Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 313


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

313-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 22 января 2007 года начинаем с информации о Международной академии исследований будущего.

Предлагаем вторую статью Юрия Емельянова "Культурная революция (К 100-летию со дня рождения Л.И. Брежнева)", посвященную так называемому периоду "застоя". Первая статья из этого цикла включена в выпуск рассылки No.312 от 15 января 2007 г.

Для контраста - современная информация "26 миллионов россиян живут за чертой бедности".

Продолжаем публиковать записки М.В. Родзянко "Государственная дума и февральская 1917 года революция".

О возрастании революционной активности масс в современных условиях говорит информация "Жители Митино при поддержке левых сил штурмом взяли здание Управы района".

Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Международная академия исследований будущего

В нашей стране исследования по прогнозированию ведут многие организации и отдельные специалисты. Среди них выделяется общественная Академия Прогнозирования (Исследований Будущего). Она является одной из дочерних организаций Всемирной Федерации Исследований Будущего (статус II общественных организаций ООН и статус "В" консультативных организаций ЮНЕСКО). Академия прогнозирования создана по инициативе пяти ассоциаций и центров и объединяет специалистов, которые изучают перспективы развития различных процессов и явлений.

Академия Прогнозирования опирается в своей деятельности на концепцию технологического прогнозирования (проблемно-целевой подход в исследованиях будущего), сформулированную в 1924-27гг. В.А.Базаровым-Рудневым и затем, независимо от него, в конце 50-х и начале 60-х годов О.Гелмером, Т.Гордоном, Д.Беллом, Б. Де Жувенелем и др. футурологами. Академия развивает прогностические традиции, заложенные в трудах Н.Д.Кондратьева, В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.П.Сорокина, Л.А.Чижевского, А.Н. Колмогорова, Н. Винера и др.

В России были предприняты три попытки создания общественной (внегосударственной) научной организации теоретиков и практиков прогнозирования. Первая попытка - 1966-70 гг. - была создана Советская ассоциация научного прогнозирования, которая собирала ежемесячно семинары с сотнями участников, выпускала ряд изданий и т.д. Она была распущена в 1971 г. Вторая попытка началась неофициальными семинарами в Московском Авиационном институте, что привело к созданию в 1976 году Комиссии по научно-техническому прогнозированию в одном из комитетов Всесоюзного Совета научно-технических обществ (ВСНТО). В 1979 году комиссия была развернута в Комитет по научно-техническому прогнозированию и разработке комплексных программ научно-технического прогресса ВСНТО (затем Совета научных и инженерных обществ СССР) в составе более десятка комиссий: по теории и методологии прогнозирования, по социальным, экономическим, экологическим, глобальным проблемам прогнозирования. Формально Комитет существует до сих пор, а фактически парализован крушением СССР.

Третья попытка началась в 1988-90 гг. семинарами Ассоциации содействия Всемирной федерации исследований будущего (президент проф. И.В. Бестужев-Лада, академик РАО). Академия прогнозирования (исследований будущего) АП (ИБ) создана в апреле 1997 г. как межрегиональная и междисциплинарная общественная организация, объединяющая специалистов, которые изучают перспективы развития различных процессов и явлений. Она имеет целью содействовать обмену информацией, представляющей интерес для ее членов, подготовке и переподготовке прогнозистов, координацию деятельности в сфере прогнозирования. В сентябре 1999 г. АП (ИБ) стала институциональным членом Международной академии исследований будущего (International Future Research Academy). Сегодня Академия Прогнозирования работает по сорока основным направлениям научного прогнозирования и представляет собой кооперацию специалистов в сфере прогнозирования.

Проф. А.И. Орлов,
действительный член (академик)
Международной академии исследований будущего.

*   *   *   *   *   *   *

Культурная революция

(К 100-летию со дня рождения Л.И. Брежнева)

Начавшаяся с первых лет Советской власти культурная революция достигла своих высот в 1964-1982 годах. В докладе XXVI съезду КПСС Л.И. Брежнев констатировал: "Взят важный рубеж - завершен переход к обязательному всеобщему среднему образованию". Число учащихся за этот период возросло с 71,8 миллиона человек до 105 миллионов 700 тысяч.

Принимались меры для помощи родителям школьников. Всё больше детей занимались в школах продленного дня. С 1 сентября 1982 года наряду с учащимися 1-7-х классов бесплатными учебниками были обеспечены и ученики 8-9-х классов.

Хотя число учеников в общеобразовательных школах в силу некоторого сокращения рождаемости уменьшилось, заметно возросло за этот период число учащихся в средних специальных заведениях (с 3,6 до 4,5 миллиона) и студентов в вузах (с 3,8 до 5,3 миллиона) Л.И. Брежнев подчеркивал: "Известны успехи советской системы высшего и среднего специального образования. Только за последние пять лет она дала народному хозяйству 10 миллионов квалифицированных специалистов". В 1982 году 75% учащихся дневных отделений средних специальных учебных заведений и 77% студентов вузов получали стипендии.

За 18 брежневских лет советские люди приобрели еще больше возможностей повышать уровень своих знаний, расширять общекультурный кругозор. Успешно развивались народные университеты: с 1969 по 1980 год их число увеличилось с 15,9 до 47,5 тысячи. Число слушателей за эти годы возросло с 3,2 миллиона почти до 14 миллионов. В 1982 году библиотеками пользовались 148 миллионов читателей.

За этот же период с 76,1 до 80,7 тысячи выросло число названий опубликованных книг и брошюр, а их тираж возрос с 1279 до 1925 миллионов экземпляров. Дешевизна книг делала их широко доступными для каждого читателя. Именно в эти годы стала расхожей фраза о Советской стране как "самой читающей в мире".

Книги популярных авторов в считанные часы исчезали с полок магазинов. Со второй половины 60-х и до начала 80-х годов написали свои произведения такие выдающиеся советские писатели, как Юрий Бондарев, Василий Шукшин, Юрий Трифонов, Валентин Распутин, Фёдор Абрамов, Василий Белов, Виктор Астафьев, Чингиз Айтматов, Нодар Думбадзе, Фазиль Искандер, Василь Быков, и многие другие авторы. В их книгах отражалась реальная жизнь, остро и глубоко ставились сложные проблемы человека в современном обществе. (К сожалению, потом некоторые из прославленных тогда авторов стали в первые ряды разрушителей советского строя, уверяя, как им было тяжело тогда жить и творить. Однако явный спад в создании крупных произведений художественной литературы за годы "реформ" наглядно опровергает эти утверждения).

С 1965 по 1982 год число журналов и других периодических изданий (без газет) возросло с 3846 до 5243, а их годовой тираж увеличился с 1548 до 3126 миллионов экземпляров. Тиражи нескольких "толстых" журналов превышали сотни тысяч экземпляров, и на эти издания трудно было подписаться. Всё чаще публиковали они материалы по актуальным проблемам развития общества, вели острые дискуссии.

Не менее острые темы поднимались в ежедневных газетах, которые становились всё интереснее читателям. Их стало больше (с 7687 до 8285), и их разовый тираж возрос со 103 миллионов до 176 миллионов (годовой - с 23,1 до 39,9 миллиарда). Разовый тираж ряда ведущих газет страны, включая "Правду", перевалил за 10 миллионов экземпляров.

Росли возможности для удовлетворения интереса советских людей к прошлому своей страны, ее культурным традициям. Число музеев в СССР за эти годы увеличилось с 954 до 1691, а число их посещений превысило 166 миллионов.

Расцвет переживал и советский театр. За тот же период число театров в стране выросло с 501 до 615, причем театров оперы и балета - с 36 до 46, а театров для детей и юного зрителя - со 123 до 180. В 1982 году 121 миллион зрителей посетил театральные постановки. Достать билеты на спектакли ряда популярных театров страны становилось делом чрезвычайно непростым. Преподавание музыки в школе, постоянная пропаганда музыкальных шедевров по радио и телевидению способствовали популярности симфонических оркестров и сольных музыкантов. Было немыслимо трудно, к примеру, попасть на концерты Святослава Рихтера. Во время проводившегося раз в 4 года Международного конкурса имени Чайковского толпы энтузиастов у Московской консерватории "болели" за еще недавно неизвестных миру молодых пианистов.

Засверкали в эти годы и многие эстрадные звезды, такие, как Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, София Ротару, Николай Гнатюк, Роза Рымбаева. Они и до сих пор блистают на сценах России и стран СНГ. (Правда, надо признать: зарубежных "звезд" тогда не слишком жаловали и стадионов для их выступлений не предоставляли).

Со многими театральными постановками, концертными выступлениями советские люди знакомились в дворцах и домах культуры. В 1970 году в СССР их существовало 134 тысячи, а в 1982 году - уже на 4 тысячи больше. Здесь выступали не только профессиональные театральные труппы и музыканты, активную работу вели центры художественной самодеятельности. 21 миллион человек занимался в драматических, музыкальных и хореографических кружках. Свыше 400 тысяч из них стали потом участниками самодеятельных групп, концерты которых привлекали столько же зрителей, сколько и выступления профессиональных актеров,- 120 миллионов.

Широкое распространение телевидения в стране не мешало строительству новых кинотеатров. Число их посещений зрителями составило в 1982 году 4,2 миллиарда. Подобно художественной литературе и театру, киноискусство в то время переживало период подъема. Не случайно, что созданные тогда фильмы (киноэпопеи Сергея Бондарчука и Юрия Озерова, кинокомедии Рязанова, Данелии и Гайдая, сложные кинематографические решения Тарковского и других талантливых режиссеров) до сих пор регулярно появляются на телеэкранах.

Кстати, телевидение развивалось особенно быстро: если в 1965 году в СССР имелось 653 телевизионные станции, то в 1982 году их стало 4861. Завершение строительства Останкинского телевизионного центра и самой высокой в то время в мире телевизионной башни знаменовало качественные перемены в развитии телевидения. Вряд ли кто мог тогда догадываться, что это выдающееся техническое сооружение будет использоваться для распространения невежества, пошлости и разврата.

О творческой силе советского телевидения свидетельствует уже и то, что многие передачи и программы тех лет пережили свое время. Большинство телесериалов 70-х годов ("Семнадцать мгновений весны", "Государственная граница", "Рожденная революцией", "Следствие ведут Знатоки" и другие) до сих пор с успехом идёт по телевизионным каналам. Вечерняя детская передача "Спокойной ночи, малыши!" пользуется успехом и у нынешних детей. Сохранились и другие передачи, созданные в те годы: студенческий КВН, интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", программа новостей "Время"...

Все эти очевидные достижения в развитии образования и культуры не мешают, однако, антисоветчикам изображать те годы как период культурного застоя, беспрерывных "гонений" на творческую интеллигенцию.

Юрий Емельянов,
Газета "Правда",
N 132 от 30 ноября 2006

*   *   *   *   *   *   *

Информация

26 миллионов россиян живут за чертой бедности

Размер прожиточного минимума в среднем по России составит в 2007 г. 4 тыс. 414 руб., доля граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума сократится до 14 проц. Об этом сообщил замминистра финансов РФ Антон Силуанов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По его словам, в 2005 г. доля граждан с доходами, ниже прожиточного минимума, составила 18,4 проц. Это в абсолютных цифрах означает, что примерно 26 миллионов человек проживают в абсолютной бедности.

По словам замминистра, рост зарплат происходит как за счет повышения окладов бюджетников, так и за счет роста оплаты труда в реальном секторе экономики.

А.Силуанов отметил, что в настоящее время наблюдается тенденция приближения размера МРОТ к размеру прожиточного минимума, однако если МРОТ повышать слишком быстро, то федеральный бюджет справится с дополнительными расходами, а субъекты Федерации могут и не обеспечить выполнение подобных решений.

Силуанов затруднился ответить на вопрос главы Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, когда размер МРОТ сравняется с прожиточным минимумом. "Не могу сказать, к какому году это произойдет", - сказал замминистра.

М.Шмаков напомнил, что в 2007 г. размер МРОТ планируется повысить до 1 тыс. 400 руб. Он добавил, что такой размер МРОТ рассчитан по неправильной методике, если его рассчитывать по правильной методике, то величина МРОТ увеличится, как минимум, в 2,5 раза.

Силуанов сообщил также, что с 2007 г. планируется увеличить надбавки кандидатам наук до 3 тыс. руб. в месяц, докторам наук - до 7 тыс. руб.

"Экономическая и философская газета"
No. 35 от 7 сентября 2006

*   *   *   *   *   *   *

К 90-летию Революции

Государственная дума и февральская 1917 года революция

Михаил Родзянко

Продолжение (начало в No.312 от 15 января 2007 г.)

В предыдущем, 312-м выпуске рассылки помещены предисловия, в этом же - начало текста М.В. Родзянко.

Отечество должно быть для тебя дороже матери и отца, и какие бы жестокости, какие бы несправедливости оно ни совершало по отношению к нам, мы должны выдержать их и не отыскивать способов уклониться от него...
(Сократ)

Вступление

Темой настоящего моего труда я избрал возобновление в памяти общества хода тех событий, которые привели к февральскому 1917 года государственному перевороту, а целью своею поставил себе правильное освещение той роли, которую играли Государственная Дума IV-го созыва в перевороте 26-27 февраля 1917 года.

Необходимо эту роль осветить на основании точных данных.

В широких слоях населения, или, как принято выражаться, в широких народных массах, благодаря крайней ограниченности газетных сообщений той эпохи и отсутствию широкой информации во время самого переворота, укоренилась неправильная точка зрения на роль Государственной Думы во всех тех кровавых событиях, которых мы, к сожалению, являемся не только свидетелями, но от которых страдают все и вся.

Принято на веру далеко, однако, не бесспорное положение, что Государственная Дума IV созыва подготовила, создала, воодушевила и воплотила в реальные формы переворот 27 февраля, а также и самую революцию. Всю вину за прошлые и настоящие ужасающие события принято валить на Государственную Думу и, в частности, на ее Председателя. Я не ставлю себе, однако, задачей быть защитником или адвокатом Государственной Думы, а намерен лишь возобновить в памяти русского общества и подкрепить документальными данными, по возможности, беспристрастную картину тех исторических событий, которые послужили исходным пунктом для дальнейшего развития революции и, дав материал, основанный на документах, имеющихся у меня, к сожалению, в ограниченном количестве, предоставить возможность читателям иметь критерий для самостоятельной оценки событий и для своих собственных выводов.

Я постараюсь в своем труде быть чуждым резкой критики, ибо мое глубокое внутреннее убеждение заключается в том, что время такой критики еще не наступило. Я считаю, что оценка нами самими переживаемого момента не может быть беспристрастной, а потому и критика не может быть правильной. Угол зрения, под которым рассматриваются текущие исторические события, как последствия недавнего прошлого, диктуется самими условиями жизни. Этот угол зрения есть безграничное негодование на все совершающееся, а потому позволительно усомниться в том, будет ли справедливым такой суд, основанный на односторонних и всегда субъективных впечатлениях. История оценит эти события беспристрастно и отведет каждому место по его делам и заслугам.

Второй причиной, побудившей меня, является существующий ныне развал политической мысли и отсутствие организованного общественного мнения. Люди, бывшие избранниками народа и выразителями его нужд и стремлений, обязаны всеми возможными способами подготовить и выковать такое мнение и приготовить этим Россию к предстоящему, надеюсь, в близком будущем, разумному Учредительному Собранию.

Наконец, третья причина - это сознание необходимости, накануне полного возрождения нашей исстрадавшейся Родины, оглянуться назад на все содеянное нами и в ошибках прошлого, вольных и невольных, почерпнуть правильные взгляды на предстоящее нам дело строительства на новых началах Русской земли. Поэтому настоящий мой труд надлежит рассматривать как историческую справку, которую я признаю себя обязанным дать Русскому обществу, и не ожидать от него политического или агитационного значения.

Общегосударственные настроения до войны.
Государственная Дума

Считаю совершенно необходимым остановиться сначала, хотя бы и в кратких чертах, на деятельности Государственных Дум до войны. Без такого разъяснения не может быть правильного суждения о роли Государственной Думы IV-го созыва в дальнейшей жизни страны и, главным образом, в перевороте 27 февраля, ибо ряд последовательных событий слишком тесно связан между собой в затронутом вопросе, составляя ряд звеньев одной и той же цепи событий.

Оппозиционные настроения мыслящего русского общества к форме Государственного устройства в России и к порядку осуществления законодательства и к действиям Государственной власти начались задолго до дарования русскому народу манифеста 17 октября.

Еще при Императрице Екатерине II заметно было стремление к сокращению объема Самодержавной власти (новиковцы, мартинисты), далее заговор и бунт Декабристов при воцарении Императора Николая I. Целый ряд, несмотря на либеральные реформы Императора Александра II, политических процессов в его царствование указывал на возрастающее брожение в русском обществе, имевшее корнем своим желание установления в России конституционного строя. К концу царствования Александра II оппозиционное настроение это значительно расширилось и стало захватывать все более и более широкие круги русского общества.

Настроение это выражалось в ряде резолюций разнообразных общественных организаций и глухом брожении рабочего и земледельческого крестьянского классов, в поисках за лучшим устройством своей жизни и ее условий.

Припомните, читатели, 80-е года прошлого столетия и стремление учащейся молодежи идти в народ. Припомните лозунги партий "Земля и воля" и целый ряд аграрных и фабрично-рабочих движений. Государственная власть полагала тогда, что усилением репрессивных мер возможно погасить начавшееся пробуждение общественной политической мысли, основой которой было, конечно, желание добиться народного участия в решении судеб отечества в лице народного представительства. И тогда уже политика Правительства, вместо того, чтобы разумными предупреждающими развитие общественного ропота реформами смягчить взаимное раздражение, направлялась в сторону известного принципа предупреждения и пресечения.

В начале 90-х годов это освободительное движение передалось в земства, и целый ряд земских слетов и съездов развивал мысли о необходимости расширения участия представителей народа в законодательстве страны и дарования населению права контроля над аппаратом Государственной власти, в тесном взаимодействии правительства и общества. Характерно при этом то обстоятельство, что это развитие либеральных настроений в земской среде совпало с реформами земских учреждений, предпринятыми при Императоре Александре III гр. Д.А. Толстым, которые имели целью повернуть земство на наиболее консервативный путь, но достигли обратного результата. Но Правительство оставалось и тогда глухо к возникающему брожению общественно-политической мысли и даже проявляло к ней явную враждебность. Так, например, такой крупный государственный деятель, как С.Ю. Витте, в известной записке своей "Самодержавие и Земство" прямо доказывал, что эти два принципа не совместимы. В своем труде гр.Витте проводил эту мысль, что совместное существование в данном Государстве Самодержавия и принципа самоуправления не может воспитать свободных граждан, а постоянная борьба этих двух начал превращает народ в народную пыль, неспособную к сопротивлению, и которая при первом же натиске на нее может разлететься прахом. К великому прискорбию слова его оказались пророческими. На этом лозунге всегдашнего противодействия развитию общественной самодеятельности Правительство, принципиально и преемственно, стояло твердо, не уступая ничего, и привело этим себя впоследствии к полному крушению.

Разделение Государственной власти и общества было так велико, что уже после учреждения Государственной Думы тогдашний министр земледелия Кривошеин в одной из своих речей, произнесенных в Киеве на агрономическом Съезде, указывал на прискорбное для дела деление русского общества на "мы" - правящие сферы и "они" - все остальное население вне этих сфер. Естественно, что спокойным при таком положении дела русское общество оставаться не могло. Но как ни как, а правительство и тогда хорошо понимало, что без содействия общественных элементов не только трудно, но просто невозможно управлять таким огромным по территории, при разноплеменном составе населения, Государством, каким являлась Россия.

Разные условия местностей ставили властно требование создания применительных к этим условиям законов и местных постановлений, и само собою разумеется, что в ХХ веке, даже в невысоком по развитию культуры и политического сознания русском народе все же политическая и общественная мысль постепенно прогрессировала и не укладывалась уже в рамки бюрократического абсолютизма и полицейского режима. Этот отживающий государственный строй с каждым днем отставал от развивающегося государственного самосознания русского общества, почему и пропасть между правительством и обществом все углублялась и расширялась. Наиболее прозорливые государственные люди той эпохи это хорошо понимали и старались разными паллиативными мерами смягчить назревающий грозный разлад в системе управления Государством, но отрешиться от власти и мужественно идти на коренные реформы Государственного строя они не могли, ибо не хватало главного - любви к народу, как к таковому, и смелости размаха в твердом проведении либеральных реформ. Надо признаться при этом, что правящий класс, из которого пополнялись кадры правительственной власти, и не думал уступать своих прерогатив, полагая, что русский народ и общество настолько дики и неразвиты, что система, принятая правительством, единственная возможная в данное время. Одновременно с этим, мер к поднятию умственного уровня народа принималось мало, школьное дело было поставлено совершенно не целесообразно, даже в направлении вредном для Государства, ибо школы никогда не были национальны, а узко схоластичны, не развивая никогда в народе сознания обязанностей граждан к отечеству, не заботясь о развитии здорового патриотизма и беззаветной любви к достоинству и славе отечества.

Повторяю, наиболее прозорливые государственные люди конца девяностых годов прошлого столетия несомненно понимали это, но отказаться от своих ложных доктрин не имели в себе достаточно мужества и самоотверженности. Таков был, например, всемогущий министр внутренних дел В.К. Плеве. Я не могу воздержаться, чтоб не привести здесь характерный эпизод, происшедший с законом о местной ветеринарии. Ветеринарное дело, благодаря заботам о нем земских учреждений, в большинстве земских губерний было поставлено весьма удовлетворительно, о чем ясно свидетельствуют отчеты Земских Управ того времени, и дело это, близкое населению и необходимое для развития его благосостояния, все улучшалось и развивалось. Но вот оказалось, что в министерстве внутренних дел явилась злополучная мысль, что ветеринарное дело должно быть взято в руки правительства и централизовано. Началась работа в этом направлении, и из недр Петербургских канцелярий появился небывалый по нецелесообразности закон, ограничивающий право распоряжения ветеринарным делом Земств, превращающий земских ветеринаров в правительственных чиновников и тормозящий всякую инициативу Земств в постепенном и планомерном развитии дела.

Земства подняли невероятный шум по этому вопросу. Полетели ходатайства о том, чтоб закон был пересмотрен и изменен. Я тогда был Председателем Екатеринославской Губ. Земской Управы и хорошо помню то тяжелое чувство обиды и оскорбления, которое нами испытывалось, видя, как безо всякой надобности, бесцельно разрушалось стройное здание одной из важнейших отраслей Земского Хозяйства. Между тем закон ветеринарный прошел через Государственный Совет и был Высочайшей властью утвержден. Но так как вопль земских протестов оказался весьма интенсивным, то умный Плеве понял, что изданием этого закона он попал впросак, что кроме раздражения и справедливого осуждения из этого ничего не выйдет, и совершилось небывалое - Высочайше утвержденный закон не увидел света и было созвано новое Совещание с участием представителей от Земских учреждений, в числе которых находился и я. Должен засвидетельствовать, что Плеве отнесся с полным вниманием к заявлению и критике земских членов Совещания. Критика была поистине беспощадна, и от закона не осталось камня на камне.

Очевидность нелепости изданного закона наглядно выступила, когда были составлены журналы Совещания, и пришлось, не взирая на то, что он был по всем правилам законодательства издан и утвержден Верховной Властью, вновь представить Государю на предмет его отмены. В.К. Плеве воспользовался присутствием земских делегатов и часто собирал нас у себя в кабинете, стараясь выудить у нас наши мнения по многим насущным вопросам. Мнения свои мы высказывали с полной откровенностью. К чести В.К. Плеве надо сказать, что никто за свою прямолинейность из нас не пострадал.

То же самое произошло и с продовольственным вопросом, которым издавна ведало Земство, и дело обстояло весьма недурно. Запасные магазины были полны зерна, и у каждой волости имелись некоторые капиталы. Внезапно у Правительства явилась мысль передать дело в руки администрации, что и было выполнено. Был составлен за сим законопроект, который подвергся, однако, жестокой критике Земских учреждений, которым он был препровожден для заключения. Вновь была созвана комиссия с участием представителей Земств, и продовольственный закон не увидел света, а дело продолжало идти по старым и некоторым новым временным правилам, но под руководством администрации, от чего дело не выиграло ничуть. Вот как недоверчиво, а подчас даже враждебно относилась Государственная власть, а таких примеров можно насчитать множество. Комментарии при этом излишни - общественность, которая натыкалась на каждом шагу на препятствия и тормоза, несомненно раздражали все бесполезные стеснения и она глухо выражала свое неудовольствие.

Вспыхнувшая Японская война застала русское общество именно в этом состоянии брожения политической мысли, а время учреждения Государственной Думы, после неудачной Японской войны и революции 1905 года - знаменательно само по себе.

Задачи Государственной Думы после Японской войны

Несомненно, что неудача Японской войны вызвала всеобщее негодование и раздражение, внедрила в широкие общественные круги убеждение, что так существовать больше нельзя, что рисковать жизнью граждан и народным достоянием без достаточных для того оснований и без контроля общества над действиями Правительственной власти дальше невозможно. Японская война стала уже более или менее достоянием истории, и, как ни больно для национального самолюбия России,

- необходимо признать горькую истину, что в этой войне победила нас маленькая Япония.

На этой почве возник целый ряд революционных эксцессов, имеющих в своей основе чувство оскорбленного патриотизма. Мало-помалу, однако, вспыхнувшее революционное течение пошло на убыль, оно было локализировано в стенах созданного народного представительства, и революция умиротворилась.

Судьбами Государства призваны были народные избранники отныне, по духу дарованной конституции, распоряжаться в законодательных учреждениях.

Какие же задачи стали перед ними?

Я не коснусь кратковременной деятельности I-й и II-й Государственных Дум, скажу только, что задачи, поставленные себе Государственной Думой III-го созыва, были следующие: укрепление расшатанной неудачной войной военной мощи России, возможное исправление поколебавшегося финансового положения Государства и экономических производительных сил страны и за сим восстановление внутреннего порядка и закономерности во всем.

Стремление к достижению поставленных себе целей проходит красной нитью через все постановления Государственной Думы. Государственные Думы I-го и II-го созывов, в силу кратковременности своего существования, не могли оставить значительный след в этой области: их работы не успели даже дойти до рассмотрения бюджета. Но Государственные Думы III-го и IV-го созывов сделали все, что могли сделать в этом направлении.

Военный бюджет ко времени войны с Германией с 350 миллионов, каковым его застала Японская война, возрос до 750 миллионов. И лучшей характеристикой в данном случае может служить личный отзыв великого князя Верховного Главнокомандующего Николая Николаевича в словах, сказанных им мне: "Я не политик, - говорил он, - и не знаю, что делает Государственная Дума в политических вопросах, но что касается военного законодательства, то Государственная Дума всегда была выше всяких похвал". Сказано это было за год до войны на одном из военных торжеств.

За время существования Государственной Думы не было ни одного случая отказа в открытии кредита на военные надобности: давалось всегда все без отказа, часто давалось даже больше, чем требовали. Против военного кредита вотировали лишь завзятые оппозиционеры, да и то в самом незначительном количестве. Военные вопросы рассматривались в Государственной Думе не на почве политических программ и не с точки зрения политических партий, а исключительно с точки зрения интересов и нужд Государства.

Финансовая сторона деятельности Государственной Думы III-го и IV-го созывов также достигла в значительной степени поставленных ею себе целей; в первый же год после Японской войны Государственную роспись удалось сбалансировать с незначительным дефицитом. В бюджетах остальных годов доходы превышали расходы, при условии, что податное бремя, несмотря на значительное увеличение размера государственных расходов, не было увеличено или увеличено лишь в незначительной степени. Достигнуто это было целесообразным распределением действительного поступления доходов, возможным сокращением расходов и прекращением произвола и бесконтрольного расходования государственных средств.

Этими мерами было достигнуто то, что свободная наличность Государственного Казначейства к началу войны равнялась 475 миллионам рублей, золотой запас Государственного Банка в это время равнялся одному миллиарду восьмистам миллионам рублей. Государственный бюджет к моменту объявления нам Германией войны возрос до 3-х миллиардов рублей. Все это, конечно, указывает, насколько Государственная Дума была чужда каких бы то ни было революционных стремлений, а все свои заботы направляла ко внутреннему благоустроению Государства. Вне всякого сомнения, что благоустройство военных сил страны и устойчивость ее финансов, охраняя, с одной стороны, ее безопасность, обеспечивает в то же время благосостояние каждого отдельного гражданина, гарантируя ему свободу труда, охраняя его производительность, и в этом отношении в деятельности Государственной Думы III-го и IV-го созывов до войны не было отказа разумным начинаниям Правительства, не было места оппозиции во что бы то ни стало, а следовательно, не было и места подготовке революции.

Но в деле восстановления внутреннего порядка и закономерности дело обстояло значительно хуже, и в отношениях Государственной Думы и Ведомства Внутренних Дел далеко не все обстояло благополучно. Продолжая стоять на принципе предупреждения и пресечения, усматривая везде революционные начала, Министерство Внутренних Дел не могло помириться с наличием народного представительства, его правом контроля исполнительной власти и правом запросов.

Министерство Внутренних Дел и революционные эксцессы

Всем хорошо памятны всякого рода репрессии, усиленные охраны, незакономерные действия власти, давления на печать и тормоз полиции разным общественным начинаниям на местах. Все эти неправильные взаимоотношения Правительства и общества стали особенно болезненно чувствительны при наличности народного представительства. Посланные запросы о творившемся на местах все больше и больше натягивали и без того достаточно натянутые струны.

Всем хорошо известно, как тяжело в этом отношении жилось при старом режиме, как была скована творческая народная мысль совершенно ненужными подозрениями, постоянно ослаблявшими веру в возможность совместной работы с Правительством, и поэтому распространяться в этом направлении я не буду. Государственная Дума, избранная народом и облеченная его доверием, оставаться равнодушной к такому положению вещей, конечно, не могла. Велась упорная борьба с Ведомством Внутренних Дел, но борьба не на почве свержения или разрушения общественного строя, не на почве колебания государственных основ, а на необходимости реформ, нужных для упорядочения народной жизни, успокоения умов и внедрения во всем законности. Велась эта борьба не на почве усиления революционного настроения в стране, а напротив, в сознании необходимости ослабить действие революционной агитации путем дарования всем гражданам равенства перед законом, равным для всех.

Здесь уместно будет заметить, что часто отдельные выступления более пылких ораторов, впадавших в агрессивный тон, надо объяснить малой привычкой русского общества разбираться в том, что происходило в стенах законодательного Учреждения. Общество не привыкло еще отдавать себе отчет в том, что важны не отдельные выступления, а постановления Государственной Думы, отражающие мнение ее большинства и могущие вылиться в форму закона.

Революционных постановлений III-ей и IV-ой Государственной Дум нельзя найти ни в одном журнале, ни в одном стенографическом отчете.

Таково было настроение Государственных Дум III-го и IV-го созывов.

Является, однако, вопрос: вполне ли соответствовало настроение Государственной Думы в этот период времени настроению страны?

Народное представительство было, несомненно, настроено патриотично и национально, любило свою родную армию, тогда как интеллигентное общество было настроено, к сожалению, антимилитарно, несколько интернационально, а поэтому и мало патриотично. Слишком глубоко внедрилась в него привычка критики действий власти и глубокая неудовлетворенность отечественными порядками, или вернее, непорядками Государственной жизни.

Народное представительство - Государственная Дума - основой своей работы положила убеждение в необходимости вести страну путем эволюции, но не революции, к развитию либеральных реформ.

Но правительство оставалось глухо к этому правильному пониманию своих задач Государственной Думы и продолжало упорно стоять на принципе: "сначала успокоение, а потом реформы". О неправильности этого принципа много будет сказано в своем месте, но здесь уместно будет сказать, что Государственный Совет стал на ту же точку зрения и усердно помогал Правительству тормозить всякие начинания Государственной Думы, направленные к проведению в жизнь необходимых либеральных реформ. Покойный П.А. Столыпин не раз горько жаловался мне на то, что при создавшемся положении вещей управлять Государством и законодательством невозможно. "Что толку в том, - говорил он, - что успешно проведешь хороший закон через Государственную Думу, зная вперед, что в Государственном Совете его ожидает неминуемая пробка". И действительно, можно привести целый ряд хорошо продуманных и успешно проведенных через Государственную Думу законов, насущно необходимых для страны, но которые никогда не увидели жизни из-за упорной оппозиции в Государственном Совете.

Нельзя не удивляться этой непонятной позиции нашей верхней палаты, прекрасно знавшей, что революционные волны 1905 года вовсе не утихли, а только просочились вглубь народной толщи.

Государственная Дума хорошо понимала, что путь революционный приведет к таким потрясениям государственного организма, которые грозили бы целости Государства, но вне Государственной Думы, несомненно, уже тогда шла революционная работа, весьма интенсивная, как это мы и увидим ниже.

Громадное большинство членов Государственной Думы было вполне солидарно с мыслью, высказанной во II-ой Думе Председателем Совета Министров П.А.Столыпиным в его обращении, в одной из речей к левому крылу Думы: "Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая и Сильная Россия". Однако, с кончиной Столыпина, в правительственных кругах стало одолевать крайне правое течение, стремившееся сократить и принизить значение народного представительства. По крайней мере, в докладе своем Императору Николаю II, даже еще в 1915 году, во время войны, тогдашний Министр Внутренних Дел Маклаков совершенно открыто указывал на необходимость такой меры, и при этом докладе я лично видел собственноручное письмо к Министру Императора Николая II, в котором он писал, что эти соображения Маклакова им - Императором - одобряются и разделяются. Даже вполне законопослушная и трезво относящаяся к делу Государственного строительства III-я Государственная Дума была взята под подозрение, и правящие круги всячески старались в чем только возможно умалять ее значение и достоинство. Так, например, в дни празднования Отечественной войны, 1812 года, в Москве Государственная Дума, как таковая, не была приглашена к участию в торжествах памяти народной войны, а был приглашен только Председатель ее именным приглашением, тогда как Государственный Совет был приглашен, как учреждение, в полном своем составе.

При прощальной аудиенции перед роспуском III-ей Государственной Думы Император Николай II не был благосклонен к Государственной Думе в прощальном своем слове, обращенном к ней, и Дума разъехалась, огорченная и оскорбленная, не чувствуя за собой никакой вины, ожидавшая иного к себе отношения Верховной власти.

Наступившая вслед за этим избирательная кампания ясно обнаружила решимость Правительства добиться состава Государственной Думы исключительно из правых партий, для чего были пущены в ход все возможные средства, применяемые с большою изобретательностью правительством В.Н.Коковцева, и на все прогрессивно мыслящее было воздвигнуто форменное гонение. В этих целях сделано было через обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблера основательное давление на духовенство. Сенат сыпал как из рога изобилия, одно разъяснение за другим, в целях сокращения круга избирателей. Но, несмотря на это, большинства в Думе Правительство все ж не добилось, что стало сразу ясным при избрании Председателя Государственной Думы из партии октябристов значительным большинством голосов. Настроение всех партий от октябристов и левее их было чрезвычайно повышенное, можно даже сказать, озлобленное к Правительству, но и внутренний разлад в самой Думе получился такой, что более месяца Государственная Дума не в состоянии была избрать Товарищей своего Председателя, не имея возможности сговориться на кандидатах. Если к этому прибавить, что слухи о предстоящем перевороте, в смысле превращения Думы из законодательной в законосовещательную, слухи о возможности роспуска ее, в виду невозможности достигнуть соглашения между партиями даже в выборе президиума, стали распространяться все шире и шире, то прямая опасность авторитету народного представительства вставала для нас во весь рост, как реальная действительность.

Партия Народной Свободы, подвергшаяся наибольшим предвыборным гонениям, явно клонилась к союзу с крайними левыми элементами, и опасность появления чисто революционных настроений в недрах самой Государственной Думы зрела не по дням, а по часам. Это обстоятельство в свою очередь грозило самому существованию Государственной Думы, что повело бы к неизбежным революционным волнениям в стране. При таких условиях партия октябристов, как центральная, увидела необходимость путем переговоров и взаимных уступок достигнуть при помощи соглашения прочного достаточно многочисленного большинства, способного отстоять народное представительство от всяких на него покушений как со стороны Правительства, так и со стороны своих собственных крыльев, правого и левого.

Были начаты переговоры в соединенных заседаниях руководителей разных фракций Думы с целью привлечь влиятельную в стране кадетскую партию к соглашению и предотвратить ее союз с социалистическими группировками. Имелось в виду также оторвать возможно большее число членов Думы от крайнего правого, воинствующего крыла. Переговоры, однако, затянулись. Главным тормозом было упорное требование к.-д.-партии о включении в программу соглашения еврейского вопроса целиком. При этом нужно по справедливости заметить, что гг. кадеты были более правоверными, чем сами евреи, представители которых лично заявляли, что при создавшемся положении вещей, по их мнению, следует отсрочить жгучий еврейский вопрос и отнюдь не ставить его резко программно. Не знаю, повлияли ли они на руководителей кадетской фракции Государственной Думы? Но все же центральные партии находили, что при создавшемся соотношении сил вопрос этот надлежало бы оставить открытым, а к.-д.-партия упорно стояла на своем. Все же, в конце концов, соглашение на основе уступок состоялось, было подписано представителями партий и собрало значительное и устойчивое большинство Государственной Думы, получившее название прогрессивного блока Думских партий.

Возникновение этого блока было встречено крайне враждебно как Правительством, так равно и крайним левым, и крайним правым крылом Государственной Думы. И надо признаться, что прогрессивный блок должен был быть одинаково нетерпимым для всех этих элементов. Разрушив уже возникавшее соглашение партии Народной Свободы с социалистическими революционными кругами и отмежевавшись от не менее опасных для молодого еще Русского народного представительства крайних правых кругов, прогрессивный блок вводил работу законодательного учреждения в нормальный эволюционный темп, имея достаточную силу парализовать всякие революционные попытки как справа, так и слева. Не могло это соглашение радовать и Правительство, так как оно вынуждало его считаться с прочно спаянным прогрессивным большинством Государственной Думы, чем разрушалась вся упорная предвыборная работа Правительства, стремившегося к созданию послушного ему большинства в Государственной Думе. На прогрессивный блок немедленно же посыпались всякие нарекания из недр перечисленных элементов, оставшихся вне соглашения. Его обвиняли во всяких небывалых замыслах, взаимно противоречащих друг другу, в зависимости от того лагеря, из которого такие инсинуации исходили.

Ненависть к создавшемуся прочному ядру была так велика, что объединила два противоположных полюса в Государственной Думе, и можно привести не один пример, когда крайне правые монархические и крайние левые социалистические партии оказывались в трогательном единении и голосовали вместе, стремясь затормозить работу прогрессивного блока, что, к сожалению, иногда и удавалось.

А между тем, значение прогрессивного блока было чрезвычайным. Соглашение это, создав прочное прогрессивное большинство, возвращало Государственной Думе ее поколебленный было авторитет, делало возможным планомерную работу законодательного учреждения и исключало возможность случайных голосований в существенных вопросах законодательства.

Программа блока была впервые открыто заявлена с Думской кафедры в ответ на декларацию Председателя Совета Министров И.Л.Горемыкина, сменившего на этом посту В.Н.Коковцева.

Особенно выпуклое значение наличия прогрессивного блока Думских фракций сказалось при объявлении войны.

Блок отказался от лица входящих в его состав партий на время войны от проведения каких бы то ни было своих программ, и всю свою работу решил направить в помощь Правительству в исключительно трудные времена войны.

Впоследствии прогрессивный блок всеми возможными мерами боролся против пораженческого движения, несомненно насажденного в России германским шпионажем и агентурой.

Из изложенных мною обстоятельств его возникновения ясно видно, что прогрессивный блок в Государственной Думе явился последствием необходимости самообороны и борьбы с нарождающимся революционным движением в стране. Только полною неосведомленностью общества об этих причинах и можно объяснить себе все кривотолки и несправедливые нападки, которые сыпались на него со всех сторон.

В весеннюю сессию 1914 года в Государственной Думе прошел законопроект о большой военной программе, которая, выполненная в два года, то есть к 1917 году, делала нашу армию и численно, и по снаряжению значительно сильнее германской.

С момента утверждения этого закона Верховной властью, для нас, членов Государственной Думы, стало ясной неизбежность в самом ближайшем будущем вооруженного столкновения с Германией, которая не могла ждать нашего военного усиления.

С этого же момента революционная агитация, несомненно германского происхождения, среди рабочих разных заводов усилилась до чрезвычайных размеров. Хотя она явно существовала и раньше, но особенно усилилась с начала 1914 года.

Здесь несомненно была применена излюбленная система Германии, путем широкой подпольной агитации внести смуту в тылу воюющей с ней страны. В современных войнах, где техника играет едва ли не первенствующую роль, разрушить правильный транспорт тыла, лишая армию нормального подвоза провианта, интендантского и боевого снабжения, представлялось для Германии вопросом несомненно первостепенной важности. Посеять смуту в умы оставшегося дома населения, посеять недоверие к вождям своим среди русского воинства, путем возбуждения рабочих и подстрекательства их к забастовкам в целях затруднения промышленных работ, направленных к снабжению армии, - это были бесспорно прямые задачи нашего врага и проводились им чрезвычайно умело и упорно в России.

Благодаря попустительству Правительства, препятствий эта пропаганда не встречала, и кроме указанных мотивов упорно сеялась преступная идея пораженчества, успеху которой способствовала неуверенность русского общества в том, что Правительство способно довести войну до победного конца.

Петроград в 1914 году, перед самой войной, был объят революционными эксцессами. Эти революционные эксцессы, возникшие среди рабочего населения Петрограда, часто влекли вмешательство вооруженной силы; происходили демонстрации, митинги, опрокидывались трамвайные вагоны, валились телеграфные и телефонные столбы, устраивались баррикады.

Не подлежит никакому сомнению, что и волнения среди фабрично-рабочего класса были результатом деятельности Германского Генерального Штаба. Так, например, произошли загадочные отравления работниц на табачных фабриках в Петрограде, которые не были раскрыты и так и остались загадками. Забастовки возникали и организовывались без всяких видимых причин, и только теперь стало ясно, где лежал корень всех этих событий. Надо было окончательно разложить и развратить русскую промышленность перед войной и внести непоправимую смуту в русское общество. Семена большевизма на почве разжигания классовой ненависти сеялись, очевидно, щедрою рукою, и эта пропаганда, которую не поняли и с которой никто не боролся, конечно, сыграла видную роль в подготовке к Русской революции.

Все это происходило во время посещения России представителем дружественной нам державы - Президентом Французской Республики Пуанкарэ.

Волнения в столице были настолько сильны, что Президент вынужден был ездить по городу в сопровождении значительного военного конвоя. То же самое, хотя, разумеется, в меньшем масштабе, происходило и на местах. Велась энергичная агитация среди крестьян на почве земельных отношений, и нельзя не отметить силу и влияние этой агитации. Землевладельцы должны хорошо помнить те условия, в которые были поставлены они, в виду частых волнений сельских рабочих и их постоянных забастовок в горячую пору. Справедливое стремление к увеличению площади своей пахотной земли получило совершенно неправильное направление, под влиянием той же агитации, и назвать состояние умов русской деревни в то время спокойным - было бы большой ошибкой, и, конечно, германская агитация велась на этой почве весьма широко. Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. Я был в это время за границей, в Германии, но, к счастью, мне удалось избежать немецкого пленения.

Вся германская пресса, очевидно, в целях подготовления общественного мнения Германии к войне, на все лады трубила о полном разложении России. Все газеты утверждали, что революция у нас вспыхнет не сегодня - так завтра, на все лады обрисовывалось возрастающее влияние Wundermonchєа (Чудомонаха) Распутина, ненавистного стране, но приобретшего исключительное влияние на Русскую Императорскую Чету и т.д. и т.п.

(Продолжение следует)

*   *   *   *   *   *   *

Из Интернета

Жители Митино при поддержке левых сил штурмом взяли здание Управы района

В столичном районе Митино продолжается борьба жителей против незаконного уплотнительного строительства. 19 октября во дворе домов 2 и 6 по Ангеловому переулку, где запланировано возведение 19-ти этажного дома, собралось около 100 жильцов и левых активистов из АКМ, КПРФ, РКРП и "Трудовой России".

Стоит отметить, что в конце сентября жители уже проводили аналогичный сход. Его итогом стало обращение инициативной группы с иском в суд о признании строительства незаконным. Также во дворе был разбит палаточный лагерь и составлен график дежурств - с целью недопущения тяжелой строительной техники на территорию детской площадки.

Однако компания-застройщик при попустительстве местных властей продолжила подготовительные работы на строительной площадке, поэтому граждане решили провести непосредственный диалог с чиновниками районной Управы. В 16.00 собравшиеся построились в колонну и направились к зданию Управы района Митино по адресу Митинская улица, дом 35. Участники шествия держали в руках плакаты "Хватит уплотнять!", "Чиновников - к ответу!"

По ходу шествия к колонне присоединялись и другие жители Митино, возмущенные политикой власти. Прибыв к зданию Управы, участники акции направили к чиновникам своих делегатов, а сами расположились на проезжей части, блокировав движение транспорта. Митингующие скандировали "Киселев - выходи!", призывая главу Управы выйти и поговорить с людьми. Милиция, понимая всю напряженность ситуации, наблюдала за происходящим издалека, не вмешиваясь в ход событий.

Примерно через 20 минут, узнав по телефону от делегатов, что чиновники отказываются выйти к народу, жители перешли к радикальным действиям. Лидер АКМ Сергей Удальцов призвал собравшихся самим пойти в здание Управы и провести принудительный диалог с властью. Это предложение было встречено с одобрением, и жители направились в Управу.

Милиция попыталась воспрепятствовать народному порыву, однако, увидев решительный настрой жителей, среди которых было немало ветеранов, решила не обострять ситуацию. Около 100 человек, оттеснив охрану, вошли в здание Управы, поднялись на второй этаж и фактически ворвались в кабинет заместителя главы Управы Н.И. Сенчило.

В итоге, чиновнику пришлось выйти из кабинета и в течение 30 минут отвечать на острые вопросы разгневанных людей. По результатам диалога чиновник был вынужден дать гарантии того, что Управа в ближайшие дни проведет проверку законности установки ограждения вокруг строительной площадки, а также будет проводить постоянные консультации с представителями инициативной группы жителей Ангелова переулка.

На вопрос, является ли стройка законной, заместитель главы Управы откровенно сказал: "Как гражданин я считаю, что стройка - незаконная, но как чиновник я вынужден до решения суда признать строительство соответствующим закону". Однако при этом он пообещал помочь гражданам в установлении справедливости в суде. По окончании встречи граждане без происшествий покинули здании Управы, оживленно обсуждая итоги принудительного диалога с властью.

Главный вывод, который был сделан жителями, - давление на власть необходимо продолжать. Только массовые организованные действия способны остановить произвол чиновников. Также жители Митино выразили благодарность левым активистам, которые придали политическую остроту действиям митингующих.

Таким образом, митинцы продемонстрировали всем прекрасный пример активной борьбы за свои законные права. Очевидно, что граждане готовы сопротивляться до конца, поэтому акции протеста в Митино будут продолжены.

21.10.2006, КПРФ.ру

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте работает форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

Заходите - вас будут рады видеть!

*   *   *   *   *   *   *

Программа "Диссер" - дополнение для Microsoft Word, предназначенное для создания и работы со списками литературы. В диссертациях, научных статьях, рефератах требуется приводить список использованной литературы, вставляя в текст диссертации ссылки на его позиции. При большом размере списка отслеживать соответствия порядковых номеров публикаций в списке и чисел в ссылках в тексте диссертации становится крайне сложно, особенно при изменении порядка следования ссылок в списке. Эта программа добавляет в Word новую функцию - создание и редактирование списка литературы, позволяя исправлять численные ссылки в тексте одним нажатием кнопки. "Диссер" можно загрузить с сайта http://kankowski.narod.ru.

Удачи вам и счастья!


В избранное