Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Александр Ватлин

"Шевроле" под арестом

Неодушевленные жертвы сталинского террора

Весной 1937 года москвичи обращали внимание не только на то, как похорошел 
их город, превращенный Сталиным в витрину социалистического строительства, 
но и на значительный рост числа автомобилей на его улицах. Садовое кольцо 
еще не распрощалось с зеленым бульваром посередине, и в узких местах машины
начинали образовывать "пробки", столь привычные нашим современникам. Среди
невзрачных отечественных грузовиков и номенклатурных ЗиСов выделялся 
шикарный лимузин марки "Шевроле" (Т-3367), сверкавший новенькой лакировкой.
Жители столицы, успевшие за двадцать лет советской власти отвыкнуть от 
понятия частной собственности, были бы весьма удивлены, узнай они, что 
машина имеет индивидуального владельца.

Гордым обладателем шестицилиндрового сокровища являлся инженер Научного 
автотракторного института Бруно Закс, австриец по национальности. В 1931 г.
молодого, но уже известного во многих странах изобретателя пригласили на 
работу в Советский Союз. Трудно сказать, что побудило Закса принять 
приглашение - в деньгах он не нуждался, патенты на открытый им способ литья
под давлением приносили стабильный доход.

Первые годы работы в НАТИ открывали завидные перспективы для честолюбивого 
ученого. Руководство института благоволило иностранным специалистам, и Закс
начал работу над совершенно фантастическим тогда проектом отливки 
моторного блока из алюминия. Но время надежд быстро сменилось периодом 
разочарований. В СССР набирала силу волна шпиономании и доносительства, в 
любом иностранце предписывалось видеть затаившегося диверсанта. Многие 
специалисты возвращались в свои страны, некоторых объявляли персоной нон 
грата. До арестов дело пока не доходило, но люди проницательные уже 
чувствовали дыхание приближавшейся "большой чистки".

Очевидно, Бруно Закс не принадлежал к их числу. За один из своих патентов 
он получил от американской компании "Дженерал Моторс" "Шевроле" новейшей 
модели, который, как писали позже в документах следователи НКВД, "был 
ввезен в СССР в 1937 г. с соблюдением всех таможенных правил". Сам Закс, 
его молодая жена и дочка стали обладателями предмета, который и на Западе в
то время являлся признаком социального успеха. В сталинской же России 
личный автомобиль иностранного производства был не просто олицетворением 
"буржуазной роскоши" - это был открытый вызов системе.

Расплата не заставила себя долго ждать. В НАТИ разворачивалось дело о 
"шпионской диверсионной группе из иностранцев". Один из коллег Закса немец 
Ганс Альтман, долгое время работавший по совместительству сексотом НКВД, в 
начале августа был арестован и дал подробные показания практически на всех 
сослуживцев. Не обошел он вниманием и австрийца - "Закс систематически 
занимался вредительско-диверсионной деятельностью... Он по "своим делам" 
выезжал неоднократно за границу и оттуда же получил в 1937 г. машину".

Этого оказалось достаточно для ареста по подозрению в "шпионской 
деятельности в пользу одной из иностранных разведок". При обыске в квартире
Закса "Шевроле" в список конфискованного имущества не попал, так как стоял
в гараже НАТИ. Арестованный упомянул о машине на первом допросе, когда 
заполнялась анкета, - вместе с мебелью это была его единственная 
собственность.

Ежовские следователи, в спешном порядке разворачивавшие сфальсифицированный
заговор в НАТИ, не обратили внимания на столь важную деталь. Марка 
автомобиля, очевидно, была не на слуху, поэтому в протоколе допроса 
фигурировал "Шеврале".

Попытку выручить автомобиль предприняла жена Закса, но руководство 
института отказало ей в его возврате, сославшись на указание НКВД. Лишь 2 
февраля 1938 г., когда Закс уже ждал своей высылки из СССР, о машине 
вспомнили и "изъяли" (так в акте) в пользу наркомата. Увидев столь лакомый 
кусочек, хозяйственники сразу же забили тревогу. Начальник Третьего отдела 
управления госбезопасности по Москве, ведавший иностранными шпионами, уже 
21 февраля получил следующую просьбу:

"Постановлением Особого совещания при НКВД от 29/12-37 г. из пределов Союза
ССР выслан Закс Бруно Максимилианович, у которого была собственная 
легковая машина марки "Шевроле" выпуска 1937 г. В настоящее время эта 
автомашина находится на хранении в 1-м гараже НКВД.

Прошу срочно поставить вопрос на Особом совещании при НКВД о вынесении 
дополнительного решения о конфискации указанной автомашины".

Это было почище "поручика Киже" - отдельно от хозяина предстояло принять на
печально знаменитой "тройке" решение о судьбе принадлежавшей ему вещи. То 
ли бюрократическая волокита, то ли штурмовщина массового террора помешали 
вынести приговор новенькому "Шевроле". И, как оказалось, зря - вернувшись в
апреле 1938 г. в Германию, Закс через посольство в Москве начал борьбу за 
возвращение собственного имущества. Наркомвнудел превратился из обвинителя 
в обвиняемого, незаконное "изъятие" автомобиля ставило под вопрос 
международный престиж СССР как правового государства. Первые попытки 
аппаратчиков НКВД спустить дело на тормозах, сославшись на отсутствие в 
оперативном архиве данных о самом Заксе, ни к чему не привели.

Коллеги из Наркоминдела настаивали на положительном решении вопроса. Летом 
1939 г. на стороне Закса оказалась и международная конъюнктура - Литвинова 
на посту наркома иностранных дел сменил Молотов, что было расценено в 
дипломатических кругах как шаг к поиску компромисса с нацистской Германией.
В этих условиях германское посольство следовало ублажать, а не раздражать.

17 июля 1939 г. судьба "Шевроле" была предрешена. Первый Спецотдел НКВД, 
занимавшийся среди прочего вещественными доказательствами, а по окончании 
следствия - их реализацией для пополнения госбюджета, выдал предписание на 
возвращение машины ее прежнему владельцу. 28 августа, спустя пять дней 
после подписания пакта Молотова-Риббентропа, "Шевроле", уже лишенный 
московских номеров, в последний раз выехал из ворот здания на Лубянке. За 
два года работы на ведомство Ежова, а затем Берии автомобиль накатал более 
40 тысяч километров, но, как было отмечено сотрудниками НКВД в 
"приемо-сдаточной ведомости", оставался на ходу.

Его дальнейшая судьба неизвестна. Достался ли он кому-то из германских 
дипломатов в Москве или был отправлен железной дорогой своему прежнему 
хозяину вместе с эшелонами стратегического сырья, направлявшимися Сталиным 
в дружественную Германию, неизвестно. В любом случае "Шевроле" с заводским 
номером 518 857, выбравшийся на свободу после двухлетнего заключения на 
Лубянке, заслуживает почетного места в любом из музеев мирового 
автомобилестроения.

----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr

Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie

Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog

Русский университет
http://russ.ru/univer

Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter

Интернет-парламент
http://elections.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное