Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале / Книга на завтра


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек


Геннадий Серышев
Голоса времени
Тимофеев Л.Н., Поспелов Г.Н. Устные мемуары. - М.: Изд. Моск. ун-та, 2003. - 224 с. Тираж 1000. ISBN 5-211-09091-1

Хотя на обложку вынесены две фамилии, однако справедливости ради надо назвать еще одного человека, без деятельного участия которого эта книга просто не могла бы появиться. Профессор МГУ В.Д.Дувакин (1909-1982) был активным фоноколлекционером - за что и заслужил почетное прозвище "Пимен с магнитофоном". Вооруженный этим (довольно громоздким по тем временам) прибором, он терроризировал более или менее знаменитых современников, заставляя их садиться перед микрофоном, пить чай и делиться своими воспоминаниями. Многочисленные записи, сделанные Дувакиным, хранятся в Фонде его имени в Отделе фонодокументов Научной библиотеки МГУ и по мере расшифровки и обработки выходят в свет. Беседы с Л.Тимофеевым (1904-1984) и Г.Поспеловым (1899-1992) - очередное издание из этой серии книг.

Два собеседника Дувакина хорошо известны каждому, кто имеет отношение к филологии. Впрочем, фамилии "Тимофеев" и "Поспелов" вряд ли вызывают радостные воспоминания в филологических душах - речь идет, конечно, не о самих носителях этих фамилий, а о книгах, на обложках которых эти фамилии были напечатаны. Теория литературы - дисциплина, что называется, "на любителя"; а деятельность двух исследователей была связана преимущественно с этой непростой наукой. Даже сегодняшние студенты знают "Словарь литературоведческих терминов", некогда составленный Л.Тимофеевым, и учебник "Теория литературы", написанный Г.Поспеловым (кое-кто даже читает эти книги - например, в ночь перед соответствующим экзаменом или зачетом); а уж в былые времена ими пользовались повсеместно. С другой стороны, это были не просто известные ученые, но и научные оппоненты - в каком-то смысле даже антагонисты; причем антагонизм восходил к бог знает каким годам - к яростным идеологическим дискуссиям еще довоенных времен. Поэтому "соположение" их мемуаров уже изначально предполагает некоторую "драматургию" - элемент полемики, хотя бы и заочной.

С Тимофеевым Дувакина связывали особые отношения. Еще в конце 1920-х годов, являясь студентом этнологического (был такой) факультета МГУ, он занимался в тургеневском семинаре, которым руководил аспирант Тимофеев. А в конце 1930-х годов, став в свою очередь аспирантом, Дувакин под руководством все того же Тимофеева работал над кандидатской диссертацией. Тимофеев привлек Дувакина и к преподаванию в ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы) - то есть в каком-то смысле стоял у истоков его научной деятельности. Может быть, поэтому и беседа Дувакина с Тимофеевым сложилась более живо и занимательно. А может быть, сказалась разница в возрасте (и, соответственно, в темпераменте и живости изложения): если Тимофееву на момент беседы было лет 65, то Поспелов оказался у дувакинского микрофона, когда ему было уже за 80.

Магнитофонная запись (даже в "бумажном" варианте) неплохо передает своеобразие личности каждого из мемуаристов. Нельзя сказать, чтобы записанные беседы пестрели какой-нибудь сенсационной информацией и "жареными" фактами, но чтение все же довольно занимательное - разумеется, для тех, кого интересует история нашей литературоведческой науки: она предстает здесь в изрядно "демифологизированном" (а местами чуть ли не в "домашнем") виде. Особый угол зрения задается и самим жанром устных мемуаров. Впрочем, слово "мемуары" даже не очень подходит, ибо традиционно обозначает нечто обдуманное, подготовленное, срежиссированное (классический пример, сразу приходящий в голову, - записи Ираклия Андронникова); здесь же сидевшие перед микрофоном люди, хотя и имели огромный опыт общения с аудиторией, ничего не "играли", не "входили в образ": просто вспоминали - спонтанно или отвечая на более или менее "провокационные" вопросы интервьюера. Очень ценно, что расшифровка фонограмм воспроизводится абсолютно аутентично - без всякой редактуры, с сохранением оговорок и речевых ошибок, с указанием на паузы или особые интонации говорящих. Подобный текст требует от читающего совершенно особенного "поворота" восприятия - словно бы втягивает в сотворчество: неминуемо приходится читать "вслух" - пусть беззвучно, про себя, но как бы проговаривать реплики за собеседников, повторяя их интонации, эмоции и "внутренние жесты". Разумеется, стиль говорящего ощущается всегда - будь то речь письменная или устная; но в устной речи, если можно так выразиться, "стиля больше". И то, как человек говорит, в соединении с тем, что сказано, служит дополнительной (и весьма яркой) характеристикой личности.

Сложилось так, что студенческая молодость мемуаристов оказалась связана с колоритной фигурой В.Брюсова - который им обоим запомнился довольно отчетливо. В МГУ, где учился Г.Поспелов, поэт преподавал в качестве "совместителя". Что же касается Л.Тимофеева, то он в 1920-х годах учился в ВЛХИ (Высший литературно-художественный институт), начало которому положила поэтическая студия при ЛИТО Наркомпроса, организованная В.Брюсовым в самом начале 1920-х годов. Лекции там читали не только ученые, но и многие известные поэты: А.Белый, Вяч.Иванов - и, разумеется, сам Брюсов. При всей монументальности его личности, не обходилось и без курьезов:

"...Вспоминаю Брюсова как преподавателя латинского языка. Он выдвинул очень оригинальную теорию, что не надо никаких ни грамматик, не надо правил изучать, а нужно изучать этот самый язык только практически - в процессе разговора. И вот он решил собрать, значит, нашу публику и учить ее с голоса: обращаться к нам по-латыни и добиваться, чтобы ему по-латыни же и отвечали. Тут он избрал меня как некое переходное звено, потому что он случайно, кажется, на вступительных экзаменах, что ли, он, значит, узнал, что я немного знаю латынь. И вот на первом же занятии нашего семинара он обратился ко мне с каким-то длинным вопросом, на который, полагал, что я ему сейчас же и отвечу. Но мои познания, в разговорной латыни тем более, были, так сказать, невысоки, и я был в состоянии ему отвечать только "ita", что значит "да", и, значит, наоборот, "non ita", что значит "нет". <...> И я отвечал "ita" или "non ita", что длилось примерно два или три семинара. В конце концов он все-таки рассыпался, и идея его научить нас античному языку, значит, при помощи бытовых разговоров все-таки не осуществилась".

В воспоминаниях немало колоритных черт и черточек литературного и окололитературного быта Москвы 1920-х годов. Допустим, рассказ Тимофеева о привидении, которое якобы обитало в доме 52 по Поварской ул. в Москве (послужившем, кстати, прототипом дома Ростовых в "Войне и мире"): в 1920-х годах именно там находился ВЛХИ; к тому же это был "Дом ФОСПа", где размещались штабы всевозможных писательских организаций, в том числе и РАПП - членом которой состоял Тимофеев. И вот член Российской ассоциации пролетарских писателей (разумеется, человек сугубо атеистических наклонностей) пытается вместе с приятелем ночью выловить некую белую женщину, а также постичь причину странных стуков... На замечание Дувакина, что позитивисту такое времяпрепровождение вроде бы не пристало, Тимофеев поясняет: "Я хотел внести ясность в это... Материализовать это явление". Но, судя по всему, полтергейст так и остался неразоблаченным.

Свое вступление в РАПП Тимофеев объяснял стремлением вырваться из чересчур академичной среды (в конце 1920-х он был аспирантом литературного отделения РАНИОНа - Ассоциации институтов общественных наук): "Я был очень увлечен. Там было очень живо, интересно, очень много всяких новых вещей, новые люди, и для меня РАПП имел такое большое значение - ну, как такой скачок от моей традиционной обстановки к современной текущей такой окружающей жизни". О сотрудничестве в журнале "На посту" (который еще в 1920-х годах получил заслуженное прозвище "рапповской дубинки") и вообще о членстве в РАПП (по крайней мере, на первой стадии) Тимофеев в начале 1970-х годов вспоминает не только без раскаяния, но едва ли не с ностальгическим чувством - хотя и признает, что дух этой организации со временем менялся не в лучшую сторону: "РАПП я вспоминаю положительно приблизительно до 31-го года. В 31-м году я как-то ощутил очень большую их затхлость. Я почувствовал... ушла вот та нотка связи с жизнью, интересов, какое-то движение, - вот, которая меня к ним привлекла... Начались какие-то скучные совещания, начались какие-то там проработочные заседания... Было скучно и утомительно".

Конечно, речь заходит и об идеологической борьбе 1920-1930-х годов. Одним из ее эпизодов было разоблачение так называемой "переверзевщины" - то есть критика литературоведческой школы В.Переверзева. К числу его наиболее близких учеников принадлежал Поспелов - а одним из наиболее активных критиков оказался Тимофеев: "...помню, я сказал Переверзеву, что "Валериан Федорович, хочу Вам сказать, что мне "На литпосту" предложил написать статью о Вашей системе, в таком несколько критическом аспекте, как мне представляется". Помню, он, конечно, был этим очень недоволен, посмотрел на меня колючими глазами очень, сказал: "Хорошо, посмотрим", - и мы расстались. Потом, значит, я бабахнул эту статью, которая... в некоторых отношениях правильно его задевала, в некоторых отношениях, конечно, была весьма наивна. И вот тогда начался тарарам, потому что она была таким толчком к тому, чтобы эти самые лавинные силы, которые против него накапливались, значит, осуществились". Правда, по утверждению Тимофеева, в разразившемся затем погроме он участия не принял, так что они с опальным Переверзевым даже сдружились - и дружба эта продолжалась до самого 1938-го (когда внезапно оборвалась вместе с жизнью Переверзева).

Но об участниках переверзевской "школки" Тимофеев говорит иначе - без особой симпатии: "Геннадий Николаевич Поспелов - схоласт ужасный. <...> Переверзев не любил теоретизировать. <...> А Поспелов наоборот - он непрерывно теоретизирует, он создал невероятно сложные и запутанные системы всех понятий, которые существуют. У него на все случаи свой ярлык, своя булавка, на которой та или иная вещь, поэтому по типу мысли Поспелов очень далек от Переверзева и не интересен, потому что эта сугубо теоретическая конструкция, конечно, много дать не может". Справедлива такая оценка или нет - дело не в этом: суть в том, что и через 30-40 лет после жарких "идейных" споров их перипетии продолжали волновать их былых участников. Сложные отношения между Тимофеевым и Поспеловым достаточно хорошо известны. Так, в одном из писем литературоведа А.Белкина к Тимофееву, написанном еще в середине 1930-х годов, сообщалось: "В порядке сплетни: Поспелов не захотел присылать Вам свой доклад о Пушкине из боязни... Говорит, у него с Вами особые счеты..." В общем, переплетение "личного", "научного" и "общественного" создает довольно насыщенную и колоритную картину.

Многие "научные" реалии сталинской эпохи, о которых говорили мемуаристы, для сегодняшнего читателя должны показаться просто фантастическими - в духе если не Оруэлла, то по крайней мере Свифта. Вот, например, Поспелов и Дувакин хором вспоминают про дискуссию середины 1930-х годов между "вопрекистами" и "благодаристами". Несмотря на игривые названия, речь шла о вещах, по тогдашним временам, более чем серьезных: о реализме и народности как основных критериях художественности и о том, какими путями писатель вообще приходит к реализму. С точки зрения одних ("благодаристы"), писатель становится реалистом благодаря своему мировоззрению - если оно "правильное", разумеется; другие же ("вопрекисты") считали, что реалистом и народным писателем можно стать и не обладая "правильным" мировоззрением - и даже вопреки своим предрассудкам и идеологическим заблуждениям. Чувствуете, какими важными проблемами были озабочены теоретики в 1930-х годах? За "неправильную" позицию в подобной схоластической дискуссии вполне можно было вылететь с работы (а могли и арестовать, отправить в лагерь и даже расстрелять). Наших героев печальная участь миновала - поэтому о 1930-х годах они вспоминали скорее светло. Например, рассказывая о своей преподавательской деятельности в ИФЛИ, Г.Поспелов с грустью замечал: "...отношение к преподавателям там было совершенно другое, чем в МГУ (и чем раньше, и чем теперь). Тогда преподавателей ценили, на руках носили, можно сказать. Лекции сопровождались аплодисментами. Под конец курса были овации, подносили букеты роз и даже целые корзины". Что ж, времена меняются - зато, слава богу, "вопрекисты" с "благодаристами" больше не спорят...





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное