Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 71


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 

ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

ВЫПУСК  71

23 апреля 2001 г.

 

Содержание:
1. Упельсинкины новости

2.  Религии. Друиды

3. Религиоведческий словарь. Военные культы

4. Литература

5. Обзоры сайтов о религии

6. Новости религиоведения

7. Конкурс сказок

8. Почта Упельсинке

9. Обзоры предыдущих Выпусков рассылки
 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Сегодняшний Выпуск нашей рассылки несколько отличается от предыдущих, поскольку наполнен преимущественно новостями.

Для начала - новости Упельсинкиной страницы.

Дополнения по разделам:

Предмет и структура религиоведения:
Ритуалистическая школа

Классики религиоведения:
Эмиль Дюркгейм

Религии:
Ф.И. Щербатской. Краткий отчет о командировке в Индию

Обзоры:
Христианство/Католицизм

Гости:
Интервью с Алексеем Романовским

Напомню, что код кнопки (81х33) и баннера (100х100) Упельсинкиной страницы можно скачать здесь.

В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. Раздел Религии - Учение друидов (по кн. Франсуаза Леру "Друиды"). Религиоведческий словарь - понятие Военных культов. Литература и Обзоры сайтов о религии - постоянные разделы Рассылки. Новости религиоведения - раздел, в котором Вы сможете найти новости о разных событиях религиозной жизни. Раздел Конкурс сказок - результаты конкурса сказок, который проводился рассылкой Введение в религиоведение совместно с издательством Мирт. В конце Выпуска - Почта Упельсинке и Обзоры предыдущих Выпусков рассылки.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


2. Религии

Друиды

1. Друид исторический и друид легендарный

Большинство классических авторов приводят, скорее, теоретические, нежели практические определения, слухи, не поддающиеся проверке, и сведения, бесконечное число раз повторяемые поколениями историков и подаваемые в качестве экзотической диковины, которая уже до оскомины приелась от такого длительного употребления... Лишь незначительное число авторов представляет ограниченный круг реальных, пригодных для исследования документов, и все касающиеся друидов факты их деяния в истории античности были быстро, но в то же время подробно и точно описаны.

Единственный из континентальных друидов, чья личность нам известна, - это Дивитиак, игравший одну из главных ролей в развитии отношений между Цезарем и правительством эдуев в первые годы Галльской войны. Он управляет государством, ведет переговоры с проконсулом, в особенности активно выступая посредником в пользу своего брата Думнорикса, к которому Цезарь имел все основания относиться с подозрением. Однако вовсе не Цезарь, а Цицерон в одном изящном речении, посвященном философии и искусству прорицания, сообщает нам о том, что Дивитиак был друидом. Удивительнее всего то, что Цезарь везде хвалит Дивитиака за его верность римскому народу. Неужели Дивитиак представлял интересы римской стороны, в то время как брат его Думнорикс возглавлял националистическую, народную партию? Кто из них был обманут, а кто действовал искренне? Возможно, никто, однако это не наша задача вдаваться в рассмотрение вопроса, далеко выходящего за рамки всех политических проблем этого периода.

Вторая историческая встреча друидов с римлянами оказалась менее сердечной. Во второй половине I века нашей эры восстала Британия и, как повествует Тацит, Паулин Светоний был направлен для ее подавления. Отчего этому офицеру вздумалось совершить нападение на местное святилище? Считал ли он, что остров Мона являлся центром восстания? Так или иначе, Паулин Светоний "решает напасть на густонаселенный и служивший пристанищем для перебежчиков остров Мону и с этой целью строит плоскодонные корабли, не боящиеся мелководья и подводных камней. На них он и перевез пехотинцев; всадники же переправились, следуя по отмелям, а в более глубоких местах - плывя рядом с конями".

"На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины, похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещаниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых северных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям".

То, что Паулин принял за армию, вероятно, представляло собой горстку друидов с их учениками, в сопровождении жен тех и других. Тацит не мог представить описания хотя бы единственной стычки, - в его передаче не упомянуто ни об одном сражении. Римляне без труда овладели островом, который, разумеется, и не был защищен, поскольку британцам даже в голову не могло прийти, что его осмелятся атаковать. Легионы с легкостью овладели им, избивая жрецов и разрушая святилища.

Единственным средством защиты, которым располагали друиды в этом столкновении, была их магия и их проклятия. Этого было недостаточно, чтобы противостоять вооруженной силе римлян, которых не могли впечатлить предписания религии совершенно чуждого им порядка. Тацит видит в этой магии лишь "представление"; но оно, разумеется, не заслуживает названия "камуфляжа" или обыкновенной военной хитрости (Quasi haerentilus mambris, immobile corpus - "со словно оцепеневшими членами неподвижное тело"). Таков ли был реальный результат воздействия, или это всего лишь эффективный стилистический прием? Пытаясь, в каком-то смысле, передать своему читателю ощущение величайшего ужаса, Тацит иногда прибегает к описанию такого рода явлений. Так, к примеру, он изображает германских хариев и их Дикую охоту.

Пока Паулин Светоний был, таким образом, занят избиением друидов, жители Лондиния (Лондона) видели повсюду грозные предзнаменования, и тотчас вслед за этим событием, указанным в "Анналах" Тацита, бретонцы подняли мятеж, возглавленный царицей Боудиккой. Это уже не было жалким "представленьем":

"Известно, что в упомянутых мною местах погибло до семидесяти тысяч римских граждан и их союзников. Ведь восставшие не знали ни взятия в плен, ни продажи в рабство, ни каких-либо существующих на войне соглашений, но торопились резать, вешать, жечь, распинать, как бы в предвидении, что их не минует возмездие, и заранее отмщая себя".

И "вот, что совершили они самого ужасного и жестокого: они вешали женщин из лучших семей, они отрезали их груди и пришивали им ко рту, чтобы казалось с виду, будто те поедают их. После чего они протыкали их тела насквозь снизу вверх острыми кольями. И все эти злодейства они вершили во время своих жертвоприношений и пиршеств, которым предавались в своих святилищах и особенно в священном лесу Андрасты (так они именуют победу), который почитаем у них особо".

Паулин призывает своих солдат: "... лучше нам пасть смертью храбрых на поле боя, чем быть захваченными в плен, чтобы нас посадили на кол, чем видеть, как нам вырывают внутренности, чем быть пронзенными насквозь горящими кольями, чем заживо быть сваренными в кипятке, как если бы мы оказались среди диких зверей, не знающих ни закона, ни бога".

Разрушение духовной святыни никогда не ведет ни к чему хорошему, но напротив, всегда приводит к войне: войне без пленных, полной ужасных мучений, к войне без искупленья... Тексты умалчивают о том, чем отвечали римляне со своей стороны, но все это явно приняло характер религиозной войны, вызванной разрушением святилища друидов в Англези.

Возвращаясь к описанию Тацита, можем заметить, что нет ничего невероятного в том, что существовала гипотеза, согласно которой считалось, что они были освобождены от воинской службы как в Галлии так и в Ирландии. Почему, в самом деле, друид не мог счесть себя вправе дополнить силу своей мудрости силой оружия?.. Но все же самым интересным моментом рассказа остается упоминание о попытке прибегнуть к помощи магического искусства и огня: попытке беспомощной, над которой римляне посмеялись, оправившись от первого шока и так ничего и не поняв. Однако в первый момент они все-таки оцепенели от испуга, как того желали друиды. То, что эти последние вскоре оказались разочарованы в своих ожиданиях, в принципе ничего
не меняет: кельтская армия, для которой критерием оценки происходящего служили те же религиозные смыслы, что и для обитателей друидского святилища, на месте римлян обратилась бы в бегство.

Поскольку, - и именно это мы хотели бы подчеркнуть прежде всего, - едва только речь заходит о друидах, так самый очевидный исторический подход сбивается на путь мифологических или религиозных толкований. Друиды из святилища в Англези, вне всякого сомнения, полагались в своих надеждах на бога-связывателя, - того самого бога, который в Дельфах поразил кельтов, пытавшихся осквернить храм Аполлона, ошеломив, парализовав их ужасом. Огонь находится в подчинении того же божества, и даже если было бы преждевременным назвать его по имени, то, по крайней мере, указания, которыми мы располагаем, позволяют по существу разобраться в той задаче, которую ставит перед нами поведение друидов. И в реальном, и в мифологическом плане эти последние обладали двумя аспектами верховной власти: властью военной и магической, религиозным и юридическим господством, аспектом "Варуна" и аспектом "Митры", согласно индийским представлениям, если пользоваться функционалистской терминологией, заимствованной нами у г-на Дюмезиля. "Они предпочитали факелы" (Faces praeferebant), - говорит Тацит: для чего могли бы понадобиться факелы обыкновенной армии, которая столкнулась с противником, высадившимся на пустынный берег и не имевшим при себе тяжелого снаряжения?

Впрочем, эта интерпретация отрывка из Тацита имеет, на наш взгляд, довольно ограниченное значение. Она призвана лишь исходя из конкретного элемента, дать читателю возможность почувствовать саму "атмосферу" друидизма. Если мы даже окажемся неспособны реально и точно установить место друидов в рамках исторического процесса, - не это представляется нам наиболее насущным; важно понять их, узнать, силою какого учения, каких верований сделались они обладателями того великого могущества, которое единодушно признавали за ними древние авторы.

Мифологическое исследование не входит в наши задачи, но, несомненно, начинать рассмотрение проблем следует отсюда, где мы находим подступы к ним. Мы намерены показать, что земной друид уподоблял себя друиду божественному, добивался обретения такой же силы, тех же средств духовной реализации и той же способности подчинять своей воле, - короче говоря, представлял себя подобием бога в той же мере, в какой человеческое общество являет собой образ космоса. Мы также надеемся продемонстрировать, устанавливая обратную связь понятий, что мифологический друид представляет собой наилучший из всех возможных слепок с друида исторического; какой жрец, в сущности, не стремился бы в идеале к уподоблению себя не тому богу, которого он почитает?

Если верующий принимает предложенное ему, если магико-религиозный ритуал полностью доказывает свою действенность, и друид действительно обретает в своих глазах статус бога на земле, становится одновременно хранителем и олицетворением традиции, то различие между мифом и историей во многом теряет свое значение. Так же и нам не стоит сожалеть о крайней скудости собственно исторических свидетельств, среди которых описание разрушения Англези - слишком реалистичное, датированное и хорошо изложенное, - является исключением. Миф обладает собственной реальностью. Не останавливаясь сверх меры на том, что он может скрывать под собой исторического, будь оно представлено в замаскированной форме или явно, следует изучать его ради него самого, имея в виду его структуру, его символику, его содержание, которые, если рассматривать их в ином плане, несомненно согласуются с реалиями истории.

В этом отношении мы располагаем одним очень важным источником информации: легендой островного происхождения, которую приводят ирландские и валлийские тексты. Эти тексты имеют различную датировку, от VIII до XV вв. Но язык их более архаичен, чем язык списков, и лингвисты нередко обнаруживают следы старо-ирландского языка в рукописях XIV века, в той же мере, как и неловкие попытки переписчиков осовременить язык рассказов, которые они копировали, даже не всегда понимая их содержание. Учитывая все это, мы можем использовать их с неменьшим основанием, чем "Германию" Тацита, рукопись которой была открыта в XV веке. Связи между Ирландией и Галлией сопоставимы с теми связями, которые существовали между средневековой Скандинавией и древней континентальной Германией. Здесь также можно обнаружить, с одной стороны, мифологические тексты и события, с другой - скульптурные памятники и надписи, равно как и события исторические. То, что островная литература вобрала в себя, раскрыла и восстановила в себе утраченные тайны галльской литературы, никогда бы не составило в наших глазах предмета первостепенного значения. Но, скорее, таким значением будет обладать для нас ее умение вполне правдоподобно пустить в действие те же пружины и те же механизмы, одним словом, - то, что она построена на тех же самых принципах. "Гойделы, бритоны и галлы составляют в основе три ветви одного и того же народа. У них очень близкие языки, очень похожие, почти идентичные нравы; вполне вероятно, - единственная религия с незначительными различиями в пантеонах, общие мифы, лишь соответственно учитывающие особенности их национальных историй". Для нас несомненно, что у них также были одни и те же друиды, и ирландские эпические тексты, переданные наследниками этого жреческого сословия, заслуживают самого тщательного исследования, способного выявить в них все указания на структуру мифологии и религиозную организацию наших континентальных предков. Они, помимо прочего, позволяют исправить и дополнить те слишком краткие изложения учений, которые приводят древние авторы.
 

(Франсуаза Леру. Друиды. См.: Литература)

 
3. Религиоведческий словарь

Военные культы - (англ. military cults, нем. Militarkulte, фр. cultes guerriers) - почитание духов и богов, покровительствующих военным успехам: ритуалы, предназначенные принести победу над противником. По мнению С. А. Токарева, В. к. связаны с племенным строем, органически вырастают из него; соответствуют высшей ступени варварства. Верховный бог племени - это бог-воитель. "Культ племенного бога - это прежде всего В. к. Культ племенного бога - это религия народа - завоевателя" (С. А. Токарев). Такое понимание В. к. подкрепляет традиция почитания верховного племенного бога Энгаи (Нгаи) у масаев. Масаи верили, что Энгам дал им в собственность все в мире. и поэтому они вправе совершать набеги на соседей для захвата скота. Масаи молились Энгаи постоянно, обращались к нему перед военными походами. Действительно, верховный племенной (а на более поздней стадии - государственный или национальный) бог покровительствует своему народу вообще и в стычках с соседями в частности. Однако в обществах, объединивших многие племена, в особенности, с началом социального расслоения формирование В. к. связано с универсальным процессом специализации божеств.

Один из богов пантеона становится покровителем войны. Уже Э. Тэйлор предположил, что мексиканский Уитцилопочтли получил функцию бога войны сравнительно поздно, а вначале был божеством природы. ╚Аресков. бог войны ирокезов, по-видимому, сам по себе великое небесное божество" (Э. Тайлор). Ему приносили в жертву людей, испрашивая победу над врагом, с его именем воины бросались в бой. У якутов в пантеон входил Илбис хаан - дух (бог) кровожадности и войны. Некоторые источники упоминают и второго духа кровопролития, именуемого Осол уол. К богу войны обращались с просьбой ниспослать мужество в битве и победу. Северные якуты, желая заручиться покровительством Илбиса, перед большим сражением совершали обряд окропления оружия кровью и приносили богу войны человеческую жертву. В. к. были знакомы полинезийцам (например, бог войны Таири на Сандвичевых островах, Оро на Таити, Кукаилимоку на Гавайях), китайцам (военный бог Куанг-Тэ, бывший когда-то военачальником), кондам Индии (военный бог Лога-Пенну, т. е. Железный бог, который вселялся в оружие и придавал ему большую силу). У манси богом войны считался богатырь Хонт-торум, обладавший необычайной силой; его тело было сделано из пучков стрел и ножей. Среди военных богов древнего мира известны римский Марс и греческий Арес. Бог войны был у хеттов. По Геродоту, Арес почитался (очевидно, под иными именами) фракийцами и скифами. Скифы устраивали особые святилища Ареса, где водружали меч, символ ("кумир") божества; здесь приносили в жертву скот и пленников (Геродот, IV, 62). Богом сражений и смерти был Один (Водан, Вотан) древних германцев. Германцы верили, что бог, повелитель войн, должен быть умилостивлен человеческой кровью. Страбон (VII. 2, 3) сообщает, что кимвры вешали пленников над большими бронзовыми сосудами, а жрицы, одетые в белое, взбирались к жертвам по лестницам и перерезали им горло, так что кровь лилась в подставленные сосуды. По Иордану, готы ублажали Марса жесточайшим культом: "жертвою ему были умерщвление пленных".

У ацтеков необходимость войны стала одной из основных концепций их религии. Целью войн, которые они должны были вести с соседями, считался захват пленных, для принесения их в жертву богу Уитцилопочтли, отождествленному с Солнцем. Кровь жертв поддерживала жизнь светила (бога).
 

(В. H. Басилов, см.: Литература)



4. Литература

2. Религии: Ф. Леру. Друиды. Пер. с фр. Цветковой С.О. - СПб.: Евразия, 2000. С. 74-83.
3. Религиоведческий словарь: Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. -
М., Наука, 1993. С. 50-51.
См. также:
Алексеев И. А. Традиционные верования якутов в XIX - начале XX в. Новосибирск, 1975.
Davidson H. R. E. Gods and Myths of Northern Europe. Penguin Books. 1964. P. 48-72.


5. Обзоры сайтов о религии

Буддизм:
Дзогчен. Информация по международным Дзогчен-общинам, практикам, традиции, учителям, а также по книгам и видео.
http://dzogchen.newz.ru

Московский буддийский центр Риме. Сайт создан учениками Чоки Нима Ринпоче для всех, кому интересен тибетский буддизм.
http://www.buddism.ru

Буддийская Махасангха. Официальный сайт Буддийского Ордена Ниппондзан Меходзи в СНГ,
представляющего традицию Лотосовой Сутры - буддизма Махаяны, или Экаяны - Единой Колесницы.
http://www.buddas.ru

Вайшнавизм:
Харе Кришна в России. Новости, статьи о движении "Харе Кришна" в России.
http://boris.stealth.ru

Господь Чайтанья. Литературная страничка о Господе Чайтанье.
http://www.iskcon.net/chaitanya/

Журнал "Вайшнавизм - открытый форум".
http://www.iskcon.net/ukraine/vaisnav

Йога приема пищи. Сайт, составленный на основе книги Шрилы Прабхупады "Источник вечного наслаждения".
http://members.xoom.com/diana_ts/krishna.html

Разное:
Психологическая антропология
http://intention.newmail.ru

Религии мира
http://www.confession.newmail.ru

Центр Петербургское Востоковедение
http://pvcentre.agava.ru/
 
 
 


6. Новости религиоведения
Раздел посвящен новостям религиоведения и религиозной жизни. Для пополнения раздела мне необходима Ваша помощь. Хочу обратиться к моим коллегам - религиоведам, а также ко всем читателям рассылки. Если у Вас есть какая-либо информация по религиоведению (проведение конференций и семинаров, работа кафедр религиоведения, статьи в СМИ, дискуссии, анонсы книг и изданий и т.д.) - присылайте, и с ней ознакомятся сотни подписчиков.



ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал.
Рассылка новостей ╧ 55. Среда, 11 апреля 2001 года. 14:15
Рассылка ВДъ: http://vertograd.narod.ru/list.htm
 
 

Религия и политика
Итоги перерегистрации религиозных организаций в России

(Keston Institute √ Вертоградъ, Москва)

Согласно неопубликованным официальным данным Министерства юстиции, в России  в срок до 31 декабря
2000 года перерегистрировано всего 20 215 религиозных организаций. 2 апреля начальник отдела религиозных
организаций минюста Виктор Королев подтвердил, что 10 процентов организаций, зарегистрированных до
принятого в 1997 году религиозного закона - всего около 1 500 - не прошли перерегистрацию. Он  особо
подчеркнул, что никто не стремился их ликвидировать, однако это будет происходить в "соответствии с
законом".

10 912 организаций МП составляют более половины всех перерегистрированных к 1 января 2001 года. Ислам,
с его 3 048 организациями,  прошедшими перерегистрацию, может занимать второе место, однако эта позиция
оспаривается совокупной численностью протестантских общин, число которых достигло 3 800, что делает
протестантизм явным претендентом на вторую по численности конфессию в России.

Если говорить в отдельности - самые крупные протестантские церкви - пятидесятники (1 323 организаций),
баптисты (975) и евангельские христиане (612). Затем следуют адвентисты (563) и свидетели Иеговы (330), не
вошедшие в 3 800. Следом за ними три "традиционные церкви" - старообрядцы (278), католики (258) и
лютеране (213). Затем - две российские так называемые "традиционные религии" - иудаизм и буддизм; у них
соответственно перерегистрировано 197 и 193 организации. Еще только у трех групп более 100
перерегистрированных организаций - это пресвитериане (192), независимые христиане (156) и кришнаиты
(106).

Если говорить о динамике роста за последние пять лет тех конфессий, которые перерегистрировали 15 или
более своих организаций, картина получается  несколько иной, но не менее интересной. По сравнению с
цифрами регистрации на 1 января 1996 года, к наиболее быстро растущим группам относятся местные
российские секты - церковь последнего завета (последователи Виссариона, в основном сосредоточенные в
Красноярском крае) и церковь  Божией Матери Державной (ранее известная как Богородичный центр, которую
возглавляет Иоанн Береславский). Оставаясь небольшой - соответственно 15 и 28 организаций, - численность
обеих групп за период с 1996 года выросла в семь раз.

Отмечается быстрый рост языческих организаций, количество которых выросло почти в шесть раз и достигло
41. За ними следуют две очень быстро растущие христианские церкви - такие, как церковь полного Евангелия
(62 организации) и пятидесятники, обе из которых выросли приблизительно в четыре раза. Несколько меньше
чем в четыре раза увеличилось число мормонских организаций, которых оказалось всего 33. Очень невысок
рост организаций свидетелей Иеговы и адвентистов - примерно на 155 процентов с 1996 года.

Различные "ветви" "альтернативного Православия" перерегистрировали 65  организаций, достигнув роста в
150 процентов.

Примечательно, что число зарубежных конфессий, относящихся к категории "опасных", выросло совсем
незначительно, либо даже уменьшилось. Среди них - церковь объединения (муниты, сейчас у них 17, а в 1996
году было 13 организаций), кришнаиты (число их организаций уменьшилось со 112 до 106) и бахаи (у них было
20 организаций, а стало 19).

Нет данных о составе 1 500 организаций, не прошедших перерегистрацию, и возможно, что число "неудобных"
для властей групп на самом деле больше.


Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент по связям с общественностью,
конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству
603005, Нижний Новгород, ул. Пискунова, 47,
тел. (8312) 36-44-09, факс (8312) 39-13-02,
Welcome@admgor.nnov.ru

Пресс-релиз

Международная конференция "Тоталитарные секты - угроза XXI века" в Нижнем Новгороде

23-25 апреля 2001 года в Православном просветительском центре во имя Святителя Николая (Автозаводский р-н, ул. Дьяконова, 15А, недалеко от храма Святой Татианы и Автозаводского универсама) будет проходить международная конференция "Тоталитарные секты - угроза 21 века". Начало работы конференции 23 апреля в 10.00 час.

Организатор конференции - Нижегородская епархия Русской Православной Церкви. Конференция - конфессиональное мероприятие, она откроется православным Богослужением (начало в 9.00), однако это конференция открытая, на ней могут присутствовать все желающие, а среди докладчиков - люди разных вероисповеданий.

Как видно из темы конференции, на ней будет обсуждаться деятельность религиозных объединений, в отношении которых в средствах массовой информации употребляются термины "тоталитарные секты", "деструктивные культы", которые вызывают общественное беспокойство, обвиняются в психологическом манипулировании людьми, разрушении семей, нагнетании религиозной нетерпимости.

Объявленные темы конференции: "Методы противодействия тоталитарному сектантству со стороны государственных органов, общественных и религиозных движений", "Специфика и характеристика тоталитарных сект, действующих в России и мире", "Методология изучения сектантства", "освещение проблемы тоталитарных сект в СМИ", "Опыт помощи жертвам тоталитарных сект", "Сектантство и психиатрия", "Сектозащитники и их деятельность". Кроме пленарных докладов 25 апреля состоятся "круглые столы" по данным темам.

Среди докладчиков - священнослужители, богословы и преподаватели православных духовных академий и семинарий из Москвы, Твери, Екатеринбурга, известные православные публицисты кандидат богословия диакон Андрей Кураев и кандидат богословия Александр Дворкин.

Планируется участие зарубежных гостей, среди которых председатель Межминистерской комиссии по борьбе против сект при премьер-министре Французской Республики Аллен Вивьен; председатель Межминистерской комиссии по сектам и культам Федеральной земли Баден-Вюрттемберг (Германия) Ханс Вернер Карлхофф; уполномоченный Берлинско-Бранденбургской Лютеранской Церкви по вопросам сект и мировоззрений (Германия) Томас Гандоу; архимандрит Кристофер Чакас (Союз по защите семьи и личности, Кипр); писатель Джеральд Армстронг - бывший личный архивист Р.Хаббарда, впоследствии выступавший против деятельности саентологов; профессор Иоханнес Огорд (Дания) и др.

Конференция такого рода проходит в Н.Новгороде впервые.
__________________________________________________________

Тел. в департаменте по связям с общественностью, конфессиональному и межрегиональному сотрудничеству
администрации города Н.Новгорода 36 95 73 (Симонов Игорь Валентинович). При помещении данной
информации в СМИ просьба ссылаться на департамент как ее источник.

Архив пресс-релизов и другие материалы об общественной жизни города Вы можете найти на сайте администрации г. Нижнего Новгорода
http://www.admcity.nnov.ru
 
 



7. Конкурс сказок

Подведены итоги конкурса сказок, который проводился в декабре 2000 - феврале 2001 г. рассылкой Введение в религиоведение совместно с издательством Мирт. Победителем конкурса стал Александр Малышко ("Капельки") - с чем мы его от души поздравляем! Победителя ждет приз, который будет выслан ему почтовым отправлением. Кроме того, в одном из следующих Выпусков нашей рассылки будут опубликованы сказки Александра и интервью с автором.

Небольшим книжным призом мне хотелось бы отметить работы еще двух авторов: Александра Кукалева и Татьяны (Арадханы Прийа Даси).  И Александр, и Татьяна имеют свои проекты в сети и, я уверена, им есть что рассказать о себе. К этим рассказам я также хочу обратиться в одном из следующих Выпусков рассылки. :-)
 


8. Почта Упельсинке
Здраствуйте!
Я ваш подписчик, подписался на вашу рассылку около полугода назад. Мне ваша рассылка нравится: интересные сведения, много ссылок и энциклопедической информации. Я занимаюсь Кудалини Йогой традиции Йоги Бхаджана. Это старая школа, которая включает в себя не только йогу, но и тантру, нумерологию, сикхизм, философию и т.д. Главный офис организации находится по адресу www.3ho.org. На этой странице вы можете ознакомиться со школой Кундалаини Йоги традиции Йоги Бхаджана. В течении года в Москве и под Москвой проводится несколько семинаров с практическими занятиями, посвященными Кундалини йоге; фестиваль на который приезжают учителя разных направлений, занимающиеся йогой, нумерологией, наукой исцеления Сат Нам Рассаян, гатткой - индусской борьбе на мечах и т.д. Семинары проводятся для учителей, так как традиция предполагает в будущем преподавание йоги другим людям. Краткую информацию по поводу семинаров вы можете посмотреть на сайтах http://kundalini.nm.ru/, www.kundalini.boom.ru. 1 мая в Москву приезжает учитель Нанак Дев; он специализируется на медитации с гонгом и гатке. Семинар будет проходить со 2-го по 9-е мая в комфортабельном подмосковном пансионате, помимо семинара будет еще и разовое занятие в Москве. Было бы здорово если эту информацию вы смогли бы разместить в вашей рассылке, возможно что это могло бы заинтересовать кого-то из подписчиков. В Москве почти ежедневно проводятся занятия Кундалини Йоги, расписание можно посмотреть на сайте.
САТ НАМ
Алексей Меркулов



9. Обзоры предыдущих Выпусков рассылки

Предмет и структура религиоведения:

(название раздела Рассылки осталось прежним)

О предмете религиоведения (Вып. 33 - 30.10; Вып. 34 - 03.11; Вып. 37 - 13.11; Вып. 38 - 17.11)
Основные разделы религиоведения. Философия религии (Вып. 41- 08.12; Вып. 42 - 11.12)
Теологическое изучение религии (Вып. 43 - 15.12)
Психология религии (Вып. 44 - 18.12)
Социология религии (Вып. 45 - 22.12)
Источниковедческие исследования религии (Вып. 49 - 15.01)
Археологические исследования религии (Вып. 50 - 22.01)
Антропологические подходы к изучению религии (Вып. 52 - 02.02)
Символическая антропология (Вып. 53 - 05.02)
Социография религии (Вып. 55 - 12.02)
Феноменология религии (Вып. 56 - 16.02)
Психология религии (Вып. 57 - 19.02)
Феноменологический метод (Вып. 59 - 26.02.01)
Функции религии (Вып. 60 - 02.03)
Феноменология религии. Чикагская школа (Вып. 61 - 05.03)
История религии (Вып. 63 - 12.03)
Сравнительный метод (Вып. 67 - 30.03)
Ритуалистическая школа (Вып. 69 - 16.04)

История религий:

(в настоящее время этот раздел Рассылки носит общее название "Религии")

Вавилонская религия (Вып. 1 - 23.06)
Народы Великого Океана (Вып. 2 - 26.06)
Даосизм (Вып. 3 - 30.06)
Конфуцианство (Вып. 4 - 03.07)
Гностицизм (Вып. 5 - 07.07)
Джайнизм (Вып. 6 -10.07)
Кельты (Вып. 7 - 14.07)
Первобытное общество (Вып. 8 - 17.07)
Кумранская община (Вып. 9 - 21.07)
Зороастризм (Вып. 10 - 25.07)
Шаманизм (Вып. 11 - 28.07)
Славянские и прибалтийские народы (Вып. 12 - 15.08)
Австралия (Вып. 13 - 18.08)
Синтоизм (Вып. 14 - 22.08)
Хетты (Вып. 15 - 25.08)
Северная Америка (Вып. 16 - 29.08)
Тибет (Вып. 17 - 01.09)
Кельтское христианство (Вып. 18 - 05.09)
Германцы (Вып. 19 - 08.09)
Эллинизм (Вып. 20 - 12.09)
Индоевропейцы (Вып. 21 - 15.09)
Фракийцы (Вып. 22 - 22.09)
Римляне (Вып. 23 - 26.09)
Центральная Америка (Вып. 24 - 29.09)
Развитие Вавилонской религии. Местные культы (Вып. 25 - 02.10)
Южная Америка (Вып. 26 - 06.10; Вып. 27 - 09.10)
Индуизм (Вып. 28 - 13.10; Вып. 29 - 16.10; Вып. 30 - 20.10)
Греческая религия (Вып. 31 - 23.10; Вып. 32 - 27.10)
Африка (Вып. 33 - 30.10; Вып. 34 - 03.11; Вып. 35 - 06.11; Вып. 36 - 10.11)
Гностицизм (Вып. 39- 27.11; Вып. 40 - 4.12; Вып. 41 - 08.12)
Религиозные представления и изобразит. искусство народов Месоамерики (Вып. 55 - 12.02; Вып. 56 - 16.02)
Джайнизм. Религия и истории (Вып. 59 - 26.02; Вып. 60 - 02.03; Вып. 61 - 05.03)
Философское учение буддизма (Вып 64 - 16.03; Вып. 65 - 19.03)
Щербатской Ф.И. Краткий отчет о поездке в Ургу (Вып. 67 - 30.03)
Щербатской Ф.И. Из записей во время путешествия в Ургу (Вып. 68 - 02.04)
Щербатской Ф.И.. Краткий отчет о командировке в Индию (Вып. 69 - 16.04)

Мифология:

(в настоящее время этот раздел Рассылки носит общее название "Тексты")

Тексты догон (Вып. 1 - 23.06)
Тексты зулу. Мифы об Ункулункулу (Вып. 2 - 26.06)
Тексты бушменов: Цагн и слоны (Вып. 3 - 30.06)
Тексты ньяса (Вып. 4 - 03.07)
Мифы Полинезии (Вып. 5 - 07.07)
Мифы народов Америки. Майя (Вып. 6 -10.07)
Мифы Индии. Начикетас (Вып. 7 - 14.07)
Мифы народов Америки. Ацтеки. Пять Солнц (Вып. 8 - 17.07)
Египетский миф творения (Вып. 9 - 21.07)
Мифы Индии. Ману и рыба (Вып. 10 - 25.07)
Мифы Вавилона. Утнапиштим (Вып. 11 - 28.07)
Гавайская мифология (Вып. 12 - 15.08)
Мифы народов Америки. Индейцы-черноногие. История Пойя (Вып. 13 - 18.08)
Финский миф творения (Вып. 14 - 22.08)
Мифы Индии. Гимн Насадийя (Вып. 15 - 25.08)
Китайский миф творения (Вып. 16 - 29.08)
Гавайский миф о потопе (Вып. 17 - 01.09)
Египетский миф о потопе (Вып. 18 - 05.09)
Инкский миф о потопе (Вып. 19 - 08.09)
Калевала (Вып. 20 - 12.09)
Египетская мифология. Легенда о Псамметихе (Вып. 21 - 15.09)
Китайская мифология. Как Фуси научил людей рыбу ловить (Вып. 22 - 22.09)
Эпос народов Африки южнее Сахары (Вып. 23 - 26.09)
Мифы народов Америки. История двух братьев (Вып. 24 - 29.09)
Египетская мифология. Фараон Амасис и мореход (Вып. 25 - 02.10)
Мифы народов Австралии. День и ночь (Вып. 26 - 06.10)
Эпос Африки Южнее Сахары. Эпические предания Сорко (Вып. 27 - 09.10)
Античная мифология. Начало начал (Вып. 28 - 13.10)
Угаритская мифология (Вып. 29 - 16.10)
Славянская мифология (Вып. 30 - 20.10; Вып. 31 - 23.10; Вып. 32 - 27.10)
Мифы Новой Гвинеи. Мифы первотворения. Космогонические мифы (Вып. 36 - 10.11; Вып. 37 - 13.11)
Мифология ацтеков. Пополь-Вух (Вып. 39 - 27.11; Вып. 40 - 04.12)
Новая Гвинея. Мифы творения предметов культуры (Вып. 42 - 11.12)
Новая Гвинея. Мифы творения макромира. Этимологические мифы (Вып. 43 - 15.12)
Китай. Книга гор и морей (Вып. 44 - 18.12)
Китай. Книга преданий (Вып. 45 - 22.12)
Бразильские сказки и легенды (Вып. 59  - 26.02; Вып. 61 - 05.03)
Шумерская поэзия. Сказание об Энки и Нинмах (Вып. 65 - 19.03)

Этнография:

(в настоящее время этот раздел Рассылки носит общее название "Религии")

Обряды наречения имени (Вып. 1 - 23.06)
Погребальные обряды тайских народов (Вып. 2 - 26.06)
Ритуал шаманской инициации у инуитов (эскимосов) (Вып. 3 - 30.06)
Бушмены (Вып. 4 - 03.07)
Культура Чавин (Вып. 5 - 07.07)
Древний Египет глазами греческого путешественника (Вып. 6 - 10.07)
Культура Уари (Вып. 7 - 14.07)
Праздники в Древней Греции (Вып. 8 - 17.07)
Мадагаскар (Вып. 9 - 21.07)
Берег Слоновой Кости (Вып. 10 - 25.07)
Канарские острова (Вып. 11- 28.07)
Обрядность в зороастризме (Вып. 12 - 15.08)
Острова Св. Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья (Вып. 13 - 18.08)
Египет (Вып. 14 - 22.08)
Печенеги (Вып. 15 - 25.08)
Анты (Вып. 16 - 29.08.00)
Майя (Вып. 17 - 01.09; Вып. 18 - 05.09; Вып. 19 - 08.09)
Тайрона (Вып. 20 - 12.09; Вып. 21 - 15.09; Вып. 22 - 22.09)
Тисненая керамика Далмы (Вып. 23 - 26.09)
Традиционные китайские праздники (Вып. 24 - 29.09)
Китайский праздник душ (Вып. 25 - 02.10)
Традиционные верования народов Сибири (Вып. 26 - 06.10)
Скифы (Вып. 27 - 09.10)
Культуры Эриду и Хаджи Мухаммеда в Южной Месопотамии (Вып. 28 - 13.10)
Греческий образ смерти (Вып. 29 - 16.10)
Культура докерамического неолита В в Иерихоне (Вып. 30 - 20.10)
Религия и старение в индийской традиции (Вып. 31 - 23.10)
Находки Кумрана (Вып. 33 - 30.10)
Мифы Древнего Египта (Вып. 35 - 06.11)
Мочика (Вып. 36 - 10.11; Вып. 37 - 13.11)
Чавин (Вып. 40 - 04.12; Вып. 41 - 08.12; Вып. 42 - 11.12)
Анты (Вып. 43 - 15.12; Вып. 44 - 18.12)
Новый год в Бирме (Вып. 46 - 25.12)
Новый год в Китае (Вып. 48 - 05.01; Вып. 49 - 15.01)
Маски и ряжение (Вып. 52 - 02.02; Вып. 53- 05.02; Вып. 55 - 12.02)
Животные в погребальных обрядах ранних кочевников Забайкалья (Вып. 60 - 02.03; Вып. 61 - 05.03)
Вавилон: последняя монархия Месопотамии (Вып. 64 - 16.03; Вып. 65 - 19.03)

Тексты:

(название раздела Рассылки осталось прежним)

Св. Николай Сербский. Молитвы у озера (Вып. 1 - 23.06)
Дао-дэ-цзин (Вып. 2 - 26.06)
Франциск Ассизский. Гимн Брату Солнцу (Вып. 3 - 30.06)
Гностическая песнь (Вып. 4 - 03.07)
Изречения Египетских отцов (Вып. 5 - 07.07)
Буддизм. Символ веры (Вып. 6 - 10.07)
Авеста. "Символ веры" (Вып. 7 - 14.07)
Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума (Вып. 8 - 17.07)
Махабхарата. Книга о Карне (Вып. 9 - 21.07)
Священный Коран (Вып. 10 - 25.07)
Луньюй (Вып. 11 - 28.07)
Сказание о Кришне. Рождение Кришны (Вып. 12 - 15.08)
О редакциях Авесты (Вып. 13 - 18.08)
Тертуллиан. О крещении (Вып. 14 - 22.08)
Хишам ал-Калби. Книга об идолах (Вып. 15 - 25.08)
О Коране (Вып. 16 - 29.08)
Апокрифические фрагменты. О теле (Вып. 17 - 01.09)
Блаж. Августин. О боязни смерти (Вып. 18 - 05.09)
Сказание о Раме. Рождение Рамы (Вып. 19 - 08.09)
Наставления св. Макария Египетского (Вып. 20 - 12.09)
Рассказы о дзэнских монахах (Вып. 21 - 15.09)
Ле-цзы. Небесная доля (Вып. 22 - 22.09)
Апокрифы древних христиан. Евангелие от Марии (Вып. 23 - 26.09)
Вишну-пурана (Вып. 24 - 29.09)
Авеста. Гимн Солнцу (Вып. 25 - 01.10)
Д.Т. Судзуки. Основы дзен-буддизма (Вып. 26 - 06.10)
Индийская философия. Шветашватаpа-упанишада (Вып. 27 - 09.10)
Мейстер Экхарт. Изречения (Вып. 28 - 13.10)
Краткое житие Климента Охридского (Вып. 29 - 16.10)
Духовные наставления о. Серафима Саровского (Вып. 30 - 20.10)
Св. Францизк Ассизский. Об истинной и совершенной радости (Вып. 31 - 23.10)
Послание Святого Игнатия Богоносца к ефесянам (Вып. 32 - 27.10)
Авеста. Вендидат. Глава III [О благе земледелия] (Вып. 34 - 03.11)
Из "Гуань Инь-Цзы" (Вып.35 - 08.11)
Зарождение древнеперсидской летописи (Вып. 37 - 13.11; 38 - 17.11)
Литература ведийского канона. Брихадараньяка-Упанишада (Вып. 44 - 18.12)
Литература ведийского канона. Чхандогья-Упанишада (Вып. 45 - 22.12)
Литература буддийского канона. Сутта (Вып. 49 - 15.01)
Сутта о Касибхарадвадже (Вып. 50 - 22.01)
Литература буддийского канона. Джатака (Вып. 52 - 02.02)
Джатака о Суссонди (Вып. 53 - 05.02)
Джатака о неудаче с обеих сторон. Джатака о доброжелательном слоне (Вып. 55 - 12.02)
Литература буддийского канона. Поэзия (Вып. 56 - 16.02)
Сутта о решимости (Вып. 57 - 19.02)
Апокрифические апокалипсисы. Откровение Седраха (Вып. 60 - 03.03)
Откровения пресвятой Богородицы  (Вып. 63 - 12.03)
Послание св. Игнатия Богоносца к Ефесянам (Вып. 68 - 02.04)

Научные исследования:

(в настоящее время этот раздел Рассылки носит общее название "Тексты")

Абдельмаджид Ибн Азиз Аль-Зиндани. Места сливания и разъединения  морей, описанные в Священном
Коране (Вып. 32 - 27.10; Вып. 33 - 30.10; Вып. 34 - 03.11)
Прот. Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных  данных с Библейским повествованием (Вып. 38 - 17.11; Вып. 39 - 27.11; Вып. 40 - 04.12; Вып. 41 - 08.12)

Классики религиоведения:

(название раздела Рассылки осталось прежним)

Макс Мюллер. Введение в науку о религии (Вып. 1 - 23.06)
Макс Вебер. Социология религии (типы религиозных сообществ)  (Вып. 2 - 26.06)
Пьер Шантепи де ля Соссе. Учебник по истории религий (Вып. 3 - 30.06)
Люсьен Леви-Брюль (Вып. 4 - 03.07)
Эдуард Тайлор. Первобытная культура (Вып. 5 - 07.07)
Герберт Спенсер. Принципы социологии (Вып. 6 - 10.07)
Эрнест Ренан. Очерки по истории религий (Вып. 7 - 14.07)
Корнелис Тиле. Основные принципы науки о религии (Вып. 8 - 17.07)
Дж. Фрэзер. Предисловие к 3-му изд. "Золотой ветви" (Вып. 9 - 21.07)
Эмиль Дюркгейм (Вып. 10 - 25.07)
Уильям Джемс. Многообразие религиозного опыта (Вып. 11 - 28.07)
Генрих Фрик. Сравнительное религиоведение (Вып. 12 - 15.08)
Нюма Фюстель де Куланж. Древний город (Вып. 13 - 18.08)
Эрнст Кассирер. Эссе о человеке (Вып. 14 - 22.08)
Клод Леви-Стросс. Тотемизм сегодня (Вып. 15 - 25.08)
Эндрю Лэнг. Становление религии (Вып. 16 - 29.08)
Иоганн Баховен. Материнское право (Вып. 17 - 01.09)
Альберт Швейцер. Вопрос об историчности Иисуса (Вып. 18 - 05.09)
Юлиус Велльгаузен. Пролегомены к истории Израиля (Вып. 19 - 08.09)
Уильям Робертсон Смит. Лекции о религии семитов (Вып. 20 - 12.09)
Фридрих Делич. Вавилон и Библия (Вып. 21 - 18.09)
Бронислав Малиновский. Магия, наука, религия (Вып. 22 - 22.09)
Роберт Маретт. Формула табу-мана как минимум определения религии (Вып. 23 - 26.09)
П. Шантепи де ля Соссе. Учебник по истории религии (Вып. 24 - 29.09; Вып. 25 - 02.10;  Вып. 26 - 06.10)
Отто Пфлейдеp. Религия и pелигии (Вып. 27 - 09.10)
Натан Зедерблом. Становление веры в Бога (Вып. 28 - 13.10; Вып. 29 - 16.10)
М. Элиаде. Предисловие к 1-му изданию кн. "Шаманизм:  архаические техники экстаза" (Вып. 31 - 23.10)
Мирча Элиаде. Биография. От Залмоксиса до Чингиз-хана (Вып. 33 - 30.10)
Мирча Элиаде. Библиография работ. Трактат по истории религий (Вып. 34 - 03.11)
Жорж Дюмезиль. Предисловие автора о "Книге о героях" (Вып. 36 - 10.11; Вып. 37 - 13.11)
Ж. Дюмезиль. Из книги "Сказания о нартах" (Вып. 38 - 17.11)
Г.В.Ф. Гегель. Биография (Вып. 42 - 11.12)
Г.В.Ф. Гегель. Отношение религии к государству (Вып. 43 - 15.12)
И. Кант. Биография (Вып. 44 - 18.12)
И. Кант. Моральный принцип религии (Вып. 45 - 22.12)
Э. Дюркгейм. Священные объекты как символы (Вып. 49 - 15.01)
Л. Леви-Брюль. Социальная обусловленность представлений и институтов (Вып. 50 - 22.01)
Э. Дюркгейм. Коллективный ритуал (Вып. 52 - 02.02)
Б. Малиновский. Смерть и реинтеграция группы (Вып. 53- 05.02)
В. Робертсон Смит. Иегова и пророки (Вып. 56 - 16.02; Вып. 57 - 19.02)
Л. Леви-Брюль. Психология мышления (Вып. 59- 26.02)
З. Фрейд. Психический генезис религиозных представлений (Вып. 60 - 02.03)
Н. Фюстель же Куланж. Гражданская община древнего мира (Вып. 61 - 05.03; Вып. 64 - 16.03;  (Вып. 67 - 30.03)
Б. Малиновский. Магия, наука, религия (Вып. 68 - 02.04)
Эмиль Дюркгейм. Биография (Вып. 69 - 16.04)

Социология религий:

(в настоящее время этот раздел Рассылки носит общее название "Предмет и структура религиоведения")

Возникновение и развитие социологии религии (Вып. 39 - 27.11)
Основные проблемы социологии религии  (Вып. 42 - 11.12)

Опубликованные Интервью:

Иеромонах Григорий (В.М. Лурье), Российская Православная Автономная Церковь (Вып. 54 - 09.02.2001)
Абдулла Али, ведущий рассылки Ислам - религия истины  (Вып. 58 - 23.02.2001)
Игорь Витальевич Подберезский, Церковь Евангельских христиан-баптистов (Вып. 62 - 09.03.2001)
Николай Ардабьевский, ведущий Православной страницы и рассылки Новости Православного интернета (Вып. 66 - 26.03.2001)
Алексей Романовский, координатор и вебмастер автоэтнографического проекта Мы похоронены на Невском проспекте (Вып. 70; 20.04.2001)



Выпуски ╧ 1 - 47 выходили в 2000 году, все последующие Выпуски Рассылки (начиная с Выпуска 48) выходили в 2001 г. Все материалы рассылки дублированы на сайте Упельсинкина страница


 
Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://upelsinka.boom.ru


Архив рассылки "Введение в религиоведение"-http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Архив рассылки "Интервью для Упельсинки" - http://subscribe.ru/archive/religion.interview
Упельсинкина страница - http://upelsinka.boom.ru

Зеркала сайта Упельсинкина страница:
http://upelsinka.narod.ru
http://www.geocities.com/upelsinka



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное