальное достояние, спасло британское правительство, вложив в дело около 250 млн. долларов. При этом компания была разделена на две: Rolls-Royce Motor Holding и Rolls-Royce Ltd.(позже Rolls-Royce PLC). Вторым спасителем компании стал военно-промышленный концерн Vickers, инвестировавший свыше 100 млн. фунтов стерлингов и "вливший новую кровь" в легендарную фирму. В результате, в начале 90-ых Rolls-Royce стала снова приносить прибыль. Однако, к концу 90-ых развитие Rolls-Royce потребовало новых капиталовложений, оцениваемых не менее, чем в 200 млн. фунтов. Таких денег у Vickers не было. Председатель правления Vickers Колин Чандлер в октябре 1997 г. был вынужден признать необходимость продажи автомобилестроительной компании: "Мы сделали для Rolls-Royce все, что могли. Мы спасли его, мы вернули ему здоровье и хорошую форму, но пришло время расстаться". За контроль над легендарным производителем бились несколько групп, в т.ч. немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и группа RRAG (группа патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном).

     За неделю до 24 марта 1998 года, когда истекал срок подачи заявок, из игры вышел Daimler-Benz, который решил самостоятельно покорять высший свет с помощью своей будущей модели Maybach. Значительную сумму собрала RRAG (по некоторым сведениям около 350 млн. фунтов стерлингов). Кроме этого, RRAG организовала шумную общественную кампанию, опиравшуюся на "врожденную" патриотичность британцев. Однако, руководство Vickers было явно скептически настроено относительно реальных управленческих возможностей представителей этой группы. А вот дуэль, развернувшаяся между Volkswagen и BMW, заслуживает отдельного упоминания.

     Volkswagen обставил свое первоначальное предложение совершенно немыслимыми условиями, а BMW вначале предложила откровенно мизерную сумму. В результате сложных переговоров и "подковерных игр" 30 марта было объявлено, что Rolls-Royce продается концерну BMW за 340 млн. фунтов стерлингов (около 555 млн. долларов США). Vickers подтвердил свое решение 27 апреля, а 7 мая вдруг сообщил, что меняет его в пользу … Volkswagen. Правда, последнее слово ещё должны были сказать акционеры. Однако BMW просто так сдаваться не собирался. К этому моменту немецкий концерн поставлял для "Роллс-Ройсов" около 30% комплектующих, под капотом Silver Seraph работал 12-ти цилиндровый двигатель BMW, существовало совместное предприятие с фирмой Rolls-Royce Plc. За несколько дней до решающего голосования не привыкший проигрывать Фердинанд Пих (глава Volkswagen) сделал очередной эффектный ход: дочерняя фирма Volkswagen - Audi - объявила о готовности приобрести по явной завышенной цене за 360 млн. марок (200 млн. долларов) ещё одну принадлежащую Vickers компанию - Coswrth Engineering, выпускающую автомобильные моторы. Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому Volkswagen приобрел заводы Bentley и Rolls-Royce, а БМВ купил имя Rolls-Royce. Поэтому, в последние годы Volkswagen сворачивает производство марки Rolls-Royce на старом заводе и расширяет производство Bentley; BMW же начинает производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде. Там баварцы намерены создать новую легенду - построить "самую эксклюзивную в мире фабрику" для производства нового семейства машин. Предприятие предполагается разместить в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс. Примечательно, что неподалеку, в Уэст-Уиттеринг, с 1917 по 1933 год жил и умер сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Завод будет представлять собой подземное сооружение с куполообразной крышей, на которой посадят растения (это сделает сооружение совершенно неотличимым от окружающей местности, и приведет к минимальному вторжению в сельский ландшафт "старой доброй Англии"). Ультрасовременный завод обойдется немецкому концерну почти в 90 млн. долларов. В полную силу он заработает только к концу 2002 года, когда BMW окончательно получит права на две королевские буквы: RR.


     С уважением и до скорых встреч,
     Леонид Ардалионов
     При подготовке публикации были использованы материалы официального сайта компании Rolls-Royce (www. rolls-royce.com), журнала "За рулем" и сайта orlovpavel.narod.ru.
     Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru. Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/rest.interesting.letopis, а также на официальном сайте рассылки http://bcorp.wallst.ru/letopis/letopis.html .

P.S. Если Вы все еще не подписаны на рассылку "Мировая экономика: глобальные тенденции развития", то сделать это можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/business.globalec. В рассылке публикуются новости и аналитические материалы, посвященные развитию мировых экономических центров, взаимодействию таких центров с развивающимися странами, а также прогнозы и оценки глобального экономического развития во всех его проявлениях. Рассылка выходит с декабря 1999 г. 2-3 раза в неделю. Леонид.


     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное