Сделать производство наночастиц экологически безопасным поможет... корица. Гибридные нанопоры для секвенирования ДНК - большой шаг к персонализированной медицине. Стволовые клетки жировой ткани могут использоваться для лечения иммунных заболеваний. Теломераза поворачивает вспять процесс старения? В одном шаге от Святого Грааля: принципиально новый метод перепрограммирования стволовых клеток. Продолжительность жизни определяется метаболическим состоянием митохондрий

ВЫПУСК 119

Сделать производство наночастиц экологически безопасным поможет… корица

Наночастицы золота, мельчайшие кусочки этого металла, которые настолько малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом, используются в электронике, медицинской продукции и, в частности, в фармацевтике в качестве противораковых препаратов. Несмотря на несомненную пользу от их применения, нельзя не признать, что процесс их производства требует опасных и чрезвычайно токсичных химических веществ. Так как промышленность в ближайшем будущем будет наращивать производство наночастиц, ученые обеспокоены воздействием глобальной нанотехнологической революции на окружающую среду.

Читать дальше

Гибридные нанопоры для секвенирования ДНК – большой шаг к персонализированной медицине

Ученые из Дельфтского технологического университета (Delft University of Technology) и Оксфордского университета (Oxford University) сообщили о новом типе нанопор, который может помочь в разработке систем для быстрого и дешевого генетического анализа. В журнале Nature Nanotechnology они описывают новый метод, позволяющий получать крошечные отверстия для измерения и анализа отдельных молекул ДНК, сочетающие в себе искусственные и биологические материалы.

Вести из лабораторий

Французские ученые из Национального центра научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique CNRS) и Университета Поля Сабатье (Universite Paul Sabatier) в Тулузе доказали существование в жировой ткани стволовых клеток, аналогичных тем, что присутствуют в костном мозге. Эти клетки способны дифференцироваться в тучные клетки, то есть клетки иммунной системы, вовлеченные, в частности, в развитие аллергических и воспалительных реакций организма.

Читать дальше

Стволовые клетки из амниотической жидкости: перепрограммированные клетки амниотической жидкости могут быть преобразованы в любой тип клеток

Перепрограммированные клетки амниотической жидкости могут быть преобразованы в любой тип клеток организма. На стволовые клетки возлагаются большие надежды: когда-нибудь они могут быть использованы для лечения многих болезней. На сегодняшний день основными источниками таких клеток являются эмбрионы, но это поднимает этические проблемы. Ученые Института молекулярной генетики Макса Планка (Max-Planck-Institut für molekulare Genetik) смогли перепрограммировать клетки амниотической жидкости в плюрипотентные стволовые клетки.

Читать дальше

Теломераза поворачивает вспять процесс старения?

Ученые Онкологического института Дана-Фарбера (Dana-Farber Cancer Institute) Гарвардского университета впервые частично обратили вспять возрастную дегенерацию тканей у мышей, что привело к увеличению размеров головного мозга, повышению плодовитости и возвращению потерянных когнитивных функций.

Читать дальше

Ученые Научно-исследовательского института Скриппса (Scripps Research Institute) сделали значительный шаг вперед в поисках способа безопасного перепрограммирования зрелых человеческих клеток в стволовые клетки, способные дифференцироваться в другие типы клеток, такие как нейроны, кардиомиоциты или гепатоциты. Возможность трансформировать зрелые взрослые клетки, например, клетки кожи, в стволовые может оказать значительное влияние на лечение многих заболеваний.

Читать дальше

Продолжительность жизни определяется метаболическим состоянием митохондрий

Если вы думаете, что жизнь слишком коротка, то вы не одиноки. Группа ученых отправилась на поиски того, что нужно, чтобы прожить очень долгую жизнь, и они сделали важные открытия, значительно приближающие мечту об увеличении продолжительности жизни к реальности. Новая научная статья, анонсированная на обложке журнале FASEB Journal, описывает, как ученые «активировали» продолжительность жизни круглых червей C. Elegans и открыли новое метаболическое состояние, коррелирующее с долгожительством.

Читать дальше

Ученые составляют карты изменений в генных сетях, вызванных повреждением ДНК

Используя новый метод, названный «дифференциальными эпистатическими картами», международная группа ученых под руководством исследователей из Школы медицины Университета Калифорнии – Сан-Диего (University of California, San Diego School of Medicine) впервые зафиксировала, как генные сети клетки полностью перенастраиваются в ответ на стресс, вызванный веществами, повреждающими ДНК.

Читать дальше

Поставлена под сомнение одна из основных догм иммунологии

Ученые Исследовательского института Скриппса (The Scripps Research Institute) открыли ранее неизвестный механизм регулирования реакции организма на патогены, такие как бактерии и вирусы. Открытие ставит под сомнение давно принятые в иммунологии догмы и может оказать влияние на самые разные ее области – от назначения вакцин до причин развития аутоиммунных заболеваний.

Вглубь живой материи

«Несведущие» гены «домашнего хозяйства» удивили ученых

Ученые Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна (Albert Einstein College of Medicine) Университета Ешива (Yeshiva University) сделали неожиданное открытие о том, как активируются некоторые гены. В противоположность традиционно принятому в науке представлению, гены, принимающие участие в синтезе сложных белковых структур и работающие вместе с другими генами, экспрессируются не координировано, а, скорее, случайным образом. Удивительное открытие, опубликованное в он-лайн издании журнала Nature Structural and Molecular Biology, может коренным образом изменить представления ученых о характере синхронизации клеточных процессов.

Читать дальше

Установлен белок, необходимый для деления стволовых кроветворных клеток

Ученые Мичиганского университета (University of Michigan - UM) установили, что белок, регулирующий метаболизм, необходим и для нормального деления стволовых гемопоэтических клеток. Потеря этого белка проводит к аномальному числу хромосом и быстрой смерти клетки. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Читать дальше