Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 41


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 

ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  41

 8 декабря 2000 г.

 


Содержание:
1. Упельсинкины новости

2.Предмет и структура религиоведения. Основные разделы религиоведения. Философия религии

3. История религий. Гностицизм

4. Этнография. Культура Чавин

5. Научные исследования. Прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных 
  данных  с Библейским повествованием  

6. Разное. Поучительные истории. Глупая сказка

7. Словарь религиоведения

8.Литература

9. Обзоры

10. Почта Упельсинке
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Итак,  мы возвращаемся к привычному режиму работы и сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. Предмет и структура религиоведения - Основные разделы религиоведения. Философия религии. История религий - Гностицизм. Основные гностические догматы. Этнография - Культура Чавин (продолжение). Научные исследования - прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Астрономический период истории земли - Шестой и Седьмой Дни творения. Раздел Разное - Поучительные истории от Леонида Смирнова. Словарь  религиоведения и список использованной Литературы - постоянные разделы рассылки. Обзоры - великолепная подборка сайтов о религии (в основном даосского характера) с комментариями была предоставлена Олегом Бойко. В конце Выпуска читайте о Почте Упельсинке.

Наконец-то я добралась до обещанной когда-то анкеты! Первый пробный вариант анкеты Вы можете заполнить на адресу: http://upelsinka.da.ru   (адрес временный, впоследствии будет адресом, объединяющим в себе все ресурсы - от страницы до анкет и опросов) А для начала я предлагаю Вам ответить на 12 вопросов. Ваши ответы на них, я надеюсь, помогут мне в работе рассылки.

В десятом Выпуске Интервью для Упельсинки было опубликовано интервью с Марией ДЭВИ Христос, Основателем Великого Белого Братства Юсмалос. Расширенный вариант этого интервью можно прочесть здесь. Причина сокращений - лишь в таком техническом моменте, как ограничения в объеме для рассылки подобного класса (напомню, что статус рассылки Интервью для Упельсинки - серебряная, в отличие от рассылки Введение в религиоведение, которая вот уже несколько месяцев считается золотой). Данное интервью вызвало оживленную дискуссию читателей. И, скорее всего, 11Выпуск рассылки будет посвящен Вашим письмам и анонсам предполагаемых интервью на декабрь и январь. Если у Вас есть какие-то интересные предложения по поводу Интервью, приглашаю Вас написать мне об этом.

Кроме того, я хотела бы напомнить о том, что приближаются праздники Рождества и Нового Года и я срочно ищу материалы на тему празднования Рождества и Нового года. Новый год - он празднуется не обязательно зимой, интересен сам факт - нового, обновленного времени. Интересует все: обряды, ритуалы, тексты, символика, мифология и т.п.  Приглашаю всех принять участие!!!
 

Архив рассылки Введение в религиоведение: http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки Интервью для Упельсинки: http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Вся информация по разделам предыдущих Выпусков рассылок: http://upelsinka.boom.ru


2. Предмет и структура религиоведения

Основные разделы религиоведения.

Ныне религиоведение содержит ряд разделов, основными из которых являются: философия, социология, психология, феноменология, история религии.

Философия религии.

Философия религии является базовым разделом религиоведения. Философия в ходе своего развития всегда делала предметом рассмотрения религию (хотя, конечно, у разных мыслителей, в разных философских направлениях степень разработки указанной проблемы неодинакова); осмысление религии было составной частью историко-философского процесса. Экспликация философии религии как специальной предметной области философствования происходит в XVIII-XIX вв. благодаря трудам английского философа Д. Юма (1711-1776), французского философа П.А. Гольбаха (1723-1789), немецкого философа И. Канта (1724-1804), немецкого протестантского теолога и философа Ф. Шлейермахера (1768-1834), немецких философов И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В.Й. Шеллинга (1775-1854), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831), Л.А. Фейербаха (1804-1872), К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895), Э. Гартмана (1842-1906), голландского теолога и историка религии К.П. Тиле (1830-1902), датского теолога и философа С. Кьеркегора (1813-1855), русского философа B.C. Соловьева (1853-1900) и др.

В XX в. проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии. Содержание философии религии образуют философские понятия и концепции данного объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа - натурализма, материализма, экзистенциализма, прагматизма, позитивизма, аналитической философии, философской антропологии, персонализма, неотомизма и т.д.
От философии религии необходимо отличать религиозную философию. Последнюю образует совокупность исходящих из принципов религиозного мировоззрения представлений, понятий, идей, концепций о Боге и мире (онтология и метафизика), о человеке (антропология), об обществе (социология, историософия), о познании (гносеология и эпистемология), о ценностях (аксиология). Религиозная философия делает объектом рассмотрения и религию, разумеется, на базе своего решения онтологических, антропологических, гносеологических и других проблем.

Среди проблемных областей философии религии наиболее важными являются: 1) выявление статуса философии религии в общей системе религиоведческих знаний, специфики философского осмысления религии, решение вопроса о методах постижения объекта (метапроблемы); 2) изучение сущности, разработка философского понятия религии, раскрытие возможных принципов подхода к ее определению; 3) исследование онтологических и гносеологических основ и предпосылок религии; 4) анализ особенностей религиозных мировоззрения, онтологии, гносеологии, мышления и языка; 5) раскрытие содержания теистических учений о Боге, обоснований его бытия, соотнесения этих учений с иными субстанциальными парадигмами; 6) выявление специфики и содержания религиозной философии.

Религиоведение: Учебное пособие под ред. И.Н. Яблокова (см.: Литература).


3. История религий

Основные гностические догматы.

Теология

Основной чертой гностической мысли является радикальный дуализм, который управляет отношениями Бога и мира и, соответственно, человека и мира. Божество является абсолютно надмирным, его природа чужда этой вселенной, которая не создана и не управляема им и которой оно полностью противопоставлено: божественное царство света, самодостаточное и отдаленное, - это космос, противопоставленный царству тьмы. Мир представляет собой творение низших сил, которые, хотя и могут опосредованно происходить от Него, в действительности не знают истинного Бога и препятствуют познанию Его в космосе, которым они управляют. Происхождение этих низших сил, архонтов (правителей), и в общем весы порядок бытия вне Бога, включая мир как таковой, - основная тема гностической спекуляции, примеры которой мы приведем позже. Трансцендентный Бог сокрыт во всех этих созданиях и непознаваем в естественных представлениях. Познание Его требует сверхъестественного откровения и воображения, и даже после этого его может быть тяжело выразить иначе, как в отрицательных терминах.

Космология

Вселенная, владение архонтов, подобна безбрежной тюрьме, чьей сокровенной темницей является земля, сценическое пространство человеческой жизни. Вокруг и над ней космические сферы располагаются, подобно концентрическим изолированным оболочкам. Наиболее часто выделяют семь сфер планет, окружающих восьмую неподвижную звезду. Существовала, однако, тенденция увеличивать структуры и делать схему все более и более пространной: Василид насчитал не менее 365 "небес". Религиозная значимость этой космической архитектуры лежит в представлении о том, что все, находящееся между этим миром я его пределами, предназначено для отделения человека от: Бога не только пространственным расстоянием, но и действующими демоническими силами. Следовательно, безбрежность и множественность космических систем выражают ту степень, в которой человек отдален от Бога.

Эти сферы являются владениями архонтов, особенно "семи", то есть планетарных богов, заимствованных из вавилонского пантеона. Примечательно, что их часто называют именами Бога из Ветхого завета (Иао, Саваоф, Адонай, Элохим, Эль-Шаддай), которые из синонимов для обозначения одного высшего Бога благодаря этой перестановке превращаются в имена собственные низших демонических существ - пример уничижительной переоценки, которой гностицизм подверг древние традиции в общем и иудаистскую традицию в частности. Архонты управляют миром как сообща, так и каждый индивидуально в своей сфере, являясь надзирателями космической тюрьмы. Их тираническое правление миром называется гемармен, вселенским Роком (понятие, взятое из астрологии, но теперь слегка окрашенное гностическим анти-космическим духом). В своем физическом аспекте это управление является законами природы; в психическом аспекте, который включает учреждение и применение Закона Моисеева, оно служит орудием порабощения человека.

Как опекун своей сферы каждый архонт преграждает проход душам, что ищут восхождения после смерти, для того, чтобы предотвратить их уход из мира и возвращение к Богу. Архонты также являются создателями мира, за исключением тех моментов, где эта роль предназначена для их главы, который впоследствии получил имя демиурга (творца мира в платоновском Тимее) и часто изображался с искаженными чертами ветхозаветного Бога.

Антропология

Человек, главный объект этих безграничных приготовлений, состоит из плоти, души и духа. Но ослабляя первичные принципы, его первоисточник является двойным: мирским и надмирным. Не только тело, но и "душа" представляют собой продукт космических сил, сформировавших тело по образу божественного Первого (или архетипического) Человека и ожививших его своими психическими силами; инстинктами и страстями естественного человека, происходящими из одной из космических сфер и сочетающихся с ними, что вместе составляет астральную душу человека, его "психе".

Тело и душа человека представляются частью мира и подчинены гемармену от начала до конца. Заключенное в душе является духом, или "пневмой" (которая называется также "искрой"), частью божественной материи, попавшей в мир из-за его пределов; и архонты создали человека с целью удержания ее там как пленницы. Следовательно, как в макрокосме человек ограничен семью сферами, так в человеческом микрокосме пневма снова ограничена семью проистекающими из них облачениями души. В своем бездейственном неискупленном положении пневма, таким образом, поглощена душой, и плоть не осознает себя, оцепеневшая, спящая или отравленная ядом мира: короче говоря, она "невежественна". И ее пробуждение и освобождение достигается через "познание".

Эсхатология

Радикальная природа дуализма предопределяет учение о спасении. Сколь чуждый, столь и трансцендентный Бог является для "этого мира" пневматическим. Цель гностических устремлений - освобождение "внутреннего человека" из оков мира и его возвращение к изначальному царству света. Необходимым условием этого является познание им надмирности Бога и самого себя, то есть своего божественного происхождения, так же, как и существующей ситуации, и, соответственно, природы мира, обусловливающей возникновение данной ситуации. Как гласит известное утверждение валентиниан:

Освобождение — познание того, кем мы были, кем мы стали; где мы были, куда мы заброшены; куда мы стремимся, что искупаем; что есть рождение и что - возрождение. (Ехс. Theod. 78. 2)

Это познание, тем не менее, задерживалось из-за настоящей ситуации, так как невежество является сутью мирового существования просто как принцип прихода мира к существованию. В частности, трансцендентный Бог неизвестен в мире и не может быть открыт из него; следовательно, откровение необходимо. Его необходимость заложена в природе космической ситуации, и его проявление вносит в нее решительные изменения, принимая во внимание то, что "неведение" уже является частью спасения. Носитель откровения является вестником из мира света, который проходит сквозь барьеры между сферами, перехитрив архонтов, пробуждает дух от земного сна и передает ему "извне" спасительное знание. Миссия этого трансцендентного спасителя начинается еще до сотворения мира (после падения божественного элемента, предшествовавшего творению) и двигается параллельно его истории. Познание таким образом подвержено откровению, и даже если называется просто "познание Бога", оно охватывает всю суть гностического мифа со всем, чему он учит о Боге, человеке и мире; то есть познание содержит элементы теоретической системы. С практической стороны оно, скорее, является "познанием пути", а именно пути души за пределы мира, охватывающего сакраментальные и магические приготовления к ее будущему восхождению, таинственные имена и формулы, способствующие проходу через каждую сферу. Наделенная гносисом, душа после смерти идет вверх, оставляя позади сферы физического "облачения", присущие ей. Таким образом дух, освобожденный от чуждых влияний, достигает Бога за пределами мира я воссоединяется с божественной субстанцией. В масштабе всеобщей божественной драмы этот процесс является частью восстановления собственной божественной целостности, которая в прекосмические времена была ослаблена потерей некоей доли божественной субстанции. И через эту потерю божество было вовлечено в судьбу мира и нынe пытается восполнить ее посредством вмешательства в космическую историю. По завершении этого процесса собирания (в соответствии с некоторыми системами), космос, лишенный своих элементов света, придет к концу.

Нравственность

В этой жизни пневматики - обладатели гносиса, как они себя называли, отделяются от основной массы человечества. Непосредственное вдохновение не только делает личность повелителем в сфере познания (отсюда безграничное разнообразие гностических учений), но также обуславливает сферу действий. В общем, пневматическая нравственность определяется враждебностью по отношению к миру и презрением ко всем мирским связям. Из этого принципа, однако, можно вывести два противоположных заключения, и оба найдут свои крайние выражения: аскетическое и безнравственное. Первое выводит из обладания гносисом обязательство избегать дальнейшего осквернения миром и, следовательно, ослабить контакты с ним до минимума; последнее извлекает из такого же обладания право на абсолютную свободу. Позже мы обратимся к сложной теории гностической безнравственности. В этом предварительном обзоре должно быть достаточно и нескольких замечаний. Закон "Ты должен" и "Ты не должен", провозглашенный Создателем, является еще одной формой "космической" тирании. Савкнин, накладываемые на грех, действуют только на тело и душу. Так как пневматик свободен от гемармена, он свободен и от ига нравственного закона. Для него все дозволено, так как пневма "спасена в его естестве" и не может быть ни запятнана его действиями, ни испугана угрозой возмездия архонтов. Пневматическая свобода, однако, не просто предмет безразличного разрешения: через намеренное нарушение демиургических норм пневматик разрушает замысел архонтов и парадоксальным образом способствует работе  по спасению. Эта антиномическая безнравственность выражается более отчетливо, чем аскетическая версия, в нигилистическом элементе, содержащемся в гностическом акосмизме.

Даже читатель, незнакомый с предметом, сделает из предшествующего отвлечения вывод, что все вершины концептуализации гностической теории, достигнутые отдельными мыслителями, являются неразрывной мифологической сутью гностической мысли как таковой. Отдаленный от разреженной атмосферы философского размышления, он двигается в более плотную среду образности и персонификации. В следующих главах мы наполняем рамки нашего обобщенного сообщения материей гностической метафоры и мифа, а с другой стороны, представляем некоторые разработки этого базового понятия в спекулятивных системах мысли.
 


4. Этнография

Культура Чавин

 
(по работе Ю.Е. Березкина "Чавин". См.: Литература)

Сеть храмовых центров

Во время раскопок сооружений Чавина в 1946 г. перуанские исследователи Л. Г. Лумбрерас и Э. О. Амат основное внимание обратили на исследование внутренних галерей. Оказалось, что их пустота кажущаяся. Под слоем глины на полу коридоров и отходящих от них маленьких помещений были обнаружены разбитые сосуды с изображениями, близкими по стилю как изображениям на различных монументальных рельефах самого Чавина-де-Уантар, так и разрисовке керамики, найденной в разных районах Перу.

Установлено, что архитектурный комплекс на берегу Мосны - не единственный храмовый центр; одновременно с ним существовали и другие, располагавшиеся в границах области, охватывающей северные горы Перу, а также северное и частично центральное побережье. В горах находятся два из них: Пакопампа и Кунтур-Уаси, причем сооружения Пакопампы - одни из древнейших. Исследовавшие этот храм археологи датируют самые ранние постройки 1800 г. до н. э. Затем Пакопампа попадает под влияние Чавина-де-Уантар, храм расширяется, но местная культура продолжает сохранять значительное своеобразие. Существенно отличается по стилю от собственно чавиноидной и монументальная скульптура Кунтур-Уаси. На побережье храмы, обнаруживающие разную степень близости к Чавину, найдены в долинах Моче, Непенья, Касма, Чильон. Несмотря на удаленность друг от друга и своеобразие разных центров, в них можно заметить и сходные черты, особенно в планировке (U-образная   форма   многих  комплексов,  лестница  посреди главного фасада) и в темах монументального и прикладного искусства.

С находкой в Чавине керамики, распространенной и на других памятниках (во всяком случае, на тех, что расположены в прибрежных долинах Моче и Чильон), стало ясно, что отдельные храмы поддерживали друг с другом связь. Возможно даже, некоторые сосуды были принесены из отдаленных мест и помещены внутрь
галерей Чавина в качестве приношений.

Таким образом, первая южноамериканская цивилизация предстает как сеть связанных друг с другом храмовых центров. Собственно Чавин служит как бы их фокусом, превосходя остальные не монументальностью главных сооружений, а количеством и качеством памятников культового искусства. Кроме того, в отличие от прочих центров, Чавин, по-видимому, не только храм, но и древнейший город. Сообщений из других мест о наличии значительной обжитой территории вокруг главных комплексов строений пока нет.

От примитивных земледельцев до раннеклассового общества за полторы тысячи лет

Вернемся к загадкам Чавина. Прежде всего, долго оставалось неясным, как датировать эту культуру. "Отец перуанской археологии" М. Уле, открывший в 1890-1900 гг. цивилизации I тысячелетия н. э. на побережье Перу, считал, что Чавин не старше их. Такое мнение господствовало до тех пор, пока в 20-х годах перуанский археолог X. С. Тельо не доказал, что материалы, которые с большим или меньшим правом можно называть "чавиноидными" во-первых, встречаются в Перу на огромной территории протяженностью более 1000 км, а, во-вторых, безусловно, предшествуют культурам I тысячелетия н. э. В последние десятилетия, по мере исследования разных памятников Северного Перу и датирования их радиокарбонным методом, время существования культуры Чавина приходилось отодвигать все далее в глубь веков, и ныне ее появление можно смело относить к XII в. до н. э. Это значит, что Чавин - одна из древнейших цивилизаций Нового Света, синхронная самым ранним городам-государствам ольмеков на побережье Мексиканского залива, а может быть, и предшествующая им.

Но главной проблемой является не столько глубокая древность, сколько внезапность появления культуры Чавина в Северном Перу. Монументальная скульптура и архитектура, оригинальный метод каменной кладки, своеобразный стиль искусства, развитое златокузнечество (известное по находкам на побережье изделий с изображениями, выполненными на основе тех же художественных принципов, что и характерные для Чавина рельефы на камне и на керамике) - все это возникает как бы из ничего, не опирается на давнюю традицию. Соответственно, та высокая общественная организация, наличие которой предполагает известная нам материальная и духовная культура чавинцев, также появляется как бы в сложившемся уже виде.

А ведь в III тысячелетии до н. э. жители тех районов, где через 1000 - 1500 лет расцвела культура Чавина, еще не умели делать глиняную посуду, и в хозяйстве многих из них рыболовство, собирательство, охота имели большее значение, чем земледелие. Напомним, что на Ближнем Востоке между началом земледельческой экономики и появлением первого раннеклассового общества Двуречья и долины Нила прошло три тысячелетия. Таким образом, главная загадка Чавина - это загадка общества, прошедшего путь от окончательного становления производящего хозяйства до раннеклассового общества в исключительно короткий срок.

Культура на стыке природных зон

Естественно, что в гипотезах о приходе строителей Чавина-Де-Уантар в северные горы Перу из другого района не было недостатка. Их прародиной называли Эквадор, леса Амазонки, побережье Перу, Мексику и даже чжоуский Китай. За исключением последнего предположения, безусловно несерьезного, все эти мнения в какой-то мере обоснованы. В Эквадоре зарождаются некоторые характерные для Чавина типы керамики, а в море у эквадорского побережья находят те раковины теплолюбивых моллюсков, которые мы видим изображенными на монументальных рельефах. С Амазонией, наверняка, связаны почитание крокодилов, которые не водятся в горных реках, и, может быть, художественный стиль, ибо некоторые исследователи думают, что он был выработан вначале при резьбе по дереву. На побережье Перу уже в первой половине II тысячелетия до н. э. строятся довольно значительные пирамиды и, возможно (если верна гипотеза о ранней датировке храма Серро-Сечин в долине Касмы), появляются изображения на каменных стелах. В Мексике были одомашнены некоторые найденные в Перу культурные растения. Кроме того, и в Чавине, и у ольмеков было распространено почитание ягуара. Однако именно в силу разнонаправленности генетических связей Чавина становится ясно, что должен быть и район, где произошло слияние многих разнородных элементов в единую культуру и что расположен он, скорее всего, в горах Северного Перу, захватывая, возможно, крайний юг Эквадора. В конце концов не обитатели Амазонки, а местные земледельцы добились такого уровня производства, при котором впервые в Америке оказалось возможным строить богатейшие по убранству храмы и содержать обслуживавших их жрецов и ремесленников.

Перуанские исследователи Лумбрерас и Амат подошли к проблеме именно с подобной позиции. По мнению Лумбрераса, северные горы Перу занимают чрезвычайно выгодное географическое положение. Этот район расположен поблизости от нескольких очагов земледелия, откуда происходят разные сельскохозяйственные культуры. Из Амазонии сюда проникали маниок, батат и арахис, из лесов на восточных склонах Анд - кока, из Центральной Америки через Эквадор - некоторые виды фасоли и тыкв и, возможно, маис. Сами Анды - родина таких зерновых культур, как амарант, люпин и киноа, картофеля и прочих корнеплодов, отличных от центрально-американских видов фасоли и тыкв и, вероятно, перуанских сортов маиса. Здесь же были приручены лама, альпака и морская свинка (являющаяся, кстати, до сих пор значительным источником животных белков в пищевом рационе индейцев). Не менее важно, что в районе Чавина близко соседствуют разные высотные зоны, ресурсы которых дополняют друг друга, причем ведущее значение имеет зона "кечуа" (2300-3500 м над уровнем моря) с ровным субтропическим климатом и достаточным для неполивного земледелия количеством осадков, особо благоприятная для посевов кукурузы. Значительных лесов в этой зоне нет, так что главная забота земледельца - не вырубка деревьев и не рытье каналов, а террасирование крутых склонов. Сейчас зона "кечуа" - житница Перу. Выше нее расположены районы, благоприятные для разведения лам и выращивания таких важнейших для Перу культур, как картофель и киноа. Ниже, в тех долинах, которые Открыты влажным ветрам, дующим с Атлантики, возможно подсечно-огневое земледелие с маниоком в качестве главной культуры, а в закрытых сухих долинах выращивают, главным образом, фруктовые деревья. Влажные восточные склоны Анд выше зоны густых тропических лесов предоставляют уникальные условия для посадок коки - кустарника в листьях которого содержится наркотическое вещество. С глубокой древности индейцы Перу употребляли коку во время церемоний и вероятно, как допинг при тяжелых физических работах. Поскольку для выращивания растения требуется постоянная суточная и годовая температура около 18° С, его можно было сажать лишь в отдельных районах, и листья коки ценились весьма высоко. Обладание кустами коки являлось в доиспанское время определенным залогом благосостояния.

Окончание читайте в следующем Выпуске.


5. Научные исследования

Протоиерей Стефан Ляшевский

Опыт согласования современных научных данных
        с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований.

              (Окончание. Начало читайте в Выпусках 38 (17.11.2000), 39 (27.11.2000) и 40 (4.12.2000) )

Астрономический период истории земли.

Шестой День Творения

"И сказал Бог: да произведет земля
душу живую по роду ее скотов и
гадов и зверей по роду их.
И сказал Бог: сотворим человека по
образу Нашему и по подобию Нашему,
и да владычествует он над рыбами
морскими и птицами небесными,
и над зверями и над скотом и над
всею землею. И увидел Бог все, что
Он создал, и вот хорошо весьма. И
был вечер и было утро шестой."
(Гл. 1, ст. 24, 26, 31)

Наступает последняя эра земли - Неозойская, включающая в себя Третичный и Ледниковый (Четвертичный) периоды. Это царство зверей и животных.

Человек появляется к концу Ледникового периода как завершение всего творения, как венец творения, особым творческим актом Божиим, для обладания и владычества над всеми живыми существами и над всею землею.

Если человек появился в конце шестого дня, то жизнь его протекает в седьмой день, когда "Бог почил от дел Своих", конец шестого и начало седьмого дня относятся к третьему межледниковому периоду, ко времени появления человека. На этой точке зрения настаивает большинство величайших археологов.

Крупнейшие геологические явления произошли на земле в Третичный период, к которому относится Альпийская складчатость.

Наш континент имел очертания, абсолютно не похожие на современные. Там, где ныне возвышаются Пиренейские горы, Альпы и Балканские горы, а также Крым и Кавказ, был океан Тетис. Мадагаскаро-Африканский щит (материк) стал надвигаться на материк Гондвана (Евразийский материк), и дно продолговатого океана Тетис, представляющее наиболее тонкую часть литосферы, начало превращаться в горную складчатость, в связи с чем и образовались все горные хребты, в основном вытянутые с запада на восток, т. е. по территории вытянутого с запада на восток океана Тетис.

Горные породы, которые были на дне океана: известняки (скопление ракушек), песчаники (отвердевший морской песок), глинистые сланцы (продукт более глубокой части моря) поднялись в процессе складчатости и стали высокими хребтами.

Расплавленная магма устремилась на поверхность через жерла вулканов. Теперь, усиленно действует последняя затухающая стадия вулканизма - извергаются вулканы типа Везувия, таковы все высочайшие горные вершины: Эверест, Эльбрус, Монблан и другие.

Часть расплавленной магмы не достигает поверхности земли и, прорвав нижележащие пласты, разливается под покровом их верхней части, образуя высокие горы без признаков вулканических пород, так называемые лакколиты, как, например, гора Машук на Кавказе.

Ломаются пласты осадочных горных пород, образуются сбросы (уступы), грабены (провалы), или наоборот - выжимаются массивы (горсты), пласты наклоняются под различными углами под действием мощных внутренних (эндогенных) сил. В противовес им действуют экзогенные силы, те процессы, которые нивелируют нарушенную литосферу. "Высокие горы тонут со временем в своих обломках" - говорил геолог Вернер. Горные породы разрушаются: они трескаются от мороза, происходит механический и химический их распад под действием солнца и кислорода, они смываются осадками, уносятся горными ручьями и реками в долины, так в течение миллионов лет высокие горы совершенно нивелируются. Скалы разрушаются прибоем моря. В период интенсивных регрессий и трансгрессий моря разрушение носило совсем иной характер, значительно более мощный, нежели это происходит в настоящее время.

В исключительно мощной форме это происходило в Третичный период, и к его концу приблизительно сформировались географические очертания и ландшафт современных континентов.

В Ледниковый период хотя и происходили такие процессы, на уже локально в затухающей форме, и все же для нас самым существенным и чрезвычайно важным является вопрос о геологических процессах, которые совершались именно в ледниковое время, т. е. те колебания литосферы, которые вызвали серию ледниковых межледниковых периодов.

Этот вопрос чрезвычайно важен в том отношении, что с причинами таяния последнего (Вюрмского) ледника тесно связан вопрос о продолжительности человеческого существования.

Исследованию этого вопроса уделено значительное место во второй части данного труда о первых людях на земле, здесь же ограничимся коротким изложением сущности этого вопроса.

Один из периодов существования человека Палеолитического века - Мустьерский период - отождествляется с Вюрмским ледниковым периодом, а так как теоретически ледник мог растаять примерно за сто тысяч лет, то, следовательно, Мустьерская культура человека существовала столько же времени. Аналогичных Мустьерскому было еще пять периодов, значит, человечество существует полмиллиона лет. Такое совершенно абстрактное суждение, вопреки сотням противоречивых фактов, легло в основу летоисчисления человечества, несмотря на то, что никаких иных доказательств этому нет. Как раз, наоборот, все данные о Палеолите свидетельствуют об обратном. (Необходимо отметить, что в работе археолога Борисковского, изданной в 1957 году, Вюрмское 40-тысячелетие принято тоже без всяких доказательств, как и 50 тысяч лет существования неандертальского человека.) В общем, в наше время пришлось уменьшить фантастическую цифру - полмиллиона лет в десять раз, но и для этого нет никаких достоверных данных.

Чтобы понять, какая же причина могла повлиять на быстрое таяние Вюрмского ледника, нужно подробно остановиться на причинах ледниковых и межледниковых процессов.

Этот вопрос не только научный, но и богословский, ибо если действительно неоспоримы факты о полумиллионном или сорокатысячелетнем существовании человека, то как же тогда расценивать библейское повествование об Адаме и его потомках, а если Адам - миф, значит, Христос пришел на землю искупить первородный грех мифического Адама?

Это вопрос чрезвычайной важности.

Итак, вернемся к геологическим процессам ледникового периода. Как уже указывалось, земная кора в третичное время мощно "дышала" и еще не совсем затихла в ледниковое время.

Европейский континент в предшествующие периоды сотни раз становился то дном океана и морей, то сушей и даже еще в третичное время был совершенно не похож на современный.

В Ледниковое время эти колебания носили следующий характер: в период поднятия Европейского континента Пиренейский полуостров соединился с Африкой в районе Гибралтара; Апеннинский и Балканский полуострова соединились с северными берегами Африки; Средиземное море разделилось на три озера. Образовалась отмель в Атлантическом океане от Британских островов через Фаррерские острова к Исландии, и Гольфстрим, встретив это препятствие на своем пути, отклонился в сторону Америки. Когда же континент опустился, отмель исчезла, и Гольфстрим вновь пошел к берегам Скандинавии.

Подобно тому, как сейчас Гренландия покрыта сплошным ледником высотой до 4-х километров, так в период отклонения Гольфстрима в сторону Африки, Северная Европа была покрыта таким же ледниковым покровом.

Граница этого обледенения и до сих пор отмечена "ожерельем" ледниковых морен, очерчивающих границы как Великого, так и последнего Вюрмского обледенения.

Причем давно уже отказались от предположения, что было четыре обледенения, четыре раза полностью растаявшие в межледниковые периоды. Теперь установлено, что было одно непрерывное обледенение, один большой ледник, который постепенно таял, может быть, особенно быстро в межледниковые периоды, но все же все время оставался, хотя климат в Европе в так называемые "межледниковые периоды" резко менялся, становясь таким теплым, как в настоящее время.

Самым интересным для нас является Вюрмский период, когда ледник занимал часть территории Дании, Северную Пруссию, Прибалтийские страны, Финляндию, Балтийское море и весь Скандинавский полуостров. "Ожерелье" морен сохранилось довольно отчетливо, но оно не постепенно отступает к северу, как можно было бы предполагать для медленного таяния, а прерывается довольно резко, что свидетельствует не о постепенном стотысячелетнем таянии, как исчисляют время таяния этого ледника, а о каком-то катастрофическом обрывочном процессе (см. карту Вюрмского ледника палеолитических стоянок человека).

Нужно оговориться, что нижеприведенное объяснение этого никем еще не было высказано, но оно напрашивается само собою: Вюрмский ледник растаял потому, что четвертый раз Европейский континент опустился более глубоко, чем первые три раза, и воды океана покрыли все: Европу, Северную Африку, Сибирь, и в теплых водах Гольфстрима быстро растаял Вюрмский ледник. Доказательства такой версии очень серьезны, например, что исчезла вся европейская фауна того времени: мамонт, гигантский олень, носорог) Мерка, пещерный лев и другие, а позже из Африки пришла в Европу новая современная фауна, так называемая африко-европейская.

Исчез бесследно и неандертальский человек (потомки Каина). При археологических раскопках в пещерах Европы между слоями, палеолитической культуры везде имеется мощный слой, обычно суглинков, не имеющих никаких останков не только человеческого жилья, но и следов пребывания каких-либо зверей: это "пустые" слои, которые основатель науки о палеолитических периодах проф. Мортилье назвал "перерывом".    -
"Это то, что сохранилось в памяти всех народов мира — ПОТОП, отложившаяся муть которого в виде суглинков и песков покрывала всю Европу, как снежным покровом. Великий основатель геологии Кювье назвал эти отложения Делюций, от слова "потоп".

Этому важнейшему вопросу посвящена значительная часть второго раздела нашего исследования "Первые люди на земле".

***

Сделав краткий обзор геологических явлений Третичного и Ледникового периодов, обратимся к живым существам, которые появились на земле в шестой день творения. "И рече Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, гадов и зверей земных".

Слова "да произведет земля" по-современному можно было бы сказать: "да произведет природа по законам ее. зверей и животных".

И действительно, из класса рептилий появляется целый ряд видов зверей и животных "по роду их" и наполняют землю, так появляется почти современный нам мир зверей и животных, конечно, самым большим вопросом для многих остается вопрос об обезьянах, но мы не будем доказывать уже общеизвестный факт, что обезьяна никаким образом не может считаться предшественником человека; предполагали, что у человека и обезьяны должен быть какой-то общий предок.

Но этого общего предка нет, и конечно, никогда он не будет найден.

Все полувековые эволюционные открытия "предшественника" человека забывались как неубедительные. "Предшественник" открывался несколько десятков раз, и это уже само по себе свидетельствует, что все предыдущие открытия оказывались ложными.

Знаменитая сенсация - известие о "питекантропусе" с острова Явы, так нашумевшая вначале, утихла после критического исследования германского профессора Вирхова, доказавшего, что найденная черепная коробка, бедренная кость и зуб нижней челюсти, никоим образом нельзя соединить при помощи гипсовых доделок в череп, ибо эти части, несомненно, принадлежат разным индивидуумам. Так что утверждение о принадлежности данных частей к полуобезьяне-получеловеку есть чистейшая фантазия.

Из 24 членов Лейденского Международного конгресса естествоиспытателей 17 ученых не признали своего предка в питекантропусе.

Интересно отметить, что предпринятое в последствии в районе находки просеивание через сито колоссального количества земли не дало никаких результатов.

Рассмотрим другой, не менее нашумевший пример: черен так называемого Гейдельбергского человека. Сам по себе он ничего не доказывает, но место его находки говорит чуть ли не о третичном его происхождении.

Рабочие, предъявившие этот череп для получения премии, указывали место находки в самых нижних слоях песчаного карьера т. е. как говорят, хватили через край. И это принимают за доказательство чуть ли не Третичного происхождения человека! Такое доказательство воистину построено "на песке".

Есть еще более разительный пример - так называемый Пилтдаунский "предшественник" человека. Сколько поколений студентов было смущено этим "бесспорным" музейным экспонатом предшественника человека. Не было ни одного антропологического археологического отдела в музеях, где не красовался бы этот знаменитый череп в муляжных копиях.

С 1912 по 1953 гг. он отравлял умы людей ложным представлением о существовании предшественника человека, но вот в 1953 году он исчез из всех музеев. Оказалось, что это гнусная подделка, фальшивка.

Процитируем книгу советского археолога Н. Борисовского, изданную в 1957 году:

"В 1912 году было опубликовано сообщение о находке в Пилтдауне (Англия) очень древнего человеческого черепа современного типа и лежавшей возле него примитивной нижней челюсти, напоминающей обезьянью. Было объявлено, что эти кости принадлежали "пилтдаунскому человеку", жившему будто бы на территории Англии в самом начале Ледникового периода, в ту эпоху, когда на острове Ява жил питекантропос. Вокруг этого "первого англичанинна", отнесенного к высшей расе, в зарубежной антропологической И. археологической литературе был поднят большой шум, не утихавший в течение последующих четырех десятилетий. В любом археологическом руководстве можно найти детальное описание останков пилтдаунского человека и глубокомысленные рассуждения о нем".

"Но вот в 1953 г. произведенный самими английскими учеными анализ радиоактивным методом С-14 показал, что это грубая фальшивка. Оказалось, что челюсть из Пилтдауна, с целью придать ей древний облик, была искусственно окрашена двухромокислым калием, а в действительности она принадлежала современной человекообразной обезьяне. Для того, чтобы придать некоторое сходство с человеческой, коронки зубов подпилили. Так была сфабрикована фальшивка, хорошо использованная реакционной наукой и ее покровителями в своих целях. Скрывать разоблачение было невозможно, и в ноябре 1953 года лондонские газеты запестрели сенсационными заголовками: "Величайшая мистификация в истории науки".

Это показывает, какую энергию проявляют отдельные антропологи и археологи, чтобы "обосновать" свои расистские выводы" (П. Борисковский, "Древнейшее прошлое человечества", 1957 г.).

Приводя эту выдержку, можно сказать, что не одни только расистские теоретики таким способом "обосновывают" свои доказательства, поднимая "большой шум". В сознание людей, неискушенных в этих вопросах внедряется то, что так хочется доказать определенным кругам, в чьих руках находится административное руководство этой областью знаний. Искусственными натяжками, а порой и фальсификацией как на Западе, так и на Востоке добиваются одной цели - подорвать у людей веру в создание человека Богом.

Сколько же за последние десятилетия было сенсационных открытий разных "человекоподобных" - австралопитек, антлантром или совсем недавно, в 1960 году, открытый археологом Лики в Кении (Африка), череп древней обезьяны, которую он по каким-то признакам считает "мостом" между австралопитеком и человеком.

Нельзя же отдельные находки древних человекообразных обезьян считать за убедительное доказательство существования предшественника человека.

Что представляют собою австралопитеки, найденные в период времени 1924-1951 годов в Южной Африке? Не более того, что это название означает в переводе "австралопитеки - южные обезьяны", и более ничего.

"Большинство антропологов считает, что австралопитеки, кости которых найдены на юге Африки, не валяются прямыми предками человека" - признается сам П. Борисковский, но добавляет предположение: "Это была одна из групп человекообразных обезьян, находившихся на пути превращения в людей".

Есть еще брамопитеки, сугривапитеки, дриопитеки и другие - в глубокой древности, в начале четвертичного периода, существовали человекообразные обезьяны с некоторыми признаками отличными от современных обезьян, например, австралопитеки имели объем мозга 700 куб. см против 600 куб. см мозга современных обезьян, но это ровным счетом ничего не доказывает, ибо "первый" человек имеет 1500. и более куб. см мозга. (Неандертальцы и Кроманьонцы).

Разумеется, древних человекообразных обезьян много, как и современных, но что это доказывает? Абсолютно ничего, кроме веры атеистов, что кто-то из человекообразных обезьян - предок человека, почему эти обезьяны получили бездоказательные названия: плезиантром (близкий к человеку) и парантроп (соседний с человеком).
Это напоминает еще не так давно существовавшие даже в серьезных научных трудах теории о том, что черная раса произошла от горилл, желтая - от орангутангов, а белая - от шимпанзе. К каким только глупостям не прибегал атеистический мозг, отрицая Богооткровенное учение о создании Богом бессмертного человека, у которого, не могло быть никаких предшественников. И только после грехопадения Адам стал смертным, тленным человеком.

Для большей убедительности иногда к этим "предшественникам" примешивают группу каких-то древних выродившихся пигмеев (синантропов), найденных в Китае, с очень пониженным объемом мозга. Их. пытаются включить как недостающее звено между австралопитеками и неандертальцами совершенно произвольно. Они являются настолько обособленным единичным случаем в совершенно неизученной в этом отношении истории Китая, что относить произвольно можно куда угодно, но вероятнее всего, что это одна из выродившихся в пигмеев ветвь неандертальцев.

Всеми движет одна мысль, одно желание: предшественник должен быть найден, потому и видят его там, где его нет. Они "верят" в это. Можно понять и пожалеть их с такой жалкой верой. Наша вера иная - вера в то, что человек сотворен особым творческим актом. И человек этот Адам - первоначальник человечества.

Но есть еще и другая, так сказать, компромиссная точка зрения, высказываемая иногда католическими богословами как свое частное мнение - что и человек есть непосредственно развившееся звено животного мира, но в которого Бог вдохнул бессмертный дух, и он стал родоначальником всего человечества, т. е. библейским Адамом. Этот взгляд очень соблазнителен, так как слабость веры современного человека, его предвзятое преклонение перед материалистической наукой он примиряет с библейским сказанием.

Все, что имеет наука — это останки, палеолитического человека. Они - так называемые неандертальцы, никоим образом не могут считаться предшественниками человека, так как являются полноценными в антропологическом отношении людьми, как современные люди, они имеют такой же высокий индекс мозга, как современные европейцы, и индекс их выше некоторых теперешних диких Племен.

В Европе предшественника человека тоже нет, это совершенно точно установленный факт. Остается только априорно утверждать что он может быть найден на других континентах или, быть может, даже на затонувших континентах, т. е. остается только слепа предвзятая вера в это и больше ничего. Конечно, она вытекает из
всего материалистического образа мышления, всей философии современного безверия, ибо это только следствие, а не источник.

Но если на всю историю мироздания посмотреть с точки зрения Богооткротвенного учения, с точки зрения всемогущества Божия, то "вера" в необходимого предшественника человека может легко смениться верой в сотворенного Богом непосредственно из материи царя всякого творения, бессмертного ангелоподобного Адама, не знавшего ни болезни, ни смерти, над которым законы природы не имели силы, божественного Адама, образ которого явлен нам Вторым Адамом - Христом.

В Богооткровенном сказании о днях творения только дважды Боговидец Моисей употребил слово "бара", что означает творение из ничего: в словах "И сотворил Бог свет" и вторично в словах: "И сотворил Бог Адама", во всех же остальных случаях, где пророк говорит о творческих актах Божиих употреблено слова "аса".

Седьмой День, когда Бог почил от дел Своих

"И благословил Бог седьмой день
и освятил его, ибо в оный день
почил от всех дел Своих, которые
творил и созидал".
(Гл. 2, ст. 3)

Кончились дни творения, настало великое статическое состояние природы, царство живых существ: в море, в воздухе и на земле новых творений больше не появлялось. Человек стал венцом творения.

И определил Бог человеку великое назначение - быть царем всякой твари и жить в Раю, где установил Бог новый миропорядок, покорив человеку всякое существо, и в этом царстве благодати - в Раю - водворился новый мир, где уже не лилась кровь перед лицом бессмертного Адама, исчезла насильственная смерть среди животного мира, "ибо Бог дал всем в Раю в пишу всякую зелень и плоды", и покорены были человеку все звери и птицы, и рыбы, и дал Бог такой великий разум Адаму, - что он мог назвать по имени всякую тварь". (Об этом см. в "История человечества от Адама до Авраама").

Дал Бог благословение Свое людям размножаться и населять землю и обладать ею и всеми живыми существами на ней, распространяя на весь мир царство благодати, но Адам не смог выполнить эту миссию, согрешил перед Создателем и стал смертным.

Тайна человеческого естества Адама была унесена им в могилу и не сохранилась в предании потомков, не открыл ее Бог людям даже через великого тайнозрителя Боговидца Моисея.

Тайна эта осталась запечатанной навеки. Даже в благодатные времена, когда Дух Божий сошел на человеков в лице Апостола Христовых, святых отцов и учителей Церкви, даже тогда эта тайна не раскрылась. Каким образом человеческое тело Адама, ткань, организм были бессмертны, не подвержены ни болезни, ни старости, ни дряхлости, ни смерти? Это нераскрытая тайна Божия. Мы можем только верить, что тайна эта откроется по воскресении мертвых, когда тела наши вновь восстанут и будут жить с нашей бессмертной душой вечно, не нуждаясь ни в питании, ни в чем другом и никогда не состарятся. Таков был первый Адам, по мнению великого отца Церкви Василия Великого.

Можно сказать только, что Адам обладал божественным разумом, ибо под словами, что "назвал Адам каждую тварь по имени" надо понимать, что ему были открыты все физические законы мироздания и животного мира, которые его потомки постигают в наши дни и еще постигнут в будущем.

Царство Небесное будет Возвращенным Раем, а состояние душ праведных - станет райское блаженство, которое вмещает и блаженство всесовершенного знания, ибо оно воистину величественно и приятия достойно даже для ангельских умов, воспевающих в непрестанных славословиях премудрость Творца в Его творениях.

Конец 1-й части.


6. Разное. Поучительные истории

Глупая сказка.

Это очень простая и очень глупая сказка. Для очень глупеньких детей...
Жил-был один Человек. Он всех любил. Всех-всех, даже тех, кого никогда не видел, и с кем не был знаком. Это все потому, что он был глупый. Умные не любили его. Они говорили: "Смотрите, как он глуп!". А он даже умных любил, хотя и был не такой, как они. Вот так.
Как-то его спросили:
- Послушай, глупый Человек, ты вот всех любишь, так может быть и Смерть тоже?
- Да, и ее, - ответил он, - а еще мне ее жалко. Она ведь такая одинокая...
- Какой же ты глупый! - воскликнули умные.
Они боялись Смерти или ненавидели ее. Это было очень разумно и модно. А Смерть не любила умных. Hо что поделаешь, надо же ей было выполнять свою работу! Она и выполняла. Приходила она к умному человеку, а тот начинал гнать ее или делал вид, что ее вовсе нет. Смерть была не очень умная, она не знала, что отвечать на подобные грубости, поэтому просто делала свою работу и уходила. А оставшиеся в живых говорили: "Какая ужасная Смерть! Так внезапно унесла такого умного человека..."
Однажды случилось так, что Смерть должна была забрать и глупого. Она пришла, как было положено, и стала подкрадываться к нему со спины. Hо Человек услышал ее шаги и обернулся. Когда он увидел ее, он совсем не испугался, а просто улыбнулся ей и сказал:
- Здравствуй.
- Здравствуй,- машинально ответила Смерть и поперхнулась.
- Может быть выпьешь чаю? - спросил Человек.
- Hет, спасибо, как-нибудь в другой раз, - ответила Смерть и исчезла. А что ей еще оставалось делать? Hе может же умереть тот, кому сама Смерть пожелала здравствовать.
Так он и жил. Долго жил. А потом исчез. Hикто не знал, куда он делся. Даже самые умные. Откуда же им знать, что может прийти в голову глупцу! Говорят, его недавно видели, то ли здесь, то ли в соседнем городе. И еще говорят, что он ищет таких же как он глупых Людей, которые всех любят. Hаверное, ему тоже очень одиноко.
Вот такая простая и глупая сказка о Человеке, который всех любил. Hо, кого он любил на самом деле, мы вам не скажем. Это пусть умные придумывают подходящие слова и говорят их. А дети и так поймут. Потому что не в словах дело.


7. Словарь религиоведения

Экзарх - глава экзархата, т.е. нескольких епархий, пользующихся определенной самостоятельностью. РПЦ имеет экзархаты в Западной и Средней Европе, Центральной и Южной Америке.
Экзегетика - раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием Библейского текста.
Экзорцизм - изгнание злых духов из одержимых с помощью молитв. В Древней Церкви существовала должность экзорциста. В настоящее время некоторые священнослужители различных конфессий практикуют экзорцизм.
Экклезеология - раздел богословия, занимающийся изучением Церкви, ее происхождением, законами, учреждениями.


8. Литература

Предмет и структура религиоведения: Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998. С. 11-12.
История религий: Ганс Йонас. Гностицизм (Гностическая религия). - СПб, "Лань", 1998. С. 58-63.
Этнография: Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала "Природа")/ Под ред. докт.
ист. наук П.И. Пучкова. М., "Наука", 1988. С. 141-144.
Научные исследования: Прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с
Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Пер. с сербского.
Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 26-36.
Словарь религиоведения: Азбука христианства. Словарь-справочник. Сост. А. Удовенко. МАИК "Наука",
1997.


9. Обзоры

Материалы по даосизму:

Хороший материал по традиционной даосской медицине:
http://www.jungtao.com/

Материалы из журнала "Фэншуй" о даосизме и шаманизме:
http://www.loop.com/~bramble/fengshui/shaman.html

Сайт по философии "Лао-чжуан". Очень глубокий материал исследователя-любителя из США Раймонда Сигриста.
http://apophaticmysticism.com/

Форум, созданный Раймондом Сигристом для обсуждения религиозного, философского даосизма и вообще всего, что только может вдохновляться Дао:
http://www.delphi.com/n/main.asp?webtag=taoismalive&nav=start

Сборник информации по стилям цигун из КНР. Есть и традиционные методики, но большинство осовремененные. Очень много пропаганды, но интересно:
http://www.chinaqigong.net/English/index.htm

И немного забавного:

Некоторые главы "Дао-дэ цзина" на языке Эсперанто:
http://www.geocities.com/marraskuu1978/taoismo.html

Полный перевод "Дао-дэ цзина" на язык Интерлингва:
http://www.geocities.com/WestHollywood/Heights/4617/i_tao.htm

И на последок материал не даосского характера:

http://www.hwt-hrw.com/

Один из достаточно редких глубоких сайтов по кеметизму (современные последователи древнеегипетской религии). Сайт представляет собой виртуальный храм Хатхор с курсами для современных жрецов. Имеется интересная рассылка. Очень занимательна попытка реконструкции календаря и религиозных праздников. Надо сказать, все это набирает популярности.


10. Почта Упельсинке

Приглашение прочитать лекцию, отзывы о статье, вопросы о сектах... Много писем-отзывов об Интервью.  Эти письма я разберу непосредственно в Выпуске Интервью для Упельсинки... Ага, вот:
 

Здравствуй Упельсинка! Благодарю Вас за те материалы, что помещаете в выпусках. Упельсинка у меня есть к Вам просьба, если есть у Вас материал по современным методам сравнительного религиоведения. Буду премного Вам благодарен, Ваш подписчик Сергей К.
 
О методах исследования в религиоведении и, в частности, о сравнительном методе в религиоведении читайте в разделе Предмет и структура религиоведения во второй половине декабря.
 


Пишите и задавайте Ваши вопросы!


 

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное