Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Шведская полка


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



Шведская лавка # 96

Выпуск подготовил Роман Ганжа


Япония от А до Я: Популярная иллюстрированная энциклопедия / Глав. ред. В.О.Перфильев. - М.: Издательство "Япония сегодня", Фонд "Интеллект", 2000. - 640 с., ил. Тираж 5000. Формат 84х108/16. ISBN 5-86479-088-5

Роскошное оформление. Финская полиграфия. Основу составили статьи, опубликованные в журналах "Япония сегодня" и "Знакомьтесь - Япония", а также монографии авторов энциклопедии (всего авторов 41). Основные темы: 1) История и мифология, 2) Природа, природа в культуре и традициях, префектуры и города, 3) Государство и общество, 4) Экономика, 5) Повседневная жизнь, кулинария, спорт, 6) Культура, 7) Российско-японские отношения. Прилагается хроника важнейших событий японской истории (с. 622-634). Энциклопедия издана при содействии Японского Фонда, компаний "Джал", "Джей Ти Интернэшнл", "Ниссе Иваи", "Искра", "Ако". Особая признательность за информационную поддержку руководители проекта выражают посольству Японии в Российской Федерации.

Перечислим несколько первых статей на букву А, чтобы составить представление об энциклопедии: Абэ Кобо (писатель), Абэ Нобуюки (премьер-министр в 1939-1940 гг.), Авадзи (самый большой остров Внутреннего Японского моря), Автомобильная промышленность (статья на три с лишним страницы), Агентство международного сотрудничества (основной орган сотрудничества Японии с развивающимися странами), Адамс Уильям (первый англичанин, ступивший на японскую землю в апреле 1600 г. и проживший там 20 лет. Статья занимает целую страницу), Адзиномото (крупнейший в Японии производитель оборудования для пищевой промышленности), Адзути (замок, возведенный по приказу Оды Нобунаги в 1576-1579 гг. в провинции Оми), Адзути-Момояма (период японской истории с 1568-го по 1600 г.), Административное деление (прилагается карта и таблица, в которой указаны название, площадь и численность населения 47 префектур), Айкидо (борьба), Айну (народ), Айти (префектура), Акадзомэ Эмон (поэтесса, 957-1041), Акан (национальный природный парк на востоке Хоккайдо), Аквалайн (уникальное инженерное сооружение, самый длинный в мире автомобильный подводный туннель и два искусственных острова)...


Япония. Справочник. В 2 ч. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001. - 135 с. (ч. 1) + 159 с. (ч. 2). Тираж 200. Формат 60х84/16. ISBN 5-8381-0015-Х

Структура справочника: 1) Общие сведения о стране, 2) Политическая система и административное устройство, 3) Особенности экономического развития, финансово-кредитная система и формы собственности, 4) Основные отрасли экономики, 5) Трудовые отношения и организация труда, 6) Япония в системе международных отношений (особенности внешнеполитического курса в 90-е гг., японо-американские и японо-китайские отношения, отношения со странами АСЕАН, корейскими государствами и Тайванем, 7) Российско-японские отношения, 8) Военная (оборонная) политика и концепции обеспечения безопасности (программа строительства сил самообороны, японо-американский союз безопасности), 9) Просвещение (исторический очерк, система образования).

Приложения: 1) Совместная декларация СССР и Японии 1956 г., 2) Токийская декларация о российско-японских отношениях 1993 г., 3) Московская декларация об установлении созидательного партнерства между РФ и Японией 1998 г., 4) Меморандум о создании основ для развития диалога и контактов между Министерством обороны РФ и Управления национальной обороны Японии 1999 г., 5) Статистика "базовых сил обороны", программа закупок боевой техники и вооружения, бюджетные планы строительства сил самообороны с 1957 г., доля военный расходов Японии по отношению к ВНП (1987-1999), направления сотрудничества Японии и США по вопросам обороны, 6) Японские учреждения, компании, рестораны в Москве; российские учреждения в Японии; токийские гостиницы; представительства иностранных авиакомпаний в Токио; справочная служба железной дороги Синкансэн; медицинские учреждения в Токио; русские рестораны в Токио.


Олег Розанов. Япония: История в наградах. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. - 127 с., ил. Тираж 3000. Формат 84х108/16. ISBN 5-8243-0235-9

Все ордена и медали Японии за 125 лет существования ее наградной системы. Каждая награда не только показана крупным планом на цветной иллюстрации, но и представлена в "историческом интерьере", на фоне событий, которые обусловили ее учреждение и сопутствовали ее существованию. Структура книги: 1) О наградной системе Японии, 2) Японские медали: четыре "эпохи" - Мэйдзи, Тайсе, Сева, Хэйсэй. От венной медали 1874 года за поход на Тайвань до наград японских сил самообороны, 3) Ордена, 4) Награды японских "марионеток" (Маньчжоу-Го, Внутренняя Монголия). Обратите внимание на первый (неофициальный) японский орден: это орден государства Сацума-Рюкю 1866 года, выполненный в форме красной пятиконечной звезды с крестом в центре.

Приложение: список граждан СССР (всего 10) и РФ (всего 5 на момент выхода книги), удостоенных государственных наград Японии. В основном это Орден Священного сокровища.


Майя Герасимова. Киотский альбом: История, культура, традиции. - М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2002. - 186 с. Тираж 1000. Формат 70х108/16. ISBN 5-89282-133-1 (ИВ РАН), ISBN 5-93675-023-Х (Крафт+)

Первая работа в отечественном японоведении, специально посвященная городу Киото. В книге воссоздана историко-культурная панорама протяженностью более чем в десять веков, в течение которых Киото был столицей Японии. За это время значение Киото в жизни страны неоднократно менялось. Сперва это была "столица мира и спокойствия", Хэйанке. Там процветали искусства, и превыше всего ценилось умение почувствовать моно-но аварэ, "очарование вещей", в любом предмете, явлении, человеческом чувстве или действии. То была эпоха небывалого расцвета японской культуры, эпоха Хэйан. Она длилась с 794 г., когда и был основан Киото, до 1185 г., когда фактически власть перешла в руки военных правителей, которые расположили свою ставку в местечке Камакура, далеко на восток от столицы. Так с возвышения воинского сословия начался камакурский период (1185-1333) в истории Японии. Однако на протяжении этого и последующих периодов - Муромати (1392-1568), Момояма (1573-1600) и Эдо (1603-1867) - император со своим двором находился в Киото, и в течение всего этого времени город назывался просто "столица", мияко. Сегодня для Японии Киото - это своеобразный "анклав" традиционных искусств, город-хранитель культурных традиций. Японцы называют старую столицу "родиной своей души", кокоро-но фурусато. Из великого множества памятников (в Киото 1650 буддийских монастырей и 400 синтоистских святилищ) автор подробно рассказывает о тех, в которых "спрессована" история старой столицы в ее узловых моментах.


Александр Мещеряков, Максим Грачев. История древней Японии. - СПб.: Гиперион, 2002. - 511 с. Тираж 1000. Формат 60х88/16. ISBN 5-89332-060-3

Систематическое изложение японской истории с древнейших времен до конца периода Нара (784 г. плюс еще десять лет, когда двор находился в Нагаока, так что 794 г.). Работа выполнена в Институте востоковедения РАН. Авторы пишут в предисловии: "мы считаем своим долгом отметить явное снижение интереса западных специалистов по отношению к древнеяпонской истории, а также понижение уровня имеющихся исследований". Главное внимание авторы уделяют периоду Нара (710-794), так как именно в этот период высокоцентрализованное государство древности достигло своего рассвета. Кроме того, в эту эпоху формируются некоторые важнейшие историко-культурные и социальные парадигмы, которые будут "работать" и в более позднее время. Иными словами, в период Нара закладываются как основы японской культуры, так и того, что авторы называют "японским менталитетом". Авторы ориентируются на самые последние достижения и открытия японских историков и археологов, но, помимо этого, предлагают оригинальные интерпретации проблем, пока не ставших предметом детального анализа в исторической науке: а) функционирование древнего японского государства как информационно-коммуникативной системы, б) новая интерпретация политической истории периода Нара с точки зрения выбора наиболее приемлемой идеологии (конфуцианство или буддизм), в) выявление в анализируемом периоде историко-культурных парадигм, свойственных японской истории на всем ее протяжении.


Джордж Б. Сэнсом. Япония: Краткая история культуры / Пер. с англ. Е.В.Кириллова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Евразия, 2002. - 576 с., ил. - (Пилигрим). Тираж 2000. Формат 70х100/16. ISBN 5-8071-0048-4

Книга вышла в 1931 году. Из рецензии Виктора Обухова (РЖ) на первое русское издание 1999 года: "Среди множества публикуемых в последние годы книг, посвященных истории и культуре Японии, книга Сэнсома - одна из немногих, в которой предпринята попытка дать целостный очерк японской культуры <...> Книга прослеживает развитие японской культуры на протяжении более чем 1500 лет - со времен "незапамятных", в каковые безвестно формируется всякий уважающий себя народ (и в которые обязательно пытается сделать экскурс всякий уважающий себя исследователь истории этого народа), и до 17 века [на самом деле до конца эпохи Эдо, то есть до 1868 года. - Р.Г.] <...> К достоинствам книги следует отнести прежде всего обилие фактического материала <...> Однако при этом далеко не каждое явление освещено в книге так, как ему подобает. Скажем, сведения о литературе (беру пример из явлений крупных) даются совсем уж мимоходом. Не очень внятно написано о самурайском кодексе. Довольно много внимания уделено религии (буддизму, конфуцианству, христианству), но, кажется, подробное освещение этой темы - не столько результат специальной заинтересованности автора, сколько его дань европейским традициям исторической науки. Вообще, создается впечатление, что Сэнсом пытается мерить японскую культуру европейской меркой, и она противостоит ученому так же успешно, как противостояла некогда китайской культуре, все-таки оставаясь в результате - и для самого автора, и для читателей его книги - "неповторимой и притягательной, манящей и ускользающей"". Книга богато иллюстрирована.


История и культура Японии: Сб. статей. - М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001. - 287 с. Тираж 1000. Формат 60х90/16. ISBN 5-89282-152-8 (ИВ РАН), ISBN 5-93675-014-0 (Крафт+)

Состав сборника: 1) Е.С.Бакшеев. Древнейшие истоки погребального обряда могари по археологическим данным периодов Дземон и Яей. 2) А.Н.Мещеряков. Возвышение рода Фудзивара (китайская образованность, политическая система и официальная идеология в Японии VII-VIII вв.). 3) М.В.Грачев. О составе древнеяпонского придворного чиновничества в первой половине VIII в. 4) Е.Б.Сахарова. К вопросу о степени контроля государством Ямато периферии (конец VII - начало VIII вв.). 5) Е.К.Симонова-Гудзенко. Особенности восприятия пространства в эпоху "Манъе:сю". 6) А.М.Горбылев. Эволюция представлений о сакральном пространстве в VII-XV вв. "Мандализация" пространства (от слова "мандала", разумеется. - Р.Г.). 7) Э.Г.Ким. Первое японское посольство в Европу 1582-1585 гг. 8) Н.Н.Трубникова. Знак и действительность в буддийском "тайном учении" Ку:кай. "Се: дзи дзиссо:-ги" ("О смысле слов: голос, знак и действительный облик"). 9) Д.Г.Главева. Самосовершенствование и свободная воля в учении и практике дзен-буддизма (на примере трактата Хакуина "Оратэгама"). 10) Е.В.Африна. Особенности иконографии дзэнской монохромной живописи эпохи Муромати (на примере школы Ами). 11) Е.М.Дьяконова. Старцы-рассказчики в "исторических повествованиях" эпох Хэйан и Камакура (XI-XIV вв.). 12) И.А.Боронина. Художественный мир "Синкокинсю:". 13) Т.Н.Снитко. К вопросу о специфике организации японского культурного пространства.


Япония-2000: Консерватизм и традиционализм. Japan-2000: Conservatism and Traditionalism. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Центр по изучению современной Японии, Институт востоковедения РАН, Японский фонд, 2000. - 303 с. Тираж 500. Формат 60х88/16. ISBN 5-02-018240-0

Содержание коллективной монографии:

Часть I. Государство и политика. 1) С.Б.Маркарьян. Институт императора как фактор устойчивости государственной системы в Японии. 2) В.Н.Еремин. Традиция в политике и праве Японии: взгляд из России. 3) Э.В.Молодякова. Устойчивые и подвижные элементы в бюрократической системе Японии. 4) Д.В.Стрельцов. Элементы традиционализма в системе принятия решений правительственными органами. 5) К.О.Саркисов. Неоконсерватизм и теория "третьего пути": японский контекст.

Часть II. Экономика и бизнес. 6) И.П.Лебедева. Традиции и экономическая целесообразность в японском бизнесе (на примере системы субподрядных отношений в промышленности). 7) Т.Н.Матрусова. Национальные традиции и западные технологии в японском менеджменте: история взаимодействия. 8) И.Л.Тимонина. Традиционные основы региональной политики японского государства. 9) Н.Ф.Лещенко. Исторические корни японской философии бизнеса.

Часть III. Культура, наука, общество. 10) Е.Л.Катасонова. Японская культура: вековые традиции в контексте динамичной современности. 11) Ю.Д.Денисов. инновационный потенциал Японии: что снижает его эффективность? 12) И.С.Тихоцкая. Роль традиций в современной японской семье.


Актуальные проблемы современной Японии: Сб. статей. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. - 154 с. Тираж 150. Формат 60х84/16. ISBN 5-8381-0046-Х

Ежегодный выпуск сборника статей по актуальным проблемам современной Японии. Состав: 1) И.А.Цветова. Некоторые итоги эволюции современной партийно-политической системы Японии. 2) А.В.Шлындов. Япония и ООН: проблемы и перспективы. 3) А.В.Семин. Японо-китайские отношения на рубеже веков. 4) Г.В.Белокурова. Эволюция социально-экономической модели Японии в 80-90-е годы и современное состояние экономики страны. 5) Ю.С.Столяров. Проблемы финансово-кредитной системы Японии. 6) Н.В.Анисимцев. Правовые и политические проблемы раскрытия государственно-административной информации в Японии. 7) В.Н.Бунин. О коррупции в силах самообороны Японии. 8) О.Н.Железняк. Акира Куросава - режиссер мирового кино. 9) Н.П.Тебин. Хронология внутриполитических событий и внешнеполитических контактов Японии в 2000 году.


Зоя Каткова, Юрий Чудодеев. Китай - Япония: любовь или ненависть? К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия (VII в. н.э. - 30-40-е годы ХХ в.). - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001. - 371 с. Тираж 1000. Формат 60х90/16. ISBN 5-89282-165-Х

В монографии впервые в российском китае- и японоведении предпринята попытка наметить основные черты и проследить вехи в эволюции стереотипов китайско-японского взаимовосприятия, выявить те его компоненты, которые проявляются в современном подходе китайцев и японцев друг к другу. Авторы подчеркивают, что "в российской историографии пока отсутствуют обобщающие исследования по проблемам китайско-японского взаимовосприятия. На Западе и в Японии в разное время было опубликовано несколько работ, авторы которых (Такэути Минору, Это Синкити, Ч.Джонсон, А.Уайтинг и др.) <...> в частности, подчеркивают уникальный характер китайско-японских отношений". Авторы делают акцент на китайском образе Японии, а не на японском образе Китая. Второе издание книги дополнено разделами, охватывающими 20-40-е гг. ХХ века. В заключении авторы подчеркивают "утилитарное отношение лиц китайской национальности к Японии, что прослеживается в течение всей истории китайско-японских отношений в новое и новейшее время". Они отмечают, что "в отличие от японцев в сегодняшних китайских взглядах на Японию присутствует мало сентиментальности <...> Ощущение, что Япония представляет реальную угрозу для Китая, стало постепенно исчезать, однако на смену ему не приходит доверие, как к другу <...> В Японии, в свою очередь, крепнет ощущение, что она должна взять на себя значительную долю ответственности за дальнейший прогресс Китая. Такого рода подход, окрашенный в значительной степени в эмоциональные тона, лишен <...> комплекса "низший - высший". Нынешний тип взаимодействия двух социумов <...> не имеет прецедента в истории отношений Китая и Японии". И все же авторы выражают опасение, что в случае обострения китайско-японских отношений наружу снова могут выйти негативные компоненты восприятия Японии.


А.В.Семин. Внешнеполитические ориентиры Японии и Китай (90-е гг. ХХ в.). - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2001. - 176 с. Тираж 200. Формат 60х84/16. ISBN 5-8381-0021-4

Дополняя предыдущую книжку (здесь рассматривается современный этап отношений двух стран), монография А.В.Семина вместе с тем проникнута несколько иной установкой: здесь за точку отсчета принята именно Япония, а не Китай. Автор сообщает, что в 90-е годы Япония утвердилась в качестве ведущего торгового партнера КНР. Японский ссудный капитал сыграл немалую роль в процессе реформирования китайской экономики. Однако в эти же годы приобрел новую актуальность вопрос о политическом взаимодействии Японии и Китая как крупнейших субъектов системы региональных связей в Азиатско-Тихоокеанском регионе и влиятельных членов международного сообщества. По инициативе, главным образом, Токио, поддержанной встречным движением из Пекина, страны сделали ряд шагов по налаживанию политического диалога. Его ход показал, что страны с трудом движутся к взаимопониманию. Не полностью преодолены обоюдные подозрительность и недоверие, тормозящее воздействие оказывает ряд в прошлом отложенных и до сего времени не решенных проблем (Тайвань; территориальный спор о принадлежности островов Сенкаку (Дяоюйдао); вопрос о компенсации ущерба, нанесенного Японией Китаю в результате войны против него). Автор также констатирует усиление зависимости внешней политики Японии от США.


Алексей Басов. Самурай. - М.: Интердиалект+, 2000. - 303 с., ил. Тираж 2000. Формат 84х108/32. ISBN 5-89520-032-Х

Из авторской аннотации: "Эта книга посвящена одному из самых загадочных и прекрасных явлений Востока - тысячелетней истории рыцарей Японии - самураев <...> Ореол загадочности и тайны окружает образ молчаливого воина, имя которого - Самурай <...> Его следы теряются в седой мгле веков и уходят в неизвестное будущее. Он твердо ставит ногу и бесстрашно идет по Пути Воина вне пространства и времени. Его нет, но он незримо присутствует <...> Предтеча ли он грядущего или призрак прошлых времен? Кем были эти люди, поклонявшиеся красоте и создавшие кровожадную культуру эстетов-убийц, находящих упоение в бою, на краю бездны, знающие запах и вкус крови, установившие с жизнью и смертью отношения предельной свободы?" Содержание книги: Страна Ямато. Путь Богов. Проникновение в Японию буддизма и конфуцианства. Слияние религий. Император и его двор. Возникновение и становление самураев. Смута: самураи на пути к власти. Великая война военных домов Тайра и Минамото. (1156-1185.) Первый сегунат. Мировоззрение самураев. Общество самураев. Нашествие монголов. Падение камакурского сегуната. Новая династия сегунов. "Золотой век" самураев. Война годов Онин. Борьба за объединение страны. И т.д. вплоть до начала периода Мэйдзи (1868) и отмены сословия самураев.


Ихара Сайкаку. Повести о самурайском долге / Пер. с яп. Т.Редько-Добровольской. - М.: Гудьял-Пресс, 2001. - 329 с. - (Миллион богов). Тираж 3000. Формат 84х108/32. ISBN 5-8026-0103-5

Избранные произведения классика японской литературы (1642-1693). Новеллы расположены по сборникам в порядке хронологии их публикации, внутри сборников - по циклам (свиткам), установленным самим автором. Представлены (понятное дело, не полностью) следующие сборники: "Двадцать непочтительных детей Японии", "Дорожная тушечница", "Записки о хранителях самурайской славы", "Повести о самурайском долге", "Новые записки о том, что смеха достойно", "Превратности любви", "Сопоставление дел под тенью сакуры в нашей стране", "Заветные мысли о том, как лучше прожить на свете". Сборники "Последний узор, вытканный Сайкаку" и "Ворох старых писем" увидели свет лишь после смерти писателя и были подготовлены его учениками. Аутентичность этих произведений доказана японскими филологами. Перевод осуществлен по изданию: "Тэйхон Сайкаку дзэнсю", Токио: Тюокоронся, 1975-1977. Книга снабжена иллюстрациями, взятыми из старинных японских изданий Сайкаку. Созданные известными мастерами гравюры XVII века Есидой Хамбэем и Макиэси Гэндзабуро, эти иллюстрации, как и проза Сайкаку, изобилуют всевозможными бытовыми деталями и конкретными приметами эпохи.


О:кагами - Великое зерцало / Пер. с древнеяп., исследование и коммент. Е.М.Дьяконовой. - СПб.: Гиперион, 2000. - 287 с. Тираж не ук. Формат 60х90/16. ISBN 5-89332-027-1

Из предваряющего публикацию 30-страничного исследования Е.М.Дьяконовой: "На закате "золотого века" японской традиции и культуры - эпохи Хэйан (794-1185), в предчувствии более суровой и мужественной "самурайской эры" японцы ощутили потребность осознать себя. Было создано несколько произведений, заключающих в себя жизнеописания выдающихся людей эпохи и связанных между собой хронологически, тематически и стилистически. В филологической науке они получили название "исторические повествования" (рэкиси моногатари), в них происходило пересоздание реальности с помощью бесчисленных биографий; история в них рассматривалась как череда человеческих судеб <...> О:кагами было написано либо в 1025 г., либо в середине, либо в конце XI в., а по другой версии - в XII веке. Композиционно сложное произведение представляет собой серию жизнеописаний императоров и высших сановников из рода Фудзивара с 850 по 1025 г. Национальная жизнь интерпретировалась анонимным автором как серия биографий; жизнеописание для него было наиболее адекватной формой изображения времени. Сочинение "Великое зерцало" написано в жанре "беседы посвященных", воспоминаний двух старцев, свидетелей незапамятных событий". Сообщается также, что герои "Великого зерцала" действуют в других классических произведениях: в "Исэ моногатари", "Ямато моногатари", в "Дневнике эфемерной жизни", в "Повести о славе". Стихотворения, которые по сюжету книги сочиняются героями, включены в знаменитые "императорские" антологии - "Кокинсю", "Синкокинсю" и др. Переводу сопутствуют подробные комментарии и обширный справочный аппарат. На русский язык памятник переведен впервые.


У Заставы Одинокой сосны: Сборник японских пятистиший (танка) / Пер. с древнеяп., коммент. И.А.Борониной, А.Е.Глускиной. Сост., предисл. И.А.Борониной. - М.: Толк, 2000. - 282 с. Тираж не ук. Формат 84х108/32. ISBN 5-87607-001-7

Состав сборника: 1) 42-страничное исследование И.А.Борониной "Поэзия танка". 2) Песни из "Кодзики" ("Записи древних дел") и "Нихонги" ("Анналы Японии"). В этих литературных памятниках много лирических эпизодов, насыщенных стихами. В основном это литературно обработанные народные песни. 3) Песни из "Манъесю", первой антологии вака ("японской песни") 759 года. 4) Песни из антологии "Кокинсю", 905 г., и из антологии "Синкокинсю", 1205 г. Издание снабжено подробным комментарием.

Из исследования И.А.Борониной: "Главным эстетическим принципом древней поэзии был "макото" (истина, искренность), он предусматривал достоверность отражения виденного и слышанного, подлинность и искренность выражаемых в поэзии чувств. В японской литературной критике этот принцип разъясняется как "мэйдзетеку" (ясность, чистота, прямота, непосредственность). Иначе говоря, требовалось ясно и прямо выражать то, что на сердце, не прибегая к иносказаниям, туманным намекам и т.д. <...> Для японского поэтического мышления характерно одухотворение и обожествление природы, эмоциональное слияние человека с ней. Религиозный культ Синто обожествлял природу, населяя ее богами и духами <...> Человек жил в тесном единении с природой, ощущая себя неотъемлемой ее частью".


Синсэн вакасю - Вновь составленное собрание японских песен / Пер. с древнеяп., предисл. и коммент. И.А.Борониной. - СПб.: Гиперион, 2001. - 255 с. - (Японская классическая библиотека. XVI). Тираж 3000. Формат 70х90/32. ISBN 5-89332-049-2

Из предисловия И.А.Борониной ""Синсэн вакасю" - собрание шедевров классической поэзии Японии": "В 930 году император Дайго (899-930) издал указ о создании новой поэтической антологии - "Синсэн вакасю" <...> Составление антологии поручил он скромному придворному чиновнику 5-го ранга (а всего их было 7 в тогдашней табели о рангах), ученому поэту Ки-но Цураюки. Тому самому, которому в 905 году было поручено составление первой императорской антологии - "Кокинсю" [включавшей 1111 песен] <...> Однако император вскоре умер", но Цураюки решил довести работу до конца и собрал 360 песен за почти 240-летний период. Настоящее издание является полным. Кроме того, оно содержит комментарии И.А.Борониной к Предисловию Ки-но Цураюки и к песням, указатель известных авторов сборника (71) и краткий словарь литературно-эстетических терминов и понятий, встречающихся в книге (а именно: Аварэ, Бебу-ута, Вака, Гэнсо, Дзе, Едзе (Амари-но кокоро), Еэн, Ирогономи, Какэкотоба, Кана бунгаку, Канси, Карон, Киго, Кокоро, Котоба, Котобагаки, Макото, Макура-котоба, Митатэ, Мияби, Моно-но аварэ, Мудзе, Мэйдзетеку, Нагаута (Тека), Окаси, Роккасэн, Собоку, Сэдока, Танка, Усин-но дзе, Ута, Утаавасэ, Утамакура, Ута-моногатари, Хайкай, Хайку, Хасигаки, Хонкадори, Энго, Югэн).


Танэда Сантока. Стихи и проза / Пер. с яп., предисл. и коммент. А.А.Долина. - СПб.: Гиперион, 2001. - 254 с. - (Японская классическая библиотека. XIX). Тираж 3000. Формат 70х90/32. ISBN 5-89332-051-4

Танэда Сантока (1882-1940) - легендарный дзэнский поэт-странник, последний в своем роде. Состав сборника: стихи из книг "Плошка для подаянья", "Травяная пагода", "Через горы и воды", "Листья хурмы", "Один в этом всем", "В пути прошу подаяния", из разных книг; прозаический дневник из "Хижины одинокой былинки" (последний год жизни). Из аннотации А.А.Долина: "Жизнь этого неприкаянного бродяги, чьим кумиром всегда оставался Басе, служит как бы переходным звеном от многих поколений дзенских мастеров и подвижников далекого прошлого к послевоенному поколению американских "бродяг дхармы", поэтов-хиппи во главе с Гэри Снайдером, скитавшимся по японским островам в надежде обрести сатори..." На русском языке публикуется впервые.


Удар Солнца или Гири - чувство чести. - М., СПб.: РГБ, Пашков дом, Летний сад, 1999. - 287 с. - (Восточная коллекция). Тираж 3000. Формат 70х100/32. ISBN 5-89740-012-1

Издательская аннотация: "Настоящий сборник - дань памяти русских японоведов, работавших во Владивостоке на японской кафедре Восточного института в начале ХХ века. Среди них и безвестный ныне молодой студент Л.Богословский, и основатель кафедры Е.Г.Спальвин, один из виднейших японистов 10-20-х годов нашего столетия, и талантливый мифолог и этнограф Н.П.Мацокин. Большая часть работ, помещенных здесь, посвящена обычаям и установлениям японского военного дворянства - самураев с их этическим учением бусидо ("путь воина") <...> Знаменитая статья Н.П.Мацокина долгое время по справедливости считалась одной из лучших отечественных работ, посвященных японскому солнечному мифу, центральному в государственной мифологии Японии: о сокрытии небесной богини Аматэрасу в небесной пещере и выманивании ее оттуда другими небесными богами <...> Объединив эти работы под одной обложкой, составитель разработал свой оригинальный сюжет". Состав сборника: 1) Леонид Богословский. Харакири (часть работы "К вопросу о характеристике японцев: Этические основы жизни благородного сословия в Японии", 1902). 2) Леонид Богословский. Месть Кадзумы (другая часть той же работы). 3) Леонид Богословский. (вступление к той же работе). 4) Леонид Богословский. Бусидо (еще одна часть той же работы). 5) Е.Г.Спальвин. Конфуцианские идеи в этическом учении японского народа (Речь, произнесенная на торжественном акте по случаю празднования десятилетия Восточного института 21 октября 1909 года). 6) Леонид Богословский. История сорока семи верных вассалов (и еще одна часть все той же работы). 7) Н.П.Мацокин. Японский миф об удалении богини солнца Аматэрасу в небесный грот и солнечная магия (1921).


Жапоналия: Этнографические мемуары. - М., СПб.: Летний сад, 2001. - 317 с. - (Восточная коллекция). Тираж 2200. Формат 70х90/32. ISBN 5-94381-027-7

Авторы-составители: Дмитрий Бандура, Андрей Фесюн, Игорь Федоренко. Из предисловия: "Любая профессия имеет свой фольклор. Пока профессия живет и процветает, все эти байки, предания и апокрифы успешно бытуют в изустной традиции и в письменной кодификации не нуждаются. Мы не хотим сказать, что профессия "японист" уже умерла. Но некоторые тенденции все-таки налицо <...> Лет 20 назад, когда авторы только выбирали будущую профессию, советское общество как раз переживало пик япономании <...> [С тех пор многое изменилось. Япония стала доступной. Японофилия сошла на нет.] И вот, собравшись однажды за кружкой пива, несколько японистов, как бывших, так и худо-бедно действующих, решили: надо как-то отметиться. Воздвигнуть памятник уходящей натуре. Лучше всего - написать что-нибудь. А то ведь жалко, ей-богу <...> Самое время предупредить: авторы ничуть не заботились о потребностях читателя, которому по каким-то причинам, возможно, интересна Япония как таковая со всеми ее тайнами и загадками". Итак, перед нами коллективные мемуары, где все японцы для удобства называются Кусаки-сан, где действительно не никакой информации о загадочной стране Ниппон, но зато масса обалденных историй, рассказанных людьми, которые бывали в Японии не туристических впечатлений ради, а по долгу службы. Работа у них такая - Япония.


Юкио Мисима. Голоса духов героев: Сб. эссе / Пер. с яп., сост., предисл. А.Г.Фесюна. - М., СПб.: Летний сад, 2002. - 252 с. - (Восточная коллекция). Тираж 1500. Формат 70х90/32. ISBN 5-94381-046-3

Сборник эссе самого знаменитого японца: "Голоса духов героев" (1966), "В защиту культуры" (1968), "Учение Ван Янмина как революционная философия" (1970). Книгу предваряет 64-страничное исследование Андрея Фесюна "Мисима Юкио - "кровавая метафора" современной Японии", написанное в 1985 году. Цитата из эссе "В защиту культуры": "Культурные категории японцев формировались не путем обретения истинного видения себя с помощью изучения образа своих действий через посредство тела; скорее, их образ мышления, сливающий воедино культуру и поступки и имеющий надстройками различные политические образования, чреват всевозможными большими и малыми опасностями. Крайний пример ограничений, накладываемых политической системой, - контроль за выражением общественного мнения военных времен; конфуцианская идеология, считавшая Гэндзи образцом распущенности, непрерывно сохранялась со времен правительства бакуфу в Эдо. Это - обычная политика попыток в каком-то месте нарушить целостность и преемственность культуры. Неверно, однако, думать, что раз культурная сущность представляет собой массовость образа действий японцев, то, где-то нарушив ее, убирают возможность дальнейшего движения. Дело в том, что усилия именно и должны быть постоянно направлены на восстановление культуры посредством общего допущения и возрождения целостности и преемственности, однако в настоящее время из формулы "хризантема и меч" выведен второй компонент, что и стало одной из особенностей современной японской культуры; возникла неограниченная эмоциональная расхлябанность. Во время войны был устранен элемент "хризантема", и ситуация качнулась в сторону обмана и лицемерия. Истерически-лицемерная роль, которую постоянно играет подавляющая сторона, сейчас точно такая же, что и в военное время".

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное