Итак: сербское митинговое "вече" "отменило" Милошевича, и сей наддемократический акт еще до его мало-мальски законообразного оформления был тут же признан всемирными блюстителями чистоты демпроцедур. После этого можно лишь констатировать, что блокбастер о югославской революции вполне четко придерживался уготованного сценария. Кроме, пожалуй, хэппи-энда - передачи на золотом блюде головы диктатора самому независимому из всех международных судов в мире. Хотя, конечно, еще не вечер и над правильной концовкой работают. А то можно и такой финальный кадр сотворить: спасенная сербская девочка на руках воина-интернационалиста KFOR. Лучше √ афроамериканца. Или австралонорвежца. И дальше титры: исполнители ролей спасителя, главного злодея, режиссеры, продюсеры, спонсоры... Особая благодарность командованию и солдатам ВЧ #..., экипажам кораблей ВМС таких-то и таких-то. Занавес, зрители расходятся по домам.
Стоп: не совсем так. Когда актеры выступают "вживую" перед зрителями - это уже не кино, а другой вид искусства. У которого несколько другие законы. Ибо театр (а речь о нем) не живет ожиданием прокатных сборов. Удачная премьера - лишь повод для повтора, в том числе - и на других подмостках. А посему у стороннего наблюдателя возникает вопрос: ожидать ли постановки хита сезона - пьесы "Диктатора заказывали?" - модных зарубежных режиссеров и в наших краях, с участием доморощенных трагиков и комиков?
Собственно, левопатриотические силы российского политкалейдоскопа уже так и заявили: мол, сначала к Лукашенке, ну а там уж и к нам ждать популярную постановку. В принципе, для успеха такого рода представления необходимо наличие нескольких факторов:
- удачного сценария (с этим, как мы выяснили, проблем нет);
- "злодея-диктатора" (то есть фигуры, которую таковым провозгласит всегда озабоченное "общественное мнение");
- "спасителя" (личность значения не имеет, "раскрутят" любого);
- бодрой массовки (для придания ореола "народности" всему происходящему), лучше всего - пережившей предварительные военные и экономические санкции, чтоб играла как надо;
- массированной информационной обработки потенциальной аудитории (дабы было ощущение востребованности спектакля "обществом");
- солидных спонсорских вливаний (после успешной премьеры с этим проблем не предвидится);
- ну и, конечно, режиссеров с продюсерами (приглашенных и местных, видимых и не очень).
И, оглядываясь окрест, с гордостью осознаешь: мы не зря считаем себя ведущей театральной державой. Все важнейшие сценические технологии успешно осваиваются, и нам вполне по плечу принимать у себя столь масштабные постановки. Причем, похоже - реклама грядущего "проекта" уже началась.
Во-первых, злодей провозглашен и усиленно демонизируется. Полковник с чекистским прошлым - для западной публики (как и для самой "продвинутой" части нашей) это все равно, что грим Фреди Крюгера. Идеальнее и банальнее кандидата на столь важную роль просто не найти.
Вся эта история с навешиванием на президента "всех собак" (сиречь лодок, башен и переходов) прошлого и будущего, достигшая апогея в августе, должна была привести к созданию образа классического голливудского отрицательного персонажа - холодного, злого, расчетливого и неполиткорректного (в идеале: обижающего негров или какой-нибудь маленький демократический народец). Конечно, вполне возможно, что летние обвинения в адрес Путина были продиктованы лишь естественной реакцией общественности на его не очень внятное поведение в критической ситуации, и столь же естественно атаки сходят теперь на нет. Но не все так просто:
"Менее замеченной общественностью оказалась начавшаяся в сентябре кампания по дискредитации Владимира Путина. Пока она ведется довольно осторожно и почти не выходит на страницы ведущих изданий. Однако важность этого события трудно преувеличивать: российского президента по крайней мере проверяют на прочность, и довольно серьезно" ("Русская мысль").
Одновременно большое значение придается созданию общего настроения предчувствия грядущей катастрофы, которая, естественно, связана с дальнейшим пребыванием "оберзлодея" у власти. Причем, напугать желательно не только россиян, но и всех соседей:
"Череда катастроф, следующих одна за другой, - создается впечатление, что вся страна катится в пропасть. ...Последствия этого лета могут стать только предвестником более крупных катастроф, которые выйдут за пределы России".
"Колеблющийся и нерешительный, вынужденный действовать с оглядкой на старых друзей и быть благодарным Ельцину и его окружению, ослабленный уже явно проигранной войной с олигархами и СМИ, обеспокоенный ситуацией в сфере обороны, Путин может ожидать сюрприза и от своих... союзников... Президент рискует оказаться в конце концов в полной изоляции... он лишен и необходимой поддержки со стороны военных", - и тому подобное.
В общем, полковнику если и пишут, то только эпитафии. Главное - чтобы люди не переживали обо всякой ерунде, вроде - удастся ли президенту отладить сильно запущенный предшественниками государственный механизм, реализовать налоговую, жилищно-коммунальную реформу и т.п. Нужно, чтобы народ азартно делал ставки √ кто кого? прижмет такого-то или нет? И вообще: протянет ли до весны?
"Именно с этой зарождающейся народной Россией и следует искать дружбы Западу... Более точное понимание различий между официальной Россией и российским обществом поможет выработать политику, которая предусматривает выборочное урезание финансовой помощи режиму... Вместо этого США следует направить основную помощь на финансирование неправительственных инициатив, более широкий обмен с молодым поколением россиян..."
С учетом югославского сценария мотивы Биг Збышека, автора народолюбивого труда с красноречивым названием "Большая шахматная доска" (таким ему видится мир), вполне понятны - в шахматах пешки сами не ходят и даже не ведают, кто ими движет. Хуже, когда заложниками этих игр становятся массы людей, искренне верящих, что, поджигая парламенты, они утверждают демократию.
Но все ли так мрачно в описанном выше сценарии - и реален ли повтор югославских сцен на российской почве? Думается, режиссеры не до конца учли особенности того самого человеческого фактора, на который, собственно, и делается ставка в подобных раскладах. Похоже, они стали заложниками собственной веры в многократно тиражированную мысль о том, что феномен Путина есть лишь результат успешно примененных политтехнологий. Именно хитрые технологи, мол, заставили избирателей, как лунатиков, встать рано утром в выборное воскресенье и, не открывая глаз, поставить крест там, куда подсказал 25-й кадр или прочие технотрюки.
В итоге антиавторитаристы все силы положили на борьбу с рейтингом, а не с конкретным политиком и, похоже, просчитались. К тому же, подпортило картину улучшение экономической ситуации в стране, как ни увещевали народ ученые "гарвардцы", что эта неприятность приключилась вопреки Путину да из-за раздувшегося "нефтебакса". Как следствие - революции не произошло: события, призванные поднять массы на баррикады (президент не снялся на фоне тонущей лодки и "наехал" на свободу слова Гусинского и Березовского), лишь покачнули злополучный рейтинг до размеров, о которых Ельцин в свое время мог только мечтать. (Впрочем, наши "друзья" оптимизма не теряют: "Потребуется еще много кризисов, подобных "Курску", чтобы потопить президента" (Sunday Times). Ну типа: надо - организуем!)
Причем самое забавное, что когда грядут действительно серьезные проблемы, сопровождающие неизбежно непопулярные меры властей в социальной сфере, плюс снизятся цены на энергоносители, у "революционеров", похоже, не будет своей "Искры" (то бишь ОРТ и НТВ), которая бы смогла в "нужном" ключе интерпретировать происходящее, поднимая народ на штурм чего-нибудь. Народ может просто не услышать залп "Авроры" и будет себе спокойно продолжать обустраивать свою жизнь. А этого в сценарии нет.
Между тем, удивителен и тот факт, что в нашем обществе, при всей популярности идей всевозможного центризма, еще не сложилось осмысление роли главенствующей фигуры политического Олимпа как своего рода "отца нации", как главы всего государства, в котором есть место правым и левым, радикалам и консерваторам, "демократам" и "патриотам". Как только кто-либо из наших "крайнефланговых" увидит в действиях или высказываниях президента что-либо близкое ему по духу, он тут же хватает его за рукав и начинает тянуть в свою сторону.
"Почему Путин, обладая сталинскими полномочиями, добившись симпатии общества, топчется на месте, трагически растрачивая запас национального доверия, боясь разорвать с преступными кланами, с предательскими сословиями?" - вопрошают с одного фланга. "...Либералы боятся, что альянс Путина с Солженицыным и гэбэшниками может стать доминирующей политической силой", - переживают на другом краю.
"Русская мысль", к примеру, с ужасом обнаружив в самом центре города сразу две демонстрации противоположных политзарядов, вместо ожидаемой аннигиляции наблюдает такую прискорбную картину:
"Ни милиция, ни обитатели окружающих зданий в происходящее не вмешиваются. Похоже, на Лубянской площади столицы воцаряется то самое "единое правовое пространство", о котором мечтает президент". Чтобы было понятно - про "единое правовое пространство" сказано с иронической издевкой.
Получается внешне парадоксальная ситуация - фактически поборником демократии в обществе оказывается именно обвиняемый в авторитарных наклонностях президент. Именно он как бы говорит: "Сосуществуйте; доказывайте свою состоятельность на выборах, на местах, словом и делом". Но, похоже, никому из "активистов" это особо ненужно. Как ненужным оказалось соблюдение демократических процедур в Югославии - а зачем, если противники Милошевича громче шумят? Так что: "давайте шуметь", согласно новой европейской моде?
Ах! если рождены мы все перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод?