Жажда вечной жизни

Новости геронтологии.

Информационный Канал Subscribe.Ru

Ваш организм моложе, чем вы думаете
02  августа  2005 http://www.inopressa.ru/nytimes/2005/08/02/18:22:38/body
Вне зависимости от вашего возраста, ваш организм на много лет моложе. Даже если вы уже в преклонных годах, многим из вас, возможно, всего десять лет или даже меньше.
Эта внушающая оптимизм истина, связанная с тем, что ткани постоянно обновляются, положена в основу новой методики оценки возраста человеческих клеток. Ее создатель Йонас Фризен полагает, что средний возраст всех клеток в организме взрослого человека – от семи до десяти лет.
Но Фризен, специалист по биологии стволовых клеток Каролинского института Швеции, нашел также объяснение того, почему люди ведут себя в соответствии с паспортным возрастом, а не физическим возрастом своих клеток: некоторые клетки не обновляются с рождения до смерти, и в это меньшинство входят некоторые или все клетки коры головного мозга.
Именно спор о том, производит ли кора новые клетки, заставил Фризена искать новый способ определения действительного возраста человеческих клеток. Существующие методики, связанные с тем, что ДНК метят химическими веществами, далеки от совершенства. Заинтересовавшись тем, не существует ли природных меток, Фризен вспомнил, что во время подземных ядерных испытаний, проводившихся до 1963 года, в атмосферу выбрасывался радиоактивный углерод С-14.
Его поглощали растения, ели люди и животные во всем мире, и С-14 попадает в ДНК клеток каждый раз, когда клетки делятся.
Большинство молекул в клетке постоянно заменяются, но не ДНК. С-14 в клеточной ДНК появляется при рождении клетки, в день, когда родительская клетка делится. Фризен на этом основании пришел к выводу, что концентрацию С-14 можно использовать при определении возраста клетки. На практике методика применяется на тканях, а не на отдельных клетках, поскольку С-14 в каждой отдельной клетке недостаточно для определения ее возраста. Затем Фризен разработал шкалу перевода концентрации С-14 в календарные сроки, измерив количество С-14 в кольцах на спилах шведских сосен.
Проверив методику разными способами, он и его коллеги 15 июля опубликовали в журнале Cell результаты первых исследований на человеческих тканях. Возраст клеток реберных мышц, взятых у людей, которым под сорок, оказался 15,1 года.
Жизнь клеток эпителия, выстилающего кишечник, трудна, и, по другим оценкам, они живут всего пять дней. Не учитывая эти поверхностные клетки, Фризен установил, что средний возраст кишечника 15,9 года.
Затем ученые обратились к мозгу, вопрос обновления клеток которого вызывает самые большие разногласия. Пока преобладает мнение, что мозг не создает новые нейроны после того, как его структура сформирована. В особенности это относится к обонятельной луковице и гиппокампу, куда откладываются первоначальные впечатления о лицах и местах.
Это общее мнение несколько лет назад попыталась оспорить Элизабет Гоулд из Принстона, которая сообщила, что обнаружила новые нейроны в коре головного мозга, и высказала элегантную гипотезу о том, что воспоминания каждого дня записываются на нейронах, появившихся в этот день.
Метод Фризена даст возможность определить возраст всех отделов мозга и увидеть, появляются ли новые нейроны. Пока он проверил методику только на клетках визуальной коры. По его оценке, их возраст соответствует паспортному возрасту человека, и это свидетельствует о том, что в данном отделе коры новые нейроны после рождения не образуются, а если и образуются, то в незначительном количестве. Клетки мозжечка немного моложе клеток коры, и это укладывается в гипотезу о том, что развитие мозжечка продолжается и после рождения.
Споры вызывает и вопрос о том, производит ли сердце новые мышечные клетки после рождения. Распространенное мнение о том, что не производит, недавно поставил под сомнение Пьеро Анверса из Нью-Йоркского медицинского колледжа в Валгалле. Фризен установил, что сердце в целом создает новые клетки, но еще не высчитал уровень обновления клеток сердечной мышцы.
Хотя люди могут считать свой организм вполне устоявшейся структурой, его значительная часть постоянно находится в движении: старые клетки уходят, им на смену приходят новые. Как уже говорилось, клетки, выстилающие желудок, живут всего пять дней. Красные кровяные тельца, совершающие путешествие длиной в 1 тыс. миль по лабиринтам системы кровообращения, в среднем живут 120 дней, а потом отправляются на кладбище, в селезенку.
Эпидермис, поверхностный слой кожи, обновляется раз в две недели.
Что касается печени, которая выводит из организма растительные яды и лекарства, то ее жизнь в условиях этой химической войны коротка. Печень взрослого человека, по-видимому, обновляется за 300-500 дней, заявил Маркус Громп, специалист по стволовым клеткам печени из Университета Орегона.
Жизнь наших тканей измеряется годами, а не днями, но и они не вечны. Даже кости претерпевают постоянные изменения. Полагают, что скелет у взрослых полностью меняется каждые 10 лет.
По нынешним данным, на протяжении всей жизни нам служат только нейроны, клетки хрусталика глаза и, возможно, клетки сердечной мышцы. Клетки хрусталика формируются у эмбриона, а затем становятся инертными.
Но если наш организм вечно молод и бодр и постоянно обновляет свои ткани, то почему регенерация не длится вечно?
Некоторые эксперты полагают, что в ДНК накапливаются мутации, и ее информация постепенно деградирует. Другие винят ДНК митохондрии, в которой отсутствует механизм восстановления хромосом. Согласно третьей гипотезе, стволовые клетки, являющиеся источником новых клеток для всех тканей, с возрастом становятся слабыми.
"Гипотеза о том, что стволовые клетки стареют и утрачивают способность производить потомство, находит все больше сторонников", – отметил Фризен. Он надеется увидеть, замедляется ли восстановление тканей с возрастом, а это может указывать на то, что стволовые клетки являются ахиллесовой пятой, единственным, что препятствует бессмертию.

Алкоголь улучшает мышление
04  августа  2005 http://www.inopressa.ru/guardian/2005/08/04/15:06:33/alko
Эта новость гарантированно спровоцирует радость среди любителей выпить: у тех, кто потребляет алкоголь в умеренных количествах, мышление развито лучше, чем у тех, кто не пьет вообще или злоупотребляет алкоголем.
Исследование, проведенное Австралийским национальным институтом в Канберре, показало, что умеренная выпивка повышает ваши умственные способности. А ее отсутствие или слишком большие дозы могут превратить вас в тупицу.
В исследовании принимали участие 7 тыс. человек в возрасте 20-60 лет. Было установлено, что те люди, которые употребляют среднее количество алкоголя, имеют более развитые вербальные навыки, память и скорость мышления по сравнению с людьми, находящимися на полюсах алкогольного спектра. Безопасный уровень потребления алкоголя – 14-28 стандартных "дринков" в неделю для мужчины и 7-14 для женщины.
В исследовании использовались как вопросы с необходимостью словесных рассуждений, так и тесты на кратковременную память.
Как ни странно, трезвенники показали низкие результаты.
Брайан Роджерс из Центра изучения умственного здоровья при Австралийском национальном институте, заявил, что умеренно пьющие люли не только показали наилучшие результаты, но и, похоже, являются самыми здоровыми. "Это не обязательно означает, что умеренное потребление алкоголя хорошо для мозгов – могут быть и иные, не учтенные нами причины, объясняющие плохие результаты трезвенников", – подчеркнул Роджерс.
Результаты исследования могут отражать тот факт, что алкоголь сокращает риск сердечно-сосудистых заболеваний и усиливает приток крови к мозгу, а эти факторы обуславливают лучшее умственное состояние. Они также согласуются с другим исследованием, в ходе которого было обнаружено, что умеренные количества алкоголя сокращают риск сердечных ударов и инсультов, улучшая циркуляцию крови.
Исследование, проведенное в Австралии, является одним из элементов начатого в 1999 году 20-летнего проекта по изучению изменений в мышлении и настроении у людей по мере старения.

Новая эра дешевых "генных" карт
Персонализированные карты, содержащие генный код, скоро будут доступны всего за 550 фунтов, говорят ученые.
Новые методы расшифровки последовательности генома человека уже позволили снизить стоимость процедуры с 11 млн фунтов до 1,2 млн фунтов. Можно ожидать, что будущие разработки помогут снизить цены еще больше, утверждают эксперты.
Конечная цель – сделать возможным расшифровку уникального генетического кода всего за 1000 или даже за 550 фунтов. При такой низкой цене врачи смогли бы заказывать генные карты своих пациентов.
Это новшество может трансформировать медицину, позволив определять генетические факторы риска, которые делают человека предрасположенным к таким заболеваниям, как, например, рак, даже при отсутствии истории заболеваний в семье.
Кроме того, это может привести к новой эре прогнозирующей медицины, когда лекарства будут выписывать пациентам в соответствии с их ДНК. В настоящее время различные виды лечения могут вызывать побочные эффекты у одних людей, в то время как хорошо переносятся и оказываются эффективными для других. Причиной этого часто являются различия на генном уровне.

Южнокорейские ученые первыми клонировали собаку
Люди теперь могут сами создавать своих лучших друзей среди животных: в среду южно-корейские ученые объявили, что им удалось впервые клонировать собаку. Об этом сообщает Reuters.
Щенка, который получил кличку Снуппи (Snuppy), вырастили профессор Ву-Сук Хванг и его коллеги из Сеульского национального университета.
Он был клонирован из взрослых клеток кожи при помощи метода "ядерного переноса" из соматических клеток. С помощью этого же способа были ранее клонированы первое в мире млекопитающее, овечка Долли, и другие животные.
Кобель Снуппи (SNUppy), первые три буквы в имени которого соответствуют аббревиатуре университета SNU (Seoul National University), родился в результате кесарева сечения 24 апреля. Его выносила суррогатная мать - самка желтого Лабрадора. При рождении щенок весил 530 г.
У Снуппи был брат-близнец, еще один щенок, родившийся от другой самки. При рождении он весил 550 г, однако спустя 22 дня умер от пневмонии. Каких-либо анатомических отклонений у погибшего щенка при вскрытии обнаружено не было.
Чтобы родились эти два щенка, ученым пришлось ввести 1095 эмбрионов 123-м суррогатным самкам. Таким образом, эффективность эксперимента составила 1,6%.
Оба щенка были созданы из взрослой клетки кожи, взятой у кобеля афганской гончей при помощи методики "ядерного переноса" из соматических клеток. Таким же образом ученым уже удавалось клонировать овец, мышей, коз, свиней, кроликов, кошек и других животных.
Афганская гончая была выбрана из-за своего размера и необычного экстерьера, говорят корейские специалисты.
На клонирование собак ученым понадобилось больше времени по сравнению с другими животными из-за сложностей с получением зрелых неоплодотворенных собачьих яйцеклеток в лабораторных условиях. В отличие от других млекопитающих у собак яйцеклетки выходят из яичника раньше.
Вместо того, чтобы выращивать яйцеклетки в лаборатории, исследователи взяли зрелые яйцеклетки у самок.
Затем из яйцеклеток удалили генетический материал и заменили его на ядро клетки кожи, взятой у кобеля афганской гончей. Созданный затем эмбрион был имплантирован в суррогатную самку.
Целью данного эксперимента является создание животных для научных исследований, а не домашних любимцев, подчеркивают они.
Ученые полагают, что клонирование собаки поможет лучше изучить болезни, которым подвержены как сами животные, так и люди, например - рак и диабет. Методики на основе стволовых клеток могут быть испытаны сначала на собаках, а затем использованы для лечения человека.

Умные нанотрубки в доставке лекарств
Нанотрубки - практически универсальная наносистема. Мы уже видели, как их используют в микро- и наноэлектронике, различных имплантах и протезах, нередко они выступают в роли сенсоров, а отдельные ученые даже собирают из них каркасы для будущих наномашин. Но до сих пор никому не приходило в голову использовать их в доставке лекарств. Обычно для этих целей используют наночастицы, так как они могут легко проникать через поры в клеточных мембранах и капиллярах.
Новая терапевтическая система, разработанная учеными из Калифорнийского университета совместно с несколькими цитологическими лабораториями, использует нанотрубки в качестве активных перевозчиков медикаментов.
При этом врачи могут контролировать открытие концов нанотрубок таким образом, чтобы они высвобождали целебные грузы в нужном месте. Поэтому ученые назвали протеиново-липидные бионанотрубки "умными".
Кроме медикаментов, нанотрубки могут доставлять в клетки цепочки ДНК, кодирующие определенные гены. Такая адресная генная терапия может помочь в лечении многих генетических заболеваний и рака.
Подробнее: http://www.nanonewsnet.ru/index.php?module=pagesetter&func=viewpub&tid=9&pid=78

Связь переломов у пожилых людей и недостатка витамина Д
03-08-2005 http://www.svoboda.org/hotnews/2005/08/03/16.asp?newstopic=%CD%E0%F3%EA%E0

Переломы бедра являются тяжелой травмой и частой причиной смерти для пожилых людей. Медицинская статистика, собранная сотрудниками больницы при ун-те города Глазго в Шотландии показала, что почти у 90% таких больных содержание витамина Д было значительно ниже нормы, а у 25% было настолько низким, что его даже не удавалось замерить. Руководитель исследования эндокринолог Стивен Галлахер сделал из этого вывод, что «недостаток витамина Д представляет собой существенный, но корректируемый фактор риска для переломов костей, особенно переломов бедра», и настоятельно рекомендовал всем пожилым пациентам, у кого этого витамина не хватает, регулярно принимать соответствующие витаминные добавки.

Новости сайта consilium-medicum

06.08.2005 http://www.consilium-medicum.com/cgi-bin/oldnews.pl
Поздний дебют сахарного диабета может быть симптомом рака поджелудочной железы: по данным исследования в клинике Мэйо один из 120 случаев позднего диабета (после 50 лет) обусловлен онкологией. Выводы сделаны на основании исследования 2122 случаев позднего диабета (1950-95 гг.) Рак поджелудочной железы убивает ежегодно в США 32 000 людей, течение его бессимптомно, диагностических скриниговых тестов не существует.
Подробнее - в Gastroenterology, 2005;129:504-511

30.07.2005 http://www.consilium-medicum.com/cgi-bin/oldnews.pl?07.05
По данным исследования 1,5 тыс. работающих мужчин и женщин сидение сопряжено с повышенным риском ожирения. В среднем граждане "сидят" на работе не менее 3 часов, 25% прикованы к стулу более 6 часов, причем мужчины в среднем на 20 минут больше, чем женщины. Эти 20 минут задают существенную разницу в приросте лишних килограммов веса у мужчин: частота ожирения среди них выше (в Австралии, где проводили исследование, ожирением страдают 58% мужчин и 42% женщин). По данным ВОЗ в развитых странах ожирением, сопряженным с риском диабета, артериальной гипертензии, инфаркта и инсульта, страдают не менее 300 млн. взрослых.
Подробнее - в American Journal of Preventative Medicine, 2005;29:91-97

Пожизненная вакцина от любого гриппа?
05 августа 2005 г. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_4749000/4749501.stm

Новый препарат должен излечить человека от всех видов гриппа
Вакцину от всех видов гриппа, действующую всю жизнь человека, разрабатывают английские и бельгийские ученые.
Существующие сегодня препараты требуют ежегодной вакцинации, но даже они не спасают от всех типов вируса; так, например, от птичьего гриппа прививок пока нет.
Компания Acambis из Кембриджа надеется получить вакцину, которая будет способна побороть все известные мутации вируса гриппа. Впрочем, работы находятся на ранней стадии, и до проверки вакцины на людях могут пройти долгие годы.
Грипп - болезнь серьезная. Ежегодно в мире от нее умирает от полумиллиона до миллиона человек.
Если птичий грипп, поразивший Азию, мутирует и начнет передаваться от человека к человеку, то мы можем стать свидетелями повторения событий 1918 года, когда от гриппа, получившего название "испанка", на планете умерли от 20 до 40 миллионов человек.
Современные вакцины дают организму иммунитет к двум белкам, находящимся в вирусе гриппа. Однако эти белки мутируют, и ученым приходится создавать все новые и новые вакцины.
Кембриджские специалисты трудятся при содействии коллег из бельгийского Института биотехнологии Фландрии и из соображений коммерческой тайны подробности своей работы пока не разглашают.
Если эксперименты увенчаются успехом, то, как полагают исследователи, одной прививки может быть достаточно, чтобы навсегда избавить человека от гриппа. Но даже в случае успеха раньше, чем через 10 лет, новая вакцина в аптеках не появится.

Нанотехнологии против рака
В США успешно испытан на животных новый метод противораковой терапии, основанный на использовании новейших нанотехнологий.
Ученые и инженеры уже несколько лет работают над созданием сверхмикроскопических капсул, позволяющих адресно доставлять к злокачественным новообразованиям лекарственные вещества. Капсулы проникают внутрь раковых клеток и высвобождают там свое содержимое.
До сих пор в такие наноконтейнеры закладывались только противоопухолевые лекарства. Теперь сотрудники Массачусетсского технологического института и Института биомедицинских исследований существенно усовершенствовали эту методику. Они изготовили наночастицы, покрытые противоопухолевым химиопрепаратом, и поместили их в жировые оболочки, содержащие вещество, которое разрушает микрокапилляры, снабжающие опухоль кровью. При введении в опухоль нанопузырьки сначала отсекают ее от доступа крови, а затем убивают ее клетки. Такое лечение более чем втрое продлило жизнь мышей со злокачественными опухолями кожи и легких.

Уважаемые друзья!

Напоминаю, что рассылка Новости Геронтологии в отпуске до (приблизительно) 22 августа.
Выпуски в это время продолжают выходить, но нерегулярно.

С уважением