Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале Круг чтения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Русский Журнал. Круг чтения
Все дискуссии "Круга чтения"
Новости Электронных Библиотек



Анонсы "Журнального Зала" (24.12.2003)
Анонс журнала "Октябрь" - # 12

Анонс журнала "Октябрь" - # 12

О номере рассказывают Афанасий Мамедов и Инга Кузнецова:

- Инга, я помню прошлогодний двенадцатый номер журнала, мне он казался большой удачей: две отличные повести, шестнадцать рассказов (язык не повернется назвать их дилетантскими), критика… Вот только, к сожалению, не знаю, как сложилась судьба молодых авторов после публикации. Имело ли это какое-то продолжение?

- О прошлогодних дебютантах не скажу, не читала, но напомню, что в свое время в декабрьском номере был напечатан яркий, брутальный Андрей Геласимов - ныне писатель хорошо известный, один из лауреатов премии Аполлона Григорьева.

- А как ты считаешь, есть ли вообще резон отделять молодых от мэтров и не очень мэтров?

- Мне кажется, в такой концентрации новых имен в одной журнальной книжке, как это делает "Октябрь", есть большой смысл. Это что-то вроде агона: молодые и новые, которых читатель невольно сравнивает, взаимно усиливают друг друга соперничеством и тем самым создают прекрасный информационный повод для критиков.

- Не думаю, что здесь играет какую-то роль что-то помимо качества текста. Знаешь, я представил себе, что по милости свыше въезжаю в отечественную литературу на молодежном поезде - безнадежно жизнерадостным удалым искателем литературной славы… Если я заслуживаю публикации, почему бы мне не печататься вместе с Александром Хургиным, Евгением Поповым, Николаем Климонтовичем? А если нет… К чему такие авансы?

- Ты забываешь об эффекте ожидания: подсознательно мы готовы к тому, что неизвестное - оригинально (хотя, конечно, и разочарования тут воспринимаются острей). От декабрьских номеров "Октября" всегда ждешь открытий и неожиданностей. И на этот раз нечто качественно-новое произошло.

Номер открывается публикацией журнального варианта романа Олега Зайончковского "Петрович" - в полном виде он выйдет в издательстве "Проект ОГИ". Текст Зайончковского - оригинальный роман воспитания, посвященный становлению героя начиная с раннего детства. Петрович - так в семье называют маленького мальчика, который, судя по его нежеланию носить пояс с чулочками, живет приблизительно в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов. Сам он называет своих родителей и бабушку с дедушкой исключительно по именам - Петя, Катя, Ирина и Генрих.

Начало романа - очаровательный, юмористический рай детства.

- Удивляюсь, как Зайончковскому удалось совместить и последовательно удерживать замечательно легким, но далеко не поверхностным стилем и удивленный взгляд ребенка на события, и мудрый авторский взгляд на симпатичные человеческие странности.

- Читая его, вспоминаешь, насколько мир ребенка близок к природному. Казалось бы, скучные с точки зрения рафинированного читателя вещи вроде неприятной запеканки или всем знакомые переживания наказанного в углу, когда запрещено даже сходить в туалет, описаны Олегом Зайончковским так интересно и сюжетно, с таким тактом, теплом и в то же время открытой смелостью, что, читая его роман, испытываешь благодарность! Умирающие собаки, дед, хранящий игрушки своего детства, мама, которая с перекошенным от ужаса лицом ищет чадо в огромном душном магазине; старый шлепанец, соскальзывающий с папиной ноги, когда он читает "Огонек", - ко всему этому миру - а через него вообще ко всему - чувствуешь бесконечную нежность.

- А чего стоит история про то, как Петрович (которого, кстати говоря, никогда не ругают, ведь он сам очень остро переживает огорчение взрослых), этот самостоятельно мыслящий маленький человек, не прочитав положенную ему сказку про Красную шапочку, сам выдумывает ее сюжет? У него серый волк и девочка, встретившись, поженились и отправились жить к бабушке, которая очень смахивает на бабушку самого Петровича и часто делает гимнастику. Красная шапочка родила ребенка. "От кого? От волка, что ли?" - спрашивает молодая бабушка Петровича. "Тут удивился Петрович: "Почему от волка? Просто родила".

- Зайончковский разыгрывает историйки - главки - как мини-спектакли. Все зримо, динамично. А что тебе еще приглянулось?

- Вот, например, Евгений Гуф из Одессы: он написал мифологический текст под названием "Дракончик" - вполне реалистическое с виду повествование, в котором девушка становится невестой домового - буквально, без шуток. Рассказ возникает из реализованной метафоры…

-Из воплощенного страха, пожалуй.

- Гуф - безусловно, очень хорош…Не так много появляется сейчас рассказов с мифологической, дремучей подкладкой. Тем более - не сконструированных логически, а органичных. Мне также понравился и рассказ Лидии Шевяковой "Жара": ей удалось не только передать тяжелую атмосферу загазованного лета (так, что читатель при наличии воображения задыхается и отирает пот со лба), но и трагикомически разыграть ситуацию дорожной пробки, в которой бок о бок страдают пересекающиеся в своей жизни, но не всегда знающие об этом персонажи. У автора явно присутствует третий - "сатирический" - глаз.

- Инга, а ты читала рассказ Кортасара "Южное шоссе"? Это, на мой взгляд, один из лучших рассказов Хулио Кортасара. О чем он - сказать тяжело ( настоящее художественное произведение сопротивляется попытке обобщения), пересказать его в двух словах - пошлость. Помнишь, набоковское определение пошлости: он плавает с лебедем в обнимку по зеркальной глади пруда, чтобы доказать своей единственной и неповторимой, как сильно ее любит. Я могу сказать о "Южном шоссе" - там тоже жара, тоже автомобильная пробка, на подступах к славному городу Парижу, там тоже сложные людские взаимоотношения, там люди носят имена автомобильных марок, но при всем при том у этих людей есть цель. На трассе она общая, и эта общая цель меняет их, но стоит где-то вдалеке замерцать огням города, большого города, люди становятся такими, как были, - серой массой, стремящейся по своим делам. Удивительный рассказ! Метафизичный, как почти все у Кортасара. Не в том дело, что "Жара" с первого же абзаца отсылает к "Южному шоссе": экая невидаль, мы все идем в кильватере друг у друга, начиная с древнегреческих трагедий (если не раньше). "Жара" - обычный "ситуационный" поверхностный рассказ: люди и положения - и не более того. Если бы Лидия Шевякова молила: "Кортасар, помоги!", как молил Ницше в трудную минуту, когда писал знаменитое "Рождение трагедии": "Шопенгауэр, помоги!", у нее бы вышел рассказ, я в этом не сомневаюсь, но она предпочла Кортасару обычную бытовуху, обычных мордоворотов из ОМОНа, оттягивающихся у шлагбаума, и этим все сказано, по крайней мере для меня.

- Не уверена, что литературная игра в данном случае - рецепт. Мне рассказ понравился.

- А мне, Инга, очень хотелось бы отметить удивительные рассказы Александра Филимонова, работавшего редактором в журнале "Октябрь" и в этом году ушедшего из жизни. Обсуждать его рассказы вкупе с другими кажется мне некорректным, посему, если позволишь, я процитирую вступление к рассказам от редакции.

"На протяжении нескольких лет в отделе прозы нашего журнала работал Александр Филимонов - наш коллега, друг, прекрасной души человек и очень чуткий, тонкий редактор. Он писал прозу, был лауреатом премии им. Бориса Полевого за повесть "Состояние души", напечатанную в журнале "Юность", и в "Октябре" однажды вышел его рассказ в рубрике "Новые имена", но Сашина скромность и обостренная щепетильность не позволяли ему предлагать для публикации в журнале что-то еще, да и мы, признаться, не очень на этом настаивали, воспринимая его больше как друга, как доброго хранителя редакции (кого-то жилищный вопрос портит, а кому-то и сильно гадит; Саша оказался среди последних - долгое время он вынужден был жить в помещении редакции).

Потом Саша ушел на "вольные хлеба", где воли оказалось более чем достаточно, а вот хлеба, увы, чуть, работал на телевидении, писал исторические романы.

В этом году Саши не стало. Разбирая его архив, мы вдруг обнаружили немалое количество рассказов и повестей, которые никогда не публиковались. Часть из них, похоже, была написана во время его работы у нас. О каких-то из них он, помнится, говорил, но говорил как-то вскользь, к слову, никоим образом не предлагая их даже почитать. А ведь будь они в свое время опубликованы, они могли бы сделать автору имя! Вот и получается, что мы по-прежнему умеем ценить только мертвых.

Сейчас в издательстве "МИК" готовится его книга. Мы же предлагаем вниманию читателей несколько рассказов, наиболее полно раскрывающих несомненный талант Александра Филимонова".

- В заключение давай поделимся радостью рождения нового поэта - Анна Золотарева, 25-летняя участница Форума молодых писателей в Липках этого года,проживает в Хабаровске и еще никогда не печатала свои стихи в литературных журналах. Она любит Хлебникова и, вероятно, раннего Маяковского. Она ярко чувствует не только внешний мир, но и звуковую окраску русского слова. Она говорит естественно: свежая форма не декларируется изначально, а сама приходит к ней, отвечая самобытной интонации. Подборка называется "Войлок неба". Я прочту одно из стихотворений Анны Золотаревой целиком:

 

***

Тени сливаются, шествуют грузно

Тень ненасытна становится вечером ночью

Что-то кричит разъяренная муза

В пол-уха слушаю, путая, переставляя строчки.

Все ускользает, превращается в толокно

Взор выворачивается наизнанку

Как летучие мыши грифоны парят за окном

Ищут. Но не меня. В общем-то странно

Что они еще не умерли с голоду.

Кричите о буре - альбатросы бессонной ночи!

Некуда спрятаться этому жирному городу

Да он уже ничего и не хочет.

Тело теряет свои очертания

И ни черта не разобрать

На голове обозначилась талия

На животе глаза

У меня в ванной поселился ручей

Сегодня он был хрустально чист

Как утренний воздух, как слово "ничей"

Как утренний первый лист.

Целый день он весело прыгал по

Раковине, ее керамическим склонам

Сводил с ума, булькал: "С тобой

Навсегда, навсегда…" - бессонный.

Я хотела его заглушить, задушить

Поворотом крана.

Я хотела его не заметить, забыть,

Завязать, как открытую рану.

Но вдруг над ним зашумела речь

Шелестя суффиксами

Прорастая корнями

И теперь мне и ночью не лечь

Быть теперь завороженной днями

И терять очертания и за чертой

Между ударами сердца

Да!

Становиться совсем "не той"

Становиться как та вода

И журчать в небеса

С тобой

С тобой

Навсегда

Навсегда

Навсегда.

Диалог вели:

ИНГА КУЗНЕЦОВА

АФАНАСИЙ МАМЕДОВ





Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное