Путь к звёздам

  Все выпуски  

Путь к звёздам О Тоте. Часть 4.


Рассылка

"Путь к звёздам" 


Здравствуйте, ищущие путь Восхождения или идущие этим путём!

Наша рассылка поможет многое понять и осознать на пути развития, гармонизировать душевный настрой, увлечь в мир Непознанного и оккультных Учений: астрологию, нумерологию, Таро и других.

Тема сегодняшней рассылки:

О Тоте. Часть 4.

Авторство дошедших до нас трактатов Тота.

До наших дней сохранилось небольшое количество трактатов Гермеса Трисмегиста. Но в наше время у некоторых людей возникают сомнения в авторстве его трактатов.

Трактаты Тота были записаны на одном из трех языков Египта (поскольку содержать запрет на перевод может только рукописное издание), но в них содержался запрет на передачу трактатов для перевода на другие языки:

"Гермес, учитель мой, во множестве бесед, как наедине со мною, так и в присутствии Тата, говорил, что тем, кто повстречает мои книги, повествование их покажется совсем простым и ясным, но, напротив, т.к. оно двусмысленно и внутренние значения слов его сокрыто, оно будет все же не более понятно, когда позже греки пожелают наш язык переложить на свой - ибо это будет очень большим искажением и запутыванием того, что написано.

Насколько можешь ты, о царь, - а ты ведь можешь всё, - храни от перевода нашу проповедь, дабы могущественные таинства эти не стали достоянием греков и презренной речи греческой, которая своею неопределенностью и показной красотою (изяществом) лишает всей действенности торжественной и наделенный силой энергичный (т.е. сила слова) выговор имен.

О царь, новые слова у греков годятся для "спора"; и таковы философствования греков - пустое слов звучанье.

Мы же не применяем слов, а используем звуки, что переполнены свершениями". Дж.Р.С.Мид "Трижды Величайший Гермес" трактат "Определения Асклепия царю Аммону".

Иностранцы могли получить информацию о мудрости Египта от его жрецов только в устном виде, поскольку был запрет на перевод. Чтобы сохранить знания египетских жрецов и донести до людей, они записывали трактаты Тота на своих языках - греческом или др. На египетском языке книги не обнаружены или не доступны для ознакомления, поэтому мы можем ориентироваться только на те книги, которые написаны на других языках. Они были написаны не 5 тыс. лет назад, а незадолго до появления герметизма, который и был создан на основе этих источников. 

"Климент Александрийский, процветавший во второй половине 2-го и в начале 3-го веков и часто цитировавший тогдашних гностиков, говорит о 42 древних священных книгах Гермеса, т.е. Тота (на египетском языке), обнимавших всю иератическую мудрость Египта, от гимнов Богам до медицины и физиологии женщин. Лактаций же, живший во второй половине 3-го века и первой четверти 4-го, уже цитирует герметические книги как высокий авторитет. Отдельные фрагменты принадлежат и более позднему времени. Много цитат из герметических книг у Кирилла Александрийского (5-го века) и у Стобея.

Герметические книги написаны прямо по-гречески, а не переведены с египетского, египетский элемент заметен в некоторых идеях и представлениях и в именах Богов; прямых заимствований из тех 42 священных книг древнего Египта, о которых говорит Климент, с уверенностью указать нельзя.

Из дошедших до нас герметических книг 14 трактатов соединяются обыкновенно под общим названием "Поймандр"Э.Леви "Книга Гермеса".

Еще одна причина, по которой возникают сомнения в авторстве Тота, - это последующие  работы герметистов, которые, вместо своих имен, указывали автором своих работ Гермеса. 

"Гермес Трисмегист - греческий бог, отождествляемый обычно с египетским богом мудрости Тотом, покровителем писцов. Ему приписывается авторство большого числа трактатов по астрологии и оккультным наукам. Часть из этих трактатов датируется нач. II в. до н.э. В эпоху эллинизма эти трактаты стали основой религиозно-мистического движения - герметизма. Магические, астрологические и алхимические трактаты, авторство которых приписывалось Гермесу Трисмегисту, создавались на протяжении всего средневековья. Герметические трактаты по медицинской астрологии были популярны не только в античном Греко-римском мире, но и в Византии, странах ислама, Западной Европе." В.В.Солкин "Египет. Вселенная фараонов".

 Кроме этого, есть люди, считающие, что Учение Тота и Герметизм одно и то же: 

"Учение Гермеса Трисмегиста представляет своеобразное сочетание трех элементов: египетского многобожия, иудейско-христианского монотеизма и греческого  "философского идеализма". Э.Леви "Книга Гермеса".

Учение Тота никак не может сочетать в себе иудейско-христианские и греческие филосовствования, которые появились на несколько тысячелетий позже, чем жил Тот. А вот Герметизм как раз и сочетает их в себе. Э.Леви следовало вместо "Учение Гермеса Трисмегиста" написать: "Герметизм".

"С другой стороны, традиция Гносиса и Спасительной Веры, проповедуемой нашими поймандристами, явно не иудейская; это философствование с другим материалом, который, как мы можем видеть, был частично использован иудейскими и христианскими мистиками и адаптирован в их собственных традициях." Дж.Р.С.Мид "Трижды Величайший Гермес" комментарии к трактату "Поймандр".

Ниже приведена еще одна цитата Э.Леви:

"Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте 5 тыс. лет назад. Ближайшие потомки сочли его Богом (Тотом), а более отдаленные - полумифической личностью, никогда не писавшей своих, дошедших до нас трудов. Сам он не считал себя Богом. С помощью метода аналогий он пытался познать скрытую связь, существующую между движением карт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога, или Богов, как тогда представлялось людям.

Название, данное герметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста истолковывается и как "учение о сокрытом, тайном". Э.Леви "Книга Гермеса".

Тот, живший пять или более тысяч лет назад, не мог быть основоположником герметизма, который возник 2 тыс лет назад. Герметизм использовал в качестве основы Учение Тота, а также некоторые другие Учения:

"Герметизм - возникшее в Греции ок. III в. до н.э. учение, основанное на сочинениях Гермеса Трисмегиста, а также на философии неоплатонизма, древнеегипетском, иудейском и раннем христианском религиозных учениях. Формирование его произошло в I - IV вв.". А.Ю.Саплин "Астрологический энциклопедический словарь".

Внутри герметизма Учение Тота оказалось искажено, поскольку герметизм образован слиянием нескольких Учений, излагающих каждое свои взгляды на мир по-разному.

Имя Гермес - это греческий перевод имени Тота. В эпоху эллинизма греки сопоставили своего "бога" Гермеса и египетского "бога" Тота и стали называть Тота Гермесом (также, как и Исиду Деметрой):

"Наступление новой, эллинистской, эпохи (которая длилась с завоеваний Алексадра Македонского в IV в. до н.э. и примерно до I  в. н.э.) было особенно заметно в области религиозных культов. Помимо традиционного олимпийского пантеона, греки попытались присвоить себе и обнаруженные во время завоевательного похода Александра восточные божества, отождествляя их со своими богами. В Сирии эллинизации подвергся культ богини Атаргаты, египетская богиня Исида получила привычное для греков имя Деметры." Энциклопедия "Всеобщая история религий мира".

Причем, влияние греческой культуры на египетскую проявилось на несколько веков ранее, при слиянии греческой и египетских культур во время правления XXVI династии египетских фараонов:

"Памятники этого времени, относящиеся к седьмому и шестому векам до н.э., выделяются своею совершенно своеобразною красотою, мы можем рискнуть сказать, миловидностью, которая не позволяет сомневаться в чужеземном, т.е. греческом влиянии." Г.Бругш "Всё о Египте".

В связи с заблуждением по части того, что Тот никогда не писал своих трудов, Э.Леви пишет еще более нелепые строки:

"Вместе с "Тимеем" Платона она ("Изумрудная скрижаль" Гермеса) является одним из наиболее загадочных трудов классического герметизма. Некоторые писатели считают ее автором Гермеса-Трисмегиста, который, как они предполагают, был египетским жрецом, в то время как другие авторы приписывают ее богу Тоту.

Эти профаны делают ошибку, т.к. здесь идет речь не об историческом персонаже и не о "мифе", но об интеллектуальном коллективе из специалистов оккультизма.

Также, как и его предшественники: Ману, Виаза, Фу-Си, Заратустра, - Гермес Трисмегист не является индивидуальным именем, но есть название коллегии мудрецов, священной миссией которой было сохранение традиционных истин и передача их в неприкосновенном виде будущим поколениям человечества.

Из этого источника высшего посвящения и пришел к нам свод точных знаний, который составляет эзотерическую доктрину классического герметизма". Э.Леви "Книга Гермеса".

Э.Леви перемешал несколько понятий в одно: Тот был личностью, а не коллегией мудрецов, как и упомянутые им Заратуштра и другие. А "Изумрудную скрижаль" вполне могла создать коллегия основоположников герметизма, которая собрала в себе наиболее концентрированные знания, выложенные в одной табличке мистиками гораздо более позднего времени, чем жил Тот.

"Тот Гермес Трисмегист - таиственная личность, чье историческое лицо так и не выяснено исследователями как различных исторических эпох, так и наших дней, когда человечество перешло на новое летоисчисление от Р.Х. в следующее тысячелетие из ХХ века в ХХI. Земная жизнь этой личности затерялась в глубине Древней истории человечества где-то около 3000 лет до Р.Х. Если Иисуса Христа в начале ХХ века интеллектуальное человечество считало мифической личностью, нереальной, то что уж говорить о Тоте Гермесе Трисмегисте. Но религиозное учение, которым живут те или иные народы, племена и языки, не возникает от мифической, нереальной личности, ибо по учению и деяниям под руководством Духа Святого, Духа истины можно отыскать историческую личность, яркую личность Древней Эпохи. Из-за того, что этот уникальный человек был великим духовным учителем, религиозным реформатором, жрецом, Магом, иерофантом, мистиком, со временем его обожествляют и наделяют божественным именем, а имя земное через века в народе забывается, а через тысячелетия забытая историческая личность становится мифической, как бы нереальной для земных людей, ибо эта личность является для людей божественной, не земной, а небесной.

Эта историческая личность была подобна Тоту для египтян, Еноху для иудеев, Моисею для Евреев, Идрису для мусульман, Гермесу для греков, Меркурию для римлян, Кадму для фиванцев, а также Орфею, Манефону,  Мехебсу и Потосирису и другим мифическим и историческим личностям." Е.А.Уоллис Бадж "Путешествие души в царстве мертвых".

(с) Ткхене Ткхмодо

Выпуск подготовлен оккультно-астрологическим обществом "Путь к звёздам".


Сайт | Журнал "Путь к звёздам" | Обучение астрологии Восхождения | Карты ТароОккультные консультации


В избранное