Святцы называют Захария Серповидцем потому, что в одном из
пророческих откровений он видел свиток, летающий по воздуху (наподобие
огромного серпа).
В этот день глядели серпы на лето.
Крестьяне доставали заткнутый в притолоку серп, которым жали,
и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп - и наточит остро,
и силу спорую вдохнет.
Гремели по селам наковальни, кузнечный молот звонко праздновал
именины серпа.
Захарию-серповидцу молятся бабы-жницы.
Приметы: Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. !Не тогда серпы точить, когда на жнитво идти.
22 февраля. Никифоры-Панкраты.
Лаптев день.
Именинники: Никифор, Иннокентий, Панкратий.
Тешился февраль оттепелями, а в амбарах, пустые закрома видя,
над мужиком подначивал:
"Коли думаешь до первой травы прокормиться - собирайся по хлеб
за тридевять земель!"
Февраль знай себе дует, зерно из сусеков выдувает. ! Старик-мороз у ворот тепло уволок.
! Не у всякого Панкрата - в закромах богато.
На Никифора плетут особо здравые, целительные лапти.
Ведь, действительно, наши предки носили лапти и весьма хорошо себя
чувствовали, потому что это очень биогенная обувка.
Сохранилось поверье, что пращуры воплощаются частично в своих потомках,
так, например, зона стопы относится к прародителям, щиколотки - к
дедушкам и бабушкам, колени - к родителям.
Лапти помогают латать Родовую Память, т.е. то хорошее, что
наработано многими предыдущими поколениями.
И когда во время простуды люди парят ноги, тем самым они
не только усиливают циркуляцию крови в организме, но и "прокачивают"
энергоканалы, связующие с предками и получают от них ПодДержку (т.е.
то, что Держит Подъ, Основу.)
Из истории Лаптей.
Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - "лыченицы",
"лычаки", "лычные сапоги",- причe:м, несмотря на название, зачастую
сплетe:нные не только из лыка, но и из берe:сты и даже из кожаных ремешков.
Практиковалось и "подковыривание" (подшивание) лаптей кожей.
Способы плетения лаптей - например, в прямую клетку или в косую,
с пятки либо с носка - были свои у каждого племени и вплоть до начала
нашего века разнились по областям. Так, древние вятичи предпочитали лапти
косого плетения, новгородские словене - тоже, но большей частью из
берe:сты и с более низкими бортиками. А вот поляне, древляне, дреговичи,
радимичи, по-видимому, носили лапти в прямую клетку.
Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков.
Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят,
что он, мол, "лыка не вяжет", то есть не способен к элементарным
действиям! Зато, "связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью -
специальных мастерских не было очень долгое время. При археологических
раскопках во множестве найдены остатки стоптанных лаптей, заготовки и
инструменты для плетения - кочедыки.
Делали кочедыки из костей (из рe:бер животных) или из металла. Учe:ными
найдены кочедыки, изготовленные ещe:... в каменном веке. Вот как давно
появились первые лапти! О глубокой древности лаптей свидетельствует,
между прочим, такой эпизод. Старообрядцы-"кержаки", жившие на Урале
в XIX веке, лаптей не носили. Зато мe:ртвых хоронили исключительно в
лаптях!
Лапти были распространены не только у восточных и западных славян,
но и у некоторых неславянских народов лесной полосы - финно-угров и
балтов, у части германцев.
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок-кожаных "поворозов"
или верe:вочных "оборов". Завязки несколько раз перекрещивались на голени,
прихватывая онучи.
Дешевизна, доступность, лe:гкость и гигиеничность такой обуви не требует
доказательств. Другое дело, как свидетельствует практика, лапти имели
очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за десять дней,
после оттепели - за четыре, летом, в страдную пору, - и вовсе за три.
Собираясь в дальний путь, с собой брали не одну пару запасных лаптей.
"В дорогу идти - пятеры лапти сплести" - гласила пословица.
А у наших соседей шведов существовал даже термин "лапотная миля" -
расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. Сколько же
требовалось берe:сты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ?
Простые подсчe:ты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья
ради коры (как это, увы, делалось в позднейшие времена), березняки и
липовые леса исчезли бы ещe: в доисторическую эпоху.
Трудно, однако, предположить, чтобы язычники, с почитанием относившиеся
к деревьям, поступали столь душегубски. Всего вероятнее, они владели
различными способами брать часть коры, не губя дерева и
умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берe:зы...
23 февраля. Прохоров
день.
Именинники: Прохор, Анна, Валентина.
Слабеют морозы.
Пришел Прохор - и весна заглянула на двор, поворот к теплу.
До Прохора старушка охала: "Ох, студено!",
пришли Прохор и Влас: "Никак скоро весна у нас!" ! Прощай, зима холодная! Приходи, лето красное!
! На Прохора и Зимушка-зима заохает.