Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Материалы к заседанию лаборатории 23 января 2008 г.


Выпуск 9. Гуманитарно-целостные исследования в образовании: к заседанию лаборатории 23 января 2008 г.
Дата выпуска:
2008-01-21


Уважаемые коллеги!

Примите мои извинения за опечатку в предыдущем выпуске:

Заседание Межвузовской лаборатории гуманитарно-целостных исследований в образовании состоится 23 января 2008 г. (15:00 – 17:00). Оно состоится в каб. 2-41 гл. уч. корпуса ВГПУ.

Краткая информация по первой главе диссертационного исследования Фастовой Елены Игоревны по теме «Педагогические условия становления социальной компетентности подростка в основной школе»

В первом параграфе первой главы диссертационного исследования «Социальная компетентность как ведущий целевой ориентир в культурно-компетентностной модели общего образования подростка» рассматриваются следующие аспекты проблемы становления социальной компетентности подростка:

- уточнение педагогического знания о сущности социальной компетентности подростка, что включает выявление её функций в жизнедеятельности и личностном развитии растущего человека, обоснование состава и структуры изучаемого феномена;

- установление и научное обоснование критериев и наблюдаемых показателей – индикаторов социальной компетентности подростка, систематизация и разработка методик её диагностики;

- построение теоретической модели педагогического процесса, способствующего становлению социальной компетентности подростка как восхождению к её целостности и гармонизации компонентов данного новообразования.

По нашему предположению, социальная компетентность интегративно характеризует личность человека, представляя собой новообразование в структуре его личностного опыта. В ней проявляется диалогичность самости личности и социумности, взаимосвязь социального и индивидуального в человеке, его способностей к саморазвитию и взаимодействию с социумом. Природа социальной компетентности интегрирует противоположные оппозиции: самоидентификация - саморазвитие и социализация – соответствие социальным ожиданиям.

Мы выделяем следующие группы компетенций, совокупно составляющих социальную компетенцию: общекультурная, ценностно-смысловая, нравственная, мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, личностного самоопределения, рефлексионная. Содержание социальной компетентности, как мы предполагаем, будет продуктом интериоризации компетенций или отдельных их структурных элементов личностью, в результате чего произойдёт их объединение в группы: мотивационно-ценностную, рефлексивно-смысловую, креативно-преобразовательную, социо-коммуникативную, знаниево-операциональную, составляющими структуру исследуемого феномена.

Возможность становления социальной компетентности в подростковом возрасте определяется, по нашему мнению, диалогической природой изменений, происходящих в личности подростка, что доказывается исследованиями психологических изменений в подростковом возрасте в зарубежной и отечественной психологии.

Функции социальной компетентности мы выстроили с учётом особенностей личностного и психического развития подростка. Это такие функции, как мотивационно-целевая, ценностно-смысловая, познавательная, адаптивно-преобразующая, рефлексивно-оценочная.

Для отслеживания экспликации и формирования компонентов в составе социальной компетентности подростка нам потребовалось выявление следующих критериев: интеллектуально-познавательный, коммуникативно-деятельностный, креативно-прогностический, ценностно-ориентационный, смысло-поисковый.

Восхождение подростка по уровням гуманитарного развития представляет собой движение подростка к целостности социальной компетентности по «ступенькам зрелости» её компонентов. Социальная компетентность, представленная на этих этапах отдельными компонентами с разной «степенью зрелости», появится только на высшем, компетентном уровне гуманитарного развития. Реализуя эти методологические положения при построении уровневой модели развития, мы использовали установленный в работах Е.А. Залученовой, В.К. Зарецкого, Т.А. Носовой и др. вывод о детерминации уровней гуманитарного развития подростка сформированностью модусов субъективной реальности человека. Нами выделены следующие уровни гуманитарного развития: диффузный, ориентирования, социально-личностный, индивидуально-личностный, ценностно-нравственный.

Второй параграф первой главы диссертационного исследования посвящён обоснованию принципов конструирования содержания образования, способствующего становлению социальной компетентности подростка.

Мы выделяли принципы конструирования содержания образования, способствующего становлению социальной компетентности подростка учитывая основные положения компетентностного подхода, диалогическую природу исследуемого нами феномена, психологические особенности подросткового возраста.

Модель содержания образования, способствующего становлению социальной компетентности, на наш взгляд, интегрирует три основополагающих блока: цивилизационный, индивидуально-личностный, духовно-культурный. В учебно-программной документации дидактическими единицами содержания образования, нацеленного на становление социальной компетенности подостка, выступают: а) предметные, межпредметеные, метапредметные, личностные компетенции (указанные выше) как элементы компетентностного опыта человека информационного общества, качественный состав которых отражает его структуру (цивилизационные, индивидуально-личностные, духовно-культурные); б) типы проблем и задачи, которые может решить учащийся, овладев соответствующими компетенциями, востребующие проектную, креативно-преобразовательную, коммуникативную деятельность или критическое осмысление явлений социальной действительности. Проблемы и задачи могут быть как учебного характера, так и реально существующие в обществе или условиях, наиболее полно моделирующих реальность; в) типы противоречий («коллизий») и адекватные им ситуации включения, детерминирующие освоение компетентностного опыта обучающимися в процессе образования; г) способы взаимодействия и информационных контактов педагогов с воспитанниками (поддержка, диалог, сопровождение, содействие, дистанционное взаимодействие в информационных сетях) и воспитанников между собой в ситуациях овладения компетенциями их реализации при решении личностно или социально значимых проблем в ситуациях коммуникативного взаимодействия или совместной социальной деятельности в информационном обществе.

Нами были определены способы актуализации потенциала учебных предметов с целью решения задачи становления социальной компетентности подростка, этапы деятельности учителя и факторы, которые определяют успешность соавторства учащихся в конструировании содержания образования. Кроме того, нами были исследованы источники и факторы конструирования содержания образования в контексте поддержки становления социальной компетентности подростка.

Перспективы нашего исследования связаны с решением третьей и четвёртой задач исследования:

- построить модель процесса и системы педагогических средств становления социальной компетентности подростка в основной школе;

- осуществить опытную проверку созданной модели содержательных и процессуально-технологических условий становления социальной компетентности подростка в процессе педагогического эксперимента.

Решению этих задач будет посвящена вторая глава нашего исследования.



Ведущий расылки -- Николай Михайлович БОРЫТКО.
До новых выпусков! Пишите мне по адресу borytko@nm.ru


В избранное