Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости культуры в Русском Журнале Новости культуры в Русском Журнале


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости культуры в Русском Журнале


Сегодня в выпуске
30.01.2006

Смертельный номер. Дубль два

Пятнадцать лет назад, в январе 1991 года ОМОН в Риге пытался в последний раз, стиснув зубы, удержать авоську. Не удержал.

Тема:

В сентябре прошлого года внимательные читатели информационных агентств были поражены новостью: Алена Водонаева, сообщали агентства, потеряла зуб.

Дело было так: у Алены Водонаевой один из резцов отличался по форме от других. И тогда Алена сделала на этот резец фарфоровую накладку. По сообщениям информационных агентств, Алена Водонаева мечтала о такой накладке уже очень давно. Сперва все было хорошо, хотя накладка и отличалась по цвету от природной эмали зубов прелестной тюменки. Однако затем накладка отвалилась, и Алена Водонаева вынуждена была вновь обратиться к дантистам.

Возможно, не стоило бы ворошить эту давнюю историю, однако на прошлой неделе она получила неожиданное продолжение. Алена Водонаева поехала в родную Тюмень и там вставила себе в зуб драгоценный камень, 56-гранный бриллиант, диаметром 2.5 мм.

Как сообщают информационные агентства, этот чудесный камень при обычном освещении незаметен, зато при специальном - переливается раз! личными цветами радуги, преломляя всеми своими гранями световые лучи. Способен ли камень принимать информацию с наладонных компьютеров, информационные агентства не сообщают.

Только не спрашивайте у меня, пожалуйста, кто такая Алена Водонаева.

Источники:
http://www.newsprom.ru/news/112732041421290.shtml
http://www.vsluh.ru/news/society/73111.html

Вариации:

Зубы - странная часть человеческого организма. Не живые и не мертвые, они прячутся во рту, как фрейдовское подсознание, напоминая о биологической природе человека. Помню, какое страшное впечатление на детское воображение производила загадка К.И.Чуковского, эксплицирующая эту зубовно-психоаналитическую тему (отметим игру вокруг скрытой рифмопары "губы-зубы"):

Красные двери в пещере моей,
Бе! лые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою! -
Я с радостью этим зверям отдаю.

Прямая функция зубов - измельчение пищи, но не менее важны зубы как эстетический объект. Предоставим слово поэту Некрасову:

Где твое личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!

А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо
Милые чувства свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя...

В этом перепеве Гейне Некрасов иронически совмещает "зубы" как (довольно нетрадиционную) примету мужской красоты и метафорический фразеологизм "удержать зубами". В связи с этим вспоминается мне одна старая история...

Дело было в том самом году, когда советские ракетчики сбили южнокорейский пассажирский самолет! . Незадолго до этого я возвращался с летних вакаций в город Тарту на учебу. В те баснословные года ходил еще прямой поезд от Киева до Риги, в купе которого и произошла эта история.

В юности, садясь в купе, всегда немного волнуешься. Кто окажется твоим попутчиком? Может быть, это будет прекрасная девушка или знаменитый писатель, а может быть - грудной ребенок или пьяный майор. В тот раз это были прекрасная девушка, трезвый майор и грудной ребенок, который, как можно догадаться, следовал в сопровождении матери - бойкой миловидной женщины лет двадцати восьми.

Поезд тронулся, промелькнул за окном мой киевский дом, проводница собрала деньги за белье и билеты, я сидел с книжкой (это был "Кот Мурр" в украинском сокращенном переводе), изредка поглядывая поверх кота на девушку, углубившуюся в чтение какого-то детектива. Грудной ребенок между тем кричал, а трезвый майор удалился в вагон-ресторан, откуда вернулся через час уже совершенно пьяным майором. Наблюдая ! в те времена пьяных майоров в поездах дальнего следования дово! льно час то, я разработал некоторую их классификацию в духе графа Толстого. Согласно ей пьяные майоры подразделялись на

1. пьяных тихих;
2. пьяных буйных;
и 3. пьяных затейников.

Пьяные тихие были наилучшими из пьяных майоров: вернувшись из вагона-ресторана, они немедленно укладывались спать. Правда, во сне они начинали храпеть, так что утрачивали право на эпитет "тихие", но это не шло ни в какое сравнение с пьяными буйными, которые приводили с собой из ресторана новообретенных друзей и продолжали праздновать поездку уже в купе. Один такой майор, помнится, умудрился расколотить окно в тамбуре и был уведен на станции Дно в неизвестность милиционером с нежным румянцем на юношеских щеках. На фоне буйных пьяных майоров затейники выглядели меньшим злом. Они ограничивались общением с попутчиками на разные общественно-политические темы и легким флиртом с попутчицами.

Этот майор оказался затейником. В качестве объекта флирта он избрал, конечно, молодую ! мать, которая к этому времени успела уже выгнать нас с девушкой из купе и накормить свое чадо грудью, так что и чадо утихомирилось в углу к возвращению преображенного майора.

Майор, надо заметить, с виду был человек посредственного телосложения, с усами. Он приступил к флирту совершенно стремительно, предложив для начала попутчице угадать, сколько ему лет.

- Ой, та кто вас знает? - с милым малороссийским акцентом ответила молодая мать.

Общение налаживалось, и майор стал рассказывать анекдоты. Потихоньку наступал вечер, стучали колеса, подпрыгивал вагон, солнце освещало идущий на северо-запад поезд то с одной стороны, то с другой, я залез к себе на верхнюю полку и задремал.

Проснулся я, когда стемнело и в купе зажгли свет. Прекрасной девушки уже не было, она вышла где-то по дороге, и я ее больше никогда не видел. Лежа на верхней полке, я следил за флиртом майора, достигшего к этому времени в отношениях с молодой матерью изрядной степени доверительност! и и впавшего в известное состояние пьяного занудства, когда са! мому гов орящему представляется, что речь его искрометна и убедительна, но собеседники уже начинают поглядывать на часы.

Майор говорил:

- Главное, Галя, зубы. В жизни главное - зубы. Вы вот смеетесь (Галя не смеялась), а я говорю: зубы - главное. Мне знакомый врач говорила, что половина болезней - от зубов.

Майор налил в стакан из-под чая грузинского коньяка, отхлебнул и продолжал:

- Пища. Пища не прожевывается, вот и желудок, а желудок - это половина болезней. И нервы. Там в зубах - нервы, если воспаление или что, то может быть исход вплоть до менингита. Капитан Ворона так вот у нас умер в части. Зубы заболели, так он и умер потом. Я с детства за зубами ухаживаю. У меня бывшая супруга моя была стоматолог, поэтому только чуть что - сразу пломбировать, болит, конечно, но мужчина должен боль терпеть, как вы считаете? Зато потом, и в плане личной жизни...

Майор почувствовал, что зарапортовался, отпил еще коньяку и продолжил неожиданно:

- Вот хотите, ! я покажу, что значит - зубы?

Майор встал, извлек из-под столика сетку-авоську с какими-то консервными банками, зажал ручки авоськи между зубами, поднялся и зверски замотал головой. Банки звякнули, а Галя сказала:

- Ой, та что вы делаете такое, Виктор Сергеевич?

- Это - не все! Это - далеко не все! - отвечал майор. - Смертельный номер! Дубль два!

Он вытащил из-под полки свой чемодан, открыл его, достал оттуда электробритву "Харьков", обернутую в газету книжку, бутылку водки, еще две какие-то стеклянные банки с домашними консервами, запихал это все в авоську, закусил ручки авоськи, поднялся и замотал головой.

Раздался неприятный хруст.

Ночью майор выл на своей нижней полке, младенец плакал, месяц светил в окно. Наутро мы приехали в Ригу.

Пятнадцать лет назад, в январе 1991 года ОМОН в Риге пытался в последний раз, стиснув зубы, удержать авоську. Не удержал.

Комментарии:

Е.К.

Интересно, догадался л! и кто-нибудь использовать известный эпизод из "Хоббита&qu! ot;, с д ушераздирающим признанием Голлума, для пропаганды здорового образа жизни и прочих мойдодырных ценностей:

"Загадка была старая, и Голлум, конечно, знал ответ не хуже нас с вами. - С-с-старье! - прошипел он. - З-з-зубы! З-з-зубы, моя прелес-с-сть! У нас-с-с их ш-ш-шес-с-сть!"

Страшно ведь. Шесть зубов. Вот что случается с теми, кто не любит мыло и зубной порошок.

Дима Фон-Дер-Флаасс

Помню, был такой Алкснис. Еще были латышские стрелки. Еще кто-то захватывал телебашню (или это не в Риге было?). А ОМОН я даже видел сам, в 93-м: он стоял, весь в броне, около гастронома на четырех углах у "Баррикадной" (там еще зоопарк), и что-то от кого-то отгораживал. Наверное, людей от зверей; впрочем, это описание подходит к почти любому акту отгораживания.

Потом кто-то в кого-то стрелял, а кто-то в кого-то, наоборот, не стрелял. Потом кто-то победил. Или это кто-то другой победил? Не помню, я тогда был в Дубне.!

Потом, судя по всему, пришел лесник и всех разогнал. По крайней мере, особого шума с тех пор не было.

В общем,

Пух посмотрел на свои передние лапки. Он знал, что одна из них была правая, знал он, кроме того, что если он решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начать.

А зубов у него не было. А если и были, то никому не пришло в голову о них упомянуть.

А. Карташов

Зубы - зубами, а есть что-то эпическое в фигуре пьяного майора. Меня не оставляло смутное воспоминание по ходу всего рассказа. То есть, вспоминались бесчисленные майоры, населявшие просторы Отечества, особенно военные кафедры скромных вузов; именно про них сказал мой циничный друг-биолог "майор - тупиковая ветвь эволюции", подразумевая, что без академии дальше не пойдешь. Однако, как слово и понятие пришло к нам с Запада, так и типаж пьяного майора, конечно, не мог не материализова! ться на родине майоров.

Наконец, я вспомнил - Ивлин Во, ! "Ме рзкая плоть". Главный герой, Адам, отдает тысячу фунтов пьяному майору, чтобы тот поставил их на верную лошадь, - и преследует его всю книгу: без этой тысячи фунтов он не может жениться. Потребовалась новая мировая война, чтобы майор нашелся и вернул выигранные 35 тысяч - впрочем, на них едва ли можно теперь купить стакан спирта и газету.

Британский пьяный майор, таким образом, играет роль то ли змея-искусителя, которому Адам доверчиво вручает залог своего счастия, то ли архангела с огненным мечом. Волшебное преображение его в пьяного генерала есть несомненный символ великого потенциала британского майора, лишь ждущего грозных испытаний.

Черт его знает, что мешает нашим пьяным майорам подняться до таких же высот - то ли скверное качество спиртного, то ли необходимость езды в электричках, то ли сравнительная редкость ипподромов? Однако, рассказ г-на Лейбова заставляет предположить, что и слабость отечественной стоматологии играет не последнюю роль.


Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями


Подробнее

Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: russ.culture
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное