Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Психология и экономика жизненного успеха" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Серьезно о Любви.
Выпуск №12 24.02.2001 Ведущие: |
Серьезно о Любви... Соблазн всегда особенней и возвышенней секса. Ж.Бодрийяр "Соблазн" |
Здравствуйте! Сегодня мы хотим предложить вам, дорогие наши подписчики, обсудить несколько новую тему. Впрочем, мы уже касались её в предыдущих выпусках - это тема Эроса. Конечно, гораздо приятнее и безопаснее философствовать на общие и "высокодуховные" темы. Однако, едва ли кто-то будет оспаривать следующее утверждение: когда мы говорим "любовь", то в первую очередь вспоминаем о любви между мужчиной и женщиной, а уж потом - можем обсуждать любовь "братскую", "материнскую" и прочие виды любви. Такая любовь неизбежно имеет своей основой - сексуальность. Влечение полов, "половинок" друг к другу. Можно сколько угодно восхищаться возвышенной чувственностью Ромео и Джульетты, но лишь полный ханжа может считать, что юных возлюбленных влекло друг к другу только из-за пристрастия к серенадам под луной. Мы отнюдь не придерживаемся точки зрения фрейдистов, считающих сексуальность единственной первоосновой человеческих поступков, но вынуждены признать что Эрос играет главную роль в том разыгрываемом бесконечно спектакле, который принято называть Любовью. И, безусловно, именно ему отведена задача поражать сердца "стрелами Любви". Обсуждение этой темы ставит перед нами ряд интереснейших вопросов, ответить на которые мы предлагаем нашим читателям: В частности: - считаете ли вы возможной "платоническую" любовь между мужчиной и женщиной? - смогли бы вы полюбить сексуально не привлекательного для вас человека? - "любовь с первого взгляда" - зов сердца или чего-то еще? - половое созревание человека начинается значительно раньше возраста "гражданской" и даже "духовной" зрелости . Более того понятие "юношеская гиперсексуальность" относится к возрасту, когда современная "среднеевропейская" мораль считает невозможным возникновение серьезного чувства - к возрасту 13-16 лет. Однако, Ромео было 14, а Джульетте - 13 лет. Итак, классик описал великое чувство или гипертрофированное сексуальное влечение подростков? Кощунственный вопрос, конечно - но весьма интересный... Что вы думаете? Ладно, пора переходить к выпуску. Сегодня мы представляем вашему вниманию главы произведения одного из авторитетнейших "гуру" современной европейской философии - Жана Бодрийяра "Соблазн". 1. Классика: Жан Бодрийяр "Соблазн". 3. Ваше мнение: письма наших подписчиков. 4. Объявления.
1. Классика: Жан Бодрийяр "Соблазн". Ведущие рассылки еще раз предупреждают: точка зрения, изложенная в публикуемых произведениях совершенно не обязательно совпадает с их собственной точкой зрения. Цель публикации - не пропаганда какой-либо идеологии, а попытка донести до читателей наиболее ценные плоды человеческой мысли. Если вы не согласны с какими-либо идеями - просьба не выражать свое отношение в бранных терминах, а прислать нам связно изложенные критические замечания, которые, безусловно, будут опубликованы.
Неизбывная
судьба отягчает соблазн. Религии он
представлялся дьявольским ухищрением с
колдовскими либо приворотными целями.
Соблазн — это всегда соблазн зла. Или
мира. Мирской искус. И это проклятие,
наложенное на соблазн религией, без
изменений воспринимается моралью и
философией, а ныне подхватывается
психоанализом и дискурсом "освобождаемого
желания". Может показаться
парадоксальным, что сегодня, когда так
вырос спрос на секс, на зло, на перверсию,
когда все некогда проклятое справляет
возрождение, часто так или иначе
запрограммированное, соблазн все-таки
по-прежнему остается в тени, а то и вовсе
окутывается мраком. Ведь в XVIII веке о нем еще
говорили. И не просто говорили: вызов,
честь, соблазн — все это в
аристократической культуре вызывало
самую жгучую заинтересованность.
Буржуазная Революция кладет этому конец
(последующие революции покончили с этим
бесповоротно — любая революция первым
делом кладет конец соблазну видимостей).
Буржуазная эпоха всецело предана
природе и производству, а эти вещи
весьма чужды или даже определенно
смертельны для соблазна. Поскольку же и
сексуальность, как говорит Фуко,
вырастает из процесса производства (дискурса,
речи и желания), то ничего удивительного,
что соблазн был еще больше оттеснен ею в
тень. Вечно нам подсовывают эту природу
— то, бывало, добрую природу души, то
доброе естество материальных вещей, а то
еще психическую природу желания, —
природа добивается своего
безоговорочного исполнения через все
мыслимые метаморфозы вытесненного,
через освобождение всех мыслимых
энергий — психических, социальных,
материальных. Но соблазн
никогда не вписывается в природный или
энергетический строй — он всегда
относится к строю искусственности,
строю знака и ритуала. Вот почему все
крупнейшие системы производства и
толкования неизменно исключали его из
своего концептуального поля — к счастью
для соблазна, поскольку именно извне, из
этой глубокой заброшенности он
продолжает их преследовать, угрожая
низвергнуть. Соблазн всегда
подстерегает случай разрушить
божественный строй, пусть даже и
трансформированный в строй
производства и желания. Для всех
ортодоксий соблазн продолжает быть
пагубным ухищрением, черной магией
совращения и порчи всех истин, заклятием
и экзальтацией знаков в злокозненном их
употреблении. Всякому дискурсу угрожает
эта внезапная обратимость или
поглощение в собственных знаках, не
оставляющее и следа смысла. Вот почему
все дисциплины, в качестве аксиомы
полагающие связность и Соблазн
целесообразность своих дискурсов, могут
лишь гнать и заклинать соблазн. Вот где
сходятся соблазн и женственность, вот
где они всегда смешивались. Потому что
любую мужественность всегда
преследовала эта угроза внезапной
обратимости в женственное. Соблазн и
женственность неизбежны — ведь это
оборотная сторона пола, смысла, власти. Сегодня
экзорцизм соблазна становится еще более
ожесточенным и систематическим. Мы
вступаем в эпоху окончательных решений
— сексуальная революция, производство,
контроль и учет всех лиминальных и
сублиминальных наслаждений,
микропроцессорная обработка желания,
чьим последним аватаром предстает
женщина — производительница себя самой
как женщины и как пола. Конец соблазна. Или торжество
соблазна мягкого — бесцветная,
рассеянная феминизация и эротизация
всех отношений внутри размякшей
социальной вселенной. Или же ни то, ни другое. Потому что ничто не превзойдет соблазн — даже тот строй, который его уничтожает. ЭКЛИПТИКА
ПОЛА. Нет сегодня
менее надежной вещи, чем пол — при всей
раскрепощенности сексуального дискурса.
Вопреки буйной пролиферации фигур
желания — нет сегодня ничего менее
надежного, чем желание. Что до пола, то и
здесь пролиферация близка к полному
распылению. Вот в чем секрет этой
эскалации производства пола, знаков
пола, вот откуда этот гиперреализм
наслаждения, особенно женского:
захватив политическую и экономическую
рациональность, принцип
неопределенности распространился и на
рациональность сексуальную. Стадия
освобождения пола есть также стадия его
индетерминации. Нет больше никакой
нехватки, никаких запретов, никаких
ограничений: утрата всякого ре-ференциального
принципа. Экономическая рациональность
держится лишь за счет нищеты, она
улетучивается с осуществлением своей
цели, как раз и состоящей в ликвидации
даже призрака нищеты. Желание тоже
держится только благодаря нехватке.
Когда же оно всецело переходит в запрос,
безоговорочно операционализируется,
желание утрачивает реальность,
поскольку лишается воображаемого
измерения, оно оказывается повсюду — но
лишь в качестве обобщенной симуляции.
Этот-то призрак желания и обретается в
почившей реальности пола. Секс повсюду
— только не в сексуальности (Барт). Перемещение
центра тяжести сексуальной мифологии на
женское совпадает с переходом от
детерминации к общей индетерминации.
Женское замещает мужское, но это не
значит, что один пол занимает место
другого по логике структурной инверсии.
Замещение женским означает конец
определимого представления пола,
перевод во взвешенное состояние закона
полового различия. Превознесение
женского корреспондирует с апогеем
полового наслаждения и катастрофой
принципа реальности пола. И женственность
пылает в этом смертоносном вихре
гиперреальности пола, как некогда, но
совсем иначе, горела она в иронии и
соблазне. Прав Фрейд:
существует только одна сексуальность,
только одно либидо — мужское.
Сексуальность есть эта жесткая,
дискриминантная структура,
сконцентрированная на фаллосе,
кастрации, имени отца, вытеснении.
Другой просто не существует. Без толку
пытаться вообразить нефаллическую
сексуальность, без перегородок и
демаркаций. Без толку пытаться в этой
структуре перетащить женское по другую
сторону черты, перемешать термины
оппозиции — структура либо остается
прежней: все женское абсорбируется
мужским; либо просто разваливается, и
нет больше ни женского, ни мужского:
нулевая ступень структуры. Именно это,
кажется, и происходит сегодня, причем
все сразу: эротическая поливалентность,
бесконечная потенциальность желания,
подключения, преломления и напряжения
либидо — все эти многочисленные
варианты одной освободительной
альтернативы, явившейся из пределов
психоанализа, освобожденного от Фрейда,
или же из пределов желания,
освобожденного от психоанализа, все они
за внешним накалом и кипением
сексуальной парадигмы смыкаются в
направлении индифференциации структуры
и ее потенциальной нейтрализации. Ддя
того, что зовется женским, ловушка
сексуальной революции состоит в том, что
оно запирается в этой единственной
структуре, где обречено либо на
негативную дискриминацию, когда
структура крепка, либо на смехотворный
триумф, когда структура ослаблена. Однако на самом
деле женское вне этой структуры, и так
было всегда: в этом секрет силы женского.
Подобно тому как о вещи говорится, что
она длится, поскольку ее существование
неадекватно ее сущности, так же о
женском следует сказать, что оно
соблазняет, поскольку никогда не
оказывается там, где мыслится. Нет его,
стало быть, и в той истории страданий и
притеснений, которую о нем
распространяют: историческая голгофа
женщин — только маска, под которой ловко
прячется женское. Маска рабской
зависимости. Но к этой уловке женское
вынуждается лишь в той самой структуре,
где его определяют и вытесняют, где
сексуальная революция определяет и
вытесняет его еще более драматично — но
что за странная аберрация как нарочно (нарочно
для кого? понятно, что для мужского)
заставляет нас верить, что здесь-то и
разворачивается вся история женского?
Вот оно, вытеснение, уже в полном объеме
присутствующее в рассказе о сексуальной
и политической нищете женского,
оставляя за скобками любой иной способ
проявления силы и суверенности. Но есть
альтернатива сексу и власти, о которой
психоанализ ничего не может знать,
потому что его аксиоматика носит
сексуальный характер, и нет сомнений,
что альтернатива эта действительно
относится к строю женского, понятого уже
за рамками оппозиции мужское/ женское —
мужской по существу, сексуальной по
назначению, недопускающей ни малейшего
нарушения, поскольку в таком случае она
просто прекращает свое существование. И
эта сила женского есть сила соблазна. Упадок
психоанализа и сексуальности как
жестких структур, их измельчание в
психомолекулярной вселенной (где,
кстати, и происходит их окончательное
освобождение) позволяет нам разглядеть
иную вселенную параллельную первой в
том смысле, что они нигде не
пересекаются), которая истолковывается
уже не в терминах психических и
психологических отношений, не в
терминах вытеснения или
бессознательного, но в терминах игры,
вызова, агонистических дуальных
отношений и стратегии видимостей: в
терминах обольщения и соблазнительной
обратимости взамен структуры и
различительных оппозиций, — вселенную,
в которой женское уже не противостоит
мужскому, но соблазняет его. В стихии
соблазна женское перестает быть
маркированным либо немаркированным
термином. Оно не подразумевает "автономии"
желания или наслаждения, автономии тела,
речи или письма, которую оно будто бы
утратило (?), не взыскует своей истины, но
— соблазняет. Конечно, эта
суверенность соблазна может называться
женской лишь с той же долей условности, с
какой сексуальность изображается в
основе своей мужской, но суть в том, что
форма эта существовала всегда —
обрисовывая, где-то по краям, женское как
нечто такое, что не является ничем,
никогда не "производится", никогда
не оказывается там, где выводится (и уж
наверняка отсутствует в разного рода
"феминистских" потугах), — причем в
перспективе не какой-то там
бисексуальности, психической или
биологической, но транссексуальности
соблазна, которую стремится подавить
вся сексуальная организация, да и
собственно психоанализ, чья исходная
аксиома (нет иной структуры, кроме
структуры сексуальности) делает его
врожденно неспособным говорить о чем-либо
еще. Что
противопоставляют женщины в своем
движении протеста фаллократической
структуре? Автономию, различие,
специфику желания и наслаждения, иное
пользование своим телом, речь, письмо —
никогда соблазн. Они его стыдятся,
считая искусственной инсценировкой
своего тела, судьбой, сплетенной из
подчиненности и продажности. Они не
понимают, что соблазн представляет
господство над символической вселенной,
тогда как власть — всего лишь
господство над реальной. Суверенность
соблазна несоизмерима с обладанием
политической или сексуальной властью. Странный и
лютый сговор феминистского движения со
строем истины. Ведь соблазну дается бой,
он отвергается как искусственное
отклонение от истины женщины — истины,
которая в последней инстанции должна-таки
быть обнаружена вписанной в ее тело и ее
желание. А это все равно, что одним махом
перечеркнуть огромное преимущество
женского, которое в том и заключается,
что женское никогда, в известном смысле,
даже не подступалось к истине, оставляя
за собой абсолютное господство над
царством видимостей. Имманентная сила
соблазна: все и вся отторгнуть от своей
истины и вернуть в игру, в чистую игру
видимостей, и в ней моментально
переиграть и опрокинуть все системы
смысла и власти: раскрутить волчком
видимости, разыграть тело как видимость,
отняв у него глубину желания, — ведь все
видимости обратимы —лишь на этом уровне
системы хрупки и уязвимы — смысл уязвим
только для колдовства. Только
невероятное ослепление побуждает
отрицать эту силу, равную всем прочим и
даже превосходящую их все, поскольку она
опрокидывает их простой игрой стратегии
видимостей. Анатомия — это
судьба: так говорил Фрейд. Можно только
недоумевать, что отказ женского
движения от этой судьбы, фаллической по
определению и скрепленной печатью
анатомии, открывает альтернативу,
которая по-прежнему остается чисто
анатомической и биологической. "Женское
удовольствие не связано с выбором между
клиторальной активностью и вагинальной
пассивностью. Удовольствие от ласки
влагалища вовсе не должно заменять
удовольствие от ласки клитора. Оба
незаменимы, и оба сходятся к общей
вершине женского оргазма... Среди
прочего ласка груди, поглаживание лобка,
приоткрытие губ, маятниковое
надавливание на заднюю стенку влагалища,
касание шейки матки и т.д., если
упомянуть лишь некоторые из
специфически женских удовольствий" (Люс
Иригарэ). Женская речь? Но
это по-прежнему анатомическая речь, все
та же речь тела. Женская специфика
оказывается в дифракции эрогенных зон, в
децентрированной эрогенности,
рассеянной поливалентности оргазма и
преображении всего тела желанием —
таков лейтмотив, пронизывающий не
только всю сексуальную и женскую
революцию, но и всю нашу культуру тела,
от анаграмм Бельмера до машинных
подключений Делёза. Всегда речь идет о
теле, если не анатомическом, то по
крайней мере органическом и эрогенном, о
функциональном теле, которое даже в этой
распыленной и метафорической форме
имеет своим назначением оргазм, а
естественной манифестацией — желание.
Одно из двух: либо тело, о котором тут
говорится, всего лишь метафора (но о чем
же тогда толкуют сексуальная революция
и вся наша культура, давно ставшая
культурой тела?), либо эта речь тела, эта
речь женщины означает, что мы
окончательно захвачены анатомической
судьбой, анатомией как судьбой. Никакого
радикального противоречия фрейдовской
формуле во всем этом. И нигде
неслышное соблазне, об обработке тела не
желанием, но лукавством, о теле
соблазненном, теле соблазняемом, отеле,
страстно отрываемом от своей истины, той
этической истины желания, что
неотступно нас преследует, истины
серьезной и глубоко религиозной,
которую воплощает сегодня тело и для
которой, как прежде для религии, соблазн
точно такие же порча и коварство, —
нигде не слышно о теле, предавшемся
видимостям. Но только
соблазн радикально противостоит
анатомии как судьбе. Только соблазн
разбивает различительную сексуализацию
тел и вытекающую отсюда неизбежную
фаллическую экономию. Наивно любое
движение, верящее в возможность подрыва
системы через ее базис. Соблазн являет
большую ловкость, являет как бы
спонтанно и с ослепительной
очевидностью — ему нет нужды доказывать
и показывать себя, нет нужды себя
обосновывать — он сказывается
непосредственно, в переворачивании
всякой мнимой глубины реального, всякой
психологии, всякой анатомии, всякой
истины, всякой власти. Соблазну известно,
и в этом его тайна, что никакой анатомии
нет, нет никакой психологии, что все
знаки обратимы. Ему не принадлежит
ничего, кроме видимостей — от него
ускользают все формы власти, но он
способен обратить все ее знаки. Что
может противостоять соблазну? Вот где
единственная подлинная ставка в этой
игре: контроль и стратегия видимостей
против силы бытия и реальности.
Бесполезно пытаться разыграть бытие
против бытия, истину против истины — все
это ловушка подрыва основ, — но,
оказывается, достаточно легкой
манипуляции видимостями. А что такое женщина, если не видимость? Именно как видимость женское поражает глубину мужского. И чем восставать против такой "оскорбительной" формулировки, женщинам следовало бы дать себя соблазнить этой истиной, потому что именно здесь секрет их силы — силы, которую они теряют, выставляя против глубины мужского глубину женского. Точнее,
мужскому как глубине противостоит даже
не женское как поверхность, но женское
как неразличимость поверхности и
глубины. Или как неразличен-ность
подлинного и поддельного. "Женственность
как маскарад" Жоан Ривьер (La
Psychanalyse,
№ 7) как раз об этом — весь соблазн в
одном фундаментальном положении: "Подлинна
женщина или поверхностна — по сути дела,
это одно и то же". Такое
можно сказать только о женском. Мужское
знает надежный способ различения и
абсолютный критерий истинности. Мужское
определенно, женское неразрешимо. И
это положение, согласно которому в
женском лишается основания само
различие между подлинным и
искусственным, странным образом
совпадает с формулой, определяющей
пространство симуляции: здесь также
невозможно провести различие между
реальным и моделями, нет никакой иной
реальности, кроме той, что секретируется
симуляционными
моделями, как нет никакой иной
женственности, кроме женственности
видимостей. Симуляция тоже неразрешима. Странное
совпадение, намек на двусмысленность
женского: это и радикальная констатация
симуляции, и одновременно единственная
возможность выйти за пределы симуляции
— именно в сферу соблазна.
2. Немного эротики. Cегодня представляем сайт: Erotic Collection ( http://www.eroticcollection.com/ENTRY.HTML ) - прекрасное место со множеством замечательных галерей, посвященное эротическому искусству - от Востока до Европы. Вероятно - сайт любительский, но сделан очень здорово. Единственная проблема - грузится не очень-то быстро. 3. Письма наших подписчиков. "Я бы хотел ответить на письмо Светланы,по поводу того,нужно ли жить вместе до свадьбы.Так вот единственный разумный шаг,что может быть это пожить вместе до брака,чтобы понять подходит ли,вообще,пара друг другу,смогут ли жить вместе.И вот только потом,когда,пожив некоторое време вместе,поймут,что подходят друг другу,то можно и жениться.А то сначала женятся,а потом понимают,что зря это сделали,и разачарование будет огромное. Не надо допускать ошибок,а это можно сделать лишь пожив вместе." Олег. Ответить: Автору **** Михаилу и Елене 4.Объявления. 1.Мы напоминаем всем нашим подписчикам, что с этой недели начинается выпуск рассылки "Романтические истории, рассказы, стихотворения" (rest.love.romantika). Подписывайтесь! 2.Любовь предполагает милосердие. К нам обратились создатели очень доброго сайта Центра Гематологии СПбГМУ http://bmt.blood.ru/ . Загляните туда сами и решите, чем вы можете помочь.
С Любовью, Михаил и Елена. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||