Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Выйти замуж!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Октябрь 1999 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Автор
Статистика
1.095 подписчиков
0 за неделю
0 за неделю
Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Аналитика, эссе, интервью http://russ.ru/ist_sovr http://russ.ru/edu ---------------------------------------------------------------------------- Все дискуссии РЖ http://russ.ru/forums Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives Поиск по РЖ http://russ.ru/search ---------------------------------------------------------------------------- Образование http://russ.ru/edu Илья Смирнов Безгрешный Потрошитель на бледном коне, часть 1 Абсолютный Вахтер - лишь стерильная схема, Боевой механизм, постовое звено. Хаос солнечных дней ночь приводит в систему Под названьем... А впрочем, не все ли равно. Александр Башлачев. Абсолютный вахтер. Пока широкая общественность нашей сузившейся к концу столетия Родины обсуждала псевдоисторические сочинения В.Резуна-"Суворова" или Э.Радзинского, настоящие историки, как ни странно, продолжали заниматься своим делом, и даже совершали открытия, существенно меняющие представление не только о прошлом, но и о некоторых общих закономерностях развития, которые продолжают действовать на просторах "открытого общества". Доктор исторических наук Андрей Юрганов (Российский Государственный Гуманитарный Университет, Москва) первоначально опубликовал свое исследование "Опричнина и Страшный суд" в журнале "Отечественная история" (1997, # 3), а затем включил его в большую монографию "Категории русской средневековой культуры" (М, МИРОС, Институт "Открытое общество", 1998). Сразу же возникает вопрос: неужели об эпохе Ивана Грозного можно сказать что-то принципиально новое? Ведь первый русский царь не обделен вниманием историков. И не только историков. Профессор В.Б.Кобрин специально проследил, как видоизменяется образ Ивана Васильевича в общественном сознании разных эпох.(1) Мы же отметим только то, что Сталин видел в Иване IV своего венценосного предшественника (даже предпочитал его Петру I). Отсюда - социальный заказ историкам и художникам с конца 30-х гг. нашего столетия. Но если исторический Петр Первый давал основания для самых разных оценок, в том числе восхищенных, то апология Ивана Грозного не! получалась без насилия над общеизвестными фактами. Удостоенная Сталинской премии первая серия "Ивана Грозного" - последовательно антиисторическая почти в каждом эпизоде, а стремление С.М.Эйзенштейна к достоверности (если не научной, то хотя бы психологической) сразу же испортило отношения с заказчиком и роковым образом отразилось на судьбе второй и третьей серий.(2) С другой стороны, профессионально-честная позиция академика С.Б.Веселовского, который в 40-е годы едва ли не в одиночестве противостоял моде на "прогрессивную роль опричнины", стала не только научным, но и гражданским подвигом крупнейшего советского историка.(3) После смерти Сталина продолжались попытки обелить и оправдать "большой террор" ХVI века, если не прямо, то посредством хитроумной софистики: когда, например, сильно заниженные данные о числе жертв "подтверждают" тот "факт", что опричнина ничем не выделяется рядом с "аналогичными" мероприятиями Карла IX Французского или Генриха VIII Английского, а "невероятный масштаб репрессий" якобы порожден фантазией тех непатриотичных историков, которым хотелось бы "проклясть в лице Ивана Грозного самое Россию"( 4) Представление об этом царе как о "великом и мудром правителе" (И.В.Сталин)(5) живо в науке и публицистике постольку, поскольку существует традиция безответственной личной власти, уходящая корнями не только в Золотую Орду, но и в более ранний период истории Северо-Восточной Руси, в те особенности формирования здесь государства и правящего класса, которые, между прочим, блестяще исследовал А.Л.Юрганов.(6) Иван IV был не единственным олицетворением такого рода "державности", но, пожалуй, самым откровенным и театрально-ярким. Ему принадлежат чеканные формулировки: "А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же..."; "Судите праведно, наши виноваты не были бы"; "Русские мои все воры". На протяжении почти всего нашего столетия теоретической подпоркой под его памятник служила концепция "борьбы прогрессивного дворянства (с царем во главе) против реакционного боярства". Сам царь, узнав о такой мотивировке своих поступков, был бы сильно удивлен. Наверное, гораздо сильнее, чем в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию" он изумляется магнитофону, лифту и другим приметам научно-технического прогресса в современной Москве, куда его перенесла машина времени. А как же воспринимал опричный террор сам его организатор? На этот вопрос отвечает А.Л.Юрганов в своем исследовании, привлекая широкий круг разнообразных источников: архитектурные проекты, средневековую фантастическую "зоологию", греческие эсхатологические сочинения... Ведь Иван Грозный был не только садистом (в отличие от Сталина, он любил убивать собственноручно, наслаждаясь мучениями жертв), но и образованнейшим человеком своего времени, серьезным богословом. В начале книги "Категории русской средневековой культуры" Юрганов воспроизводит полемику русского царя с наставником общины чешских братьев Яном Рокитой о подтверждении веры делами. (Между прочим, чешские или богемские братья - то самое направление протестантства, которому человечество обязано великим педагогом Яном Амосом Коменским). Пожалуй, аргументы Ивана Васильевича выглядят логичнее. Конечно, нам трудно признать вполне убедительными доводы, "опричные", то есть отдельные от какой-либо реальной жизни и основанные исключительно на букве Священного Писания, но ведь в ХVI веке такой подход был общепринятым. А какой современный президент способен на равных поспорить со знаменитыми учеными своего времени? Как человек ХVI века, царь Иван старался давать своим действиям богословское обоснование. Вроде бы, историков этим не удивишь: на аргументах "от Писания" строится полемика с князем Курбским, вошедшая во все хрестоматии по русской средневековой литературе. Но вряд ли кто-то из ученых принимал эту тео-полито-логию всерьез - скорее как рационализацию задним числом, словесную драпировку истинных мотивов. Юрганов не соглашается с таким подходом, справедливо отмечая, что сознание средневекового человека отличалось от современного не на уровне поверхностных драпировок (которые легко меняются при перемене конъюнктуры), но по существу. Средневековый человек действительно верил в то, что объединяло людей под сводами храма. Богословие было не отвлеченным умствованием, не "игрой в бисер", а совершенно реальным руководством к достижению реальной цели - к спасению души. А.Л.Юрганов указывает на греческие эсхатологические сочинения, которые послужили не просто "источником вдохновения", но практическим пособием при устройстве опричнины. Прежде всего это "Слово о царствии язык в последния времена и сказание от перваго человека до скончания" или - короче - "Откровение", приписываемое епископу Патарскому Мефодию (III-IV в.), "известному своей борьбой с язычниками и еретиками". ("Категории...", с.315). Греческий автор придает кошмарам Апокалипсиса своего рода драматургическую стройность. Главные персонажи этой "хроники", опрокинутой в будущее - Гог и Магог (цари "нечистых народов"), антихрист, "Рахилин сын", который "повелит совокупитися отцу со дщерью и брату с сестрою", "некая жена от Понта именем Модонна", а с другой ("светлой") стороны - архангел Михаил, воскресшие пророки Илья с Енохом... Но в центре событий - еще один Михаил, "царь греческий", последний благочестивый император. Он займет престол в Иерусалиме после уничтожения "нечистых народо! в"; будет править благочестиво 12 лет, потом взойдет на Голгофу и передаст "царский венец" Богу. (с.322-324). В другом популярном эсхатологическом сочинении, "Житии Андрея Юродивого", последнего православного царя-победителя зовут Иоанн (с.325). Для всех христианских авторов, писавших о "конце времен", от Иоанна Богослова до Клайва С. Льюиса ("Хроники Нарнии: Последняя битва"), характерно "упоение в бою...", своеобразная героика тотального уничтожения, весьма далекая от кротости и милосердия. Одна из фундаментальных идей - разделение человечества на "избранных" ("...ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые последуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел...Они непорочны пред престолом Божиим."( 7)) и "отвергнутых" ("И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное"( 8)). "Откровение" Мефодия Патарского было хорошо известно образованным людям на Руси (начиная с Нестора-летописца), "его рассуждениям безоговорочно верили, особенно после того, как одно из самых страшных для православного человека пророчеств сбылось в 1453 г." - то есть после падения Константинополя. (с.321). Мрачные предчувствия оживлялись в преддверии каждой "круглой" даты от Сотворения мира. Особенно - перед 7000 годом (1492 от Р.Х.) Даже пасхалию довели только до этого рубежа, предполагая, что с наступлением "вечности" она не понадобится. Юрганов приводит "летопись" будущих событий с 1469 по 1492 г., заранее составленную русским книжником по Мефодию Патарскому и Андрею Юродивому (с.327-328). Неосуществившиеся в 1492 г. ожидания переносились на 70 или 77 лет вперед - посредством манипуляций с магической "седмицей" (с.368-369). А на рубеже 1564-1565 г. как раз и вводится тот особый режим управления, который вошел в историю под названием "опричнина". По мнению историка, Иван Грозный сознательно возложил на себя историческую миссию "последнего благочестивого царя". Опричники - "избранные", потому-то их и не может осудить никакой человеческий суд, кроме царского ("...наши виноваты не были бы"), символика странного воинства - собачья голова на шее у лошади - прямо соотносится с пророчествами (с песьими головами изображались "нечистые народы Гога и Магога"), сам опричный террор как своими конкретными формами, так и масштабами бессмысленного кровопролития перекликается с апокалипсическими видениями. А.Л.Юрганов привлекает для подтверждения своей гипотезы большой фактический материал: тонкости богословской полемики царя с Андреем Курбским, детали полумонашеского быта и причудливой архитектуры Опричного двора, технологию казней. В этом же контексте должна рассматриваться и известная концепция "Третьего Рима": после падения "Второго Рима", Константинополя, Московская Русь остается последним православным царством, "а четвертому (Ри! му - И.С.) не быти..." Оказывается, автор этой "русской идеи" инок Филофей в послании Василию Третьему (отцу Ивана Грозного!) прямо ссылался на авторитет все того же Мефодия (с.345). Естественно, мы не можем воспроизвести в рецензии десятки страниц из книги "Категории русской средневековой культуры". Отметим только аргумент из области сфрагистики, который сам по себе может считаться открытием. Речь идет о государственной символике. Что за "ездец" (всадник) изображен на великокняжеских, а затем царских печатях? Юрганов убедительно доказывает, что отождествление его со св. Георгием - сравнительно позднее (XVII в.) Почему на ранних печатях копье без наконечника? Да и копье ли это вообще? И почему в некоторых источниках "ездец" предстает голым или полуголым? Наконец, что за змей под ногами у коня? Ученый дает ответы на все эти вопросы. На печатях изображен "царь-победитель", с которым отождествляется правитель Русского государства, "Третьего Рима". В руке у царя скипетр. А змей - не просто змей, а "аспид -кераст", символизирующий антихриста. Что же касается своеобразного одеяния всадника, то вот еще одна занятная характеристика апокалипсического "царя Михаила": "Восстанет царь отрок отроков Маковицких, идеже близ рая живяху, Адамови внуци: безгрешние же суть всии человецы, а не носят одеяние, но яко родишися тако и хождаху..." (с.343). Таким образом неограниченное самодержавие получило внятную религиозную санкцию. Иван воспроизводит подвиги Нерона прямо в храме Божьем. "Все, что ему приходило в голову, одного убить, другого сжечь, приказывает он в церкви". Опричники в Александровском дворце носят монашеское черное одеяние, называют своего "игумена" "не иным именем как брат", тщательно соблюдают монастырский устав - с одним немаловажным усовершенствованием. "Редко пропускает он день, чтобы не пойти в застенок, в котором постоянно находятся много сот людей; их заставляет он в своем присутствии пытать или даже мучить до смерти безо всякой причины, вид чего вызывает в нем, согласно его природе, особенную радость и веселость. И после этого каждый из братьев должен явиться в столовую или трапезную, как они называют, на вечернюю молитву, продолжающуюся до 9 ..." (Из воспоминаний немцев-опричников И.Таубе и Э.Крузе; с.400). "Ты, Государь, аки Бог - и мала, и велика чинишь" (опричник Василий Ильин-Грязной). "Смерть б! о, прочее, не мученье бывает, но врачеванье добрейшее и спасенье паче, и смотренье, державная, премудрости исполнено, удерживает бо яко намнозе греха устремленье, умры бо, рече, оправдися от нея" (монах Филипп Монотроп, XI в.. перевод с греческого, с.381). Нельзя не признать, что собранные в книге Юрганова фрагменты источников образуют триллер, превосходящий всякую голливудскую фантазию не только (и не столько) технологией мучений, сколько взаимоотношениями людей при этом. "Однажды пришел к тирану некий старец, по имени Борис Титов, и застал тирана сидящим за столом... Он дружески отвечает на приветствие, говоря: "Здравствуй, о премного верный раб. За твою верность я отплачу тебе некиим даром. Ну, подойди поближе и сядь со мной." Упомянутый Титов подошел ближе к тирану, который велит ему наклонить голову вниз и, схватив ножик, который носил, взял несчастного старика за ухо и отрезал его. Тот, тяжко вздыхая и подавляя боль, воздает благодарность тирану... Тиран ответил: "С благ! одарным настроением прими этот дар, каким бы он ни был. Впоследствии я дам тебе больший" (Помощник царского врача А.Шлихтинг, с. 382). Обратим внимание еще на один любопытный "перевертыш" - у Мефодия Патарского. Каким явится антихрист? "Антихрист придет из Капернаума, будет кроток и смирен. Богобоязнен и нищелюбив, любящий правду, ненавидящий мзду и идолослужение." (с.324). Следовательно, даже сочетание всех этих качеств не гарантирует, что они - не сатанинского происхождения, и не ограждает человека от "врачеванья добрейшего". Многое в опричнине из нашего времени выглядит как издевательство над религией: демонстративные убийства священнослужителей, вплоть до митрополита Филиппа, разграбление церквей, чередование садистских оргий с молитвами и постами. Историки фактически капитулировали перед этими фактами, призвав на помощь психиатров. Мол, больной рассудок толкал царя на кощунственные поступки. Далее придется уподобить Ивана Грозного кинематографическому Калигуле - параноику, который, по версии Тинто Брасса, с риском для жизни проверял на прочность долготерпение римского народа. За что и поплатился. Может, оно и так. Но почему в "психопатологии" Ивана IV принимало деятельное участие такое множество нормальных, по меркам XVI столетия, людей? А 40 лет спустя другого царя - Дмитрия - вначале с восторгом возведут на престол как долгожданного сына Ивана Грозного, а потом растерзают (в прямом смысле слова) за весьма незначительные отступления от церковно-государственного ритуала. Телятину ел. И этого ему! не простили. А Иван Васильевич людей ел - и хоть бы что. Юрганов подводит нас к парадоксальному выводу: поведение Ивана Грозного не воспринималось современниками как кощунство, эпатаж или вызов общепринятым нормам. Пример из нынешнего "Духовного Возрождения России", которое старается воспроизводить именно средневековую религиозность. Доска с именами спонсоров, повешенная на церковной стене, явно (чтобы не сказать - издевательски) противоречит Евангелию: "...не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного... чтобы милостыня твоя была втайне..."(9) Но в кощунстве обвинят не того, кто повесил доску, а того, кто попробует ее снять или разбить. Иван Грозный не сталкивался внутри страны со сколько-нибудь серьезным сопротивлением; он (как и его ученик Иосиф Сталин) умер в собственной постели от старческих недугов. Жертвы опричного террора (точно так же как "ленинская гвардия" в 1936 - 39 гг.) безропотно шли на заклание, потому что их объединяла с палачами искренняя вера в те правила игры, по которым они становились жертвами. Как всякий удачливый первооткрыватель, автор "Категорий..." склонен абсолютизировать свой исследовательский метод, и некоторые его высказывания можно трактовать в духе противопоставления "новой" исторической науки тому, что было "до" - в советские времена. На мой (читательский) взгляд, реконструкции архаичного сознания никак не отменяют той социально-экономической истории, которой занимались предшественники и учителя Юрганова (С.Б.Веселовский, А.А.Зимин, В.Б.Кобрин.(10)) Апокалипсические эксперименты царя Ивана не имели бы такого масштаба и последствий (в Московском уезде под конец обрабатывалось всего 16% пашни!(11) "Царю-победителю" чуть-чуть не хватило сил, чтобы и впрямь извести род человеческий!), если бы не "обожествление великокняжеской власти", не традиция всеобщего холопства и не "военно-административный характер городов". Обо всем этом, между прочим, подробно рассказывается в самой же юргановской монографии (см., напр., с.222-236). Даже "психиатрический" подход не во! все выводится из употребления: нельзя же игнорировать тот факт, что Иван с детских лет отличался редкой и для того жестокого времени склонностью к садизму (сначала мучил и убивал животных, а к 15 годам переориентировался на людей). Но благодаря Юрганову получают убедительное объяснение факты, которые не удавалось как следует объяснить, прошлое становится яснее и объемнее. И, к сожалению, ближе. "Предоставив слово" такому талантливому (при глубокой порочности) человеку, как царь Иван, исследователь подводит читателя к печальному умозаключению. Можно считать его "леммой". Оказывается, нет такого преступления, которое нельзя было бы оправдать (логично и по-своему убедительно) в рамках идеологии, основанной, вроде бы, на "возлюби ближнего своего..." Возможное следствие (конечно же, нуждается в специальных исследованиях и доказательствах). Правящая идеология рано или поздно становится теоретическим обоснованием для уничтожения людей, причем ее исходные пункты (которые могут быть сколь угодно разумны и гуманны) не имеют принципиального значения. Развиваясь по "правилу Экклезиаста" ("идет ветер к югу, и переходит к северу..."), идеология легко - и незаметно для подавляющего большинства носителей! - вступает в прямое антагонистическое противоречие со своими же первоосновами. С тем, на что положено молиться. ---------------------------------------------------------------------------- Рубрики Русского Журнала: Образование http://russ.ru/edu История современности http://russ.ru/ist_sovr Авторы Русского Журнала. Досье. http://russ.ru/journal/dosie Антологии РЖ http://russ.ru/antolog Русский университет http://russ.ru/univer Страница М.Я. Гефтера http://russ.ru/gefter Интернет-парламент http://elections.ru ---------------------------------------------------------------------------- Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html ---------------------------------------------------------------------------- (с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/ Russian Journal mailto:russ@russ.ru http://russ.ru/
http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru |
В избранное | ||