Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интернет без секретов: курс молодого бойца" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2002 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
8
|
11
|
||||
12
|
13
|
14
|
16
|
18
|
||
19
|
20
|
21
|
23
|
25
|
||
26
|
28
|
29
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Интернет-культура в Русском Журнале Net-культура
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Все дискуссии "Net-культуры"
Мирослав Немиров
Все о поэзии 107
Написать в гостевую
Кошляков, Валерий
Видный мастер кисти и холста (а также гофрированного рваного картона) наших дней; иначе говоря - один из виднейших представителей современного московского контемпорари арт в его живописно-изобразительном ответвлении; кое-кто (например, такая точка зрения весьма распространена в городе Санкт-Петербурге) считает его и вообще лучшим московским современным художником.
Немалая заслуга в этом, если признавать всю правду, как она есть, принадлежит Тер-Оганяну А.С.
Если бы не он, вполне мог бы сейчас К. проживать в Ростове-на-Дону, быть членом местного отделения СХ и писать талантливые, но банальные виды донской жизни, развивая традиции Левитана и Коровина.
Впрочем, об этом далее.
Сейчас - краткая биография Кошлякова В.Н.
Родился в 1962 г. в г. Сальске Ростовской области.
Начало 1980-х: поступает в ростовское-на-дону Художественное училище им. М.Б.Грекова, где в то время уже учится Тер-Оганян, и имеет в нем (Кошляков, не Оганян) репутацию полного идиота: подвиг радиста нарисовал!
Большую картину маслом на холсте, где изобразил героическую гибель радиста в степи от взрыва во время боевых действий Великой Отечественной войны.
Учащиеся училища были шокированы такой темнотой.
- "Футуристов", вроде меня, - рассказывал Оганян, - конечно, было раз, два и обчелся, но все-таки все учащиеся были парни городские, продвинутые, рисовали кто сюрреализм, кто что-нибудь мистическое; войны, если и было рисовали, так звездные, но чтобы войну Великую Отечественную - таких не было.
- Нет, ну, конечно, были хитрожопые хитрожопы, которые и "подвиг разведчика" рисовали, и Ленина на броневике, и съезд комсомола, но с теми все было ясно, да и те для себя если что и красили, так опять же сюрреализм. А этот - сам, по доброй воле - и такое!
А это он - от невинности.
Паренек из города Сальска решил стать художником - ну так нужно писать картины серьезные, большие, на серьезные темы - про войну и т.д.
А что же еще рисовать серьезному художнику?
Ходил, можно добавить, Кошляков в это время обутый в футбольные бутсы с шипами.
Не чтобы прослыть оригиналом, что как раз было в его пользу, а - опять же от невинности: а что? хорошие ботинки, крепкие - и недорогие!
Так что тогда Оганян с Кошляковым не подружились.
Подружились они уже примерно году в 1986-м, когда К. работал декоратором в театре оперетты, хотел как-нибудь поступить в Союз Художников СССР, а для души писал жанровые картинки из донской жизни: казаки, казачки и все прочее.
Тут-то Тер-Оганян и обнаружил в К. несомненный живописный талант и взялся его патронировать.
Стал давать советы, наставлять, подсовывать книжки с изображениями произведений Матисса и Пикассо, а то и Малевича и Поллока.
Результат: Кашель, под влиянием О., все более и более переходит к "современному искусству" - сначала к чему-то вроде импрессионизма, затем, к 1987-му году, уже и к чему-то типа фовизма а-ля какой-нибудь Дерен (для Ростова-на-Дону тех времен - дикий авангард), и уже и не собирается как-нибудь пристроиться в Союз художников, а - - -
А в 1989-м году Ог. почти силой заставляет Кошлякова переехать вслед за ним в Москву.
И поселяет у себя, сначала на Речном вокзале, а затем на Раушской набережной и год содержит, пока Кошляков не начинает зарабатывать сам.
И уже году к 1991-му - см. начало сообщения.
Опишем, какие именно произведения приносят К. успех.
Это вот что: на огромных картонах (2 на 3 м и еще больше), сделанных из найденных на помойках ободранных ящиков от телевизоров, холодильников и прочего, бледной, сильно разбавленной белилами темперой он пишет виды Рима, Венеции, всевозможные классические развалины. И затем это - выставляет.
- И все? - удивится читатель, привыкший, что в контемпорари арт должен быть трюк и фокус, - просто виды Венеции?
Именно так.
Кошляков есть чрезвычайно редкий в нынешнем актуальном искусстве автор таких произведений, которые не сводятся к их словесному описанию, а которые нужно именно прийти на выставку - и посмотреть.
И посмотреть - живьем, в натуре, а не репродукцию.
Ибо репродукция - все-таки не передает силу и (стыдно при людях такое и вслух сказать!) красоту, с которой все это изображено.
Впрочем, немного все-таки передают - см. репродукции далее. При этом просьба обращать внимание на проставленные возле репродукций размеры. Это важно: это не картоночки чемоданного формата, а это - - -
Впрочем, концептуальный момент во всем этом тоже есть, и весьма сильный.
Персонажность.
Кто таков человек, который это делает?
Это советский дикий человек, который, пребывая в убогости и нищете, на каком нашел материале (картонные разодранные ящики), какими нашел красками - темпера, экономии ради сильно разбавленная белилами, - изображает видение - мечту! - мечту об иной, прекрасной жизни! - и мечту не просто, а мечту художника, Италию! - но получается совсем не так, как хочется: разбавленная краска течет (вся картина в потеках), картон - рваный, гофр там и сям торчит наружу, как ты его ни записывай, да и Италия эта, если подумать, - собственно, посмотреть - на самом-то деле тоже одни руины.
То есть, на руинах одной великой Империи ее одичавший сын пишет свою мечту, которая оказывается - руины другой великой Империи.
Такового персонажа придумал В.Кошляков, от лица его он это все и пишет.
Но при этом всего сильней - что он его не придумал! (см. сообщ. Ирония в "Оганяне")
Потому что на самом деле - он сам как раз и есть такой персонаж!
Потому что он действительно дикий паренек из Сальска, который пишет действительно то, что ему нравится, - и то, что общепризнанно является Классикой и Всем Высоким, Прекрасным и Возвышенным - и не его вина, что это оказывается тоже руинами.
Таков, примерно, смысл - или лучше еще использовать термин "мэссидж" - живописи Кошлякова В.
Которая, кроме того, еще просто очень хорошая живопись - что нынче бо-о-ольшая редкость.
Некоторые анекдоты из жизни В.Кошлякова:
***
- Что это у тебя? Дай посмотреть! - говорит Кошляков, видя большую толстую книгу у Оганяна в руках.
Взял, листнул. Разочарованно возвратил:
-А, буквы!
Но это было давно.
Перебравшись в Москву, Валерий Николаевич обнаружил: нынче быть одним глазом и рукой мало, нынче художник должен быть еще и теоретиком.
И буквы стал все-таки читать, и вникать, и сейчас я никак не удивлюсь, если Кошляков и про дискурс к месту ввернет, а может, и Фуко процитирует.
***
- Вот "Итоги" - хороший ведь журнал! Про искусство пишут, и в общем - правильно, - все понимают. Но зачем в начале - половина каждого номера! - какая-то ерунда, про Ельцина, Зюганова, Чубайса. Понятно, раньше заставляли про политику писать. Неужели и сейчас заставляют? - говорил В.Кошляков.
И очень был удивлен, когда ему объяснили, что подавляющее большинство людей, покупающих "Итоги", покупают их именно из-за первой половины - про Ельцина, Зюганова, Чубайса.
А то, ради чего покупает журнал Кошляков - это на самом деле так, довесок.
***
В.Н. Кошляков - большой любитель помоечек.
Выходя на прогулку, он возвращается с мешками понасобранного на помойках самого разного хлама: тряпочек, картиночек, каких-нибудь вазочек, венских стульев и т.д. и т.п. - пригодится!
И, действительно, пригождается - теми или иными способами он использует все это в разных объектах, инсталляциях и т.д.
На помойках он и картон собирает для своих произведений.
И вот.
Один раз в галерее Гельмана был ремонт.
Гельман дал указания рабочим - как что красить, откуда куда тянуть проводку, куда выносить мусор, - и ушел.
А Кошляков как раз пошел к нему.
И на подходе к галерее - помойка.
- Иду, смотрю, - рассказывал Кашель, - сколько картона кто-то выкинул! Подошел поближе - да это же мои картины!
Оставленные Гельманом без присмотра рабочие сочли их просто испачканным картоном - и вынесли на помойку.
***
В конце восьмидесятых водка стоила очень дорого.
Тем более - относительно доходов деятелей ростовской богемы, которые были людьми пьющими, но малоимущими.
То есть на водку денег никогда не было.
На начать пить еще кое-как удавалось наскрести, а вот на продолжить - отнюдь.
И тогда отправлялись к Кошлякову, у которого деньги были - всегда.
Не потому, что у него были какие-нибудь особые доходы, а потому что он к деньгам относился серьезно, умел соотносить свои возможности со своими потребностями, и вот как-то получалось, что деньги, оказавшись у него в руках, не - - -, а расходовались равномерно и планомерно.
И вот.
Как за последнюю соломинку, ростовские художественные алкоголики и хватались за кошелек Кошлякова:
- Валерий Николаевич, давай срочно 6 рублей.
Сначала фраза заканчивалась словами "до понедельника" или еще каким-нибудь выражением в этом духе; постепенно оно отпало: ни в какой понедельник денег, конечно, не появлялось, а если порой и появлялись, то тратились они, конечно, не на раздачу долгов.
Валерий Николаевич сокрушенно вздыхал, но всегда просимые деньги давал.
Для проформы ему объясняли: "В "Солнышке" "Гадрут" по рупь десять дают, пойдем? Там уже все наши!"
- Да нет, вы уж как-нибудь сами... - смущался Кошляков. - Я тут лучше пока чего-нибудь покрашу.
А вот анекдоты о В.Н.Кошлякове пера (клавиатуры) Максима Белозора, из его книги "Волшебная страна":
***
Художник Валерий Кошляков - человек очень простодушный.
Однажды Авдей Степанович Тер-Оганян познакомил его с известной ростовской инакомыслящей Мариной П., нынче одной из ведущих журналистов радио "Свобода".
Через несколько дней она встречает Авдея Степановича и выговаривает ему: "Кого ты ко мне привел? Мне было так неудобно!"
Оказывается, пришел Валерий Николаевич в гости, сидит, чай пьет. А вокруг все: Сахаров, Сахаров!
Валерий Николаевич и спрашивает: "А кто такой Сахаров?"
Все на него посмотрели, покашляли, но, однако, объяснили. И опять: Солженицын, Солженицын!
Валерий Николаевич смутился было, потом чаю выпил и спрашивает: "А кто такой Солженицын?"
***
Когда стало известно, что Мирослав Маратович Немиров собирается жениться на Юлиньке Глезаровой, все говорили: идиот!
Один Валерий Николаевич сказал:
- Ну а как же? Как же он не будет жениться? Он же там жил, питался...
***
Валерию Николаевичу мама из города Сальска часто присылала сало, крупы, чеснок и другие сельские продукты.
И он всех угощал.
Как-то пришли к нему в мастерскую барышни.
Валерий Николаевич налил им чаю, нарезал сала и говорит:
- Угощайтесь, девчонки, кушайте! Вот, чеснок берите, очень помогает от глистов!
***
Однажды Авдей Степанович Тер-Оганян и Валерий Николаевич Кошляков ехали в метро.
Авдей Степанович купил газету, сел в вагоне, собрался читать.
Кошляков вообще не особенно читатель, а в метро сроду не читает.
А тут вдруг вынимает из портфеля книгу.
Авдей Степанович удивился: что за книга?
Посмотрел.
Книга называлась "Гайморит".
***
У Валерия Николаевича Кошлякова в Ростовском театре музыкальной комедии была мастерская под самой крышей.
Туда к нему приходили друзья.
В то время в театре шел спектакль, в котором актрисе по сюжету нужно было моментально переодеваться.
В гримерную она не успевала, а забегала за кулисы, сбрасывала с себя одежду и надевала другое платье.
Валерий Николаевич знал наизусть все спектакли.
Когда начиналась определенная музыкальная фраза, Валерий Николаевич прислушивался, говорил: "Бежим!", и все, кто у него находился, бежали и лезли на колосники.
Оттуда было отлично видно переодевающуюся актрису.
Она раздевалась полностью, почему-то даже снимала трусы.
***
У Авдея Степановича Тер-Оганяна на полке лежал воздушный шарик.
Такой американский, тощий и длинный, похожий на сосиску.
Я приставил его к одному месту и помахал.
Авдей Степанович очень обрадовался:
- Вот реакция нормального человека! А то вчера Кошляков приставил его к носу: смотри, говорит, какой смешной нос!
***
Авдей Степанович Тер-Оганян пожаловался Валерию Николаевичу на то, что тетка на улице назвала его дедулей. Кошляков ответил:
- Это ничего, старик. Меня на улице часто за деда принимают.
Лет обоим тогда было едва за 30.
Последние лет уж 8 К. живет по большей части в Германии, в Москве бывая наездами в год на месяц-другой.
В Германии ему очень не нравится.
Даже кроткого, законопослушного, практически непьющего, совершенно не склонного к бытовому безумству Кашля полицейщина германской жизни душит как - - -.
(Впрочем, и французской - вообще европейской.)
Но в России для художника типа Кошлякова места нет - абсолютно.
Хорошо каким-нибудь акционистам: показал раз в год жопу - остальное время числишься известным мастером концептуального искусства, ходишь на вернисажи, порой и грант какой-нибудь от какого-нибудь Сороса перепадет.
Кошлякову же для работы нужна большая мастерская - картины три на пять метров в комнате в коммуналке не нарисуешь, - нужны покупатели, которые покупали бы эти картины - и опять же, это не комнатного формата картиночки, а произведения, требующие для себя соответственных помещений - музеев или жилищ уж совсем сумасшедших богачей.
А музеи наши - - -, а богачи, конечно, есть, и помещениями подходящих размеров они обладают, но чтобы покупать для украшения этих помещений гигантские картины, написанные на рваном картоне, - до этого общественное сознание российских богачей - еще не доросло.
Так что - - -.
А вот некоторые истории о Кошлякове В.Н., добровольно сообщенные моей Птичкой:
***
Когда товарищество художников "Искусство или Смерть!" перебиралось в Москву, все они привезли много картин - каждый по полсотне или сотне картин.
Валерий Николаевич привез одних этюдов - 500 штук.
Некоторые этюды были записаны с двух сторон - с оргалитом были проблемы, поэтому К. ради экономии писал и с той, и с другой стороны.
Также К. использовал холсты - напишет с одной стороны, потом перетянет на другую сторону и опять напишет - писать хотелось, а материалов не было.
У Оганяна многие картины были написаны на старых пеленках его детей.
***
Первой выставкой, которую повезли за границу вместе с Кошляковым, был "Зверинец" - мраморный пол, фонтан, пантеры, леопарды, павлины, тигры, пальмы - все невероятно красиво.
Звери были нарисованы (как и все остальное) на картоне, вырезаны по контуру и расставлены на мраморном (из картона) полу - типа как гигантская детская книжка-раскладушка, когда из бумаги вырастают дворцы, принцессы, замки...
Все Валеру поздравляли - первый выезд как-никак, только Кошляков был совсем не радостный.
Причина его кручины состояла в том, что все звери сзади подпирались палочками - простыми деревяшками, найденными на помоечках.
И вот - кураторы выставки запретили Кошлякову вести с собой эти палочки - это же лишний вес.
Валера кручинился - где я за границей такие хорошие палочки найду? Это здесь я вышел и нашел, а там - я и где помоечки там - не знаю.
В аэропорту таможенники, проверяя Кошляковский багаж, были шокированы - в его чемодане лежали две рубашки и куча палочек и дощечек - неструганных, серых, грязноватых - это Валера все-таки взял самые стратегически важные палочки с собой.
***
В середине 90-х Кошлякова некая влиятельнейшая художественная компания решила вывести в мировую художественную элиту.
Кашля привезли в Париж, дали ему гигантскую мастерскую, какие угодно материалы - краски, холсты - все что пожелаешь, богатый пенсион и приготовили контракт.
Условия контракта были такие - 12 картин в год, определенного формата, на холстах, никаких картонок и проч., содержание любое, но желательно виды римских развалин.
И - все.
То есть больше картин рисовать нельзя - будет переизбыток, меньше тоже рисовать нельзя - у них все схвачено, покупатели определены. Кошляков удивился:
- Я за месяц 12 картин нарисую! А что потом год делать?
- Как что? Гуляй, наслаждайся жизнью, путешествуй... Денег у тебя теперь будет много.
Надо ли говорить, что Кошляков той же ночью тайком бежал из Парижа?
- Пусть я буду в Москве, в коммуналке, на драных картонках писать, но я буду писать, сколько захочу - и что захочу.
***
А обещанные репродукции где? - изумляется читатель.
Что это такое вообще - статья об искусстве живописи - и без единой картинки?
Так вот, сообщаю: неправдочка ваша!
Есть картиночки!
Картиночки есть, и до фига, и большого размера, и еще впридачу и с пояснениями и комментариями.
Только я, чтобы не загромождать ими текст - да они и не поместились бы, они большие, - вынес их на отдельный, специально для таких штук мной (на самом деле, конечно, Моей Птичкой - плюс при помощи М.Вербицкого) изготовленный сайт "Картиночки": http://nemirow.rema.ru.
Для особо глупых, объясняю, как им пользоваться.
Зайдя на главную страницу, найти портрет В.Кошлякова (над ним так и написано: Кошляков, Валерий).
Щелкнуть по нему.
Появится куча маленьких картиночек: микрокартиночек с - - -.
Щелкай по каждой - получишь ее в увеличенном виде - и комментарий.
Так вот.
И вообще, заходи почаще на этот сайт: там много всего разного и познавательного.
***
В заключение - как бы официальный послужной список К. Перечень основных его выставок:
(Если в скобках написано "Каталог" - значит устроители потратились на то, чтобы к выставке был издан этот самый каталог.)
1988: "Италия имеет форму сапога", Ростов-на-Дону.
1989: Выставка в кооперативном туалете, Ростов-на-Дону.
1991: "Ночь в Венеции", Галерея Гельмана, Москва (Каталог).
1991: "Под небом Италии", Дворец Сакала, Таллин, Эстония.
1992: "Парфенон", галерея в Трехпрудном, Москва.
1992: "Дуэты" (совместно с В.Брайниным), Галерея "Доминус", Москва.
1992: "Живопись и скульптура" (совместно с В.Дубоссарским), Галерея в Пересветове пер., Москва.
1992: "Большой заказ", Галерея La Baze, Париж.
1993: "Живопись и скульптура" (совместно с В.Дубоссарским), Русский музей, Санкт-Петербург.
1993: "Актеры приезжают в город". В рамках российско-голландского проекта "Exchange/Обмен", Москва.
1993: "A Mosca... a Mosca..." Galleria Communale d'Art Moderno, Болонья (каталог).
1994: "Темные аллеи" (совместно с В.Дубоссарским). Якут галерея, Москва.
1994: "Перспективная архитектура", Архитектурная галерея, Москва.
1995: "Фонте Латино". Галерея Бишофф, Штутгарт
1995: "Fuoscoso" (совместно с Ю.Шабельниковым), Галерея Гельмана, Москва.
1995: "Нонконформисты". Музей Людвигсхафен (каталог).
1996: "Полигимния". Акция (роспись камней на стройке), Галерея Бишофф, Штутгарт.
1996: "Полигимния". Галерея Гельмана, Москва
1996: "В. Кошляков", Галерея Шульц, Берлин.
1997: "Место жительства". Галерея Русского искусства, Женева (Каталог).
1998: "Города - герои". Галерея М.Польский, Чикаго (каталог).
1998: "Храм искусства". Галерея Гельмана. Москва.
1998: "Эрмитаж для домоуправления # 5". Акция. Москва.
1999: "Ритуальное пространство", Архитектурная галерея, Стокгольм.
1999: "Альбом для рисования". Галерея М.Польский, Чикаго (Каталог).
1999: "Под крышей" (совместно с Райнером Герс). Центральный выставочный зал "Манеж", Москва.
2000: "С Юга. К Северу. На Восток". Ивановский художественный музей (Каталог).
2000: "Изба". Инсталляция. Галерея Гельмана. Москва.
2000: "Кабинет": Тверская картинная галерея.
2000: "Полюс холода". Русское современное искусство. Париж (Каталог).
2000: Фестиваль Garrone. Тулуза (Каталог).
2000: "Южнорусская волна". Русский музей, Санкт-Петербург (Каталог).
И это далеко не все!
Вообще, довольно странная выборка.
Нет, например, "Украшения Красивого" - 1989; нет упоминания об отличной (и огромной) выставке в МДМ осенью 1990, о не менее замечательной экспозиции Кашля на большой коллективной выставке в Царицыно; выпала куча выставок и акций в Трехпрудном ("Море водки", например, совместно с Тер-Оганяном) - и это только то, что я помню лично.
А др.?
Вот то-то же.
Переходите к "Картиночкам".
- Гаврильчик, Владлен
- Газеты и вообще масс-медиа. Гандбол. Гандлевский, Сергей
- Гандлевский. "<НРЗБ>". (Алфавит не догма)
- Ганн, Дональд. Герань
- Гете, Иоганн Вольфганг. "Гибель полная всерьез"
- Гинзберг, Аллен. Гипердактилические рифмы. Гипертекст. Гладкость. Глизайны
- Глуповатость. Глупость
- Гномы. Гомосексуализм
- Гребенщиков, Борис
- Горький, Максим
- Говно. Голимый. "Гражданская Оборона". Гражданская поэзия. Графомания
- Греки. Грузины. Гумилев, Лев. Гумилев, Николай. Гурченко, Людмила
- Дактиль. Дактилические рифмы. Даллес, Аллен. Двадцать седьмой съезд КПСС
- Дебрянская, Евгения. Девяностые годы двадцатого века
- Дельмас, Любовь. Демография. Деньги. "Держи голову в тепле, а ноги в холоде!" Джугашвили
- Джаз. "Джек дэниэлс"
- Джексон, Майкл. Джин-тоник. Джойс, Джеймс
- Джексон, Эндрю. Дитрих, Марлен. Джоэл, Билли
- Довлатов, Сергей. Доктор Джекил и мистер Хайд. Доллары. Долька. Дьявол
- "Рубль пал!"
- "пушкин" / руссру - 1
- "пушкин" / руссру - 2
- "пушкин" / руссру - 3
- "пушкин" / руссру - 4
- Заболоцкий, Николай
- Конина, Наталья
Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||