Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Мария Левченко
Книжный вуайеризм для начинающих маргиналов
Поэтическая серия клуба "Проект ОГИ"

Не так давно еще ровные ряды книжек с одинаковыми обложками были признаком так называемого "мещанского" жилища, где обитал средний читатель, предпочитавший "макулатурные" книжки, вложение денег в Библиотеку всемирной литературы и престижные собрания сочинений. "Библиотека поэта" и "Литературные памятники" были предметом собирательства чуть более образованной когорты армии читателей. Впрочем, и они, как истые книжные вуайеристы, не слишком часто раскрывали увесистые томики, наслаждаясь видом одинаковых книжных корешков на самодельных полках (с трудом могу представить себе читателя, кому пригодились все выпуски ! литпамятников, стоившие в полном собрании бешеных денег).

Итак, серия: предмет интеллигентской гордости, выгодное капиталовложение и услаждение взора. За последние несколько лет издание книг "сериями" стало серьезным способом для привлечения покупателей, о чем не раз уже говорилось и чего не скрывают сами издатели (серии издательств "Амфора", "Азбука", Захарова, ЭКСМО и т.д.). Несколько иная история - с более амбициозной и менее коммерческой затеей - с поэтической серией клуба "Проект ОГИ". Ее существование вписывается в общую концепцию клуба, сформулированную следующим образом:

На сегодняшний день клуб ставит перед собой цель не только создание еще одной площадки современного культурного процесса, фиксации его нынешнего состояния, но и стремится управлять самим процессом, создавать адекватную сегодняшнему дню форму бытования литературы, расширять аудиторию и формировать вкусы. (...) В современной городской среде необходимым, на наш взгляд, является создание "пространства культуры", где встречаются авторы и аудитории разных возрастов, мировоззрений и стран. "Пространство культуры", которое вызывает соревновательность, создает востребованность и порождает вкусы.

Впрочем, вписывается, но - не вполне. Первое впечатление от просмотра всех книжек серии подряд - это непринужденный пробег по московской (доминанта - явно московская) литературной жизни за последние десятилетия: от старшего поколения (А.Николев), круг Иоффе-Сабурова (В.Коваль и М.Айзенберг), московский концептуализм (А.Монастырский), "Московское время" первой (Б.Кенжеев) и второй волны (Г.Дашевский и Д.Веденяпин), минимализм (И.Ахметьев), "Эпсилон-салон" (Н.Байтов), клуб "Поэзия" (Ю.Гуголев и А.Туркин), "Полуостров" (Н.Звягинцев), "Вавилон" (Д.Воденников и А.Анашевич), немножко Питера (А.Найман и В.Кривулин) и даже "заг! раницы" (Т.Венцлова). Это единое, достаточно замкнутое литературное пространство, включающее несколько поэтических поколений, влияющих друг на друга и перекликающихся друг с другом. Достаточно явен определенный угол зрения с неким перекосом в "московскую тусовку" - в силу места издания и вкуса составителя (верней, как обозначено в выходных данных - консультанта, Михаила Айзенберга): например, ни из СМОГа, ни из круга Черткова пока никого нет, хотя книжка смогиста Аркадия Пахомова планировалась, что следует из заявки на премию "Малый Букер" 2000 года.

Логично было бы предположить, что сочетание в рамках одной серии имен известных и новых, стихов из самиздатовских архивов и свежих, только вчера написанных текстов - ловкий и предсказуемый коммерческий ход: окупаемые издания "мэтров" позволяют печатать и молодых поэтов.

Но "громкие" имена на обложках "поэтической серии" ОГИ звучат все же в достаточно узком кругу специалистов и любителей. Андерграундная поэзия из "запретного плода" и элитарной литературы стала сразу объектом истории литературы, миновав период "народной" популярности или хотя бы минимальной известности и изданности. Эти "классики" вполне маргинальны, что, очевидно, и стало причиной выбора именно их текстов в серию: Л.Иоффе, Е.Сабуров, А.Волохонский, А.Найман, А.Монастырский, А.Николев и в меньшей степени Г.Айги (две книжки достаточно официального и известного поэта, хотя и достаточно маргинального в кругу других шестидесятников, выглядят на фоне других изданий серии несколько странно - особенно после выхода его шикарной книги-альбома "Разговор на расстоянии").

Да, конечно, эти тексты актуальны сейчас в качестве истоков современной поэзии. Но их давно пора уже издавать прилично, в академических рамках/сериях, с комментариями и вступительными статьями. Здесь же тоненькие брошюрки Иоффе и Сабурова, Сатуновского и Николева оказываются то ли почетным балластом, то ли достойным обрамлением для новой поэзии.

Из двух пуантов серии (публикация былого самиздата и популяризация молодой поэзии) - при всем уважении и любви к андерграунду - самиздатовский пафос явно проигрывает. Что характерно - авторы новые, молодые, выпускающие в ОГИ первую-вторую книжку, - не только актуальнее, но гораздо интереснее, читабельней, проще, доступнее и ближе мэтров и классиков, изданных здесь же и призванных вроде бы составить фундамент серии, задать некую поэтическую планку.

Происходит ненавязчивое переключение внимания потенциального читателя стихов со знакомых имен, с чтения мэтров, проверенных и любимых, - на новую российскую поэзию. Сведущий читатель, настораживающийся на привычное легендарное самиздатовское имя - будь то Сатуновский, Монастырский или Волохонский, непременно повертит в руках симпатичные книжечки, да и присмотрится - к похожим, столь же симпатичным, стоящим рядом. Попадется ему сборник Кибирова, например, а рядом с ним, чуть светлее цветом обложки - Михаил Гронас. А то, глядишь, перепутает, да и схватит Гронаса вместо Кибирова, не разглядит... Жаловаться, впрочем, вряд ли вернется. Ибо Гронас оказывается - очень хорош.

Молодые имена практически неизвестны: у Александра Белякова, Михаила Гронаса, Евгении Лавут и Кирилла Медведева в ОГИ вышли первые книжки, у Дмитрия Веденяпина и Алексея Денисова - вторая, у Александра Анашевича, у замечательных Дмитрия Воденникова и Николая Звягинцева - третья, у Марии Степановой - одна из трех, появившихся практически одновременно, в одном 2001 году. Каждая из этих книг, при всей разномастности творческих индивидуальностей, может стать ньютоновым яблоком: ешче Польска-то не сгинела! Есть, оказывается, стихи, которые можно читать, и авторы их еще живы, молоды и прекрасны во всех отношениях.

И этим прежде всего огишная серия отличается от второй "главной поэтической" серии - от "Автографа" "Пушкинского фонда", где ставка делается главным образом на известные, шестидесятнические - и в этом смысле беспроигрышные, имена (И.Бродский, Б.Ахмадулина, Е.Шварц, Л.Лосев, В.Соснора, А.Битов и прочие), а молодежь допускается в качестве приправы (В.Зельченко, П.Барскова, М.Степанова, Б.Рыжий); тогда как в серии проекта ОГИ молодые авторы и мэтры представлены в пропорции примерно 50 на 50.

Соперничество двух серий очевидно и доходит до смешного: мало того, что и там, и там печатаются Кибиров, Кривулин, Кенжеев и Степанова - оно выражается весьма забавно в оформлении книжек: "Пушкинский фонд" печатает автограф стихотворения на контртитуле, ОГИ - на последней странице обложки, играя со шрифтом, начертанием, межстрочным расстоянием; цвета обложек - примерно одинаковые, у ОГИ, правда, поразнообразнее и поярче (особенно хорош новенький Медведев красного цвета с названием "Все плохо").

В оформлении ОГИшной серии есть некий самиздатовский дух, обаяние простоты и лаконичность дизайна, что особенно заметно в не склеенных, а только скрепленных брошюрках ("Как надо жить - чтоб быть любимым" Дмитрия Воденникова, "Софья" Анатолия Наймана, "За Красными воротами" Михаила Айзенберга, "Xenia" Алексея Денисова). Небольшие книжечки ОГИ, помещающиеся в карман, - наверное, идеальная форма для публикации лирических циклов и книг стихотворений; книга стихов и прозы А.Туркина "Точка сингулярности [о природе физических тел]", странно толстенькая, на фоне изящных брошюрок выглядит несколько неуклюже. В таком минимализме, впрочем, есть немалая доля московского хорошо оплачиваемого эстетства: отдать 30 рублей (а то и больше) за тоненькую книжицу за пределами Москвы решится не всякий любитель поэзии, о чем пенял уже в рецензии на книгу Воденникова Александр Уланов.

Закономерна поэтому, но иногда обидна ограниченность аудитории серии - за пределами Москвы книги эти мало распространяются, даже в Питер попадает не все и в небольшом количестве. Это, да еще прямая привязанность к клубу ОГИ (где проходят не только презентации новых книжек, но и поэтические вечера, и просто спонтанные литпосиделки, где и Пригов с кружкой пива, и Воденников с чашкой кофе) прибавляет самиздатовско-ностальгическому аромату серии очаровательный и старомодный привкус "кафейности". Тусовочность, кафейность, "восторги самиздата"... - в отличие от американской поэзии, современной русской далеко до продажи в супермаркетах.

Но все же, все же... Серийность неизбежно будит букинистический инстинкт, к которому примешивается и наслаждение - для глаза и осязания: выстроить по авторам, по любимости, по хронологии, потом - по цвету, провести ладонью по одинаковым корешкам. Снять с полки несколько книжек и взвесить их в руке, погладить чуть шероховатые обложки, поставить обратно и полюбоваться ровным рядом...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное