Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости культуры в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
11.10.2005

Шорт побери

Аксенов честно признался, что Шишкин, конечно, большой писатель, но именно поэтому нельзя просто включить его в шорт-лист, а Букера не дать; дать же Букера ему никак невозможно, потому что одну большую премию он уже получил.

Чаще других на букеровской пресс-конференции звучали три фамилии: Шишкин, Быков и Зайончковский. Члены жюри наперебой хвалили их и горевали, что такие достойные писатели не попали в шорт-лист. Тех, кто в короткий список все-таки вошел, поминали гораздо реже. И это понятно: говорить о "Венерином волосе" или "Эвакуаторе" куда приятнее, чем разбирать тексты Бориса Евсеева или Елены Чижовой.

Скроенный беспристрастными судьями шорт вышел даже не то чтобы плохим - скорее безнадежно унылым. Он состоит из романов, которые не хочется читать, - если б не профессиональная необходимость, я расстался бы с большинством из них после первых десяти страниц. Они стандартны, они предсказуемы, они движутся из точки А в точку Б по прямой, как кардиограмма покойника. Амбиции авторов явно не соответствуют их возможностя! м - они все стремятся к чему-то, на реализацию чего у них не хватает сил. Кроме того, произведения их пугающе толсты (судя по всему, за это их и полюбило жюри - роман должен быть существенного размера, не бывает романов толщиной с палец, сказал его председатель Василий Аксенов и в доказательство показал присутствующим палец).

Немудрено, что оглашение списка финалистов вызвало даже некоторое подобие скандала. Наталья Иванова вежливо поинтересовалась у членов жюри, как им удалось добиться столь полной аннигиляции художественных критериев? На что Аксенов честно ответил, что Шишкин, конечно, большой писатель, но именно поэтому нельзя просто включить его в шорт-лист, а Букера не дать; дать же Букера ему никак невозможно, потому что одну большую премию он уже получил. От такой откровенности присутствующие несколько растерялись, и новых вопросов не последовало.

Но каков бы ни был шорт, а профессиональные приличия требуют его обозреть. Начнем с самой большой неожиданнос! ти - жюри сочло достойными финала сразу два романа красноярско! го проза ика Романа Солнцева. Правда, засчитав их за один - Аксенов по такому поводу даже придумал специальное определение "сибирская дилогия". "А автор тоже считает их дилогией?" - спросили из зала. Жюри сделало вид, что не расслышало.

Кажется, впрочем, на деле романы "Минус Лавриков. Книга блаженного созерцания" и "Золотое дно (Несгоревшая летопись Льва Хрустова)" имеют между собой мало общего. "Кажется" - потому что, каюсь, читал я из них только первый. Совсем уж было надумал взяться за "Золотое дно", но тут Лиза Новикова сообщила, что там речь идет о саянских гидростроителях - и я дрогнул. Да и прочие аннотации ! и пересказы оптимизма не прибавили - если уж местные рецензенты, к автору по определению расположенные, говорят о "художественной публицистике"... К тому же роман отменно толст - в два, а то и в два с половиной пальца Василия Павловича.

Но окончательно отговорил меня от погружения на "Золотое дно" "Минус Лавриков". И не сказать, что роман как-то особенно слаб - скорее нелеп. Сюжет заявлен вроде как авантюрный, но все линии внезапно обрываются, финала нет вовсе - как и ответа на хрестоматийный школьный вопрос, "что хотел сказать этим произведением автор". Я не против открытых финалов, но как-то очень уж невежливо начать рассказывать о приключениях героя, да и бросить на полпути просто потому, что не придумал, как свести концы с концами. Произведение, послужившее для него образцом, сам же Солнцев и называет - это "Очарованный странник". Но от сравнени! я с Лесковым только грустнее становится.

Лучше сравниват! ь с Бори сом Евсеевым, чей "Романчик" - самое слабое произведение в коротком списке. В основе сюжета злоключения студента Гнесинки Борислава Евсеева в 1973 году. Весь непременный антураж среднестатистического романа про первую половину 70-х в наличии: тут и раздвоившийся Ростропович, и закадровый Солженицын, и эпизодический Высоцкий, и стукачи, и КГБ. То есть налицо необходимый строительный материал для пусть не слишком оригинальной, но вполне занятной книжки.

Беда в том, что автор хочет написать непременно гофманиану-булгакиаду, для чего чисто механически наполняет повествование всяческим сюром, населяет его пророками, чудиками, прозорливыми старушками. Без всякой заботы о единстве целого, зато с изрядной вычурностью и претенциозностью третьесортная публицистика перемешивается здесь с такого же качества фантасмагорией, а та - с реалистическими эпизодами. Это, впрочем, распространенное нед! оразумение - отчего-то многие прозаики полагают, что наличие в романе сумасшедшего, тем более двух-трех, избавляет автора от необходимости запасаться какой-никакой художественной логикой.

Елена Чижова держится дольше. Поначалу кажется, что ее "Преступница" - этакая семейная сага в духе Улицкой, тем более что и материал вполне "улицкий". Первая половина книги читается даже с некоторой благодарностью автору - хотя бы потому, что на этот раз читатель избавлен от той непрерывной хорошо темперированной истерики, которая составляла основное содержание предыдущего романа Чижовой "Лавра". Недоумение вызывает, пожалуй, только нелепая путаница с датами - действие "Преступницы" происходит то ли в начале 70-х, то ли десятью годами позже.

Заканчивается все, впрочем, хотя и печально, но весьма логично. Как и следовало ожидать, непритязательный бытовой роман в ит! оге оборачивается у Чижовой довольно неаппетитной мистерией, и! нтеллиге нтная полукровка Маша оказывается чистым уберменшем и вервольфом и после ряда уголовно наказуемых деяний крадет прах двух соседок-антисемиток, дабы закопать на еврейском кладбище: ей кажется, что это лишит ненавистных Фросю и Паньку шансов на будущее воскресение. Член жюри Евгений Ермолин на пресс-конференции, помнится, говорил, что в шорт-лист не вошли произведения, ведущие в экзистенциальные тупики и проповедующие духовное капитулянтство. "Преступницу", судя по всему, высокий ареопаг нашел произведением просветляющим и обнадеживающим.

Роман ростовского прозаика Дениса Гуцко "Без пути-следа", пожалуй, самое честное произведение в коротком списке. Никаких тебе мистерий, никакого сюра, последовательный реализм описаний, плюс к этому качественное письмо, незамысловатый, но крепкий сюжет - что еще нужно литературному обозревателю, прочитавшему подряд романы Евсеева и Чижовой? ! Даже пафосный памфлетный (кто-то может сказать - символический) финал не слишком портит впечатление от текста в целом.

По материалу "Без пути-следа" в первом приближении несколько напоминает "Фрау Шрам" Афанасия Мамедова - в обоих случаях в центре повествования герой, уехавший из Закавказья в Россию и в итоге не ощущающий себя своим ни здесь ни там; по манере Гуцко близок к "новым реалистам" вроде Ильи Кочергина. Гуцко принято называть автором "перспективным" - определение удивительно неподходящее. Перспективы тут как раз, на мой взгляд, никакой, диапазон свой и потолок прозаик продемонстрировал первыми же вещами. О художественном первородстве и о серьезных литературных наградах (при наличии вменяемого премиального процесса) применительно к подобной прозе говорить тоже не приходится,! но она всегда найдет своего читателя и место в одном из толст! ых журна лов.

Совсем другой случай - Олег Ермаков. Начинавший с замечательных рассказов и отличного романа "Знак зверя", он, кажется, весь исчерпался теми вещами начала 90-х и за последние десять лет не создал ничего даже отдаленно напоминающего его старую прозу. Новый роман "Холст", несмотря на попадание в шорт-лист, лишь усиливает разочарование. Он непрописан, разрежен, вялотекущ. Отсутствие действия автор пытается компенсировать обилием разговоров об умном - буддизм, литература, теория живописи, - но все это вызывает в памяти характеристику одного из персонажей романа: "занятный хлопец, только ушиблен знаниями".

Впрочем, по слухам, и Ермаков, и Гуцко, и тем более Солнцев с Евсеевым и Чижовой - не более чем персонажи фона. Практически все уверены, что роль главного героя нынешнего букеровского цикла отведена Анатолию Найману, который 1 декабря получит премию за ро! ман "Каблуков". Что, несомненно, будет достойным завершением четырнадцатого русского Букера: "Каблуков" - самый слабый роман Наймана, гораздо слабее, скажем, скандального "Б.Б. и др.", вероятно, не в последнюю очередь потому, что на сей раз автора не подпитывала энергия зависти.

Кроме того, Найман очевидно подавлен сверхзадачей - продемонстрировать то самое пресловутое бродское "величье замысла". В итоге замысел налицо, но роман как таковой не состоялся. Он слеплен из слабо связанных между собой кусков, и даже линия протагониста распадается на отдельные эпизоды. На практике выглядит все это так: у героя есть жена (следует подробный рассказ о жене), у жены - тетя (история тети), у тети - три старинных подруги (отступление про подруг), у тех - знакомые мужчины (портреты он! ых мужчин)1.

Плюс ! к этому каблуковские сценарии (герой - сценарист), плюс к сценариям - пространные монологи, которые "условно можно назвать философскими", как по другому поводу говорит автор... В итоге получается вязкий, скучный текст, и изменить это ощущение не в силах никакие композиционные изыски. В общем, Букера в студию.

Общее тоскливое ощущение от шорт-листа слегка разбавляется обилием в дошедших до финала романах странных совпадений. Судите сами: у Солнцева цитируют "Песнь песней" - и у Евсеева "Шир Гаширим" тут как тут; у Наймана фамилию Калита носит режиссер - у Солнцева уголовник; у Ермакова фигурирует школьница по фамилии Хомченко, у Наймана школьник; у Гуцко блюз лабают, у Наймана джаз, у Евсеева и вовсе классический репертуар; у Ермакова музыканту дают прозвище Скрябин, у Евсеева героя-скрипача так называет милиционер; у Евсеева последняя фраза "Ты полетел вниз. И полет вниз оказался намного радостней и слаще, чем любое воспарение вверх" - у! Ермакова "Но... где мы все время пребывали? и сейчас летим".

А главное - чуть ли не в каждом романе юродивые и евреи, евреи и юродивые. К чему бы это?

Примечания:

Вернуться1 Более конкретные примеры этой техники см. в точной и остроумной "новомирской" рецензии Никиты Елисеева.

Подробнее
Труженики тряпки, или Три, три, три и три

"Реставрационный" (он же - "реваншистский") проект в условиях палимпсеста осуществляется весьма просто, без раздумий над проблемами обратимости; не нужно поворачивать вспять никаких колес, дело-то знаковое: знай себе - бери тряпку, три, три и три, где ни попадя.

Тема:

По сообщениям информационных агентств, на этой неделе жители Ростова Великого были неприятно поражены.

Точнее сказать, не все жители, а только те, которые обитают в центре города на улице имени Сакко. Или, еще точнее, бывшей улицы Сакко, поскольку решением главы округа улице только что было присвоено имя выдающегося ростовчанина Петра Ивановича Петровичева.

Замеченный Верещагиным и приглашенный в столицу на учебу провинциальный работник Музея церковных древностей Петровичев стал любимым учеником Левитана. Окончив в 1903 году с большой, хотя и серебряной медалью Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Петровичев экспонировал свои работы на выставках "Товарищества передвижников" и "Союза русских художников", сотрудничал с "Миром искусства", участвовал в парижской выставке Дягилева (1906). 7 октября - 5 ноября 1917 года в Художественном салоне на Большой Дмитровке состоялась первая персональная выставка художн! ика. Сразу после этого он сочетался браком с Ольгой Петровной Матисен. Вторая персональная выставка Петровичева состоялась уже в 1944 году, она была приурочена к 70-летнему юбилею художника и 50-летию его творческой деятельности. Скончался П.И. Петровичев в 1947 году.

Что касается Никола Сакко, чье имя носила прежде улица Петровичева, то он к Ростову не имеет ни малейшего отношения. Уроженец итальянского города Торремаджоре, Сакко в возрасте 17 лет эмигрировал в Америку, где завел семью и устроился рабочим на обувную фабрику. Одновременно Никола проникся идеями радикального анархизма и подружился с Бартоломео Ванцетти, торговавшим рыбой на улицах. В 1917 году, столь удачном для живописца Петровичева, Сакко и Ванцетти на время сбежали в Мексику (Америка вступила в войну, а итальянцы были убежденными пацифистами). Друзья были связаны с группой Галиани, одного из теоретиков терроризма, хотя сами бомб ни в кого и не бросали. Тем не менее 5 мая 1920 года Сакко и Ванцетти ! были арестованы по обвинению в убийстве кассира Фредерика Парм! етера и охранника Алессандро Берарделли и похищении 15 766 долларов и 51 цента. Несмотря на имеющиеся у Сакко и Ванцетти алиби и недостаток прямых улик, друзья были признаны виновными и приговорены к смертной казни в июле 1921 года. В 1925 году португальский иммигрант Мадейрош признался в убийстве кассира и охранника и назвал имена других членов банды. Ни Сакко, ни Ванцетти упомянуты им не были. Суд отказался рассматривать эти показания. Левая интеллигенция США и все прогрессивное человечество настаивали на том, что процесс Сакко и Ванцетти - политический. По всему миру проходили многолюдные акции в поддержку анархистов, тем не менее 23 августа 1927 года Никола и Бартоломео были убиты. В день казни на молчаливую демонстрацию в Бостоне вышло 250 000 человек, протестующих против такого предвзятого отношения к рабочим лицам итальянской национальности.

Впрочем, баллистическая экспертиза подтвердила как будто впоследствии, что Парметер и Берарделли были застрелены из пистолета! Сакко, да и анархисты, говорят, позже признавались, что торговец рыбой был ни при чем, а вот обувщик - да, участвовал в деле.

Между тем жители бывшей улицы Сакко плачут. Альбина Кочетова говорит: "Девяносто лет была улицей Сакко и вдруг меняется. Почтальон сказал, что пенсию в этом месяце не будет приносить". А Кристина Юрьева добавляет: "Я не могу получить паспорт - нет прописки".

Раньше же, по сообщениям информационных агентств, улица эта, как и все центральные улицы Ростова, никак не называлась вовсе. Полукольцом огибающая Кремль, она начинается конюшенным двором XVII века, построенным еще митрополитом Ионой Сысоевичем, а заканчивается домом богатых купцов Ивановых.

Источники:
http://gtk.yar.ru/news.php?id=1538
http://www.rostmuseum.ru/petrovichev/main.html
h ttp://en.wikipedia.org/wiki/Sacco-Vanzetti

Вариации:

Никакого Кремля, кстати, в Ростове нет: так традиционно именуются архиерейские палаты, построенные в XVII веке тем же Ионой Сысоевичем, знаменитым в истории Церкви как хозяйственностью и незлобивостью нрава, так и робостью. Когда истерический реформатор Никон добровольно сложил с себя полномочия, удалился в Новый Иерусалим и принялся оттуда плести малопонятные интриги, Иона Сысоевич был (после митрополита Крутицкого Питирима) поставлен местоблюстителем патриаршего престола. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года Никон неожиданно явился в Успенский собор на заутреню во время чтения второй кафизмы с кучей людей в штатском и со старцами. Он взошел на патриаршее место, взял стоявший там посох святителя Петра и велел Ионе принять у себя благословение. Иона Сысоевич растерялся и под благословение подошел, признав тем самым статус Никона, после чего царь вступил с капризным отставным патриархом в переговор! ы, увенчавшиеся, впрочем, водворением посоха на место и разрешением кризиса. Иона же Сысоевич был отправлен в Ростов, где и проявил в полной мере свои хозяйственные таланты.

Преобразователь церковной жизни Никон, пошедший на резкий разрыв с традицией, свой уход обставил как опытный реставратор: отказавшись от места, преемника не назначил и от патриаршего чина не отказался. Реставрация ведь - непростое искусство. Главное правило реставраторов, как известно, состоит в требовании обязательной обратимости любых изменений, вносимых в произведение. Прежде чем наложить на выцветшую краску новый слой, необходимо законсервировать сохранившееся, так, чтобы будущие реставраторы могли при необходимости пересмотреть решение предшественника. А если кто-нибудь, например, возьмется реставрировать рисунок, сделанный нежными цветными карандашами фабрики имени Сакко и Ванцетти, вооружившись широкой кистью и палитрой художника Петровичева, так тот будет не прав перед потомством.

!

Ладно, когда мы имеем дело просто с порчей. Но ведь есть ещ! е живопи сные палимпсесты. У Пушкина все просто: подлинное искусство прекрасно и вечно, а наслоения - это всего лишь безобразные заблужденья:

    Художник-варвар кистью сонной
    Картину гения чернит
    И свой рисунок беззаконный
    Над ней бессмысленно чертит.

    Но краски чуждые, с летами,
    Спадают ветхой чешуей;
    Созданье гения пред нами
    Выходит с прежней красотой.

Но ведь так бывает, что сами не спадают. И что тогда делать реставратору?

Восстановить - поверх законсервированного предварительно произведения сонной кисти - бледно проступающее в инфракрасных лучах созданье гения? Ненадежно.

Изобразить гипотетически это созданье на отдельном холсте? Посетители музеев не поймут.

Решительно отказаться от профессиональных предрассудков в пользу общего мнения, взять тряпку и смыть к черту варварскую краску? Но ведь общее мнение может измениться, и то, что казалось варварским сегодня, окажется завтра оригинальным и неповторим! ым. И что делать, если слоев не два, а больше?

Не знаю, как решают этот вопрос практикующие реставраторы, да и не о том сейчас речь.

На историю можно смотреть как на поступательное движение (не так уж важно, по прямой оно совершается или по спирали). Можно - как на вечное кружение несчастной белки в докучном циклическом колесе. Первая метафора предполагает абсолютную необратимость, вторая - роковую обратимость исторического времени. Мне больше нравится метафора палимпсеста: новый слой накладывается на более старые, то отменяя их, то повторяя основные конфигурации композиции, в каких-то местах старые слои проступают, где-то поработали тряпки реставраторов, где-то - не успели, потом реставраторов прогнали контрреставраторы и принялись восстанавливать смытое предшественниками. Сама мысль о возможности реставрации какого-нибудь одного синхронного слоя применительно к истории кощунственна: культура ценна именно этой конфликтностью, органическим братским спором состав! ляющих. ее пластов.

Гигантским знаковым палимпсестом выг! лядит лю бой город. Самый наглядный пример, конечно, Москва с ее вавилоном имен и памятников, где Хо Ши Мин соседствует с Тютчевым, а Достоевский - с Марксом. Когда-то, году в 1998-м, я опаздывал в РГГУ на конференцию и поймал машину. "На улицу Чаянова", - говорю. Водила попался местный (тогда еще были такие), но все равно удивился: "Что за улица такая?" - "Ну, - объясняю, - там Гуманитарный университет. Это бывшая Партшкола". "А, - говорит таксист, - это на Готвальда, что ли? Что это придумали они? Чаянова. Какой еще Чаянов? Вот ты знаешь, кто такой Чаянов?" - "Ну, - отвечаю, - в общем, да. Такой, понимаете, ученый, экономист по проблемам сельского хозяйства, видный кооператор. Он еще прозу писал, а потом его репрессировали". - "Ясно, - говорит шофер. - Понятно. Но все равно - при чем тут этот Чаянов? Если улица всегда Готвальда была?" Вечером я поинтересовался у московского друга, как улица до Готвальда называлас! ь. Друг ответил, что эта улица раньше никак не называлась. Не было, сказал друг, такой улицы до генеральной перестройки центра Москвы.

Но вернемся в Ростов. Там церковные строения путают со светскими, там жалеют об утраченном Сакко, там пенсии ждет пожилая Альбина Кочетова и паспорта жаждет юная Кристина Юрьева. Предположительно между ними - дистанция в два поколения, но неизменным остается причудливая палимпсестность ономастикона: на исконный рисунок русских фамилий накладываются чуждые экзотические краски романтических иностранных имен. Как тут и что реставрировать? Смыть тряпкой имена, оставив на доске фамилии, заменить "Альбину" на "Марфу", а "Кристину" на "Феклу"? Так ведь не поймут, обидятся.

В последнее время объявлен общественный подряд на профессиональных тружеников тряпки, их стало много среди политиков и публицистов. "Реставрационный" (он же - "реваншистский") проект в условиях палимпсеста ос! уществляется при этом весьма просто, без особых раздумий над п! роблемам и обратимости; не нужно поворачивать вспять никаких колес, дело-то знаковое: знай себе - бери тряпку, три, три и три, где ни попадя. Заведомо ведь известно, что там, под новыми слоями, самое ценное таится.

Можно, например, торжественно похоронить Деникина и философа Ильина. Можно канонизировать Николая II и поставить памятник адмиралу Колчаку. Можно вернуть советский гимн, сопроводив его текстом-симулякром. Можно, наконец, отказаться от террориста Сакко в пользу мирного пейзажиста Петровичева. Никакой согласованности в этих поступках нет, да она и не нужна никому. Важна сама идея реставрации, движение ради движения, чистый символический ответ на сформулированный социологическими исследованиями символический запрос.

А потом можно будет торжественно похоронить Ленина, а труп Сталина изъять из истории и подарить на день рождения Михаилу Саакашвили. Канонизировать Распутина и Иоанна Грозного. Можно будет поставить памятники Чаадаеву, Пуришкевичу и Керенскому. В! вести в Общественную палату посмертно О. Мандельштама и А. Микояна. А улицу Петровичева переименовать в проспект Савинкова. Страшного тут ничего нет: вместо одной замысловатой конфигурации старого и нового мы получим другую, столь же калейдоскопическую и нелепую. Опасно другое: кроме тряпки надо все-таки и кистью работать. Или хотя бы карандашом. Чрезмерное же увлечение одной реставрационной тряпкой таит в себе угрозу - так ведь можно дойти до голого грунта, до холста, до того места, где ни улицы, ни названия. Или даже еще дальше.

Была такая детсадовская загадка: "Сколько будет три, три, три и три?". Ответ: "дырка".

И там уж никакой тебе обратимости.

Комментарии:

Мария Ахметова

Для некоторых политически неграмотных, но прошедших опыт советской школы людей имена Сакко и Ванцетти ассоциируются с московской фабрикой, выпускавшей карандаши. Фабрика располагалась на Кутузовском проспекте, который с определенного вре! мени стал одним из самых престижных районов столицы с очень до! рогим жи лым фондом. В 2004 году фабрику было решено выселить из центра: "по мнению градоначальников, расположенные в самом сердце Белокаменной производственные площади заметно ухудшают не только экологию, но и эстетический облик прилегающих к историческому центру территорий" (цит. по: http://www.torgrus.com/news/4194.html). На месте фабрики, перемещенной в промзону, возведут более эстетический элитный (и, возможно, даже экологический) жилой комплекс, каких на Кутузовском проспекте уже построено немало.

Да, кстати. Одни из самых популярных у сегодняшних московских школьников карандашей выпускает чешская фирма "Koh-i-noor" (названа в честь уникального алмаза).

Е. К.

До 1989 года моя улица (в Кишиневе) называлась Воссоединения - чего с чем, можно только догадываться. На гребне национального ренессанса ее переименовали в улицу Независимости - видимо, от того самого, с чем во! ссоединялись. Сейчас День Независимости стал Днем Республики. Жители района с трепетом ожидают развития событий.

Е. О.

Вот она, живая картина истории: Сакко с товарищем своим Ванцетти грянулись об пол с деревянным стуком, да и обратились карандашами. С карандашами вечно такая история - то один под диван закатится, то другой сотрется до щепок. Неудивительно, что блеклый карандашный эскиз в исторической перспективе покрывается живописью жанрово надежного передвижника. Так и образуются совпадающие узоры того самого ковра времени, который все так и эдак норовил сложить Набоков.

Дима Фон-Дер-Флаасс

Сакко и Ванцетти - это карандаши. Других ассоциаций не было. С карандашом надо поступать так: кладешь его концами на две табуретки, вроде мостика, и рубишь по нему указательным пальцем. К восхищению окружающих, он разламывается пополам.

Кохиноровские, наверное, тоже разламываются, но их было жалко.

Сейчас проверил: да, разламываются.! И уже не жалко. А вот Сакко и Ванцетти бы пожалел, только где! теперь найдешь. Гон. Гон форева.

Деревянные спички еще не гон, по крайней мере в России. Со спичкой надо поступать так: послюнив головку, ставишь ее вертикально на ладонь и сверху прихлопываешь другой ладонью. К восхищению окружающих, она никуда не втыкается, а мирно разламывается пополам.

Впрочем, у меня зажигалка.

А вот деревянные спичечные коробки уже тоже гон, а в нынешних бумажных анализ не сдашь. Жаль.

Альма Патер

Градоначальники и начальники - вот им взяток не давай, только дай им то попеределывать, что и до них худо-бедно имелось в наличии. Например, историческое ядро города до основанья перестроить. Или как минимум попереименовывать. Нет чтоб свое построить на пустом месте и тогда уж называть. Правда, так уж как будто с Адама повелось, когда тот куда ни попадя что ни видел поназывал - не им сотворенное. Спасения от этого нет никакого. Иерархии культурных и политических деятелей стремглав меняются, так что поэт, достойный при одном ! режиме центрального проспекта, загоняется на окраину. Космонавтов и советских полководцев исключают вовсе из оборота. Казалось бы, надежное дело - пролегшие поверх едва ли не мезолитических торговых шляхов Лидская, Псковская или Рижская, но разве можно ручаться за незыблемость имен Лид, Псковов и Риг?! Порыться по сусекам устарелой моей памяти, так всего-навсего два отрадных примера годонимической стабильности и наскребешь: во-первых, улица пивовара Шопена в Вильнюсе, которого начальство от сменявших друг друга империй и республик, как видно, принимало за композитора, а он-то претензий в национальном и классовом отношении, ввиду географической отдаленности и салонного характера творчества, не вызывал. Во-вторых, Majowa, Майская площадь в местечке Эйшишки в юго-восточном закутке страны, на границе с Белоруссией: по ситуации она то 1 Мая, то 3 Мая (национальный праздник - варшавская Конституция 3 мая), а то и 9-го. Если покопаться, то не найдется ли и здесь какой-нибудь ! Майер, с размахом торговавший на бывшей раночной площади класс! ического штетла? Но лучше не копаться: говорят, роль Сугихары более чем преувеличена, поскольку это два польских офицера в Ковне японские паспорта собственного производства тысячами выдавали, - ну не лишать же литовские площади и улицы японского имени. Ага, на одни только таблички с названием сколько народных денег уйдет, - кто, кстати, в Ростове Великом платит?

Пожелавшим О.

Конец Света - это праздник воскрешения мертвых. В этот день, как предупреждал Фукуяма, лев возляжет с агнцем, и прекратится классовая и политическая вражда, и диалектическая спираль остановит свой шаг, потому что в борьбе противоположностей уже ничего не будет рождаться. Пока идет история, всякая власть возводит памятники тем, кого почитает своими наставниками и прародителями. Конец истории венчается тем, что каждая идея уравновешивается своей альтернативой, а выбор между ними теряет смысл. Колчак становится напротив Чапаева. Сталин обнимается с Гитлером. И только сам конец истории не имеет а! льтернативы, точнее, его отрицание с ним совпадает. Поэтому истинно бессменная власть мирит памятники.


Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями


Подробнее
Здесь продается славянский шкаф?

Наши кураторы успешно работают с местными музеями от имени международных институций. Но невозможно себе представить, чтобы их кто-то пригласил осуществить тот или иной проект в Русский музей или Третьяковку.

Что творится в нашей искусственной жизни? С радостью замечаешь, что она становится как бы немного и не наша, разворачивается в другую сторону, вливается в мировой контекст. Ситуацию филозопически осмысляет Оксана Саркисян (АРТФон-3, "АртИнфо.Ру" от 28.09):

"Первый закон диалектики предполагает, что качество переходит в количество. В этом смысле прослеживается диалектическое развитие отечественного арт-процесса. Прошлый сезон начинался с обсуждения перспектив открытия новых галерей (Stella, RUart и ЕК Артбюро), предвкушали большие качественные проекты... В этом году практически уже никто не обращает внимания на открытие новых выставочных площадок, хотя их немало должно появиться в этом сезоне, включая парочку огромных фабрик. Взоры сообщества, мысли и чувства этой осенью обращены вовне. Количество московской художественной жизни перешло в новое качество и выплеснулось наконец за пределы родных пенатов".

Опрошенная Саркисян Екат! ерина Деготь очень здраво отмечает, что "совпадение выставок в Гуггенхайме и Бельгии, возможно, начало новой волны интереса к русскому искусству".

Она говорит также, что "шанс надо использовать".

Все правильно, но именно так все и было во времена "русского бума" времен перестройки. Тогда тоже все говорили о том, что шанс нужно использовать. Но все провалилось - новые возможности очень трудно переваривались в местном контексте, а привычка кураторов и художников работать на внешнего заказчика сильно затрудняла функционирование на местной сцене. Особенно в тот момент, когда обнаружилось, что бум закончился. На этот раз бум происходит в музейной части, директора музеев и русские кураторы ретиво и пассивно исполняют культурно-социальный заказ, что фатально приводит их к еще большей пассивности на местной сцене. Наши реальные кураторы, то есть Виктор Мизиано, Зельфира Трегулова, Борис Гройс и Екатерина Деготь, успешно работа! ют с местными музеями, выступая от имени международных институ! ций. Но практически невозможно себе представить, чтобы их кто-то пригласил осуществить какой-нибудь проект в Русский музей или Третьяковку. И деньги бы нашлись, и зритель бы свою копеечку принес, но наши музеи и сами с большими сальвадородалинскими усами. В результате получается, что мы остаемся с той идентичностью и самобытностью, которую нам приписывают сторонние наблюдатели. Именно так и произошло на выставке "Русское искусство второй половины XIX века", которая открылась недавно в Париже. Французские кураторы подумали и решили так:

"Мы сознательно отказались от русских импрессионистов и европейского течения в русской живописи. Нам был чрезвычайно интересен тот факт, что, выйдя из стен Академии художеств, где они воспитывались на мировой классике, и побывав потом в центрах искусств - Италии и Франции, ваши художники в конце концов обратились к национальным, религиозным и литературным истокам и народным традициям" (Елена Якунина, "Французы в поисках русской самобытности", "Независимая газета" от 29.09).

Следует ли отдавать всю зарплату жене?

Я лично уверен в том, что историю нашего художества следует перешерстить, очистить от разного рода напластований. Но новая ситуация несет новую опасность:

"Великодержавный реваншизм, отягощенный утратой подлинных ориентиров, на фоне тотальной глобализации, неминуемо вязнет в болоте претенциозного абсурда. "Духовка и нетленка" со своим назойливым пафосом и морализаторством оборачиваются саморазоблачительным развалом увечных фарисейских эталонов. Ничего святого..." (АРТику! ляция # 54 с Дмитрием Барабановым, "АртИнфо.Ру" от 26.09).

Как это ни странно, но речь идет не об очередной вариации русского искусства на западный лад, пересказанной добросовестным местным фундаменталистом, но о выставке Константина Звездочетова в XL-галерее: "Герои былинного эпоса и русской истории, и без того растасканные на цитаты кондитерскими корпорациями и изготовителями прикроватных ковриков, в звездочетовской версии становятся соучастниками пакостной арт-диверсии".

Однако большой поклонник творчества К.Звездочетова, К.Агунович ("Афиша" от 06.09), уточняет:

"Тут чудится некий пафос, как! ое-то возмущение эстетической грубостью и невзыскательностью масс - но это только чудится, поскольку на самом деле ничего подобного за Звездочетовым, противником всякого пафоса, никогда замечено не было. Скоморошья профанация священного, жонглирование "высокой" и "низкой" культурами - звездочетовский конек".

Сам К.Звездочетов такой точки зрения не разделяет, говорит, что "это даже не жалоба на то, что у нас существуют какие-то культурные утраты, а это - констатация факта. Идет такая профанация, например: слова "революция" и "вдохновение" чаще всего употребляются в рекламе. Собственно, это тоже является утратой" (Радио "Маяк" от 28.05).

Приятненько, пристойненько! , дежурн о. Негромко. Однако завзятые постмодернисты как-то не очень поверили этим сетованиям К.Звездочетова, отметили, что все образы русской классики почерпнуты из классического "Крокодила", в результате "получились, как говорят структуралисты, "симулякры второго порядка", подобия подобий, цепочка которых уходит в бесконечность. Смешно, однако, получилось. Правда, сам К.Звездочетов без всякой иронии твердит, что ему все надоело, поскольку все уже было. Поэтому и назвал свой новый проект "Утраты". Наверное, невинности, поскольку видимых признаков осыпания холста не наблюдается" (Андрей Ковалев, "Искать утраченное", "Московские новости" от 30.09).

Модно ли быть ангелом?

Очевидно, что для спасения русской культуры именно К.Звездочетову следует поручить обустроить экспозицию Третьяковки в Лаврушенском и курировать все выездные выставки русской классики. Отметим попутно, что и у постмодернистов за душой осталось нечто человеческое. Все тот же самый Ковалев, повествуя о выставке декораций к опере Оливье Мессиана "Франциск Ассизский", неожиданно обнаруживает, что Кабаков, "оставив наконец проклятую богом коммунальную квартиру, стал чистым ангелом, которого уж не интересует происходящее на бренной земле". И делает вывод: "На небесах очень скучно". А вся пикантность и экстремальность проекта заключается как раз в том, что никаких намеков на советскую коммуналку там не обнаруживается. Однако обозреватели, которые хоть как-то ориентируются в истории искусства, настаивают на том, что достижение ангелического состояния и &quo! t;преодоление Кабаковым гордыни нигилизма произошло в мудром с! обеседов ании с историей мирового искусства" (Сергей Хачатуров, "Тотальное смирение", "Время новостей" от 26.09).

Как добиться внутреннего совершенства?

Здесь скажу, что пунктик на великой классике, которая, как известно, спасет этот мир, погрязший в разврате, приводит иногда к несколько парадоксальным выводам. Тот же Хачатуров, говоря о выставке "Пьета" Рауфа Мамедова в "Айдан-галерее" ("Сострадательный залог", "Время новостей" от 28.09) пишет:

"Рауф Мамедов смог наследовать титанам ! барокко. Для этого в отношении с актерами выбрал роль не учителя, а ученика. Смирился и доверился им полностью. И они все сделали сами".

Однако вся тонкость в том, что у Мамедова "классику" изображают люди, больные синдромом дауна. В результате возникает такое соображение - мечтания о великой терапевтической сущности великой классики применимы только к категории граждан с затрудненным восприятием действительности. Но и этот вывод тоже, видимо, имеет свои постмодернистские истоки, ибо, как говорит еще один инсайдер мира высокой классики:

"Избалованный постмодернизмом мозг мучается догадками и подозрениями: а нет ли подвоха в таком настойчивом стремлении изобразить непосредственность и красоту деклассированных даунов? Практически неразрешимые сомнения, так как искренность - от! сутствующее понятие в актуальном искусстве. Поэтому лучше и не! думать, а просто смотреть" (Ирина Саминская, "Очарование даунов", "Независимая газета" от 03.10).

А искренность - это ведь страшная сила, ничем необоримая. И даже неукротимый Николай "Спайдер" Палажченко ("GiF.Ru" от 30.09) поведал, что "одна моя знакомая, повидавшая много современного искусства, не спала две ночи, увидев новую работу Рауфа".

Как девушке с чистыми помыслами найти хорошего спонсора?

Небезынтересно, что все тот же Сергей Хачатуров ("Не прячьте ваши денежки по лавкам и углам!", "Время новостей" от 29.09) обнаружил истинный локус подлинной классики на недавно завершившемся Московском международном салоне изящных искусств:

""Джентльменский", точнее, "купеческий" набор: салонный реализм, неоакадемизм второй половины XIX века, Парижская школа десятых-тридцатых годов, Дали и много-много Шагала (он мелькал через стенд). Эти схемы соответствуют действительности лишь отчасти".

При этом неисправимый идеалист полагает, что все же "есть надежда, что методом взаимного образования кругозор продавцов и покупателей обязательно расширится". Однако и на этом пути возникают серьезные трудности:

"Русски! е не иду т на контакт с иностранцами. С ними надо как-то по-другому. Французы очень обижались на то, что русские клиенты не оставляли им свои визитки. Они-то надеялись на новых клиентов, а тут... (Между прочим, я прекрасно понимаю наших покупателей - люди все серьезные, всяким впервые встреченным французам раздавать визитки!" (Дмитрий Буткевич, "Салон прошел, вопросы остались", "Независимая газета" от 30.09).

В общем, как меланхолически отметил К.Звездочетов, "жаль, что у нас нет Манежа. Но у нас другой Манеж, у которого тоже будет, наверно, своя история, и в свое время его тоже будут жалеть, когда в очередной раз его будут поджигать" (Радио "Маяк" от 28.05). Попутно отметим, что в этом ужасно! м месте, где никто никому не дает визиток, "бывать теперь придется даже чаще, чем раньше. По слухам, на неопределенное время в подвал под Манежем переезжает "Дом фотографии", открывший на прошлой неделе последнюю выставку на Остоженке" ("GiF.Ru" от 30.09).

Куда пойти в субботний вечер?

Но лучше всего ходить в такие места, где своих визиток никто не зажимает, тогда будет чем поковырять в зубах после хорошего ужина. Стоит ходить на вернисажи "Арт-Стрелки" по субботам, там возрождаются самые лучшие традиции нашего искусства.

"В воздухе носились ощутимые протуберанцы абсурд! а. Иллюстрируя ситуацию шизофренической раздвоенности в услови! ях алоги чного функционирования бутафорских арт-институций, художник явил собою живую метафору самоанализа. <...> Не вызывает сомнения, что эпатаж с членовредительством по-прежнему популярен и стабильно занимает лидирующие позиции в рейтинге зрелищ. На фоне столь захватывающих всплесков адреналина, рассуждения о гендере в искусстве, метафорах взаимодействия художника со зрителем и эффективности тех или иных стратегий рискуют показаться нудными" ("АРТикуляция # 54").

Поясняю, что речь шла о двух чудных перформансах, которые устроили Максим Ильюхин и Елена Ковылина в позапрошлую субботу. Есть у нас еще надежда на лучшее будущее, ибо "еще живы в памяти времена, когда каждую неделю мы все, как заядлые флешмобисты, бегали по Москве в погоне за очередными перформансами Бренера, О.Б.Кулика и Осмоло! вского с Ницезиудиком. Похоже, славные времена моды на перформанс возрождаются" ("GiF.Ru" от 30.09).

 

 

Подробнее
Умер Александр Павлович Чудаков

Он ушел, а с ним ушли его замыслы, его возможности, его уникальные исследовательские подходы, его колоссальная память, его яркая личность, - все обрушилось внезапно и дико, и нет больших людей из старшего поколения русских филологов.

3 октября в больнице после полученных травм умер Александр Павлович Чудаков. Травмы были якобы несовместимы с жизнью, но его поистине могучий, богатырский организм боролся до последнего. Ничто не предвещало смерти этого большого, бодрого человека, полного замыслов и сил. Поверить в случившееся невозможно - настолько был он всегда живой, деятельный, заинтересованный жизнью, настолько многое в ней любил и так много еще хотел сделать. Совершенно противоестественная, дикая смерть.

О научных заслугах Александра Павловича Чудакова будут говорить много и скажут, наверное, лучше меня. Они, эти заслуги, еще в полной мере не осмыслены. Ясно одно - ушел настоящий большой филолог, и с его уходом уже окончательно прервалась связь между нашим поколением и великой русской филологией первой половины XX века, коей он был прямой наследник. Обо всем этом еще будут писать, будут выходить статьи и книги в его честь,! и это хорошо, но разве в этом дело? Славой он и при жизни не был обделен, да только вот ничего не нажил - ни должностей, ни премий, ни простой возможности спокойно заниматься своим делом, не заботясь о ежедневном хлебе насущном. Мы знаем его замечательные книги о ("Поэтика Чехова", 1971; "Мир Чехова", 1986; "Антон Павлович Чехов", 1987; "Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого", 1992)), его статьи о Пушкине, Гоголе, его работы по истории русской филологической науки, но как горько думать, что не доведена до конца титаническая работа над полной чеховской библиографией, не написан умопомрачительный "тотальный комментарий" к "Евгению Онегину", не подготовленной осталась книга мемуаров, над которой ему так хотелось работать в последнее время, но не было издательского заказа на нее, такого заказа, который позволил бы бросить все и засесть дописывать книгу - об этом он мечтал. И никто никогда не сможет реализовать эти за! мыслы. Жить - это делать то, что другой за тебя не сделает. Ал! ександр Павлович жил и делал свое дело - и вот так резко и страшно оборвалась эта жизнь, так внезапно для всех!

Но главную свою книгу он успел написать - роман "Ложится мгла на старые ступени", наделавший столько шуму, почти получивший, но не получивший Букера, - замечательную русскую книгу, которую не без оснований сравнивали с "Былым и думами" Герцена, а я бы сравнила еще и с пушкинским "Онегиным" в том смысле, что автор раскрылся в этой книге со всей возможной полнотой. С ее страниц предстала нам не только подлинная, сохраненная Россия, но и сам ее автор - в неожиданном для многих образе, таким, каким его не очень знали в "узких научных кругах". Потом, когда книга снискала безусловный успех и признание, он, как будто оправдываясь, говорил, что просто вынужден был ее написать - настолько распирали его приобретен! ные за жизнь познания. А познания эти были и вправду необозримы и порой ошеломительны - и в естественных науках, и в гуманитарных, и в теории, и в практике. "Я хотел как-то освободиться от всего этого, - говорил, как бы стесняясь, Чудаков, - и вот нашел такую форму: роман". В академических кругах такие "шаги вбок" не в почете, зато как запойно читали эту книгу о жизни в далеком Чебачинске широкие круги незашоренной интеллигенции, и "гуманитарной", и "технической"! Читали - потому что книга эта прежде всего талантлива, потому что автор ее был сполна наделен талантом познания, талантом слова и главное - талантом жить.

Как было им не любоваться, когда, положив очки в ботинок на берегу, он покрывал роскошным баттерфляем сотню метров водного пространства, или, напротив, уходил под воду, чтобы через несколько минут всплыть на другом берегу! Еще пару лет назад он с сожалением говорил, что раньше легко проплывал под водой сто метро! в, а теперь вот только 70-80. Плавание было его особой любовью! , а може т, и призванием - в юности ему прочили блестящую спортивную карьеру, он по этому пути не пошел, зато с каким удовольствием осуществлял заплывы в пушкинской Сороти - один, помню, заплыв был в честь взятия Бастилии, другой - имени А.П.Чехова. А выйдя на берег, надевал он, строгий академический ученый, белую рубашку, галстук, пиджак, принесенные с собою в аккуратно сложенном виде, менял кроссовки на ботинки и шел делать доклад на конференции по "Евгению Онегину". А вечером, сменив белую рубашку на тельняшку, сиживал на кухне, рассказывая бесконечные истории из своей и чужой жизни и терпеливо ожидая настоящей, правильно приготовленной разварной гречневой каши, которой был большой любитель. А для детей он сочинял на ходу, с невозмутимым лицом, и одна из таких историй, рассказанная моей дочери в пору ее раннего детства, была про двух братьев - один ел все больше конфетки, а другой - гречневую кашу, и вот поехали они в Индию на соревнования по поднятию штанги, и правильны! й брат, конечно, победил, а неправильный был посрамлен и потом тоже, конечно, перешел на гречневую кашу.

Он никогда не упускал возможности посидеть-поговорить, и чтобы было первое, второе и компот, а лучше вермут, но можно и другое, и как неправы те, кто считает, что пить надо по восходящей и не смешивая. Они, говорил он, лишают себя разнообразия и радости жизни. Только радость общения я от него и помню. Его ничто не раздражало, он был в согласии с людьми и в согласии с миром, который был ему весь открыт и весь интересен. Он знал каждое дерево и каждую птичку, был настоящим другом кошек и собак, хорошо разбирался в почвах, в верблюдоводстве, например, и в китоводстве, во всех, кажется, естественных науках и во всех гуманитарных, и в различных технологиях, и только у него можно было надежно выяснить, стоит ли изолировать печную трубу алебастром. Он очень интересовался, правильно ли я строю дачный дом, научил меня положить под крышу тридцатку на ребро - получилось хорош! о.

Кто был на даче у Александра Павловича, тот имел возм! ожность не только в нем самом что-то главное понять, но и вообще задуматься об отношениях человека с окружающим миром. Почти все там сделано своими руками и видно, как человек может менять жизненное пространство вокруг себя, внося в него красоту и порядок, культуру и интеллект. Он корчевал пни и "наступал на болото" (это произносилось со вкусом, с гордостью), выращивал идеальный газон, ограждая его специальным бордюрным камнем, строил забор из валунов, возя их на велосипедном багажнике с окрестных карьеров. При помощи каких-то египетских подъемных механизмов валуны эти подымались на нужную высоту, сажались на раствор, и за лето стена увеличивалась метра на два. Я ахнула, когда увидела, в каком стройном и красивом порядке содержались инструменты в его сарайчике - в таком же красивом порядке выстроены цитаты в его последнем печатном тексте. А зимой - день рождения традиционно справлялся на любимой даче - он выдавал нам гостевые валенки и вел всех в двадцатиградусный мороз в ! лес, сетуя, что лес не чистят и вот он погибает, и надо собраться всем поселком и почистить, а то зарастет.

О последнем его тексте я хочу сказать особо, и не только как составитель "Пушкинского сборника" и заказчик материала. Речь идет о его статье "К проблеме тотального комментария "Евгения Онегина"" - по ней мы можем судить о том, каков был его грандиозный исследовательский замысел, как он мог быть осуществлен и чего мы лишились. Не могу отказать себе в потребности привести начало этого текста:

Окружающий нас эмпирический мир физически непрерывен, и непрерывность эта абсолютна: человеку в его неспекулятивном бытии (и не связанном с такими феноменами, как частицы, античастицы) не дано пространства, свободного от какой-либо материальности.

Но для сознания эмпирический мир гетерогенен и отдельностен. Только так человек получает возможность сызмальства ориентироваться в нем, лишь умозрительным усилием! устанавливая субстанциальную общность классов вещей и их иера! рхию. От ношения взаимопомощи, биологического симбиоза и прочие экологические связи не нарушают мировой гетерогенности. Лишайник, растущий на камне, остается лишайником, а камень - камнем. Чем активней использует лишайник свое "подножие", тем больше он становится растением и тем сильнее разнится с камнем. Можно возразить, что органические тела рано или поздно превратятся в органический перегной. Но пока они внешне-морфологически самостоятельны, для обыденного сознания они гетерогенны.

Наука давно привыкла видеть все вещи в их связях. Субстанция блюда не может быть описана биологически и гастрологически без самых дальних звеньев цепи: солнце - почва - трава - вода - барашек - шашлык.

Предметы же мира художественного изначально гомогенны: все вещи литературного произведения независимо от их мыслимого материального качествования подчинены общим для всех их законам и выражают некое единое начало. Однако литературоведческие описания художественных текст! ов по аналогии с эмпирическим миром обычно работают с дискретными единицами: герой - мотив - сюжет - реалии - слово и т.п. "Постатейное" рассмотрение этих проблем не изучает все элементы вместе, в их естественной взаимосвязи в процессе поступательного движения текста. Такое изучение может быть осуществлено только в медленном невыборочном его чтении-анализе.

Больше всего в таком комментированном чтении нуждается "Евгений Онегин" - чтении сплошном, без пропусков, слово за словом, стих за стихом, строфа за строфой.

Мы не должны обольщать себя мыслью, что наши представления совпадают с читательскими времени Пушкина - даже о самых простых вещах, например, о санках в I главе. Чтобы восполнить это хотя бы частично, необходимо, как и в научном описании, разрешить цепь вопросов, в данном случае упряжно-экипажных. Чем санки, на которых едет Онегин к Талону, отличаются от деревенских? Велики ли? Где на них обычно ездили? Открытые они или з! акрытые? Сколько лошадей? Какова запряжка? Русская? Немецкая (! без дуги )? С постромками или оглобельная? Какое место эти санки занимают в экипажной иерархии? Почему на бал Онегин едет уже "в ямской карете"?

Я пишу и выписываю все это по горячим следам его гибели, в ушах звучит его голос, и в этих вопросах я слышу его всегдашний неутолимый интерес к подробностям окружающего мира и его пристальное внимание к деталям художественного текста. Два эти интереса имеют общий корень в глубине его личности. На одной из презентаций романа Александр Павлович рассказал, что формирующее впечатление произвел на него когда-то список жизненно необходимых вещей, спасенных Робинзоном Крузо с затонувшего корабля. Здесь - истоки его филологических пристрастий (вспомним работы о предметном мире и роли детали в творчестве Чехова), здесь же - истоки его романа, в котором сохраненная материальная культура возведена в ранг высшей духовной ценности.

О тотальном комментарии к "Евгению Онегину" Александр Павлович много говорил в последние! годы, делал блестящие доклады и читал увлекательные лекции студентам. Мне кажется, это был его любимый замысел, в котором соединился его интерес к материальному миру в литературе с лингво-стилистическим анализом текста в плане "структурного взаимодействия словесных единиц". Любимый ученик В.В.Виноградова, он был, пожалуй, единственным из живущих ныне филологов, кто мог бы осуществить такой анализ. Мы говорили с ним о том, как бы хорошо было ему перейти в нашу жалкую пушкинскую группу ИМЛИ и в порядке плановой работы сидеть и писать этот бесконечный тотальный комментарий, получая за него нищенское академическое пособие. Но и это казалось тогда нереальным. И вот он ушел, а с ним ушли его замыслы, его возможности, его уникальные исследовательские подходы, его колоссальная переполненная память, его яркая личность, его особый физический облик - все обрушилось внезапно и дико, и, оглянувшись вокруг, я с ужасом вижу, что почти не остается больших людей из того старшего ! поколения русских филологов, с которым связала меня жизнь.

Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное