Алексей Греков
"Двойные граждане" без гражданских прав
На прошлой неделе Россия устами секретаря Совета Безопасности Сергея Иванова заявила
о выходе из Бишкекского соглашения 1992 года о безвизовом передвижении граждан СНГ
по территории стран Содружества. Этому решению предшествовала договоренность, достигнутая
неделей раньше на московском заседании консультативного совета руководителей консульских
служб МИД государств - членов СНГ. Условия передвижения граждан бывшей советской
империи по территории стран СНГ будут определяться на основе двусторонних и многосторонних
соглашений.
Ряд аналитиков отмечают положительную сторону заключения двусторонних соглашений
между государствами СНГ. В качестве главного довода в пользу такого решения приводится
тот факт, что на этой основе в руках правоохранительных органов окажутся рычаги контроля
над все возрастающей волной незаконной миграции населения, организованными преступными
группировками и контрабандой наркотиков из стран Закавказья и Центральной Азии на
территорию России.
Существует и такое мнение: Россия берет пример с Туркменистана, введшего визовый
режим еще прошлым летом. Виза оформляется за сутки и стоит всего ничего: от 1 до
2-х долларов США. Однако вопрос относительно того, будет ли российская виза стоить
таких денег и оформляться в течении суток, остается открытым. Ведь не секрет, что
желающих въехать в Россию во много сотен раз больше, чем в Туркмению, а консульских
учреждений Российской Федерации в бывших советских республиках явно недостаточно,
чтобы удовлетворить всех желающих. Вместо внятного и однозначного ответа выдвигается
тезис о широком жесте России: граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана
(государств - членов Таможенного союза), и может быть Армении и Узбекистана в отличие
от других стран возможно будут посещать Россию в безвизовом порядке.
Рассмотрим уже сегодняшнюю, пока еще безвизовую ситуацию на примере Таджикистана
- одной из стран-участниц Таможенного союза. Так ли легко и свободно чувствует себя
его гражданин в России? Как известно, между Россией и Таджикистаном заключен и затем
парламентами обеих стран ратифицирован договор о двойном гражданстве - таких соглашений
практически нет на всем остальном постсоветском пространстве. Но для чего был подписан
договор? Чтобы облегчить участь русских пенсионеров, которым не на что, некуда и
не к кому выехать за пределы Таджикистана? Или же изменить правовую ситуацию российских
военнослужащих? С этим вопросом я обратился к сотруднику аналитического центра <a
href="http://www.eurasia.org.ru/"
target="new">"Евразия"</a> Виталию Хлюпину. Договор
о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном он относит к числу тех подписанных
между Россией и странами СНГ документов - а их около 400, - которые вряд ли будут
реализованы. Зато реализуются другие решения: например, <a h!
ref="http://www.geocities.com/CapitolHill/1088/"
target="new">постановление правительства Москвы</a> о регистрации
в течении 3-х дней в столице не только граждан стран СНГ, но и собственно граждан
России, не имеющих постоянной московской или подмосковной прописки. И это при том,
что незаконность московского регистрационного режима признана Конституционным судом
Российской Федерации. Касаясь выхода России из Бишкекского соглашения о безвизовом
передвижении граждан СНГ по территории стран Содружества, Виталий Хлюпин подчеркивает:
"Это не означает, что Россия порвет со всеми государствами СНГ". Первыми
реальными кандидатами на введение виз аналитик, вслед за российскими официальными
лицами, называет Грузию и Азербайджан, которые могут попасть в визовое пространство
из-за ситуации на Северном Кавказе.
По поводу двойного российско-таджикского гражданства наиболее ярко выразился человек
с высшим образованием, работающий грузчиком на Черкизовском рынке Москвы, обладатель
российского паспорта нового образца: "Когда я не по своей воле оказываюсь без
последней копейки и за решетками 51-го отделения милиции в распоряжении своего бывшего
земляка по Таджикистану, то воочию убеждаюсь: я не то что дважды не гражданин, я
просто не человек..."
В МИДе Российской Федерации свою оценку ситуации сформулировали так: "Договор
о двойном гражданстве между Россией и Таджикистаном - что касается механизма его
реализации, то он находится на стадии пуска, вернее на предпусковой стадии. Придет
время - и механизм заработает".
А вот формулировка другого чиновника, из ГУВД Москвы: "Мы защищаем столицу России
от наплыва всякой швали..."
Удастся ли совместить два этих подхода? И не окажется ли "второй паспорт"
более удобным выходом из ситуации, чем получение визы? А самое главное - сможет ли
в постсоветских условиях этот документ гарантировать гражданские права, если он не
сопровождается регистрацией, правом устройства на работу, социальным страхованием
и медицинским обеспечением? Во многих крупных городах России - и Москва здесь просто
наиболее яркий пример - визовый режим де-факто уже действует, не затрудняя жизнь
криминальным элементам, но зато значительно осложняя ее законопослушным гражданам
бывших советских республик.