Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью
http://russ.ru/ist_sovr
http://russ.ru/edu
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Антон Верстаков
Гастарлеры
Гражданство - это граница, которая разделяет уличных музыкантов
Романтика или нужда?
Романтика жизни странствующего музыканта: гитара, любимая девушка с бубном,
днем - петь и собирать деньги на еду и отель, вечером - прогулки по
улочкам Амстердама или, скажем, Парижа, Копенгагена, Берлина.
В Гамбурге можно встретить флейтиста из Италии, исполняющего произведения
русских композиторов. На уютных парижских улицах попадаются африканцы со
своими тамтамами, а в Амстердаме поют песни для посетителей многочисленных
кафешек британские хиппи. Вот уж точно - музыка безгранична.
Так, казалось, живут бродячие музыканты.
Но действительность предложила, как всегда, свой взгляд на жизнь.
Никогда не думал о том, что музыкант на улице может быть гражданином
какого-то государства. Просто в голову не приходило - ведь он говорит на
языке музыки. Какая разница - бременский или московский, - одна романтика.
Но именно гражданство проводит, к сожалению, ту черту, которая разделяет
уличных музыкантов.
Из Киева в Росток
Украинского валторниста Валентина Бергера мы с друзьями встретили на улице
германского города Росток, когда бродили после очередного нашего
выступления на Международном фестивале молодежных духовых оркестров.
Валентин стоял на единственной уютной улице в этом угрюмом портовом городе.
Валторнист играл так задушевно, что почти каждый прохожий останавливался на
несколько секунд послушать его красивую и нежную игру. Аккомпанировал ему
маленький магнитофон.
Мы с друзьями подошли из "профессионального любопытства" - было нечего
делать, а тут - музыкант, да еще духовик. Отдельным личностям не терпелось
познакомиться с коллегой на "брудершафтном" уровне. Ну а когда узнали, что
валторнист родом из Киева, радости не было предела. А то подумали было, что
в холодном Ростоке среди двадцати иностранных оркестров нам и "не светит"
встретить "нормальных" людей. А что из Украины, ныне "иностранщины", так
это ничего не значит, ведь мы, несмотря на молодость, жили и живем старыми
истинами: "Украина, Россия, Беларусь - дружба!"
Валентин - настоящий профессионал, хотя ему всего 25 лет. В Киеве он
работает в государственном оркестре, играет партию второй валторны. По
собственному его выражению, платят там "зубодрабытэльно мало". Большинство
оркестрантов подрабатывают на второй и третьей работе. Играют по ночам в
клубах. "Играют и задаются вопросом, - рассказывает Валентин, - откуда в
Киеве, украинской столице, в то время как по телевизору (особенно на
российских каналах) кричат о "нищающей отделившейся Украине", столько
посетителей ночных клубов и баров, в которых стакан джин-тоника стоит 3
бакса?" Я вспомнил про Москву и ее ночную клубную жизнь. Видать, неладно
что-то в наших королевствах...
Валентин выходит из бедственного положения достойно. Летом он берет отпуск
и уезжает на три недели в Германию - играть на улицах. Он своего рода
музыкальный гастарбайтер (хотя эти два слова совсем не звучат вместе). За
три недели он зарабатывает 1200 долларов. Каждый вечер (а играет он с 12.00
до 18.00) он насчитывает в своем футляре до 200 марок. Тридцать из них
уходит на еду и проживание. И, что важно, - ни тебе поборов местных
"братков", как в Киеве, ни укоряющих взглядов знакомых. Так можно все лето
странствовать по Европе, отдыхать. Но у Валентина в Киеве жена и маленькая
дочка. Как только истекает срок отпуска, он кидает свои пожитки и футляр с
валторной в туристический автобус и отправляется обратно.
"В какой-то мере мне повезло, конечно, ведь у меня есть музыкальное
образование, я могу себе позволить такую роскошь. И очень жаль тех ребят,
которые не имеют такой возможности. Многие мои не консерваторские друзья -
электромонтеры или инженеры по профессии - просто вынуждены подрабатывать
за границей. Становятся этими, как их... новенькое слово...
гастарбайтерами".
Санкт-Петербург - Брюссель
В Брюссель меня занесло через год после того знакомства с Валентином. Я
практически забыл про этого украинского валторниста, но встреча с новыми
"музыкальными гастарбайтерами" вернула к теме уличных музыкантов.
На одной из маленьких брюссельских площадей выступал духовой оркестрик -
человек пятнадцать. Тогда тоже не задумался о родине музыкантов. О том, что
они из Санкт-Петербурга, все прохожие узнавали из таблички на английском:
"Orchestra Nota Bene. St. Petersburg". Видимо, табличка должна была
производить двоякий эффект на прохожих - потенциальных "работодателей" -
своим оригинальным названием и тем фактом, что музыканты из России.
Казалось, что прохожие кидали в футляр из-под тубы больше денег, сознавая
ОТКУДА приехал оркестр.
К сожалению, у каждого их этих оркестрантов та же история, что и у
Валентина. Почти всем по 30 лет. На работе - они преподают в училищах -
платят прожиточный минимум. А у них семьи. По одному-два ребенка. Вот и
"отдыхают" летом по 6 часов с перерывом на обед. Конечно, оркестрант
зарабатывает меньше одиночки. Но "Нота Бене" в Брюсселе играют не три
недели, а месяц. А потому привозят домой в Питер почти столько же, сколько
Валентин.
Nota Bene
Разница между "музыкальными гастарбайтерами" и "странствующими музыкантами"
стала ясна после знакомства с английскими хиппи Иисусом и его девушкой Без
Имени. Он поет под гитару свои любимые песни вроде "Let it be" или
"Loosing my religion", рядом с уличными кафе Амстердама. Без Имени
подпевает и постукивает на бубне.
"Мы живем в Англии пять месяцев в году, - рассказывает Иисус, - там у нас
квартира, типа как зимуем. А так ездим из города в город автостопом, сами
зарабатываем себе на жизнь. Гитара, голос - этого хватает. А зимой - на
накопленное, на пособие, за счет друзей - у нас на квартире живут еще
десять человек, как бы общая квартира... That's life I like", - напевает
Иисус.
Вечером они идут в кафе-шоп*, выкуривают по "цигарке" и отправляются на
"тусовочную улицу", где собираются бродячие музыканты Амстердама. Эта
улочка просто переполнена атмосферой "неформальности", "хипповости",
свободной молодой жизни.
Ни одного русского музыканта на этой улочке не было. И быть не может.
Валентин в это время уже спал в своей маленькой комнатушке в дешевой
гостинице на окраине Ростока. Музыканты из "Нота Бене" заканчивали играть в
карты и шахматы, выстраивались в очередь в душ, который в их отеле был
один на пять двухместных номеров.
Образ жизни Иисуса и Без Имени - странствование с гитарой по улицам Европы.
Им это "в кайф". Валентин Бергер и "Нота Бене" так зарабатывают на жизнь
одним летним месяцем - своим отпуском - на улицах Европы.
* Официальные места продажи разрешенных в Голландии наркотиков.
"Алфавит" - газета для любопытных!
Подписной индекс - 29277
Телефон редакции - 207-48-06
----------------------------------------------------------------------------
Рубрики Русского Журнала:
Образование
http://russ.ru/edu
История современности
http://russ.ru/ist_sovr
Авторы Русского Журнала. Досье.
http://russ.ru/journal/dosie
Антологии РЖ
http://russ.ru/antolog
Русский университет
http://russ.ru/univer
Страница М.Я. Гефтера
http://russ.ru/gefter
Интернет-парламент
http://elections.ru
----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/