Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Интернет без секретов: курс молодого бойца" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2002 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
8
|
11
|
||||
12
|
13
|
14
|
16
|
18
|
||
19
|
20
|
21
|
23
|
25
|
||
26
|
28
|
29
|
31
|
Статистика
-1 за неделю
Интернет-культура в Русском Журнале Net-культура
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Все дискуссии "Net-культуры"
Мирослав Немиров
Все о поэзии 108
Написать в гостевую
Мавзолей

Самый первый временный деревянный Мавзолей Ленина
1.
Если все-таки начать себе позволять использовать при описании тюменской жизни приемы турбореализма, о Мавзолее следовало бы тогда сказать, что он в Тюмени находится на ул. Хохрякова, дом 63, сразу за бывшим Обкомом КПСС, и является гранитно-мраморной точной копией главного Мавзолея страны, московского.
В городе Заводоуковске, в 6 часах езды от Тюмени на восток электричкой, мавзолей поплоше, шлакоблочный, а что же до села Верхнее Сидорово Сорокинского района, то, поскольку колхоз его является, конечно, отстающим, то и мавзолей в нем - из неструганных досок, а ленин - несколько мешков, набитых соломой, на верхний из которого наклеена фотография из "Правды" 1954 года.
Мавзолеи в частных домах тоже разные: у номенклатурных работников - впрочем, и у шоферюг, и у сварных, летающих на вахту на севера, и еще у работников торговли и сферы обслуживания - они стоят в красных углах японского производства, сверкая кнопками, лампочками и пластмассой под красное дерево и нержавеющую сталь; у - - - они - - -
И т.д.
***
Впрочем, это все я не совсем сам придумал: нечто подобное описано у Борхеса: в одном из коротеньких своих рассказов он описывает глухую аргентинскую глухомань, куда приезжают бродячие актеры и представляют похороны Эвиты и лежание ее в стеклянном гробу мавзолея; а дикие аргентинские гаучо рыдают, стоя вокруг псевдоея псевдогроба в скорбном молчании.
Но надо сказать: я свое про мавзолей написал раньше, чем прочел у Борхеса.
2.
Но если не позволять себе увлекаться турбореализмом, а писать одну только скучную правду, то без мавзолея, описывая тюменскую жизнь, все равно не обойтись.
Как-то на форуме руссру - еще в 2001 году - развернулась дискуссия: кто самый знаменитый тюменщик.
Предлагались разные фигуры, например, американский прославленный автор мюзиклов Ирвинг Берлин, который родом из Тюмени.
Или, конечно, Г.Распутин, который родом из села Покровское, что неподалеку от Тюмени, и в самой Тюмени - живал и даже работал санитаром в местной больнице на Доудельной улице, которая существует до сих пор и которая сейчас является ГКБ # 3.
Но правильнее всех ответил человек по имени Алексей Михайлов:
- Ленин! - вот кто самый знаменитый тюменщик, - сказал он.
И это так.
Ибо некоторую часть своей (правда, уже загробной) жизни (?) Ленин В.И. действительно провел в городе Тюмени, в подвале сельскохозяйственного института - с августа 1941 по весну 1944 года.
Именно в Тюмень был тайно эвакуирован мавзолей с его содержимым, и здесь - - -
***

А это исходный мавзолей, прообраз всех остальных: гробница царя Мавсола в Галикарнасе, греческой колонии в Малой Азии; 340-е годы до нашей эры. От него и пошло слово мавзолей для обозначения любых грандиозных усыпальниц.
Построен архитектором Пифием по заказу жены Мавсола Артемизии II, над рельефами фриза работали лучшие скульпторы того времени - Скопас, Леохар, Бриаксий, Тимофей.
На вершине был изображен сам Мавсол с женой, стоящие на четвероконной колеснице.
Дело происходило в Галикарнасе - одной из древнейших греческих колоний в Малой Азии, основанной согласно "Словарю Античности" выходцами из Арголиды еще в 12 веке до н.э.; с 560 находился под властью сначала лидийцев, затем персов, но не был обижаем ни теми, ни теми и сохранил и при тех, и при тех автономию.
А как раз эпоха Мавсола и Артемизии была временем его наивысшего расцвета.
Двухсотлетнее пребывание в составе азиатских государств, однако, не прошло даром: греки в Галикарнасе изрядно овосточнились, чему очевиднейшее свидетельство уже хотя бы то, что правил в Галикарнасе царь с царицей - для классических греков форма правления крайне несвойственная; описываемый Мавзолей, объявленный позже, во времена эллинизма, одним из 7 чудес света, - еще одно доказательство этого овосточивания.
Ибо размером он был - с современный десятиэтажный дом!
У классических греков от такого безумия волосы дыбом вставали.
Сооружения таких размеров - это уже явно азиатское - - -
***
Расцвет Галикарнаса, впрочем, длился недолго - не тронутый ни лидийцами, ни мидянами, ни персами, через 10 лет после возведения мавзолея, в 333 г. до н.э., он был до основания разрушен своими же братушками эллинами по приказу просвещеннейшего ученика Аристотеля Александра Македонского,
***
Что, кстати, несколько корректирует общепринятое представление о греках, которые, якобы, были уж совсем цивилизованные - Платон, дескать, Софокл, Аристотель, демократия, Олимпийские игры, борьба за просвещенную свободу с персидским варварством и деспотией; такие все сплошь, короче, юноши в туниках и мудрецы в хитонах, которые только тем от современных людей и отличаются, что на автомобилях не разъезжали.
Вовсе нет.
Чего-чего, а варварства - в современном смысле этого слова, в смысле - в смысле, например, отсутствия даже и каких-либо сомнений в своем праве всех, до кого дотянутся руки, истреблять, - и у греков было сколько угодно, и не только по отношению к чужакам, но и к собственным единоплеменникам.
***
Тут, кстати, можно и высказать суждение касательно расхожего утверждения, что, мол, в мире наблюдается падение, и падение, и падение нравов, и особенно со времен Нового времени, капитализма.
Или, хотя бы, отсутствие в этой части какого-либо прогресса.
Как раз и нет, что видно на примере хоть того же Галикарнаса.
Ибо то, что было сделано с ним - се возмущает и шокирует ум современного человека, как и аналогичные методы, например, гитлеровцев.
А меж тем гитлеровцы совершенно ничего нового не придумали, а лишь вернулись к тому, что всегда и везде было совершенно нормальной практикой людского общежития, и лишь только в самые последние периоды времени, примерно с середины XVIII века, стало представляться возмутительным и недопустимым, причем до такой степени, что даже в СССР при сталинизме казни производились все-таки тайно, и даже их наличие вообще отрицалось.
- Виртуальный Мавзолей - виртуальная экскурсия по Мавзолею плюс документы по созданию М. и бальзамированию Л.
- Сайт "Защитим Мавзолей Ленина!"
- Достопримечательности Москвы. Мавзолей
- Акт правительственной экспертной комиссии в составе академиков: А.И.Абрикосова (председатель), Н.Н.Бурденко и А.Д.Сперанского о состоянии тела Ленина в Тюмени за 29 июня-14 июля 1942 г.
- Российская газета о Ленине в техникуме Тюмени: "В 1942 году Илья Збарский с ужасом обнаружил на кожных покровах Ленина плесень. В том числе самую страшную - черную, при появлении которой на объекте последний по всем правилам следовало сжечь или протравить соляной кислотой".
- Семь чудес света на сайте чудеса.ру
Магда
Как он в нее, гадину, тырц! тырц!
Слепой! Наугад!
Она по башке его дырц -
И убегла.Скользкая такая вжик б#ядь словно ящерица
Жаркозадая, коль выражаться фигурально,
а в реальности, на ощупь, - наборот, прохладная,
Погубила его всячески, а после вовсе ухуящерила -
Вот такие все вы правда, бабы, бл@ди.Вот и ты такая же паскуда точно, ласточка,
Почему мне собственно за что и нравишься -
.................
...................июль 1990, Надым.
Собственно, это о главной персонажице "Камеры-обскуры" В.Набокова, которую автор этих строк как раз прочел и которая на него произвела чрезвычайное впечатление.
Но, конечно, не только о ней.
"Ты" в последней строфе - это, конечно, некая личность по имени Стелла, о которой в дальнейшем будет сообщено отдельно.
Что же до Набокова, то вот девять главных русских писателей (прозаиков) XX века, как я это понимаю:
1: Набоков;
2-6: (по алфавиту, а не по важности): Мамлеев: Платонов: Солженицын: Сорокин: Хармс;
7-9: (опять по алфавиту): Ильф-Петров: Лимонов: Розанов;
10: А.Толстой (за "Аэлиту" с "Гиперболоидом...") или Стругацкие.
Относительно каждого из указанных следовало бы дать пояснение - что именно я в них нахожу такого, что ставлю их именно на такое место в ранжире заслуг, и я могу дать такие обоснования и дам их - в следующий раз.
***
Картинку - пока не подобрал.
Чтобы подобрать, нужно перечесть "Камеру-обскуру", найти там ее точное описание, а потом уже, исходя из нее...
Попозже.
Мадонна
см. http://www.guelman.ru/slava/nemirov/nbr2000.htm#mado
Мадригал
В.Никонов:
Мадригал - (от итал. madrigale от позднелат. matricale - песня на родном языке) - в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания (противоположно эпиграмме, с которой сходно по малому объему), позднее - краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине.
В русской поэзии М. известен с XVIII века.
Несколько подлинно художественных М. принадлежат А.Пушкину, М.Лермонтову.
Но уже во времена Пушкина М. вызывал ироническое отношение:
И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!(А.С. Пушкин)
***
Тем не менее М. продолжали писать и после этого, и я их и сам, например, написал огромное количество, хотя и не знал, что это вон оно как называется.
Думал так, стишочечек для обольщения девушек.
А оказывается - вон оно как!
Например:
О ты, тяжелому подобная похмелью!
Когда, однако, уже денег раздобыто,
Когда - часа за три до двух! - уже добыто,
Когда уже открыто и налито,
Когда уже мал-мало и отпито, -
Вот ты - такая, как теперь слегка - помедлить.
В стихотворении описана одна из выдающихся красоток города Тюмени конца 1980-х.
Имея тогда около восемнадцати лет от роду, сия производила чрезвычайное впечатление на выдающегося тюменского же поэта М.Немирова, сочинявшего многочисленные стихотворения, с целью ея обольстить, - безуспешно.
Имя и фамилия ея были - Милюкова Анна; в соотв. статье и см. и дополнительные сведения о сей, и многие другие стихотворения (мадригалы!), обращенные к ней.
Майк
Точнее, Михаил Науменко, по прозвищу Майк.
Герой ленинградского рока начала 1980-х годов, в том же начале - и в середине - тех же 1980-х оказывал чрезвычайное влияние на умонастроения тюменских умов, подробности см. Гребенщиков Б.
И нужно сказать, Майк при этом гораздо больше поражал тюменские умы, чем "Аквариум".
Вообще, как куда ни посмотришь, все таинственно и удивительно.
Почему, например, в 1980-83 - удивительный выброс советского рока - и Гребень, и Майк, и Свин, и Цой, и "Странные игры", и в Москве - "ДК", "Центр", а уже в 1984 - хоп - и все в общем окончилось, и осталась только проза жизни и унылое повторение самих себя во все более и более унылых и бледных копиях?
(Ну, Цой дотянул до 1985-го - "Это не любовь" - может быть, лучшая его пластинка.)
Почему так?
Поневоле поверишь в астрологию!
Но это в сторону.
Возвращаемся к Майку
Майк - да!
Ленивый гнусавый голос, как бы и не поющий, а как бы и не в склад и не в лад рассказываюший-выкрикивающий истории из своей жизни:
Которой день
Пьем с утра!
А что делать на даче, когда такая жара......
Который день
пьем всю ночь;
день и ночь, день и ночь - еще одни сутки прочь!и т.д.
И все это - под забойную панкуху.
(В концертном - монофоническом! - альбоме "Блюз де Моску", лучшем альбоме Майка - собственно, единственном, который и следует слушать, несмотря на ужасное качество записи, Майковские блюзы и рок-н-роллы превратились в самую натуральную панкуху!)
И все это было про нас.
Про нашу безумную и позорную частную жизнь?
Ты - дрянь! (Лишь это слово
способно обидеть).
Я не хочу тебя любить, но не могу ненавидеть! -и:
И так прошло все лето,
И осень так прошла, -и:
Двадцать лет - как бред,
двадцать бед - один ответ,
Хочется курить, но не осталось папирос, -и:
Когда я знал тебя совсем другой! -
и проч.
***
Дискутировали об интерпретациях.
Например:
Я боюсь спать, наверно я трус, -
почему?
Шаповалов Ю., в то время, в 21 год, уже настоящий клинический алкоголик, утверждал, что это совершенно точное, хоть в учебники вставляй, описание состояния человека, находящегося в разгаре запоя, когда уже и не пьешь для удали и веселья, а только постоянно через каждые полчаса пропускаешь по стопарику - чтобы жить.
И когда уже несколько ночей не можешь уснуть: именно потому, что страшно: а вдруг заснешь - и тут и кердык?
Я, тогда (и аж лет до 33-х) об ужасах похмелья совершенно не ведавший, но терзаемый страстями иного рода, связанными с наличием в мире некоторых существ женского пола, отстаивал иную интерпретацию смысла этой фразы. Трактуя ее в том смысле, что боюсь, мол, спать из-за того, что опять ты, паскуда, проникнешь в мои сны, и - - -
Истории:
***
1985, зима, город Нижневартовск Тюменской области.
Птичка моя Гузель - впрочем, тогда еще не моя - сидит у себя в комнате родительского дома, принадлежащий ей магнитофон поет песни рассматриваемого Майка.
На кухне матерь птички беседует с пришедшей в гости ее сестрой, а Гузели теткой, которая в это время не кто-нибудь там, а работница райкома КПСС.
В гузелином магнитофоне Майк уныло изобличает свою подругу, сообщая ей, что она - дрянь!
Тут вот дверь в Гузелину комнату распахивается, и на пороге ее возникает вышеупомянутая тетка, возмущенная до глубины души:
- Ты это что же такое слушаешь! Это кого он называют дрянью - советскую женщину-труженицу?!!
***
А вот история, как все та же Гузель брала у Майка интервью в Питере осенью 1987 года.
Сева Грач, человек, считавшийся тогда Майковым импресарио, привез ее на какое-то предприятие, который Майк сторожил ради заработка и еще из-за того, что советская власть требовала от всех, находящихся под ее властью, чтобы они состояли на хоть какой-нибудь ей службе.
Она приходит туда, приведенная Грачом: проходная, за ней комнатка сторожа, в которой все как положено - стол, стулья, диван, сумрачный мужик в замасленной фуфайке, валенках, шарфе и треухе.
Обнаруживается: этот угрюмый мужик и есть пресловутый Майк.
- Простыл, - поясняет он сиплым голосом.
- А вот мы тебя подлечим! - радостно сообщает ему Грач и вынимает бутылку портвейна, а Майк вынимает в ответ стаканы.
Они наливают, выпивают.
После чего Сева начинает представлять Гузель: вот, подпольная журналистка из Сибири, хочет о тебе написать... - а Птичка моя тем временем чувствует, что у нее совсем зашумело в голове, и она уже не в состоянии брать интервью.
И она и говорит:
- А вот я вижу, у вас диван - можно, я чуть-чуть вздремну?
Изумленный Майк отвечает, что да, конечно, пожалуйста, и Гузель ложится спать, а Майк с Севой продолжает пить эту, и потом вторую, обсуждая всякие вопросы, а потом Гузель наконец просыпается, спрашивает, сколько времени, и, узнав, что около двенадцати, вскакивает и, с криком, что она же на электричку опоздает, убегает.
Такова история того, как Гузель брала интервью у Майка.
***
Я лично с Майком знаком не был.
Один раз чуть было не познакомился.
Это была весна 1987-го.
Пили, гуляли по Питеру и решили пойти в гости к Майку - Сева Грач, Свин, Немиров, Гузель.
Пришли к Майку - тесная коммуналка, Майк, опухший и несвежий, попросил его подождать на крыше - он скоро придет, а сейчас у него неотложные семейные дела.
Поднялись на крышу - крыша была очень хороша: просторный чердак с развешенным бельем, просторные слуховые окна и прекрасная черепичная крыша с трубами, приступочками и переходами на крыши соседних домов.
Гуляли по всем крышам как Карлсоны часа три - Майк так и не смог закончить решение семейных проблем, и мы ушли.
***

Концерт Майка в Тюмени в ДК "Геолог". Слева - Майк, на заднем плане - азартно пляшут тюменские поклонники его творчества, прорвавшиеся на сцену
Это был не один концерт, а дней пять по два концерта в день.
Организовала эти гастроли Птичка Гузель при помощи Горкома комсомола.
Были сложности - не хватало усилителей, - пришлось бегать по всему городу в поисках их.
Нашли.
Не было спиртного - а артистам перед выступлением нужно пропустить по стопарику - человек по имени Чуйков от щедрот душевных выкатил 25 литровую бутыль браги (рис + изюм).
Потом возникли проблемы с выплатой денег - комсомольцы вдруг решили, что многовато Майку будет того, что сначала обещали.
Пришлось грозить, что приведет под окна горкома всех поклонников творчества "Зоопарка" с транспарантами, свистом и камнями, - подействовало.
Тогда-то многие тюменские личности и познакомились лично с М.Науменко и пили с ним водку.
Но это был уже не тот герой подполья, который - - -; это был больной и усталый человек, уныло зарабатывающий себе на хлеб и на водку имитацией замечательного себя семилетней давности.
Поэтому последовавшая в августе 1991 года смерть Майка от инсульта никого особенно не потрясла: он к тому времени давно уже был не слишком-то и жив.
- Гаврильчик, Владлен
- Газеты и вообще масс-медиа. Гандбол. Гандлевский, Сергей
- Гандлевский. "<НРЗБ>". (Алфавит не догма)
- Ганн, Дональд. Герань
- Гете, Иоганн Вольфганг. "Гибель полная всерьез"
- Гинзберг, Аллен. Гипердактилические рифмы. Гипертекст. Гладкость. Глизайны
- Глуповатость. Глупость
- Гномы. Гомосексуализм
- Гребенщиков, Борис
- Горький, Максим
- Говно. Голимый. "Гражданская Оборона". Гражданская поэзия. Графомания
- Греки. Грузины. Гумилев, Лев. Гумилев, Николай. Гурченко, Людмила
- Дактиль. Дактилические рифмы. Даллес, Аллен. Двадцать седьмой съезд КПСС
- Дебрянская, Евгения. Девяностые годы двадцатого века
- Дельмас, Любовь. Демография. Деньги. "Держи голову в тепле, а ноги в холоде!" Джугашвили
- Джаз. "Джек дэниэлс"
- Джексон, Майкл. Джин-тоник. Джойс, Джеймс
- Джексон, Эндрю. Дитрих, Марлен. Джоэл, Билли
- Довлатов, Сергей. Доктор Джекил и мистер Хайд. Доллары. Долька. Дьявол
- "Рубль пал!"
- "пушкин" / руссру - 1
- "пушкин" / руссру - 2
- "пушкин" / руссру - 3
- "пушкин" / руссру - 4
- Заболоцкий, Николай
- Конина, Наталья
- Кошляков, Валерий
Поиск по РЖ
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов"
© Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail.
Пишите в Русский Журнал.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||