Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Неизведанное Подмосковье

  Все выпуски  

Недалеко от имения Щербатовых, в нескольких километрах вверх по Москве-реке, на ее крутом левом берегу находится урочище Зараза. Лесистый склон и поле, лежащее рядом, издревле привлекали людей.


Есть у нас в Подмосковье один необычный камень.

Говорят что неземного происхождения, а кто-то говорит что он еще до нашей эры Жрицами использовался для обрядов...

Однако прикоснешься к нему и твое желание исполниться.

А история этого камня такова....


Культовый камень

О почитании славянами священных камней и о надписях на них,

Энциклопедический словарь славянской мифологии дает такую справку о них: «Камень - в народной традиции объект почитания. У восточных славян широко известно почитание священных камней, особенно характерное для Белоруссии и Русского Севера. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ». Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные камни составляли единый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили к камню со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки, полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камня и обливались ею для исцеления от болезней.

«КАПИЩА (ТРЕБИЩА)»: у древних славян места приношения жертв богам и божествам, отправления служб. Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу ставились идолы; обычно деревянные; здесь горел жертвенник и здесь "жрали бесам", то есть приносили жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний круг, по всей вероятности, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался требищем. Круглая форма святилищ определила их название хоромами (от "хоро" - круг), а в ином произношении - храмами.

Недалеко от имения Щербатовых, в нескольких километрах вверх по Москве-реке, на ее крутом левом берегу находится урочище Зараза. Лесистый склон и поле, лежащее рядом, издревле привлекали людей. На противоположном берегу в бывшем имении московского адвоката Пыльцова была найдена стоянка людей эпохи Дьяковской культуры.

Начиная примерно с VIII века, эта местность была заселена славянами-вятичами. Здешние места до сих пор носят древние славянские названия, уходящие своими корнями в далекое язычество: Зараза, Красная Горка, Печоры.

II половина XIX века отличается особым интересом к «новым» наукам: геологии, археологии, истории. «История Государства Российского» Н.М.Карамзина и вышедшие позже уже научные труды, публикация произведений устного народного творчества – все это было предметом обсуждения и философских дискуссий, которые всегда имели место и в усадьбе Щербатовых.   Сами владельцы, люди очень образованные и знающие не  понаслышке о языческих верованиях и культах Древней Руси, конечно, знали и о существовании отголосков той эпохи на территориях, входящих в их имение.

Как много вопросов ставит история перед людьми! И как мало дает ответов!

Есть у урочища Заразы свой страж, охранитель здешних мест.  В лесу, которым порос берег, в небольшой ложбинке, прячется самая удивительная тайна  этого края – каменный идол.

Идол – большой камень-известняк. Камень необычный. По слегка наклоненной поверхности проходит желобок от середины к краю, вероятно, для стока крови. На передней грани камня искусным мастером вырезан благородный лик. Суровое выражение лица, строгие глаза, пристальный взгляд. Он и сейчас поражает своей необычностью.

Еще в 80-е годы XX века рядом с камнем хорошо просматривался очаг, сложенный по всем правилам древности: с круглым отверстием посередине. Кругом – скальные выходы известняка. Да и сама ложбинка – место, откуда в XIX веке ломали белый камень, спускали его в вагонетках (рельсы так и остались на месте) к берегу Москвы-реки, грузили на плоты и баржи и транспортировали вниз по течению.

         И рождается невероятная на первый взгляд версия, а что если здесь в конце XIX – нач.XX вв. собирались те, кто и в современный промышленный век относился с почтением и уважением к древним славянским языческим культам?

История не любит расставаться со своими загадками. А, может быть, и не нужно их обязательно отгадывать? Важно одно: есть и сейчас недалеко от «Щербатово» место, где время остановилось, где можно из нашего стремительного XXI века, века электроники и космоса, прикоснуться к седой старине – в нашем случае, замшевелой, зеленоватой. Древний страж здешних мест не пускает в свои владения современную цивилизацию. Она осталась там, наверху.

И еще одна особенность этого места. До появления цифровых фотокамер, идол-жертвенник «не давал» себя заснять. Пленка фотоаппаратов-«мыльниц» сначала засвечивалась, а потом на цветном фоне окружающего леса он так и оставался сиреневым пятном. История не любит, когда у нее забирают тайны.

Но вы можете к этой  тайне прикоснуться.

 

Большое поле, склон реки –                                                                                                                        то наша древняя легенда

И  идол – охранитель мест,                                                                                             прищурившись, глядит окрест.

Он сквозь века несет для нас

Язычества живую душу,

Легенду предков, веру  в чудо,

Что мы поэзией зовем

И вряд ли разгадать сумеем

Заветные мечты и цели

Далекой милой старины,

Славян-язычников

И нас, кто в тайне к идолу подходит,

В загадки верит и находит

Приют и просьбам, и мечтам,

Вверяя их решенье лику,

Поэзию в душе хранит

И мир вокруг себя творит.

 

Продолжение следует…

Арина Василькова

 avasilkova@mail.ru

 


В воскресение в 13-00, мы выходим на маршрут к камню от Музея «Щербатово». Все желающие могут присоединиться. Маршрут протяженностью 8 км., поэтому нужна удобная обувь.


В избранное