Недалеко от имения Щербатовых, в нескольких километрах вверх по Москве-реке, на ее крутом левом берегу находится урочище Зараза. Лесистый склон и поле, лежащее рядом, издревле привлекали людей.
Есть у нас в Подмосковье один необычный камень.
Говорят что неземного происхождения, а
кто-то говорит что он еще до нашей эры Жрицами использовался для обрядов...
Однако прикоснешься к нему и твое желание исполниться.
А история этого камня такова....
Культовый камень
О почитании славянами священных камней и о надписях на них,
Энциклопедический
словарь славянской мифологии дает такую справку о них: «Камень - в народной
традиции объект почитания. У восточных славян широко известно почитание
священных камней, особенно характерное для Белоруссии и Русского Севера.
Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ».
Расположенные на берегу озера, реки или у источника, среди деревьев, священные
камни составляли единый комплекс со своим природным окружением. Люди приходили
к камню со всей округи, молились, купались в местном водоеме, вешали ленточки,
полотенца или предметы одежды на деревья, пили воду из углублений камня и
обливались ею для исцеления от болезней.
«КАПИЩА (ТРЕБИЩА)»: у древних славян места приношения жертв
богам и божествам, отправления служб. Святилища под открытым небом нередко были
круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились
круговые костры. Во внутреннем кругу ставились идолы; обычно деревянные; здесь
горел жертвенник и здесь "жрали бесам", то есть приносили жертвы
богам. Это именовалось капищем. Внешний круг, по всей вероятности,
предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался требищем.
Круглая форма святилищ определила их название хоромами (от "хоро" -
круг), а в ином произношении - храмами.
Недалеко от имения Щербатовых, в
нескольких километрах вверх по Москве-реке, на ее крутом левом берегу находится
урочище Зараза. Лесистый склон и поле, лежащее рядом, издревле привлекали
людей. На противоположном берегу в бывшем имении московского адвоката Пыльцова
была найдена стоянка людей эпохи Дьяковской культуры.
Начиная примерно с VIII века, эта местность была заселена
славянами-вятичами. Здешние места до сих пор носят древние славянские названия,
уходящие своими корнями в далекое язычество: Зараза, Красная Горка, Печоры.
II половина XIX века отличается особым интересом к
«новым» наукам: геологии, археологии, истории. «История Государства
Российского» Н.М.Карамзина и вышедшие позже уже научные труды, публикация
произведений устного народного творчества – все это было предметом обсуждения и
философских дискуссий, которые всегда имели место и в усадьбе Щербатовых.Сами владельцы, люди очень образованные и
знающие непонаслышке о языческих
верованиях и культах Древней Руси, конечно, знали и о существовании отголосков
той эпохи на территориях, входящих в их имение.
Как много вопросов ставит история
перед людьми! И как мало дает ответов!
Есть у урочища Заразы свой страж, охранитель здешних
мест.В лесу, которым порос берег, в
небольшой ложбинке, прячется самая удивительная тайнаэтого края – каменный идол.
Идол – большой камень-известняк.
Камень необычный. По слегка наклоненной поверхности проходит желобок от
середины к краю, вероятно, для стока крови. На передней грани камня искусным
мастером вырезан благородный лик. Суровое выражение лица, строгие глаза,
пристальный взгляд. Он и сейчас поражает своей необычностью.
Еще в 80-е годы XX века рядом с камнем хорошо
просматривался очаг, сложенный по всем правилам древности: с круглым отверстием
посередине. Кругом – скальные выходы известняка. Да и сама ложбинка – место,
откуда в XIX веке ломали белый камень, спускали его в вагонетках (рельсы так и
остались на месте) к берегу Москвы-реки, грузили на плоты и баржи и
транспортировали вниз по течению.
И рождается невероятная на первый взгляд
версия, а что если здесь в конце XIX – нач.XX вв. собирались те, кто и в современный промышленный
век относился с почтением и уважением к древним славянским языческим культам?
История не любит расставаться со
своими загадками. А, может быть, и не нужно их обязательно отгадывать? Важно
одно: есть и сейчас недалеко от «Щербатово» место, где время остановилось, где
можно из нашего стремительного XXI века, века электроники и космоса, прикоснуться к
седой старине – в нашем случае, замшевелой, зеленоватой. Древний страж здешних
мест не пускает в свои владения современную цивилизацию. Она осталась там,
наверху.
И еще одна особенность этого места.
До появления цифровых фотокамер, идол-жертвенник «не давал» себя заснять.
Пленка фотоаппаратов-«мыльниц» сначала засвечивалась, а потом на цветном фоне
окружающего леса он так и оставался сиреневым пятном. История не любит, когда у
нее забирают тайны.
В воскресение в 13-00, мы выходим на маршрут к камню
от Музея «Щербатово». Все желающие могут присоединиться. Маршрут протяженностью
8 км.,
поэтому нужна удобная обувь.