Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем и как автоматизировать лечебно-диагностический процесс


ЗАЧЕМ И КАК
автоматизировать лечебно-диагностический процесс

Еженедельная информационная рассылка

Тавровский Владимир Михайлович
Сайт автора http://vmtavr2.narod.ru

На сайте Лечебно-диагностический процесс можно читать первые 215 выпусков рассылки, пользуясь оглавлением, или скачать весь архив с оглавлением (имя самораспаковывающегося архива - tavr_ldp.exe, файл с оглавлением - v_index.htm).

Инсталляторы и обновления 25 программ системы управления ЛДП - там же.

Вышла из печати монография
В.М.Тавровский. Автоматизация лечебно-диагностического процесса. ООО "Вектор Бук". Тюмень. 2009.- 464 стр. Цена 350 руб. плюс расходы по пересылке.
Заказы наложенным платежом по E-mail: aimak@mail.ru (Александр Иванович Макаров).
Указывайте Ваш почтовый адрес и количество экземпляров.

Выпуск 219
22 сентября 2009 г.

В поисках здравого смысла.

Вправе ли я оценивать труды других? Думаю, да. Собственный взгляд изложил (две сотни выпусков этой рассылки, полтора десятка статей, две монографии). Возможость поработать с моими программами предоставил любому желающему. На вопрос "Зачем и как автоматизировать" дал свой ответ. Стало быть, сам открыт. Почему теперь не сосредоточиться на том, чего НЕ НАДО делать, что не нужно медицине или даже вредно для неё? Буду субъективен? Непременно. Только субъективные суждения и имеют ценность: они не предполагают ухода от личной ответственности.

А в литературе о медицинских информационных технологиях наговорено столько новых слов, что даже искушённому человеку не всегда понятно, имеют ли они отношение к пациенту, врачу или главному врачу. На поверхности - глобальные проекты, вычурные наименования фирм, ссылки на международные опыт, на стандарты и законы, нынешние или будущие, утверждения о собственном успехе и деньги, деньги. А ещё жалобы на инертность главных врачей. Жалобы справедливы, но верно и то, что многие тексты об информационных технологиях в медицине вовсе не предполагают, что их будет читать главный врач.

Между тем, то, что наблюдается в печати и на публичных мероприятиях, не всегда безобидно для главного врача. Здесь рождаются предложения властям о том, как создавать электронное здравоохранение. Среди них - поверхностные и спорные. Когда такие предложения будут реализованы, главный врач спохватиться: "без меня меня женили!". Он-то виноват не будет. Вина ляжет на тех, кто уже сегодня видит отклонения от здравого смысла, но молчит. Надо бы избежать такой вины. Поэтому несколько следующих выпусков будут буквально на злобу дня.

ЗАЩИТА ДАННЫХ О ПАЦИЕНТЕ - ПРОБЛЕМА НА ПУСТОМ МЕСТЕ.

В 4-м номере журнала "Врач и информационные технологии" за 2009 год Б.В.Зингерман обсуждает неприятные последствия, к которым приведёт Закон о персональных данных, если его применять к электронной истории болезни ("Парадоксы защиты персональных данных". Стр. 48-53). Автор посмеивается по поводу того, как доступ к историям будет закрыт индивидуальными ключами и паролями и как всё это обойдут врачи, а главное - предполагает, что от такой защиты пострадают пациенты. Всё убедительно. Но вот что любопытно: на закон, который Министерство связи разработало, заботясь, естественно, не о медицине, а о своих информационных сетях, ссылаются только те, кто причастен к автоматизации медицины. Сами медики, похоже, не тревожатся. Между тем, закон относится ко всем информационным системам, автоматизированным и неавтоматизированным (ст. 3, пункт 9), опубликован 29 июля 2006 года и вступил в силу через 180 дней, то есть полтора года назад. Что это? Беззаботность главных врачей или просто трезвое прочтение этого закона, специально о медицине не упоминающего?

Придётся вглядеться в его требования. А они звучат так: "Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в том числе использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий" (ст. 19, часть 1)". И всё. Стало быть, организационные и технические меры. Порядок и замки. Так ведь они в каждом лечебном учреждении всегда применялись и применяются. С чего вдруг новые тревоги? Кто каким-то новым способом посягнул на персональные данные пациента? Кто пострадал? Понятие врачебной тайны существует давным давно - какие небывалые угрозы нависли над нею сегодня? Какими до сих пор были механизмы её сохранения? На что опирались?

Прежде всего, они опирались на профессионализм: врач не может позволить себе разглашение сведений о больном. Затем - те самые организационные и технические меры, о которых говорит закон, проще говоря, элементарный порядок. Истории болезни хранятся в кабинетах врачей, в ординаторских, в регистратуре, - там, куда имеет доступ ограниченный круг лиц. Когда пациент уходит из поля зрения учреждения, его история болезни сдаётся в архив, а там - архивариус. Он выдаёт сведения только тем, кто имеет право на их получение. Всё - по здравому смыслу. Лет 200, если не больше, использует медицина истории болезни в качестве основного документа, и никаких особых проблем с сохранностью данных не возникало.

Да, медицина разрослась в огромную систему лечебных учреждений, крупных и малых, многопрофильных и специализированных, передающих пациентов друг другу, с этапа на этап. Круг лиц, получивших доступ к персональным данным, вырос. К ведению одного и того же пациента привлекаются, кроме лечащего врача и заведующего отделением, дежурные врачи и консультанты, лаборанты и рентгенологи, хирург и анестезиолог, медстатистик и регистратор больничных листов, главный врач и его заместители. Все пользуются историей болезни, всем она нужна. А ещё есть студенты-медики и их преподаватели. А ещё она может понадобиться органам здравоохранения, научным учреждениям, следователю, адвокату. Все получают из неё то, что им нужно.

С ОМС и ДМС появились страховки (с персональными данными в них), а потом и реестры для плательщиков (с данными о диагнозе и лечении), а потом - талоны на каждое посещение поликлиники (с теми же сведениями) и ещё более подробные документы об использовании высоких медицинских технологий. Даже бланк рецепта (официальная форма 107-1/у) зачем-то содержит адрес пациента и его страховой полис. Все эти персональные данные проходят через руки статистиков, операторов, регистраторов, аптекарей, бухгалтеров, страховщиков, чиновников. Каждый может узнать из них об интересующем его человеке то, что вовсе не предназначено для удовлетворения любопытства. Но все эти деятели - на службе, то есть в сфере действия профессиональной ответственности и этики.

Ущемляются ли при этом права пациента? До сих пор считалось, что это только тому и служит, чтобы обеспечивать его право на полноценную медицинскую помощь. Конечно, информацию о человеке можно употребить ему во вред. На на то и существует закон: он предупреждает, а за недобросовестные и противоправные действия преследует.

Спору нет, в современном обществе публичное упоминание о чужих болезнях и патологических пристрастиях перестало считаться неприличным. Не только жёлтая пресса - врачи готовы рассказать с экрана о болезнях своего пациента, если он - известная персона: артист, например, или, как было недавно, президент одной из кавказских республик. Плохо это: и бюрократические наросты, и снижение этических норм. Как на это реагировать? Не участвовать. Убирать лишние документы и упрощать необходимые, лишая чиновника возможности вмешиваться в то, что за пределами его знаний. Наказывать за нарушение врачебной тайны. Хорошо использовать уже имеющиеся инструменты и способы. Но зачем в больнице и поликлинике новые охранительные меры? И почему только при автоматизации? И какие?

То, что не просто предлагается, а уже выдаётся за абсолютную необходимость, выглядит странно. Историю болезни приравнивают к банковскому счёту и предлагают пароли и ключи для дифференцированного доступа к информации. У лечащего врача - одни права (и свой ключ), у медсестры - другие и т.д. Трудитесь, разработчики! Изобретайте системы дифференцированных запоров и заслонов. Право на жизнь получат только те МИС, которые оснастятся "сертифицированными средствами защиты".

Но закон этого вовсе не требует. Кому же это нужно? Кто об этом просил? Врачи? Пациенты? А если не они, то кому это выгодно? Выгодно производителям тех самых сертифицированных средств (к слову, их надо не только приобрести, но и периодически обновлять). Выгодно для тех разработок, которые, не успев наполниться решением собственно медицинских задач, уже подстроились под модный лозунг, благо здесь не медицину нужно знать, а технику. Понравится чиновникам: будет новый предмет формального контроля, новые штаты, отчёты о проверках, доклады о принятых мерах.

Пока работал над выпуском, получил письмо - точно в тему. Завершились мои переговоры с автором одной известной МИС, технически "продвинутой", но бедной медицинским содержанием. Обсуждали, как взять в эту систему из моего продукта медицинские и медико-организационные функции, их алгоритмы, справочники и проч. Четыре года назад подобное предложение мне уже делала другая компания, столкнувшаяся с принципиальными замечаниями медиков при автоматизации сразу в целом регионе. Познакомились, попробовали, не получилось. Привить плодоносящую ветку к бесплодному дереву очень сложно, а надежды на то, что система, изначально обошедшаяся без сути и деталей лечебно-диагностического процесса, вдруг этой сутью пропитается, призрачны. Поняли мы это и спокойно разошлись.

На этот раз дело, вероятно, шло к тому же, да и формально-правовые условия оказались спорными. После первых проб я отказался. И вот получил письмо: с упрёками и сожалениями, но главное - с неожиданной попыткой напугать. И чем же? Законом о персональных данных. "Ваша система незаконна, - объявил мой возмущённый корреспондент. - Её надо спасать".

Вот и встало всё на свои места. Задавить конкурента властью или хотя бы постращать ею - как просто! Не надо вникать в многообразные тонкости работы медиков с историями болезни, обсуждать разные взгляды и предложения, спрашивать самих медиков, состязаться за внимание главных врачей, изучать воздействие автоматизации на результаты медицинской помощи. Отыщите якобы подходящий закон, дайте ему своё толкование, объявите неугодного незаконным - и пространство зачищено.

Противно, но приходится напоминать самому себе, что не всё ладно в профессиональном сообществе. Законы и официально утверждаемые правила могут стать оружием в конкурентной борьбе. Особенно хороши для этого несовершенные документы. При нашем законотворчестве, не привыкшем просчитывать последствия, их немало. Их легко толковать на свой лад, благо готовятся они без научно-методического обоснования, без обсуждения альтернатив, без участия тех практиков, которых по этим документам намереваются принуждать жить.

Недаром же появляются то стандарт электронной истории болезни, то проект правил электронного документооборота, то якобы государственный стандартный АРМ врача, то многие сотни стандартов обследования и лечения. Ни в чём не упрекаю авторов: им-то спасибо за инициативу. Грешны те, кто лоббирует продвижение недоработанных, несовершенных, спорных проектов и превращает их в официальные требования. А когда несовершенство, некомпетентность и неразумность утверждены официально, чиновник будет вынужден контролировать соблюдение неразумности так, как авторам и не снилось. И иные фирмы, особенно поучаствовавшие в процессе, смогут укрепить свои позиции на молодом и слабом рынке МИС. Не за счёт качества и удешевления своего продукта, а с помощью властей.

Но вернёмся к персональным данным пациента, то есть к истории болезни в её обычном и в электронном вариантах. Посмотрим, как обстояло дело с защитой этой информации всегда, как обстоит сейчас, чем стращают нас кассандры и какие для этого есть основания. Обо всём этом - в следующем выпуске.

Читать архив    В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ   Скачать архив

Вып. 001-008. ПОЧЕМУ МЕДИЦИНА СИЛЬНА, А ВРАЧ СЛАБ?
Вып. 009-012. ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
Вып. 013-021. СТАЦИОНАР.
Вып. 022-033. ПОЛИКЛИНИКА.
Вып. 034-049. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ.
АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ.
Вып. 050-052, 055-056. СТАНЦИЯ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Вып. 053-054. ОТВЛЕЧЕНИЯ НА СПОРНЫЕ ТЕМЫ.
Вып. 055-070. ЧАСТНЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ВРАЧА.
Вып. 070-101. КАЛЕЙДОСКОП.
Вып. 102-116. СОВЕТЫ НЕПРОФЕССИОНАЛА.
Вып. 117-129. ГАЛЕРЕЯ и КОММЕНТАРИИ.
Вып. 130-150. КАК ОЦЕНИВАТЬ АВТОМАТИЗАЦИЮ.
Вып. 159-160,163-165,169,172. ТЕРМИНОЛОГИЯ.
Вып. 151-158,161-162,166-168,170-171,173-180, 199-206.
НАБЛЮДЕНИЯ. ЗАМЕТКИ. РЕПЛИКИ.
Вып. 181-190. МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКА.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ АВТОМАТИЗАЦИИ.
Вып. 191. Врач и автоматизированная бюрократическая вертикаль.
Вып. 192. Что такое "управление качеством медицинской помощи"?
Вып. 193. Бюрократия и медицина (бюрократия или медицина?).
Вып. 194. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.1.
Вып. 195. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.2.
Вып. 196. Что электронная история болезни меняет в здравоохранении. Ч.3.
Вып. 197. Иллюстрации к сказанному: учётные документы.
Вып. 198. Иллюстрации к сказанному: фельдшеризм или помешательство?

НА ЗАМЕТКУ ГЛАВНОМУ ВРАЧУ.
Вып. 207. Где главные врачи обсуждают автоматизацию.
Вып. 208. Автоматизация как необратимое радикальное вмешательство.
Вып. 209. О демонстрационных версиях МИС.
Вып. 210. Зачем в больнице штат ИТ-работников?
Вып. 211. Что за комиссия, создатель!
Вып. 212. Зачем автоматизация главному врачу?
Вып. 213. Об опасности официальной регламентации МИС до их осмысления.
Вып. 214. Автоматизация как средство радикального упрощения документооборота.
Вып. 215. Как обеспечить документооборот в здравоохранении при разнообразии МИС.
Вып. 216. Как внедряются медицинские информационные системы.
Вып. 217. О движении информации снизу вверх.
Вып. 218. О движении информации снизу вверх (окончание).

В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ

В ПОИСКАХ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
Защита информации о пациенте - проблема на пустом месте. Окончание.

Электронная история болезни и безбумажная технология.
Об опасной инертности руководителей лечебных учреждений.
Напрасные слова.

Буду признателен за вопросы, возражения и замечания. Постараюсь на них ответить.
Просьба в письмах помечать то, что не предназначается для помещения в рассылке.
Если рассылка Вам интересна, порекомендуйте её коллегам.

В.Тавровский. E-mail vmtavr@med.kirov.ru


В избранное